Напоминание

Русский язык. Работа над ошибками


Автор: Фролова Татьяна Олеговна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ "Царицынская ООШ"
Населённый пункт: с. Царицыно Калачинского района Омской области
Наименование материала: Памятки для выполнения работы над ошибками в начальной школе
Тема: Русский язык. Работа над ошибками
Раздел: начальное образование





Назад




РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (1 – 4 КЛАССЫ)

1.

Большая буква в начале предложения.

Выпиши

предложение

правильно.

Придумай

и

напиши

ещё

одно

предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.

1.

Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: звонок, ученик.

1.

Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Например: у|чи|тель – 3 слога.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

1.

Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Например: оси – на, ма – шина, маши – на.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя

переносить на новую строку.

1.

Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни

Ь

и согласную перед ним. Запиши ещё 2

слова с этой

орфограммой.

Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.

1.

Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2

слова на эту

орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

1.

Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой

орфограммой.

Например: дочка, речка, мощный.

1.

Ударение.

Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

Например: алфавиʹт, звониʹть, щавеʹль.

Передай ритм слова с помощью стука.

1.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е, И, Я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни

безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и

запиши рядом.

Например: садыʹ – сад

волнаʹ – воʹлны

1.

Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).

Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни

гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: яʹгода, яʹгода, яʹгода, яʹгодка, яʹгодный.

1

1.

Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.

1.

Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей,

клички животных пишутся с заглавной буквы.

1.

Разделительный Ь.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни

Ь и гласную букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный Ь

пишется после согласных перед гласными

буквами е, ё, и, ю, я.

1.

Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2

однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

1.

Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике

предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине!

1.

Разбор предложения.

Выпиши предложение.

Подчеркни грамматическую основу предложения.

Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.

Например: Седые туманы

плывут

к облакам. (повеств., невоскл., прост.,

распр.)

туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

Запомни! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов

устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.

1.

Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с

предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.

Например: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.

Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов.

Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово.

Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от берега.

1.

Состав слова.

Выпиши слово, разбери его по составу.

Например: за мороз к и. Запиши 1-2 однокоренных слова.

1.

Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему 2-3 однокоренных слова. Выдели корень.

Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например: звезда, звёздочка – звёздный, честь – честный.

2

1.

Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой

же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

1.

Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова

с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

1.

Разделительный Ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели

приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный Ъ

пишется

только

после

приставок,

которые

оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

1.

Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2

слова с этой

орфограммой.

Например: Луч

(м.р.), шалаш

, товарищ.

Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

1.

Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1

слово с этой орфограммой.

Например: водовоз, самолёт.

1.

Не с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2

слова на это правило. Подчеркни

орфограмму.

Например: не

пришёл, не

выучил, не

знал.

1.

Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они

зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между

однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

[ , ].

Сильный

ветер

сорвал

листья

с

деревьев

и разметал

их

по

дороге.

[ и ].

1.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип

склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери

и запиши свой пример.

Например: на опушке (на земле , 1 скл. ),

на полянке (на земле, 1 скл.),

у речки (у земли

, 1 скл.).

3

1.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.

Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и

падеж

прилагательного

по

существительному.

Выдели

окончание

прилагательного.

Например: к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

1.

Предлог с местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на

эту орфограмму.

Например: у

нас, ко

мне, с

тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)

пишутся отдельно.

1.

Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2 л., ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется Ь.

1.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную

(неопределённую)

форму.

Посмотри

на

гласную

перед -ТЬ.

Определи

спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола

единственного и множественного числа.

4



В раздел образования