Автор: Колесниченко Лидия Глебовна
Должность: преподаватель истории и основ философии
Учебное заведение: Медицинский колледж РУТ МИИТ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Сценарий открытого аудиторного мероприятия
Тема: Страница устного журнала. "Битва за Москву"
Раздел: среднее профессиональное
Название мероприятия: Страница устного журнала «Битва под
Москвой. Исторические хроники».
Цели мероприятия:
1.
Повышение интереса учеников к истории.
2.
Активизация и актуализация знаний учащихся по предмету.
3.
Создание благоприятных условий для выявления знаний и умений
учеников в нестандартных игровых ситуациях.
4.
Развитие социальных взаимосвязей и коммуникативных способностей
учащихся.
5.
Воспитание глубокого уважения к истории Отечества и чувства
патриотизма.
Формат: открытое аудиторное мероприятие
Участники мероприятия: студенты первого курса (на базе 9 классов)
Сценарий
Вступление
Преподаватель Здравствуйте, студенты. Сегодня я предлагаю углубить свои
знания
по
истории
Великой
Отечественной
войны.
Итак, сейчас мы прослушаем фрагмент песни Льва Лещенко
«Ты моя
надежда, ты моя отрада» и посмотрите внимательно на фотографии.
Вопрос студентам «Как вы думаете что мы сегодня будем изучать?»
Студенты
называют
варианты,
преподаватель
показывает
слайд
с
содержанием темы «Транспорт в битве под Москвой»
Далее преподаватель объявляет: сегодня для объяснения этой темы у меня
будут
помощники.
Преподаватель
представляет
помощников.
А также сегодня на протяжении изучения этой темы, у вас также будет
задание.
На доске написано большое количество вопросов, вам необходимо будет
после того, как мои помощники будут рассказывать понемногу информации,
отвечать
на
них.
Наша задача, чтоб к концу занятия вы ответили на все поставленные
вопросы.
Но для начала, давайте я вас немного перенесу во время, которое мы сегодня
будем изучать.
Итак, Осенью 1941 г. немецкие войска начали свое наступление на Москву.
30 сентября 1941 г. началось крупнейшее сражение Великой Отечественной
войны – битва за Москву.
Фашистский план по захвату Москвы назывался «Тайфун». По этому плану
немецкие войска хотели напасть на город с севера и юга, то есть применить
тактику охватывающего удара. Советские войска Западного и Резервного
фронтов оказались разбиты.
Критическим моментом в Битве за Москву стали 15–17 октября 1941
г. Именно
в
это
время
было принято
решение
эвакуировать
часть
стратегически важных учреждений из Москвы на восток страны. В городе
началась паника. Многие жители столицы пытались уехать, не зная, что
будет дальше. 16 октября немецкий отряд мотопехоты прорвался на окраину
Москвы, это было в 20 км от города. Бои велись уже на подступах к Москве,
но все-таки советские войска выбили вражеские силы из пригорода столицы.
К концу октября сила немецкого наступления намного ослабла, фашистские
войска
выдохлись. Для
решительного
штурма
нужно
было
перегруппироваться и сконцентрировать свои силы, но они не могли этого
сделать. Конец октября – начало ноября 1941 г. прошли относительно
спокойно, не считая артобстрелов и бомбардировок самолетами.
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялось важное событие –
парад советских войск в честь Великой Октябрьской революции.
В середине ноября фашисты предприняли последнюю попытку штурмовать
Москву и вновь начали наступление. Но, пройдя еще несколько километров,
немцы остановились. Военные специалисты же говорят, что последний
порыв немцев удалось остановить благодаря тому, что вовремя подошли из
Сибири резервные дивизии и помогли уже сражающимся войскам в
Московской битве.
Сейчас
мы
погрузились
в
это
время
А теперь мои помощники помогут вам изучить, как транспорт помог
выиграть эту битву
Тексты студентов-выступающих
Железнодорожный транспорт
15 октября 1941 года дороги из центра Москвы забиты. На грузовиках,
наркомовских лимузинах, автобусах москвичи в панике покидают город со
всем, что можно увезти с собой. Немецкие войска взяли Вязьму, и двигаются
на столицу. Город погружается в хаос. На железнодорожных путях грузят
вагоны. Составы как можно скорее стараются вывести за пределы города.
Железнодорожников не хватало. Многих забрали на фронт ещё летом –
никто не ожидал, что враг может продвинуться так далеко.
