Напоминание

Проблема формирования эмоционально - волевой сферы у дошкольников


Автор: Куштуева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №54 Фрунзенского района
Населённый пункт: город Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Проблема формирования эмоционально - волевой сферы у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема формирования эмоционально - волевой сферы

у дошкольников.

Эмоции и воля человека непосредственно влияют на развитие

различных сфер личности – от психомоторной до самосознания.

Все большее значение приобретает «аффективно – эмоционально

– волевая (личностная)» философия образования, центром которой

является эмоциональное и социальное развитие ребенка.

Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека,

характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и

чувств.

Чувства - сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у

человека с теми или иными людьми, предметами, событиями.

Чувства имеют предметную отнесенность, то есть они

возникают и проявляются только по отношению к определенным

объектам: людям, предметам, событиям и прочему.

Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в

течение значительного времени отдельные психические процессы и

поведение человека. Настроение существенно зависит от общего

состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и,

особенно от тонуса нервной системы. Именно этот вид

настроения называют самочувствием. На настроение влияют

окружающая природа, события, выполняемая деятельность и

люди. Настроения могут различаться по продолжительности.

Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста

человека, индивидуальных особенностей его характера и

темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов

поведения. Настроение накладывает существенный отпечаток на

поведение. Настроение может как стимулировать, усиливать,

так и подавлять, расстраивать деятельность человека.

Эмоции в строгом значении слова - это непосредственное,

временное переживание какого-либо чувства.

Стресс - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на

разнообразные экстремальные воздействия. Современные

психологи сходятся на точке зрения, согласно которой стресс на

начальном этапе развития оказывает положительное влияние на

человека, поскольку он способствует мобилизации психических сил

и не вызывает физиологических изменений. Но если защитные

механизмы человека не могут справиться со стрессом, то в

конечном итоге он получает психосоматическое или другое

психическое отклонение.

Воля - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в

преднамеренной мобилизации поведенческой активности на

достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и

возможность, способность человека к самодетерминации,

самомобилизации и саморегуляции (М.И.Еникеев).

Период дошкольного детства - возраст познавательных эмоций, к

которым относятся чувства удивления, любопытства,

любознательности.

Теоретические и практические аспекты в области изучения

эмоционально-волевого состояния дошкольников дают

возможность понять, что создание эмоционального благополучия

и комфорта оказывает влияние практически на все сферы

психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная

сфера, овладение ребенком средствами и способами

взаимодействия с другими людьми, поведение в группе

сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Способы поведения, которые мы демонстрируем ребенку в

обыденной жизни не всегда продуктивны, иногда - неадекватны, а

часто и ограничены нашим собственным опытом и

недостатками. Поэтому для развития эмоционально-волевой

сферы дошкольника необходима специальная работа в этом

направлении.

Иногда взрослые не совсем владеют вопросами, касающимися

сферы эмоций, и не могут оказать необходимую поддержку. А

бывает, что ребенка учат сдерживанию чувств еще до того, как

он откроет для себя митр собственных и чужих эмоций. Когда

малыш ведет себя непринужденно и естественно, взрослые,

оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же

мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?». И

как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому

что эти чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к

тому, что малыш вообще не овладевает способами распознавания,

узнавания эмоциональных проявлений.

Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких.

Однако именно родители могут и должны начать эту работу.

Прежде всего, маме и папе следует учитывать небольшой

словарный запас малыша. Поэтому необходимо, объясняя что-то

ребенку, обозначать словом определенные эмоции, тем самым

закладывая основы эмоционального словаря: «радость»,

«грустно», «сердишься», «удивляешься», «испуганный», «злой» и

т.д. И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о

чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев

сказок или мультфильмов), тем более точно малышу удается их

распознать и обозначить словесно. Подобные беседы обогащают

внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные

эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих

переживаний и поступков.

Необходимо активировать эмоции детей через разные виды

деятельности, отдавая предпочтение игре. Подбирать

подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и

индивидуальные особенности эмоционального развития детей.



В раздел образования