Напоминание

Программа воспитания по предмету


Автор: Бородина Татьяна Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: учитель русского языка и литературы
Населённый пункт: г Благодарный, Благодарненский район, Ставропольский край
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Программа воспитания по предмету
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей русского языка и

литературы

Протокол №1

от __26 августа__2021г.

Руководитель ШМО

___________________

Согласовано с заместителем

директора по УВР

__________________

Юрцевич Е.В.

___________2021г.

«Утверждаю»

__________________

И.о. директора МОУ

«СОШ №15»

г.Благодарный

М.В.Фомина

Приказ №_107___од

от_30 августа_2021г.

Рабочая программа воспитания

по русскому языку и литературе для 5-9 классов

(приложение к Программе воспитания ОО, Рабочей программе по русскому

языку и литературе)

на 2021-2022 уч.год

Разработчик:

Т.И.Бородина., учитель

русского языка и литературы

г.Благодарный

Благодарненский городской округ

Ставропольский край

1.Описание особенностей воспитательного процесса

При преподавании и изучении русского языка и литературы необходимо обеспечить

эффективную интеграцию рабочих программ по учебным предметам «Русский язык» и

«Литература» с рабочей программой воспитания на уровне целей, тематического

планирования мероприятий, а также через использование значимых событий в рамках

рабочих программ для получения и обобщения социального опыта обучающихся.

Рабочая программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного

вхождения

обучающихся

в

социальный

мир

и

налаживания

ответственных

взаимоотношений с окружающими их людьми, а также показывает, каким образом

учитель русского языка и литературы может реализовать воспитательный потенциал

учебных предметов «Русский язык» и «Литература». В центре рабочей программы

воспитания

находится

личностное

развитие

обучающихся,

формирование

у

них

системных знаний о различных аспектах развития языка, современного общества.

Программа призвана обеспечить позитивную динамику развития личности обучающихся,

достижение ими личностных результатов, указанных во ФГОС. Создание сочетания

усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого

обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения

являются важным фактором успеха в достижении цели. Реализация воспитательного

потенциала уроков русского языка и литературы предполагает воспитание на занятиях

через вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая

предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые

знания, развить в себе качества, важные для своего личностного развития, получить опыт

участия в социально значимых делах в условиях многонационального и поликультурного

общества. В процессе реализации рабочих программ воспитания они связываются с

социальной активностью обучающихся в рамках деятельности советов обучающихся, их

участием в деятельности детских и молодежных организаций, волонтерских программах и

проектах

2.Цель и задачи воспитания обучающихся

изучение

русского

языка

как

фактора

личной

свободы

гражданина,

обеспечивающего

возможность

его

самореализации

в

условиях

многонационального

и

поликультурного

государства;

изучение

литературы

как

средства

воспитания

личности,

развития

ее

нравственных

качеств

и

творческих

способностей,

приобщения

к

отечественной

и

зарубежной

культуре,

сохранения

и

развития

национальных

традиций и исторической преемственности поколений.

-формирование гармонично развитой личности, способной к самоидентификации и

определению

своих ценностных

ориентиров

на основе

осмысления

и

освоения

исторического опыта своего языка, культуры и человечества в целом, воспитание у

обучающихся общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма,

правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным

нормам и моральным ценностям, развитие понимания приоритетности общенациональных

интересов,

приверженности

правовым

принципам,

закрепленным

в

Конституции

Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации.

3.Виды, формы и содержание совместной деятельности учителя и обучающихся

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока русского

языка предполагает следующее

Виды и формы деятельности

Содержание деятельности

установление доверительных отношений между

педагогическим работником и его обучающимися,

способствующих

позитивному

восприятию

обучающимися

требований

и

просьб

педагогического

работника,

привлечению

их

внимания

к обсуждаемой на уроке информации, активизации

их познавательной деятельности;

- привлечение внимания школьников

к ценностному аспекту изучаемых на

уроках явлений, к сфере личностного

развития обучающихся при изучении

языка, их рефлексии в отношении

ключевых культурных событий и их

участников, «человека в литературе»,

-

организация

их

работы

с

получаемой

на

уроке

социально

значимой

информацией

инициирование

ее

обсуждения,

высказывания

учащимися

своего

мнения по ее поводу, выработки

своего к ней отношения;

- создание учителем психологически

благоприятной атмосферы на уроке

побуждение обучающихся соблюдать на уроке

общепринятые

нормы

поведения,

правила

общения

со

старшими

(педагогическими

работниками) и сверстниками (обучающимися),

принципы

учебной

дисциплины

и

самоорганизации;

-

затрагивание

таких

общечеловеческих качеств на уроках

обществознания как совесть, такт,

терпимость и т.д.

