Автор: Бородина Татьяна Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: учитель русского языка и литературы
Населённый пункт: г Благодарный, Благодарненский район, Ставропольский край
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Программа воспитания по предмету
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
учителей русского языка и
литературы
Протокол №1
от __26 августа__2021г.
Руководитель ШМО
___________________
Согласовано с заместителем
директора по УВР
__________________
Юрцевич Е.В.
___________2021г.
«Утверждаю»
__________________
И.о. директора МОУ
«СОШ №15»
г.Благодарный
М.В.Фомина
Приказ №_107___од
от_30 августа_2021г.
Рабочая программа воспитания
по русскому языку и литературе для 5-9 классов
(приложение к Программе воспитания ОО, Рабочей программе по русскому
языку и литературе)
на 2021-2022 уч.год
Разработчик:
Т.И.Бородина., учитель
русского языка и литературы
г.Благодарный
Благодарненский городской округ
Ставропольский край
1.Описание особенностей воспитательного процесса
При преподавании и изучении русского языка и литературы необходимо обеспечить
эффективную интеграцию рабочих программ по учебным предметам «Русский язык» и
«Литература» с рабочей программой воспитания на уровне целей, тематического
планирования мероприятий, а также через использование значимых событий в рамках
рабочих программ для получения и обобщения социального опыта обучающихся.
Рабочая программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного
вхождения
обучающихся
в
социальный
мир
и
налаживания
ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми, а также показывает, каким образом
учитель русского языка и литературы может реализовать воспитательный потенциал
учебных предметов «Русский язык» и «Литература». В центре рабочей программы
воспитания
находится
личностное
развитие
обучающихся,
формирование
у
них
системных знаний о различных аспектах развития языка, современного общества.
Программа призвана обеспечить позитивную динамику развития личности обучающихся,
достижение ими личностных результатов, указанных во ФГОС. Создание сочетания
усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого
обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения
являются важным фактором успеха в достижении цели. Реализация воспитательного
потенциала уроков русского языка и литературы предполагает воспитание на занятиях
через вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе качества, важные для своего личностного развития, получить опыт
участия в социально значимых делах в условиях многонационального и поликультурного
общества. В процессе реализации рабочих программ воспитания они связываются с
социальной активностью обучающихся в рамках деятельности советов обучающихся, их
участием в деятельности детских и молодежных организаций, волонтерских программах и
проектах
2.Цель и задачи воспитания обучающихся
–
изучение
русского
языка
как
фактора
личной
свободы
гражданина,
обеспечивающего
возможность
его
самореализации
в
условиях
многонационального
и
поликультурного
государства;
–
изучение
литературы
как
средства
воспитания
личности,
развития
ее
нравственных
качеств
и
творческих
способностей,
приобщения
к
отечественной
и
зарубежной
культуре,
сохранения
и
развития
национальных
традиций и исторической преемственности поколений.
-формирование гармонично развитой личности, способной к самоидентификации и
определению
своих ценностных
ориентиров
на основе
осмысления
и
освоения
исторического опыта своего языка, культуры и человечества в целом, воспитание у
обучающихся общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма,
правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным
нормам и моральным ценностям, развитие понимания приоритетности общенациональных
интересов,
приверженности
правовым
принципам,
закрепленным
в
Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации.
3.Виды, формы и содержание совместной деятельности учителя и обучающихся
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока русского
языка предполагает следующее
Виды и формы деятельности
Содержание деятельности
установление доверительных отношений между
педагогическим работником и его обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований
и
просьб
педагогического
работника,
привлечению
их
внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации
их познавательной деятельности;
- привлечение внимания школьников
к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, к сфере личностного
развития обучающихся при изучении
языка, их рефлексии в отношении
ключевых культурных событий и их
участников, «человека в литературе»,
-
организация
их
работы
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
- создание учителем психологически
благоприятной атмосферы на уроке
побуждение обучающихся соблюдать на уроке
общепринятые
нормы
поведения,
правила
общения
со
старшими
(педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
-
затрагивание
таких
общечеловеческих качеств на уроках
обществознания как совесть, такт,
терпимость и т.д.
-
изучение
правил
общения
со
старшими
(педагогическими
работниками)
и
сверстниками
(обучающимися
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
-
организация
самостоятельной
деятельности обучающихся, в том
числе
поисковой
и
исследовательской,
формирование
умений работать с многообразными
источниками
информации;
использование
воспитательных
возможностей содержания учебных
предметов
«Русский
язык»
и
«Литература»;
-
использование
ресурсов
сети
Интернет
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов
для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
-
демонстрация
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов
для
чтения,
задач
для
решения проблемных ситуаций для
обсуждения в классе
применение на уроке интерактивных форм работы
с
обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
-применение на уроке интерактивных
форм
работы,
в
том
числе
–
дискуссий, которые дают учащимся
возможность
приобрести
опыт
обучающихся;
дидактического
театра,
где
полученные на уроке знания обыгрываются
в театральных постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой
работы
или
работы
в парах, которые учат обучающихся командной
работе
и
взаимодействию
с
другими
обучающимися;
ведения
конструктивного
диалога
(например,
организация дискуссий
рекомендована при изучении тем, где
рассматриваются
так
называемые
«Трудные вопросы языка»);
включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию обучающихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
-
организация
самостоятельной
деятельности обучающихся, в том
числе
поисковой
и
исследовательской,
формирование
умений работать с многообразными
источниками
исторической
и
современной
информации;
использование
воспитательных
возможностей содержания учебных
предметов
«Русский
язык»
и
«Литература»;
-
использование
ресурсов
сети
Интернет
организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся
над
их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- организация работы малых групп на
уроках
решения
задач,
повторительно-обобщающих уроках
инициирование и поддержка исследовательской
деятельности
обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся
возможность
приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного
отношения к чужим идеям,
оформленным
в
работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.
-
демонстрация
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов
для
чтения,
задач
для
решения проблемных ситуаций для
обсуждения в классе
Результаты:
Одним из результатов реализации программы является приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, формирующихся и проявляющихся у обучающихся как в
образовательном процессе, так и в ходе иных социальных взаимодействий.