Автор: Фролова Татьяна Олеговна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ "Царицынская ООШ"
Населённый пункт: с. Царицыно Калачинского района Омской области
Наименование материала: Памятки для выполнения работы над ошибками в начальной школе
Тема: Русский язык. Работа над ошибками
Раздел: начальное образование
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (1 – 4 КЛАССЫ)
1.
Большая буква в начале предложения.
Выпиши
предложение
правильно.
Придумай
и
напиши
ещё
одно
предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.
1.
Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: звонок, ученик.
1.
Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Например: у|чи|тель – 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
1.
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: оси – на, ма – шина, маши – на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя
переносить на новую строку.
1.
Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни
Ь
и согласную перед ним. Запиши ещё 2
слова с этой
орфограммой.
Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
1.
Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2
слова на эту
орфограмму.
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
1.
Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой
орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
1.
Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Например: алфавиʹт, звониʹть, щавеʹль.
Передай ритм слова с помощью стука.
1.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е, И, Я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни
безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и
запиши рядом.
Например: садыʹ – сад
волнаʹ – воʹлны
1.
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни
гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: яʹгода, яʹгода, яʹгода, яʹгодка, яʹгодный.
1
1.
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.
1.
Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей,
клички животных пишутся с заглавной буквы.
1.
Разделительный Ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни
Ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный Ь
пишется после согласных перед гласными
буквами е, ё, и, ю, я.
1.
Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2
однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
1.
Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике
предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине!
1.
Разбор предложения.
Выпиши предложение.
Подчеркни грамматическую основу предложения.
Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.
Например: Седые туманы
плывут
к облакам. (повеств., невоскл., прост.,
распр.)
туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
Запомни! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов
устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.
1.
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с
предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.
Например: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов.
Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово.
Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
1.
Состав слова.
Выпиши слово, разбери его по составу.
Например: за мороз к и. Запиши 1-2 однокоренных слова.
1.
Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему 2-3 однокоренных слова. Выдели корень.
Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Например: звезда, звёздочка – звёздный, честь – честный.
2
1.
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой
же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.
1.
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова
с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
1.
Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели
приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный Ъ
пишется
только
после
приставок,
которые
оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
1.
Ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2
слова с этой
орфограммой.
Например: Луч
(м.р.), шалаш
, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
1.
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1
слово с этой орфограммой.
Например: водовоз, самолёт.
1.
Не с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2
слова на это правило. Подчеркни
орфограмму.
Например: не
пришёл, не
выучил, не
знал.
1.
Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они
зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между
однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
[ , ].
Сильный
ветер
сорвал
листья
с
деревьев
и разметал
их
по
дороге.
[ и ].
1.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип
склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери
и запиши свой пример.
Например: на опушке (на земле , 1 скл. ),
на полянке (на земле, 1 скл.),
у речки (у земли
, 1 скл.).
3
1.
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.
Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и
падеж
прилагательного
по
существительному.
Выдели
окончание
прилагательного.
Например: к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).
1.
Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на
эту орфограмму.
Например: у
нас, ко
мне, с
тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)
пишутся отдельно.
1.
Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2 л., ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется Ь.
1.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную
(неопределённую)
форму.
Посмотри
на
гласную
перед -ТЬ.
Определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола
единственного и множественного числа.
4