Несмотря на то, что со времён Царской России железные дороги претерпели
большие изменения, был обновлён паровозный парк, построены новые
транспортные узлы, система всё равно не была рассчитана на такие нагрузки
– за время войны грузооборот железных дорог вырос в 6,4 раза, а
пассажирооборот – в 3,3 раза. Навстречу друг другу шло два мощных потока:
эвакуация населения и промышленности на восток и переброска свежих
военных частей на запад. Необходимо было неординарное решение.
Ковалёв нашёл его – на Транссибе и ряде других дорог было организовано
одностороннее движение по обоим путям. Только на запад, к линии фронта.
Многочисленные эвакуационные составы отправляли на запасные пути, где
они стояли неделями, пропуская эшелоны с уральскими, сибирскими и
дальневосточными дивизиями, которые проносились мимо один за другим.
Они шли с курьерской скоростью. Когда не хватало мощных локомотивов,
подключали два пассажирских локомотива.
В критические моменты, чтобы пропустить как можно больше составов,
приходилось рисковать. Движением поездов вручную управляли девочки-
сигналистки, стоящие вдоль путей на определённом расстоянии. Расстояние
между составами уменьшали до минимума, и машинист видел хвост впереди
идущего поезда, хотя в штатной ситуации такого сближения не допускают из
соображений
безопасности.
Одним из главных противников поездов, были самолеты. На станции
Московско-Рязанской дороги в конце 1941 года было совершено 159 налетов,
сброшено около 900 фугасных и тысячи зажигательных бомб. И несмотря на
это дорога выгружала 7-8 тыс. вагонов в сутки, в четыре раза больше, чем в
мирное время.
Чтобы «обмануть» лётчиков противника, на железной дороге, как и в
крупных городах, применяли маскировку. Например, цистерны с топливом
обшивали досками и делали крышу, чтобы с воздуха они казались обычными
теплушками, совсем не такими привлекательными для германской авиации.
Часть составов перегоняли по ночам с использованием светомаскировки.
Вопросы студентам на доске:
Как вы думаете кто был главный враг у поездов?
Кто придумал решение, как переправить как можно быстрее военных
частей с востока на запад?
В чем заключалось неординарное решение, с железным транспортом в
битве за Москву?
Кто помогал управлять движением поездов?
Как обманывали летчиков?
Автомобильный транспорт
Боевые
действия
требовали
подвоза
колоссальных
объёмов
техники,
боеприпасов, снаряжения, продовольствия и своевременной эвакуации
раненых. Маневренный характер войны и перемещение фронтов, за
которыми не успевало восстановление железных дорог, обуславливали
необходимость перевозки всей массы грузов к фронту от станции снабжения
на железных дорогах, иногда расположенных на больших расстояниях от
линии
фронта,
автомобилями.
Перевозки
осложнялись
тем,
что
на
значительной
территории
страны
отсутствовали
дороги
с
твёрдым
покрытием. Все перевозки приходилось выполнять по грунтовым дорогам,
что
было
возможно
лишь
при
непрерывном
ремонте
и
усиленном
содержании дорог, регулировании движения и контроле за его дисциплиной.
Необходимо было быстро строить мосты через форсируемые реки и
восстанавливать те из них, которые были разрушены авиацией противника
или взорваны при отступлении.
Выполнение этих задач потребовало создания по сути новых родов войск –
автомобильных и дорожных, численность которых к началу 1942 года
превысила 8% от боевого состава Красной армии. Инициатива и творческий
подход
дорожников
и
автомобилистов,
командный
состав
которых
комплектовался в основном из призванных из запаса специалистов,
позволили
пропускать
по
дорогам
максимально
возможные
потоки
движения.
К началу Великой Отечественной войны в Красной армии базовыми
моделями грузовых автомобилей были ГАЗ-АА, ЗИС-5 и ЯГ-6, а легковых –
сначала ГАЗ-М и ЗИС 101, а затем ГАЗ-61, ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б. Они и их
модификации обеспечивали основную долю всех перевозок, как на фронте,
так и в тылу страны, стали основой для создания многих моделей боевых
машин – бронеавтомобилей, знаменитых «катюш», штабных, связных,
санитарных и других транспортных средств.
В ноябре – декабре 1941 года, когда битва на подступах к Москве приобрела
особенно ожесточённый характер, им осуществлялась доставка вновь
сформированных и прибывших на пополнение частей и соединений к линии
фронта.
