Автор: Чецкая Марина Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СШ № 26
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: «Формирование экологической культуры у учащихся через экологическое образование и воспитание во внеурочной деятельности».
Тема: «Содержание и методика преподавания биологии в условиях реализации ФГОС»
Раздел: среднее образование
«Формирование экологической культуры у учащихся через экологическое
образование и воспитание во внеурочной деятельности».
Автор - Чецкая Марина Владимировна
«Приходя в гости к природе,
не делай ничего,
что счел бы неприличным делать в гостях»
Арманд Давид Львович
Сейчас с уверенностью можно говорить, что тревожная экологическая ситуация,
сложившаяся в нашей стране, является результатом неграмотного хозяйствования,
потребительского отношения к природе, доминирования технократического мышления и,
конечно же, недостатка экологических знаний у нынешнего и подрастающего поколений.
То поколение, которое выросло на потребительской идеологии и воспринимает
окружающий мир как источник благ и обогащения, скорее всего, уже не перевоспитать, а
дети, которые сидят за партами - они и есть та сила, которая будет менять наш мир к
лучшему, созидать, преобразовывать и восстанавливать разрушенное.
это не случится, если мы
не научим экологически
грамотно
мыслить детей. Вот цели и
задачи, которые мы ставим
перед собой: научить
детей воспринимать
окружающий мир,
облагородить чувства детей,
научить
их понимать природу,
ценить ее значимость в
нашей жизни, беречь ее,
помогать ей в борьбе с
варварским отношением к
ней.
Решение задач, стоящих
перед учителем,
осуществимо при условии
взаимосвязи обучения и
воспитания с различными
типами и видами
внеклассной работы.
это не случится, если мы
не научим экологически
грамотно
мыслить детей. Вот цели и
задачи, которые мы ставим
перед собой: научить
детей воспринимать
окружающий мир,
облагородить чувства детей,
научить
их понимать природу,
ценить ее значимость в
нашей жизни, беречь ее,
помогать ей в борьбе с
варварским отношением к
ней.
Решение задач, стоящих
перед учителем,
осуществимо при условии
взаимосвязи обучения и
воспитания с различными
типами и видами
внеклассной работы.
это не случится, если мы
не научим экологически
грамотно
мыслить детей. Вот цели и
задачи, которые мы ставим
перед собой: научить
детей воспринимать
окружающий мир,
облагородить чувства детей,
научить
их понимать природу,
ценить ее значимость в
нашей жизни, беречь ее,
помогать ей в борьбе с
варварским отношением к
ней.
Решение задач, стоящих
перед учителем,
осуществимо при условии
взаимосвязи обучения и
воспитания с различными
типами и видами
внеклассной работы.
А это не случится, если
мы не научим экологически
грамотно
мыслить детей. Вот цели и
задачи, которые мы ставим
перед собой: научить
детей воспринимать
окружающий мир,
облагородить чувства детей,
научить
их понимать природу,
ценить ее значимость в
нашей жизни, беречь ее,
помогать ей в борьбе с
варварским отношением к
ней.
Решение задач, стоящих
перед учителем,
осуществимо при условии
взаимосвязи обучения и
воспитания с различными
типами и видами
внеклассной работы.
Это возможно сделать в том случае, если мы научим экологически грамотно
мыслить и действовать детей, т.е. сформировать экологическую культуру ребенка. Что
значит «экологическая культура»? Это научить детей воспринимать себя и окружающий
мир как единое целое, облагородить чувства детей, научить их понимать природу, ценить
ее значимость в нашей жизни, беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к
ней. Достичь это возможно только при условии взаимосвязи экологического обучения и
воспитания через различные типы и виды внеклассной работы.
Экологическое образование – это фундамент экологического воспитания. Под
экологическим воспитанием надо понимать совокупность экологического сознания и
поведения, гармоничного с природой. Несомненно, на формирование экологического
сознания оказывают влияние экологические знания, убеждения и принципы, как самого
человека, так и окружающих его людей. Все понимают, что без знаний закономерностей
развития природы невозможно выработать экологически правильное мышление, заложить
основы
экологической
культуры,
обеспечить
понимание
научных
принципов
человеческой деятельности. Биология, как учебный предмет, обладает огромной
возможностью для формирования экологического сознания, как основы экологической
культуры. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание
и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность
экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по
отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные
объекты. Экологическое поведение - совокупность конкретных действий и поступков
людей, на прямую или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение,
использованием природных ресурсов. Но очень часто возникают «ситуации- ножницы»:
учащиеся хорошо знают, понимают
экологические законы, терминологию, но по
отношению к природе остаются потребителями. Без соответствующего уровня культуры
люди хотя и могут обладать необходимыми знаниями, но применить их в жизни не
могут, не представляют, как это сделать практически.
Таким образом, целью моей внеурочной деятельности - поэтапное формирование
экологической культуры у учащихся.
Задачи, которые нужно решить для достижения поставленной цели:
1.
овладения учащимися научных основ экологии, изучение экологических законов и
взаимосвязей;
2.
развития интереса обучающихся к проблемам окружающей среды;
3.
формирования отношений обучающихся к природно - социальному окружению.
4.
формирование экологических представлений;
5.
развитие экологического сознания и чувств;
6.
формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
7.
выработка навыков и привычек поведения в природе;
8.
преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
В своей работе могу выделить следующие направления для решения поставленных
задач:
1.
Информационно - познавательное направление
-
дидактические
игры,
беседы,
заочные путешествия, викторины.
2.
Познавательно
-
развлекательное
направление - экологические игры, игры-путешествия,
игры в формате «Своя игра», «Что? Где? Когда?».
3.
Практическое
направление
-
посадка
деревьев
и
кустарников,
озеленение
класса,
подкормка
птиц,
выращивание рассады на школьную
клумбу.
4.
Исследовательское
направление -
экскурсии, наблюдения, опыты.
Данные направления я реализую на уроках биологии, но
главное место отводится внеурочной деятельности. Я являюсь
руководителем
отряда
«Зеленый
патруль»
и
творческого
объединения «Волшебная мастерская».
«Волшебная мастерская» по содержанию является
общеинтеллектуальной; по
функциональному предназначению – прикладной. Тематика занятий по
программе обширна – это игрушки из бумаги и картона, открытки,
сувениры для украшения интерьера; необычные поделки из бросового
материала.
В рамках работы отряды «Зелёный патруль» учащиеся
изучают опыт работы организации и проведения экологических акций и
операций. Знакомятся с организацией конкретных экологических акций по очистке
территорий.
Осуществляется совместная природоохранная деятельность с
другими экологическими объединениями и организациями. Идет поиск путей
для создания условий обмена информацией о природоохранной деятельности
между
средствами
массовой
информации
и
экологическими организациями. Итогом работы отряда является создание стенгазет или
информационных листков по результатам проведения экологических акций и мероприятий,
участие в слете отрядов «Зеленый патруль».
Работа по формированию экологической культуры у учащихся дала определенные
результаты:
учащиеся проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни
людей, растений, животных, пытается оценить их состояние
с желанием участвуют в экологических мероприятиях;
эмоционально реагируют на живые природные объекты и пытаются передать свои
чувства в доступных видах деятельности
стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки,
чтобы не причинить вреда окружающей среде.
контролируют поведение в природе своих близких и друзей.
За время работы по теме собран обширный теоретический и практический материал
по данному вопросу.
Практическая работа
показала, что различные мероприятия экологической
направленности позволяют формировать экологическую культуру учащихся. У детей
возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней, слепое
потребление природных ресурсов переходит в формат обдуманной, созидательной
деятельности.