Напоминание

"Система творческих заданий как основа развития креативности"


Автор: Гринюк Кристина Сергеевна
Должность: педагог ДО
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦЭВ "Сударушка"
Населённый пункт: г. Тарко-Сале
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система творческих заданий как основа развития креативности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Система творческих заданий как основа развития креативности

(из опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДО ЦЭВ

«Сударушка» г. Тарко-Сале Гринюк Кристины Сергеевны)

Развивать творчество – означает воспитывать у детей интерес к знаниям,

самостоятельность в обучении. Ребенок младшего школьного возраста учится хорошо

лишь тогда, когда он переживает успех, хотя бы незначительный. Следует с первых дней

выявлять их возможности на занятии.

Хочется, чтобы каждый ребенок развивался всесторонне и если в нем дремлет хоть

какой-то талан, то нужно чтобы он раскрылся в пользу ему и окружающим. Ведь

выдающийся педагог В.А. Сухомлинский мудро подчеркивал, что отправляя ребенка в

школу, каждая мать верит в то, что настоящий педагог разглядит в ее ребенке что-то

такое, чего не видела она, и будет развивать замеченные способности.

Одной из важных черт современного развития общества является быстрый рост

потребности в научно-технических кадрах, которые владеют глубокими знаниями и

способны осуществлять творческий, исследовательский подход к решению разнообразных

теоретических и практических заданий.

Способности – это не одно из психологических свойств личности, а целый комплекс,

который проявляется в активной деятельности человека.

Анализируя проблему взаимосвязи врожденного и приобретенного, А.М. Леонтьев

утверждал о необходимости распознавать в человеке два вида способностей: природные

(биологические) и способности специфически человеческие (общественно-исторического

происхождения).

Развитие,

формирование

психических

функций,

специфически

человеческих, происходит в онтогенезе, в форме процесса активного присвоения

индивидом опыта предыдущих поколений. Человек наделен от природы лишь одной

способностью

способностью

к

формированию

специфически

человеческих

способностей. Задатки отыгрывают значимую роль в процессе формирования таких

способностей, как музыкальные, математические, лингвистические.

По своей удивительной способности вызывать у человека творческую активность,

искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов,

которые составляют сложную систему воспитания человека.

Именно занятие

музыкальным искусством способствует развитию творческих способностей у старших

дошкольников.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к

будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в

психологических

исследованиях

подразумевают

комплекс

интеллектуальных

и

личностных особенностей индивида, способствующие самостоятельному выдвижению

проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и их нешаблонному

решению.

Необходимо

рассматривать

креативность

как

процесс

и

комплекс

интеллектуальных особенностей индивида, свойственных многим особям. (6, с.98)

Детям старшего дошкольного возраста свойственна талантливость. Начальный этап

обучения считается важнейшим в привлечении к прекрасному. Музыка тут выступает в

роли универсального средства эстетического и этического воспитания. Музыкальное

искусство формирует внутренний мир ребенка.

Испокон веков музыка считалась важным средством формирования личностных

качеств

человека,

его

духовного

мира.

Современные

научные

исследования

свидетельствуют о том, что музыкальное развитие дает незаменимое действие на общее

развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок

становится отзывчивым к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных

музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполняема впоследствии.

Творческие задания на уроках музыки способствуют общему развитию личности, что

в свою очередь воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-

ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует

внутренний мир ребенка.

Память у детей старшего младшего школьного возраста достаточно устойчивая.

Постепенно осваивается мнемотехника. С 6 до 14 лет у них активно развивается

механическая память на ненавязчивые логические единицы информации. Чем старше

становится

младший

школьник,

тем

больше

у

него

преимуществ

запоминания

осознанного материала над бессмысленным.

До семилетнего возраста у детей можно определить лишь репродуктивные образы-

представления про известные объекты, действия, которые воспринимаются в данный

момент,

причем

эти

образы,

в

основном,

статические.

Продуктивные

образы-

представления - результат новой комбинации неких элементов, появляются у детей в

процессе творческих заданий.

Коллективные формы работы, стимулирующее общение, наиболее полезны для

общего развития и обязательны для детей младшего школьного возраста. Общение

улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта,

учит правильно воспринимать, понимать и оценивать окружающий мир.

Огромный

интерес

для

младших

школьников

представляют

игры,

которые

заставляют

думать,

придают

человеку

возможность

проверить

и

развить

свои

способности, которые включают его в соревнование с другими людьми. Участие детей в

таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к

успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут пригодится им в

будущей взрослой жизни. В таких играх так же совершенствуется мышление, отчасти

действия по планированию, прогнозированию, взвешивание шансов на успех, выбору

альтернативы.

