Автор: Мокшина Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №174 "Росинка" Населённый пункт: Ульяновск Наименование материала: конспект НОД Тема: "О чем рассказывает пейзаж" Раздел: дошкольное образование
Цель:
формировать представление о Родине, воспитание любви к своей Родине,
приобщение детей к культурно-историческим ценностям родного края.
Задачи:
1.
Закрепить
и
расширить
знания
детей
о
своей
Родине,
своем
городе.
Продолжаем знакомить детей с Ульяновскими художниками.
2. Вызывать эмоциональный отклик на настроение пейзажа: радость, удивление,
эстетическое
удовольствие,
наслаждение
от
изображенной
художником
красоты, чувство сопричастности, гордости за красоту родной природы.
3. Развивать художественно-образное видение, воображение и понимание не
только содержания картин, но и образного языка, использованного художником
для передачи смысла и выражения, настроения и отношения к увиденному.
Интеграция
ОО: социально-коммуникативное
развитие,
познавательное
развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Базисные знания, умения и навыки детей:
имеют представление о пейзаже
как о жанре живописи, называют некоторые виды пейзажной живописи, знают
имена
некоторых
ульяновских
художников
–
пейзажистов,
могут
назвать
некоторые картины, высказывают эстетические суждения и оценки во время
рассматривания художественных произведений, обсуждают увиденное друг с
другом и со взрослыми, могут самостоятельно изобразить пейзаж разными
изобразительными
материалами,
при
изображении
пейзажа
демонстрируют
хорошую техническую грамотность.
Предварительная
работа:
рассматривание
иллюстраций
с
изображением
родного города, рассматривание картин ульяновских художников, наблюдение
за природными явлениями (сезонными изменениями в природе, состоянием
погоды, изменениями в течение суток), беседы об увиденном, рисование города,
природы,
рассматривание
иллюстраций
к
стихотворениям
о
природных
явлениях.
Материалы и оборудование:
стенды, указка, репродукции картин А.Пановой
«Улица Гончарова», «Вечерняя улица Гончарова» (Б.Склярук), листы бумаги,
акварельные краски, кисти, палитры, салфетки, баночки с водой.
Ход занятия:
1. Вступительная часть. В зале на стендах развешены репродукции
картин ульяновских художников. Дети рассаживаются.
Воспитатель:
Ребята, мы уже совершали путешествие в особый мир искусства.
Мы знаем, что частью этого удивительного мира является изобразительное
искусство.
О
чем
оно
рассказывает? (Ответы
детей.)
Верно,
о
красоте
окружающего
мира.
Почему
это
искусство
назвали
изобразительным? (Оно
изображает окружающий нас мир таким, каким мы его видим в жизни, с
помощью рисунка, цвета.) Вспомните, что такое живопись? (Живопись - это
живое
письмо,
это
картины,
написанные
художниками
так,
что
все
изображенное кажется нам живым и реальным.)
Мы с вами уже знакомились с ульяновскими художниками. Давайте сегодня
рассмотрим картины А. Пановой и Б. Склярука.
Подойдите к картинам и полюбуйтесь ими. Если вы будете внимательными, не
станете спешить, захотите почувствовать душу картины, то они откроют вам
свои тайны. Только вести надо себя тихо, никому не мешать.
Дети рассматривают картины.
2. Теоретическая часть. Беседа воспитателя с детьми.
Воспитатель: О чем же эти картины, ребята? (О городе, природе, домах,
улицах.) Верно, это картины о нашем родном городе Ульяновске. А именно о
центральной улице нашего города – улице Гончарова. (Показывает картины на
стенде.) Где находится эта улица? (В центральной части нашего города.)
Главная и одна из самых красивых улиц города, которая во многом сохранила
свой облик до наших времён. Ее назвали в честь русского писателя Ивана
Александровича
Гончарова
(1812-1891),
уроженца
г.Симбирска.
Иван
Гончаров
был
ценителем
русской
литературы
с
самого
раннего
возраста.
Воспитатель: Какое время года изображено на картине А. Пановой? (Зима.)
По каким признакам вы определили время года? (Снег)
Воспитатель: А какое время года изображено на картине Б. Склярук? (Осень.
Потому что идет дождь.)
Давайте внимательно рассмотрим, про что же пишут свои картины художники –
пейзажисты? (Свои картины художники пишут про красоту нашей природы в
любое
время
года.)
Правильно,
ребята,
здесь
вы
увидели
пейзажи,
изображающие времена года (Зимний пейзаж) и погодные состояния (дождь).
Вот как много нового о нашем городе вы узнали! А сейчас подойдите к окну.
Что вы видите? (Ответы детей.) Да, это тоже пейзаж. Как вы думаете, ребята,
этот пейзаж чем-то отличается от тех, которые изображены на картинах? (На
картинах – нарисованный пейзаж, а здесь – живой, настоящий.)
Физкультминутка (автор
В.Коваленко).
Дети
выполняют
движения
в
соответствии с текстом.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол мы присели.
Значит, хватит отдыхать!
3. Практическая часть.
Ребята, а вы хотите попробовать нарисовать улицу, на которой вы живете? (Да,
хотим.)
Сейчас
вы
превратитесь
в
художников
и
изобразите
с
помощью
акварельных красок улицу вашего дома с использованием зимних мотивов.
Дети
работают
акварелью.
В
процессе
выполнения
работы
воспитатель
со
своим листом бумаги подходит к детям и при необходимости объясняет им
способы рисования.
Динамическая пауза
(по выбору педагога)
4. Заключительная часть. Анализ детских работ, оценка действий.
Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились. Мы
как будто попали в зимнюю сказку. Все работы разместим на нашей выставке.
Воспитатель: Прекрасные картины мы посмотрели! Скажите, ребята, что вам
сегодня понравилось на экскурсии? О чем мы говорили? (Дети рассказывают,
делятся впечатлениями.) Картины каких художников мы рассматривали? (А.
Панова, Б. Склярук.) Как называется центральная улица нашего города? (Улица
Гончарова.) Почему ее так назвали? (В честь писателя Ивана Гончарова.)
Вот как красива природа нашего города! Картины открыли нам некоторые свои
тайны, но мы узнаем о них еще много интересного. А сейчас давайте еще
посмотрим на эти пейзажи, полюбуемся ими.