Автор: Светлана Григорьевна Ерашова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №13 ИМ.Э.Д. Балтина
Населённый пункт: СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, СМОЛЕНСК
Наименование материала: Классный час в 3 а классе по теме: «Семья и Отечество в моей жизни»
Тема: Духовно - нравственное воспитание
Раздел: начальное образование
Классный час в 3 а классе по теме: «Семья и Отечество в моей
жизни»
МЬОУ «СШ № 13 им. Э. Д. Балтина» г. Смоленска
Учитель: С. Г. Ерашова
Цели: способствовать формированию представлений о жизненном
идеале семьи, выработки собственной тактики принятия решений и
способность видеть за отдельным фактом явление жизни;
прививать любовь к родине , интерес к истории своего Отечества;
развивать мышление , речь , воображение.
Оборудование: доска, фотографии, пословицы, листы бумаги,
ручки, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Введение в тему классного часа.
3.
Беседы и задания на тему: «Что такое семья», «Наше
Отечество», «Школа – наш общий дом».
4.
Викторина о семье. Загадки.
5.
Обсуждение проблемной ситуации.
6.
Рефлексия. Самоанализ.
7.
Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте ребята.
Очень приятно видеть вас на нашем классном часе.
Обратите внимание на доску (на доске записаны пословицы)
Отец и мать – священные слова.
Нет в мире краше Родины нашей.
-о чём же мы сегодня будем говорить на нашем классном часе?
(дети отвечают – о семье, о любви к Родине, о нашем Отечестве.)
-Верно тема нашего классного часа «Семья и Отечество в моей
жизни».
2.Введение в ситуацию.
В 1994 году Генеральной Ассамблеей ОООН 15 мая учрежден
Международный день семьи. Если мы обратимся к «Толковому
словарю» С. И. Ожегова, то слово семья – это «группа , живущих
вместе близких родственников», семья – это «объединение людей,
сплоченных общими интересами».
- А как вы понимаете это слово «семья»?
(ребята дают ответы).
3.Беседа на тему « Что такое семья»? Задания.
У каждого из вас есть такое место, где вас любят, понимают, где не
надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и
хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место,
вы
уже
догадались - это ваш дом , ваша семья.
Мы с вами будем говорить о тех, кто живет рядом с нами, с кем мы
живем.
- Перед вами лежат листы бумаги, карандаши и ручки. Обведите
свои ладошки. Опишите вашу семью, в которой вы живете, какая
она? В каждый пальчик необходимо вписать слова –
характеристики.
(учащиеся работают под музыку)
- Посмотрите на доску. На ней силуэт дома, символ семейного
очага, ведь недаром говорят: «Моя семья – моя крепость». Вам
необходимо выйти и зачитать о своей семье и прикрепить свою
ладошку.
-Очень приятно слышать, что ваши семьи дружные, крепкие,
заботливые. Семья – это не просто родственники, живущие рядом.
Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами,
идеалами, отношением к жизни.
- Послушайте стихи о семье.
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничными столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всём мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
Н а этой сказочной земле.
4.Викторина «Семья». Загадки.
О семье, сложено много загадок, давайте их отгадаем.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
-Всех милее наша ….(мама)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научить гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика , упав не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь, Конечно…(папа)
Кто любить не устаёт.
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша…(бабушка)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он – старший (брат)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый… (дед)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я»
Что получится? (Семья)
-А сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о
семье.
Викторина «Семья».
Вопросы:
1.
Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные
неприятности и ссоры?(Выносить ссор из избы)
2.
В какое время года чаще всего в давние времена
женились или выходили замуж?(Осенью после сбора
урожая)
3.
В какой сказке К. И. Чуковского именины заканчиваются
свадьбой? (Муха – Цокотуха)
4.
Назовите самую семейную геометрическую фигуру? (Круг.
Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
5.
Ребёнок моего отца мне не брат. Кто это? (моя сестра)
6.
О каком весеннем растении одновременно говорят и о
родном и приёмном родственнике? (Мать – и – мачеха)
Традиции и обычаи в семье.
- Каждый из вас встречал счастливые семьи, в которых уже
несколько поколений существуют свои обычаи и традиции. Одни
собирают материалы по истории своего рода и семьи, другие всей
семьёй собираются за столом по вечерам, третьи по выходным
отправляются в лес.
- Давайте узнаем, какие семейные традиции и обычаи есть в ваших
семьях. (Дети рассказывают)
-Школа – наш общий дом. Большую часть года вы учитесь в школе.
А ведь школа это тоже дом. Наш общий дом. А наш класс – семья.
Дружная семья учителей, учеников и родителей.
- Давайте послушаем стихотворение о школе.
Родная школа.
Ветер шторы колыхнул тихо по утру,
Снова рано, как всегда в школу я пойду.
Со всех сторон, как муравьи в муравейник свой,
Дети на урок спешат, как к себе домой.
Здание родное школы радует сердца,
Педагоги заменяют маму и отца.
Кладезь знаний и умений обнаружим здесь.
На любой – любой вопрос все ответы есть.
Стайкой годы пронесутся, никогда нам не забыть
Ту заботу, ласку, счастье, что умела ты дарить.
- Ребята, семья, школа – это маленькое Отечество. Отечество –
место где ты родился. Отечество, отчий дом, отец – однокоренные
слова. Нашу родину называют матушка Россия. Место, где ты
родился и вырос, где твои корни – это отечество. Родина, Отчизна,
Отечество –эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с
большой буквы.
- Предлагаю вам послушать стихотворение об отечестве и Родине и
подумать о чём в них говорится.
Какое слово тёплое – Отчизна.
Оно, как дом, как печь, как хлеб душистый.
Как детский сон под маминым крылом.
Как трель скворца весною за окном.
Какое слово гордое – Отчизна.
Я в нём читаю деда с фронта письма,
Он не пришёл тогда назад с войны,
Его победе – слышишь, нет цены!
Всего семь букв - и сколько сразу смысла.
Какое слово ёмкое – Отчизна…
5.Обсуждение проблемной ситуации.
-Ребята давайте с вами ответим, о чём мы с вами беседовали, что
интересного вы узнали, а что оставили в своём сердце навсегда.
-Что же самое важное и главное для каждого человека? Чем для
вас является школа? Что для каждого из вас отечество? Как мы
должны о нём заботиться?
- Верно ребята семья и Отечество очень важны для вас.
Прослушивание песни «Россия»
6. Рефлексия.
-В подведение итогов нашего классного часа, я прошу вас
высказать мнение о сегодняшней нашей встречи: что понравилось,
что не понравилось, что больше всего запомнилось. (Дети по
очереди высказывают своё мнение)
7.
Подведение итогов.
- Я хочу вас поблагодарить вас за активное участие. Наше общение
было очень приятно. Мне хотелось бы вам пожелать, чтобы ваш
дом был радостным и уютным. Наш классный час я хочу закончить
словами И. Никитина
И сладко песнь в честь родины поётся.
И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! Здесь край моих отцов!»