Почти все дети, которые много и разнообразно играли в дошкольном возрасте,

владеют хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые все-

таки могут возникать перед ребенком и педагогом в начале обучения, касаются

взаимосвязи внимания и воображения, способности регулировать образные представления

через

произвольное внимание, а также усвоение абстрактных понятий, которые

вообразить и представить ребенку, как взрослому, достаточно сложно. Одним из

показателей творческого развития ребенка, в том числе и в музыкальном искусстве,

является уровень художественно-образного мышления, уровень креативности.

Креативность – научно-стабильная категория в психологической науке. Главное

задание

психологии

творчества

заключается

в

раскрытии

психологических

закономерностей и механизме творческого процесса, креативности. Творчество как основа

механизма развития психики рассматривают Н.В. Кипиани, А.М. Матюшин, Я.А.

Пономарев, И.Н. Семнов. Исследования закономерностей мышления проводили Н.Г.

Алексеев, С.М. Бернштейн, В.С. Библер, В.Н. Тушкин, А.К. Тихомиров, Э.Г. Юдин.

Исследования креативности как направления в психологии творчества проводили

также М. Воллах, Дж. Гилфорд, Дж. Гизелин, В. Смит, П. Торренс, Д. Тейлор, Х. Трик, Д.

Халперн, А.Н. Лук, Н.Г. Фролов, М.Г. Ярошевский.

Дж. Гилфорд считает, что креативность и творческий потенциал могут быть

определены как совокупность способностей и других черт, которые способствуют

успешному творческому мышлению.

В последние годы креативность активно изучают такие психологи: Л.Н. Алексеева,

А.Г. Виноградов, В.Р. Пятрулис, Т.А. Реберко.

В данное время определилось несколько аспектов исследования креативности:

научно-процессуальный и рефлексия (процесс решения творческой задачи), личностный

(особенности

креативной

личности),

продуктивно-результативный

и

социально-

управленческий (условия креативного развития, самовыражения и непрямого управления

процессом обучения и воспитания).

По определению ученых-психологов, творчество – сила, которая способствует

позитивной самооценке и обеспечивает самопродвижение индивида в своем развитии.

Творческая деятельность на уроках музыкального развития подчинена единой

системе творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства

с окружающим миром в широком смысле, и происходит освоение, осмысление

конкретных деталей, понятий, формирований навыков – в более узком.

Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь,

воображение, активность ребенка. Творческие задания помогают опираться и развивать

субъективный

опыт

ребенка

и

полностью

созвучны

с

концепцией

личностно-

ориентированного

обучения.

Важно

чтобы

творческие

задания

носили

также

развивающий характер.

Творческие задания, по сути, пронизывают весь урок от начала до конца, независимо

от темы урока, целей и задач, поставленных на нем. При помощи творческих заданий

дети получают представления про высоту и длительность музыкальных звуков,

тембровые, динамические, регистровые окраски, связь музыкальной и речевой интонации,

по жанры, формы, стили разных эпох. Творческие задания помогают формировать

музыкальное мышление детей. При использовании таких заданий дети должны

согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой настроения.

Исследования показали, что в старшем дошкольном - младшем школьном возрасте

формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают

ощутить характер, смену настроения, динамики, фактуры музыки. Зрительная наглядность

в сочетании со слуховой и двигательной помогает детям получить представления про

особенности музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы

мышления, как анализ, синтез, образный язык детей. В момент выполнения творческих

заданий у ребенка возникают как музыкальные, так и внемузыкальные представления.

Приобретая некие знания и умения, ребенок привлекается к музыкальному искусству,

специфики его выразительных средств.

На уроках музыкального развития используются две плоскости творческих заданий:

в одной – обязательное постоянное обращение к субъективному опыту ребенка, к

жизненным примерам, впечатлениям детей, в другой – к произведениям искусства, в

которых отображены знакомые им ситуации, образы, явления.

Для оптимального восприятия и усвоения средств музыкальной выразительности в

системе творческих заданий присутствует установка на выявление взаимосвязи между

конкретным художественным образом и средствами его воплощения. Существует

множество типов творческих заданий:

1.

Переход образа из одного художественного ряда в другой,

2.

Выработка умения смотреть и видеть, слушать и слышать,

3.

Построение заданий от конкретного до общего.

В первом варианте – задания на передачу средствами живописи (цветовыми,

графическими) или словесным рисованием общего настроения произведения, черт

характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь

музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального

образа.

Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как

виду искусства и особенностям восприятия старших дошкольников – младших

школьников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется относительно

характера

музыкального

образа,

эмоциональным

переживаниям.

Показательным

моментом является: расположение линий, которые отображают регистр, направление

мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.

Объекты словесного рисования – описание природы, внешнего вида персонажа в

программных музыкальных произведениях.

Другой вариант творческих заданий важен для формирования ассоциативного

мышления, овладения навыками сравнительного анализа при помощи размышлений.

Например: на что похожа эта туча?

