Напоминание

Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании детей дошкольного возраста


Автор: Сивцева Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 17 "Сардаана" с. Борогонцы"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский улус, с. Борогонцы
Наименование материала: статья
Тема: Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность исследования. Изменения современной социокультурной ситуации в

России выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания

и организации процесса воспитания подрастающего поколения. Проблема настоящего

исследования

заключается

в

анализе

перспектив

взаимодействия

сотрудников

дошкольных учреждений и родителей в современных условиях, которые характеризуются

значительными социально - экономическими изменениями.

Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл.

Л.Ф.Островской, В.М.Ивановой и др.).

Но практика показывает, что работа педагогов с родителями однообразна и не

эффективна,

не

отвечает

требованиям

сегодняшнего

дня.

Родители

испытывают

трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь

педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью

которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о

содержании и методах его воспитания.

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать

систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую

воспитательную среду для ребенка.

Однако зачастую влияния, оказываемые ДОУ и семьей на ребенка, разнонаправлены.

В настоящий момент содержание взаимодействия ДОУ и семьи не всегда отвечает

актуальным потребностям ДОУ и семьи в сфере воспитания.

Цель исследования - выявить условия эффективности сотрудничества сотрудников

ДОУ родителей в воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

анализ теоретических исследований в изучении психологических и педагогических

предпосылок взаимодействия (ДОУ и семьи),

изучение методологических основ данного взаимодействия.

Объект исследования: система необходимых для эффективного взаимодействия семьи и

ДОУ условий, требуемых для работы с дошкольниками.

Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о

человеке, личности, индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,

С.Л. Рубинштейн), о роли деятельности во всестороннем развитии личности (Л.Н. Коган,

М.С. Каган, А.В. Петровский, Л.Ф. Спирин, В.Д. Шадриков); о формировании опыта

самоорганизации личности (Е.В. Бондаревская, А.Ю. Ефремов, И.С. Кон, Н.И. Шелехова).

Современные ДОУ переходят к тесной интеграции дошкольного и семейного

воспитания, создаются комплексы «ДОУ семья». Главным требованием устава таких

комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями

деятельности. При хорошо организованной совместной деятельности ДОУ и семья

становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне

определенные задачи и выполняет свою часть работы.

Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений,

его

нравственная

направленность

имеют

неоценимое

значение

для

воспитания

восприимчивого к различным воздействиям и склонного к подражанию ребенка.

Груз привычных, но неверных представлений все еще ощутимо сказывается и в

сфере формирования личности. Именно здесь путь к подлинной гуманизации оказывается

весьма нелегким: велика инерция старых шаблонов и установок, изживающих себя

методов, вызывающих лишь отчужденность и стойкий негативизм у молодого поколения

по отношению к «миру взрослых».

Это, в первую очередь, относится к семейному воспитанию, где зарождаются и

интенсивно

протекают

исключительно

важные

со

всех

точек

зрения

процессы

становления нравственного и гражданского самосознания, самоопределения личности и

развития ее духовной культуры, формируется или, наоборот, подрывается психическое

здоровье детей. Семья, а именно родители, их поведение и жизненные ценности являются

основным источником передачи ребенку социально-исторического опыта, а также знаний,

необходимых для конструирования эмоциональных и деловых взаимоотношений между

людьми. Именно через систему внутрисемейных отношений ребенок вырабатывает свои

собственные взгляды, установки, идеи, усваивает моральные нормы и учится разбираться

в социальных ситуациях. Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей

дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и

большой воспитательный потенциал. С одной стороны опыт общения со значимыми

взрослыми, с другой стороны опыт общения в коллективе сверстников, создают

благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него

гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная

взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их

умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием

его нравственности важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой,

творческой, гуманной личности.

Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно обозначить

помощь семье, установление доброжелательного, содержательного общения с родителями

воспитанников детского сада; тесное сотрудничество педагогов и родителей по

формированию у детей гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в

условиях семьи.

Однако

становление

гармоничных

взаимоотношений

между

членами

семьи

невозможно

без

эффективной

коммуникации.

Именно

она

становится

основой

формирования прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми,

установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, сопричастности.

Благодаря коммуникации реализуются воспитание и обучение детей в семье. Особую

остроту вопросам, связанным с эффективной коммуникацией, сегодня придает переход к

информационному обществу, требующий развития информационной культуры всех его

членов.

В связи с этим, развитие у родителей педагогически целесообразной направленности

на эффективную коммуникацию с детьми приобретает особую актуальность.

Незаменимую роль в решении этих вопросов может и должна сыграть ДОУ. Именно

взаимодействие ДОУ и семьи, в результате которого создается настоящее содружество

родителей и воспитателей, как единомышленников, способствует благоприятному

становлению

личности

ребенка,

способного

и

готового

к

творческим

усилиям,

самореализации, созиданию нового в области информационных контактов, а также

обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими

эффективную

коммуникативную

деятельность.

ДОУ,

ее

стабильно

действующий

педагогический коллектив призваны создать такие условия, при которых не только

воспитанники знают друг друга, но и родители хорошо знают своего ребенка. Вот почему

так важно вырабатывать единые педагогические требования к организации деятельности,

ее оценке и оценке поведения детей на основе гуманистических подходов к воспитанию.