-

изучение

правил

общения

со

старшими

(педагогическими

работниками)

и

сверстниками

(обучающимися

привлечение

внимания

обучающихся

к

ценностному

аспекту

изучаемых

на уроках явлений, организация их работы с

получаемой

на

уроке

социально

значимой

информацией – инициирование ее обсуждения,

высказывания обучающимися своего мнения по ее

поводу, выработки своего к ней отношения;

-

организация

самостоятельной

деятельности обучающихся, в том

числе

поисковой

и

исследовательской,

формирование

умений работать с многообразными

источниками

информации;

использование

воспитательных

возможностей содержания учебных

предметов

«Русский

язык»

и

«Литература»;

-

использование

ресурсов

сети

Интернет

использование

воспитательных

возможностей

содержания

учебного

предмета

через

демонстрацию

обучающимся

примеров

ответственного,

гражданского

поведения,

проявления человеколюбия и добросердечности,

через

подбор

соответствующих

текстов

для

чтения, задач для решения, проблемных ситуаций

для обсуждения в классе;

-

демонстрация

детям

примеров

ответственного,

гражданского

поведения,

проявления

человеколюбия и добросердечности,

через

подбор

соответствующих

текстов

для

чтения,

задач

для

решения проблемных ситуаций для

обсуждения в классе

применение на уроке интерактивных форм работы

с

обучающимися:

интеллектуальных

игр,

стимулирующих

познавательную

мотивацию

-применение на уроке интерактивных

форм

работы,

в

том

числе

дискуссий, которые дают учащимся

возможность

приобрести

опыт

обучающихся;

дидактического

театра,

где

полученные на уроке знания обыгрываются

в театральных постановках; дискуссий, которые

дают обучающимся возможность приобрести опыт

ведения

конструктивного

диалога;

групповой

работы

или

работы

в парах, которые учат обучающихся командной

работе

и

взаимодействию

с

другими

обучающимися;

ведения

конструктивного

диалога

(например,

организация дискуссий

рекомендована при изучении тем, где

рассматриваются

так

называемые

«Трудные вопросы языка»);

включение в урок игровых процедур, которые

помогают поддержать мотивацию обучающихся к

получению

знаний,

налаживанию

позитивных

межличностных отношений в классе, помогают

установлению доброжелательной атмосферы во

время урока;

-

организация

самостоятельной

деятельности обучающихся, в том

числе

поисковой

и

исследовательской,

формирование

умений работать с многообразными

источниками

исторической

и

современной

информации;

использование

воспитательных

возможностей содержания учебных

предметов

«Русский

язык»

и

«Литература»;

-

использование

ресурсов

сети

Интернет

организация

шефства

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся

над

их

неуспевающими

одноклассниками,

дающего обучающимся социально значимый опыт

сотрудничества и взаимной помощи;

- организация работы малых групп на

уроках

решения

задач,

повторительно-обобщающих уроках

инициирование и поддержка исследовательской

деятельности

обучающихся

в рамках реализации ими индивидуальных и

групповых исследовательских проектов, что даст

обучающимся

возможность

приобрести

навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы, навык генерирования и оформления

собственных

идей,

навык

уважительного

отношения к чужим идеям,

оформленным

в

работах других исследователей, навык публичного

выступления перед аудиторией, аргументирования

и отстаивания своей точки зрения.

-

демонстрация

детям

примеров

ответственного,

гражданского

поведения,

проявления

человеколюбия и добросердечности,

через

подбор

соответствующих

текстов

для

чтения,

задач

для

решения проблемных ситуаций для

обсуждения в классе

Результаты:

Одним из результатов реализации программы является приобщение обучающихся к

российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в

российском обществе, формирующихся и проявляющихся у обучающихся как в

образовательном процессе, так и в ходе иных социальных взаимодействий.



В раздел образования