К третьей группе творческих заданий относят такие задания, которые могут помочь

ребенку,

отталкиваясь

от конкретного аспекта темы,

дойти до осмысления ее

художественной целостности. Например: осознать роль художественной детали

на

примере эффекта, который возникает от перестановки слов, звуков, красок, которые

приводят к целостному образу. Или такое задание: представить поведение героя и

музыкальный портрет в измененных обстоятельствах.

Создавая эмоциональную драматургию урока, педагог как бы «провоцирует»

ситуацию выбора между личностными духовными стремлениями учащегося и музыкой.

Необходимо научится слушать себя и музыку в себе.

Ребенок с раннего возраста осваивает музыку через движение. Пластические

движения, пластические этюды дают возможность учащемуся выразить свое восприятие

музыки, не объясняя свое внутреннее состояние, и помогают педагогу направить духовное

внимание в глубину поэтического мира произведения, не нарушая таинства личного

общения с музыкой. Применение проблемных методов требует расхода времени на уроке,

но если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, к всему приходят сами, то

приобретенные ими знания на много значимей, ценнее, поскольку дети приучаются

мыслить, искать, верить в свои силы, то есть креативно развиваться.

Психологические мотивы творчества, которые поддерживают желание творить,

требуют подпитки в виде открытых концертных исполнений того, что было создано на

уроке.

Уроки музыкального развития как уроки творчества призваны отыгрывать значимую

роль в творческом и общем развитии личности. Они не только вооружают человека

знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы

личностной расположенности к музыке, отзывчивости к ней, потребности в ней. Через

творчество на уроках музыкального развития даже у потенциального слушателя

развивается креативность.

Педагог должен знать, что креативный процесс развития происходит по принципу

диалектической

спирали,

прохождение

по

которой

способствует

смене

при

равноуравневому возвращении к исходной позиции, поскольку прошлое и будущее

размещается также по спирали, пронизывая следующий виток развития. Повторение в

развитии не означает тождество тех или иных моментов. На каждом витке появляются

новые качества, но вместе с тем воспроизводятся и старые. Креативное развитие – система

необратимых качественных изменений личности.

Креативность рассматривается во взаимозависимости процесса, результата и

развития личности. Исходя из этого, объективно существует закономерная связь

творческого учебно-воспитательного процесса и продуктивного результата в креативном

развитии творческой индивидуальности.

Креативность

как

структура

личности,

которая

динамически

развивается,

характеризуется своеобразностью и целостностью совокупностей следующих личностных

особенностей:

творческим

потенциалом,

творческой

активностью,

творческой

направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, способствующих в

процессе самоактуализации формированию творческой зрелости.

Для занятия по программе «Музыкальное развитие детей» общение – одно из

центральных понятий. Это, прежде всего, взаимодействие педагога и учащихся, которое

имеет особенный эмоционально-содержательный окрас. Общение на занятии можно

определить и как общую творческую деятельность педагога и учащегося, направленную

на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта этических отношений, заложенного

в ней. Тут особо значим принцип диалогового общения.

В процессе взаимодействия педагога и ребенка, который обучается, прослеживается

закономерная связь между творческим общением при непрямом управлении в процессе

деятельности и творческим отношением личности к ее направленности, а также между

воспитанием, взаимодействием творческой активности личности и ее отношением к этим

процессам.

Взаимосвязь всех компонентов творческого процесса при оптимальных условиях

организации и управлении закономерно обеспечивает продуктивно-творческий результат

обучения и самовоспитания, что способствует самовыражению творческого потенциала и

самоактуализации творческой индивидуальности личности.

Таким образом, процесс активизации творчества на уроке музыкального искусства

зависит от установки педагога на творение во всех видах деятельности. Комплекс

освоения искусства способствует полнейшему выявлению творческих сил человека,

развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию

универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности,

развитию креативности.

Литература:

1.

Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. –

Минск: 1996. – 300 с.

2.

Горюнова Л. Развитие художетсвенно-образного мышления детей на уроках

музыки//Музыка в школе. – 1991. -№1.

3.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Образование, 1993. – 194 с.

4.

Гуревич К. Лабиринты развития таланта// Искусство в школе. – 1993. - №1.

5.

Давыдов

В.В.

Психологические

проблемы

процесса

обучения

младших

школьников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.:

Образование, 1991.

6.

Дорфман

Л.Я.,

Ковалева

Г.В.

Исследования

креативности

в

науке

и

искусстве//Вопросы психологии. – 1999. - №2.

7.

Кабалевский Д.Б. Сила искусства. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 142 с.

8.

Московская С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет. – СПб.: 1995.

– 96 с.

9.

Пасинкова Н.Б. Вличние музыкального движения на эмоциональную сферу

личности//Психологический журнал. – 1995. - №4.

10. Тарасов Г.С. Про психологию музыки//Вопросы психологии. – 1995. - №5.



В раздел образования