Это важное условие, при котором решаются и задачи развития социальной активности

личности. Мотивационный и интеллектуальный компоненты психологической готовности

сотрудника ДОУ к взаимодействию с семьями воспитанников взаимообусловлены:

достаточный

уровень

мотивационной

готовности

стимулирует

развитие

интеллектуального компонента,

достаточный уровень интеллектуальной готовности обуславливает проявление

таких компонентов мотивационной готовности,

как уверенность в успехе

взаимодействия и готовности прийти на помощь семье воспитанников.

Проблема эффективного взаимодействия сотрудника ДОУ с семьями воспитанников

- одна из актуальных проблем психологии профессионального развития личности

сотрудника ДОУ.

К профессиограммам, в которых взаимодействие сотрудника ДОУ с семьями

воспитанников рассматривается как одна из важнейших педагогических функций, можно

отнести профессиограмму Самуйленков Д.Ф., отмечающего, что сотруднику ДОУ

необходимо

устанавливать

педагогически

целесообразные

взаимоотношения

с

родителями воспитанников, находить контакт, общий язык и правильный тон с разными

людьми в разных обстоятельствах.

Процессы

демократизации

в

системе

образования,

его

вариативность,

инновационные

программы

обусловили

необходимость

поиска

решения

проблем

взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий

для повышения педагогической культуры родителей.

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие

противоречия:

между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий

их предоставления;

между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении

и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;

между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями

основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных

учреждениях.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных

институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия

жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической

личности.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного

учреждения заложены следующие принципы:

родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и

обучения детей;

помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны

родителей;

знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и

семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной

работе с детьми;

постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения,

его промежуточных и конечных результатов.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной

ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде

нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания»,

«Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании»,

«Концепции модернизации образования»

Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми

педагогами.

Они

обязаны

заложить

основы

физического,

нравственного

и

интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного

учреждения заложены следующие принципы:

родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и

обучения детей;

помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со

стороны родителей;

знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и

семьи,

максимальное

использование

воспитательного

потенциала

в

совместной работе с детьми.

Формирование сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит прежде всего

от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат

воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут

равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу

этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный

процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути

достижения намеченных результатов.

Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми.

Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и

развитие интересов, потребностей детей. Родители взрослые люди, имеющие большой

жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда

проблем педагог может получить их нужный и полезный совет. Сотрудничество педагогов

и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций,

увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных

особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и

проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

В то же время преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели.

Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко

испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны

вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять

содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в

установлении

такого

взаимодействия

принадлежит

педагогам

ДОУ.

Союз,

взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том

случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует,

размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит

их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия,

общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в

родителях, в объединений усилий, что родители его союзники и он не может обойтись без

их совета и помощи. Не вся родители откликаются на стремление педагога к

сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и

обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск

путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто

желает участвовать в жизни группы. Поддерживает педагогов, даже если таких родителей

будут меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей

в сотрудничество, опираясь на родителей – единомышленников, учитывая интересы

каждого ребенка и его семьи.

На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение

родителей» б деятельность дошкольного учреждения, т.е. их активное участие в работе

ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Родители должны

обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой

уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их

зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного

воспитания детей.

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного

возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к

жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника,

ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически

развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием

возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют

воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных

результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков

нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения,

чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества

педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития

ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.

Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать

коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи,

быть в курсе последних достижений науки. Общение будет успешно, если оно

содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их

них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Важным условием

является создание моделей «воспитатель - родитель», воспитатель - психолог - родитель».

Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.

На этапе первичного знакомства родители знакомятся принципами работы ДОУ и

семьи: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды, принцип

индивидуального подхода к каждой семье.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и

родителями,

первое

родительское

собрание

«Будем

знакомы»

мы

проводим

в

нетрадиционной форме. К нему следует очень тщательно готовиться, ведь от первичного

восприятия педагога и семьи зависит их дальнейшее сотрудничество.

В процессе организации единого здоровье сберегающего пространства ДОУ и семьи

мы используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для

родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские

собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ,

изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в

подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно –

развивающей среды; работа с родительским комитетом группы;

анкетирование.

Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с

Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках

специалистов

размещена

информация

практической

направленности,

приводятся

интересные факты, даются рекомендации педагога-психолога, руководителя изостудии,

физкультурного и музыкального работников.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности

родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организация

взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.

Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать

профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов

общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей;

повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Таким образом,

работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок,

целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за

счастье и здоровье детей.

Литература

1 Андриади И.П. Истоки становления авторитета сотрудника ДОУ//ДОУ и производство.-

2001, - № 8

2 Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-

ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.

3 Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ//

Управление ДОУ. 2004. N1.

4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподователя.-М.:

Издательский центр «Академия».-2002

5. Рогов Е.И. Воспитатель как объект психологического исследования. М.: ПРИОР, 2002

6. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

7. Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих

технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

8. Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.

9. Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.

10. Яковлев П.А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе

воспитания ребенка. М.: Смарт, 2004



В раздел образования