Автор: Фецова Анна Сергеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 462
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рекомендации родителям детей с ОВЗ по закреплению лексических тем по развитию речи
Раздел: дошкольное образование
ОЗОМ и РР
Тема: ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.
Продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе. Закреплять названия времён года,
название зимних месяцев, знания характерных признаков зимы (похолодание, мороз, снегопад,
замерзание водоёмов, уменьшение продолжительности дня: день короткий, ночь длинная, снежный
покров, тёплая одежда у людей…). Уточнение представлений детей о зимних забавах. Продолжать
знакомить детей с понятием «зимние забавы».
Зима.
-Назови времена года.
(Зима, весна, лето, осень – это времена года)
-Какое сейчас время года?
(Сейчас зима)
-Назови зимние месяцы.
(Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы)
-Сколько месяцев длится зима?
-Какой сейчас месяц?
-В декабре заканчивается год.
-В январе наступает Новый год.
-Каким стало небо зимой? (Небо бледно-голубое или серое. Часто закрыто облаками)
-Как изменилась земля/почва? (Замёрзла, покрылась снегом)
-Как изменились деревья, кустарники? (Деревья/кустарники стоят голые. Деревья сбросили листья.
Под деревьями белым покрывалом лежит снег. Хвойные деревья и кустарники остались зелёными,
т.к. они не сбросили хвою. За это их называют вечнозелёными. Хвоя тоже опадает, но постепенно)
-Что произошло с рекой озером? (Замёрзла(о), покрылось льдом, снегом)
-Почему произошли такие изменения? (Пришла зима, наступило похолодание. Солнце стало
всходить поздно, заходить рано – поэтому света и тепла Земля получает мало – дни стали короткими.
За короткий день Солнце не успевает прогреть воздух, стоят холода. Зимой Солнце поднимается
невысоко – греет и светит мало/слабо.)
-Что такое снегопад? (Падает много снежинок, густо падает снег)
-Что такое метель? (Снегопад вместе с сильным ветром)
-Что такое сугроб? (Во время метели образуются сугробы – кучи снега)
-Какая сегодня погода? (На улице прохладно/холодно/мороз. Дует холодный/морозный ветер/Ветра
нет. Падает снег/Снега нет. Земля покрыта снегом. На улице гололёд…)
Зима – увлекательное время года для интересных игр на свежем воздухе!
В какие игры дети и взрослые играют зимой? Что нужно для зимних игр? Что можно сделать из
снега и льда?
Люди зимой: катаются на санках, катаются на лыжах, катаются на коньках, играют в хоккей,
катаются на горке/ледянке, катаются на сноуборде, лепят снеговика, играют в снежки, лепят фигурки
животных, строят из снега крепость и т.д.
Назовите зимние виды спорта (хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт, сноубординг,
горнолыжный спорт, прыжки на лыжах с трамплина, лыжные гонки, кёрлинг…). Что нужно этим
спортсменам?
Расскажи
Зима (какая?) – холодная,
снежная, морозная, ветреная…
Снег (какой?) –
Погода (какая?) –
Небо (какое?) –
Ветер (какой?) –
Скажи ласково
Зима – зимушка
Солнце – солнышко
Снег – снежок
Санки – саночки
Горка – горочка
Коньки – конёчки и т.д.
Посчитай
Одна снежинка, две снежинки,
три снежинки, четыре
снежинки, пять снежинок…
Один снеговик, два снеговика,
три снеговика, четыре
снеговика, пять снеговиков…
Кому что нужно?
Лыжнику нужны – лыжи
Конькобежцу нужны –
Хоккеисту нужны –
Саночнику нужны –
Фигуристу нужны –
Сноубордисту нужен –
Родственные слова
Снег – снежок, снегопад,
снежный, снеговик,
Снегурочка, подснежник,
снегирь…
Зима – зимушка, зимний,
зимовать, зимующие…
Мороз - ….
Один – много
Снежок – снежки
Горка – горки
Снеговик – снеговики
Шайба – шайбы
Клюшка – клюшки
Варежка – варежки
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол, то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)