По мере приближения фронта к Москве возникли потоки беженцев и
эвакуируемых, в июле – августе 1941 года всего за месяц была построена
кольцевая дорога в обход Москвы, соединившая все дороги Московского
узла. Длина кольцевой дороги превышала 125 км, из них 28,6 км были
построены заново. На водотоках, пересекавшихся дорогой, в том числе через
реку Москву и канал им. Москвы, было наведено 7 наплавных мостов. На
строительство
дороги
было
направлено
более
10
тыс.
дорожников
Гушосдора, привлекалось местное население. Построенная кольцевая дорога
разгрузила Москву.
Начатое 5-6 декабря 1941 года контрнаступление, завершившееся в апреле
1942 года поражением немецко-фашистских войск на фронте от Калинина на
севере до Кирова Калужской области на юго-западе от Москвы, отбросила
врага на 100-135 км. Отступавший противник разрушал на автомобильных
дорогах мосты и дорожное полотно, всё это необходимо было восстановить в
кратчайшие сроки, что и было сделано благодаря самоотверженной работе
дорожных служб. В наступлении под Москвой дорожные войска получили
первый опыт скоростного восстановления повреждённых участков военно-
автомобильных дорог и разрушенных мостов.
Вопросы студентам на доске:
В чем была проблема в перевозках на автомобилях?
Какая дорога разгрузила Москву?
Какой главный профессиональный опыт получили московские дорожные
войска в битве под Москвой?
Московский метрополитен:
В годы войны московский метрополитен являлся оплотом, надеждой для
москвичей и всей страны, предоставляя возможность укрытия тысячам
людей. А главное – московское метро строилось, открывались новые
станции. Это давало колоссальную веру в победу.
Московский метрополитен стал надёжным убежищем для москвичей. Едва
наступали сумерки, время приближения воздушных налётов на столицу, к
станциям метро торопились старики, женщины и дети. Стоило опасности
миновать, как по тоннелям снова шли поезда. Если сигнал «Воздушная
тревога!» объявлялся днём, метрополитен немедленно с транспортного
режима переходил на режим укрытия населения, а после отбоя движение
возобновлялось. Когда угроза воздушного нападения стала повседневной,
Московский метрополитен с 18 часов, не дожидаясь сигнала воздушной
тревоги, прекращал движение поездов, и население укрывалось на ночное
время. Только осенью 1941 года ежесуточно предоставлялось убежище
полумиллиону москвичей.
Основная организаторская работа по координации всех подразделений
проводилась службой движения. Весь обслуживающий персонал станций
много сил отдавал организации движения, приёму и размещению людей в
тоннелях и на платформах, информации населения, оказанию помощи
больным, инвалидам и даже роженицам. (По данным за 1941 год, на станциях
московского метро родилось 217 детей.) На станциях действовал 21
стационарный медпункт, работали библиотеки, проводились киносеансы,
выступления концертных бригад. В агитпунктах шла большая работа с
детьми, работали кружки рисования, вышивания, лепки, проводились
учебные занятия. Вывешивались сводки Совинформбюро, плакаты, «Окна
ТАСС», а также были организованны исторические выставки, посвящённые
Кутузову, Суворову, Отечественной войне 1812 года.
В октябре 1941 года поступили распоряжения об эвакуации ряда московских
промышленных предприятий и ценностей, это коснулось и метрополитена.
Эвакуация оборудования началась осенью 1941 года, а 15 октября того же
года был получен приказ о закрытии метрополитена. Его планировалось
уничтожить. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его
объекты минировались. Рубился электрокабель, на станции «Динамо»
приступили к демонтажу эскалаторов, на подстанциях демонтировались
трансформаторы, а в депо «Сокол» готовились к эвакуации последние
вагоны. Утром 16 октября впервые с начала эксплуатации метро не было
открыто.
Когда люди увидели закрытые двери метрополитена, в Москве началась
настоящая паника. Государственный Комитет Обороны признал ошибочным
решение об уничтожении метрополитена. В 14 часов 12 минут того же дня
вновь подали напряжение на Кировско-Фрунзенской линии. В 18 часов 5
минут пришёл приказ возобновить движение, а в 18 часов 45 минут пошёл
первый поезд.
6 ноября 1941 года состоялось торжественное заседание, посвящённое 24-й
годовщине Октябрьской революции. Оно было проведено на станции
«Маяковская», где с докладом выступил И.В.Сталин. Это заседание и парад
войск, который состоялся на следующее утро, вселили в советских людей
глубокую уверенность в разгроме немецко-фашистских сил и произвели
ошеломляющее впечатление на весь мир. Сейчас на стене вестибюля станции
«Маяковская» в память об этом историческом событии установлена
мемориальная доска.
В середине ноября 1941 года гитлеровцы предприняли новое наступление на
Москву. После трёх недель ожесточённых боёв фашисты вышли севернее
столицы –в район Крюкова, а с юга - к Кашире. В некоторых пунктах немцы
подошли вплотную к столице. Метрополитеновцы вместе с другими приняли
активное участие в сооружении оборонительных рубежей на подступах к
Москве. Отряд из работников всех служб строил противотанковые рвы на
станции Очаково, а бригада службы СЦБ и связи из 16 человек устраивала у
деревни Юсупово завалы для укрепления второго эшелона обороны Москвы.
В ноябре 1941 года, когда оборонительные работы были закончены,
метрополитеновцы вступили добровольцами в ряды Красной армии и были
зачислены в 303-й инженерный батальон Западного фронта.
Вопросы студентам на доске:
Чем помогало метро москвичам в годы войны?
Почему закрытие этого место создало панику в Москве?
Что хотели сделать с метро в октябре 1941 года?
Что происходило на станции «Маяковская» в битве под Москвой?
Что делали работники метрополитена после того, как Москва была
спасена?
Женщины и транспорт в битве под Москвой
В ноябре 1941 г вышло постановление об организации на заводах массового
производства вооружений. В Москве многие предприятия перешли на
выполнение
заказов
действующей
армии.
Ушедших
на
фронт,
эвакуированных кадровых рабочих заменили женщины и дети. В Москве в
дни войны на производство пришло около 374 тыс. женщин–домохозяек. Из
них более 100 тыс. — на промышленные предприятия. На производство
вернулись пенсионерки. К октябрю 1941 г. женщины составляли 45% всех
рабочих страны. В некоторых отраслях хозяйства их было больше.
Например, на Московском узле Ярославской железной дороги работало 73%
женщин, а на телеграфно телефонных станциях этого узла они составляли
90% работавших.
Массовый характер приобрело патриотическое движение за овладение
мужскими профессиями. Москвички, работавшие на заводе Владимира
Ильича чертежницами, бухгалтерами, счетоводами и на других канцелярских
работах, обратились в начале войны в партком завода с просьбой помочь им
освоить рабочую специальность. В своем заявлении они писали: «Пусть
наши воины спокойно идут на фронт. В тылу их заменит армия женщин и
девушек, которые возьмут в руки инструмент, станут за станок, сядут за руль
автомобиля. Мы уверены, что все женщины и девушки столицы немедленно
возьмутся за овладение мужскими профессиями» («Московский большевик»,
15 июля 1941 г.). Призыв работниц нашел отклик по всей стране. Вопросу
подготовки кадров большое внимание уделяли партия и правительство. В
стране развернулось патриотическое движение за освобождение рабочих рук.
На 1ом Московском государственном подшипниковом заводе Екатерина
Барышникова со своей бригадой в уменьшенном составе (вместо шести
человек
работали
трое)
начала
выполнять
более
высокие
нормы
в
приборостроении.
Претворяя в жизнь лозунг «Всё для фронта, всё для победы!», в мастерских
метрополитена организовали производство мин, стабилизаторов к ним,
ремонтировали танки. Мастерские работали круглосуточно, без выходных,
большинство работников находилось на казарменном положении. Задание
первого месяца по выпуску военной продукции было выполнено за 21 день.
Значительный военный вклад внесли и работники Главных мастерских. Они
наладили на поточной линии изготовление мин, сначала малого калибра, а
затем 82-миллиметровых. Здесь же ремонтировались танки. Работали в
основном женщины и дети по 12 часов без выходных дней. В дистанционных
мастерских службы пути изготавливали противотанковые ежи.
Вопросы студентам на доске:
Кто заменил мужчин на производстве?
Что сделали женщины, которые работали на заводе им. Владимир
Ильича?
Так как мы изучили, какую роль играл транспорт в битве под Москвой.
Сейчас у вас будет творческое задание.
Вам необходимо будет поделиться на четыре команды. Каждая команда
должна прочитать отрывок про свой транспорт в Битве под Москвой или про
действующих лиц, и создать сценку по мотивам вашего отрывка.
Всем спасибо, а теперь давайте ответим на вопросы:
Что вы сегодня узнали?
Было ли что-то, что вызвало интерес и хочется углубиться в эту тему?
Что было интересно узнать?