Напоминание

"Театральная маска", 5 - 9 классы


Автор: Хангилдян Ольга Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ СКШ № 2 г. Черемхово
Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Театральная маска", 5 - 9 классы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное образовательное казённое учреждение Иркутской области

«Специальная(коррекционная) школа № 2 г. Черемхово»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Театральная маска»

по общекультурному направлению для обучающихся 5-9 классов

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вариант 1.

Составитель:

Хангилдян Ольга Сергеевна

Черемхово, 2021 г.

Пояснительная записка

Программа студии «Театральная маска» предназначена для организации внеу-

рочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 5-9

классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа внеурочной деятельности разработана на основе Примерной

адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучаю-

щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основопола-

гающим является системно-деятельностный и культурно-исторический подход.

Основное назначение курса внеурочной деятельности заключается в обеспече-

нии дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), орга-

низации их свободного времени.

Программа студии «Театральная маска» ориентирована на создание условий

для:

расширения опыта поведения, деятельности и общения;

творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде,

стимулирующей возникновение личностного интереса к различным ас-

пектам жизнедеятельности;

позитивного отношения к окружающей действительности;

социального становления обучающегося в процессе общения и совмест-

ной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со

сверстниками и педагогами;

профессионального самоопределения, необходимого для успешной реа-

лизации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Вид программы: модифицированная, разработана на основе авторской программы

«Театр» Генераловой И. А.

Отличительными

особенностями

и

новизной

программы

является

деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где

школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля.

Используемый принцип междисциплинарной интеграции

применим к смежным

наукам (уроки чтения и музыки, изобразительное искусство и профессионально –

трудовое обучение, ритмика). Принцип креативности предполагает максимальную

ориентацию на творчество ребёнка, на развитие его психофизических ощущений,

раскрепощение личности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена

необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и

практике

воспитания

в

новых

социокультурных

условиях,

в

частности,

ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой

культуры. Массовая культура поглощает высшие образцы культурной деятельности

человечества. Чтобы не потеряться в потоке этих изменений, от человека требуется

постоянное эстетическое самоопределение. В отечественной педагогической теории

и практике эстетического воспитания сложился ряд оригинальных и глубоких

подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый. В

то же время парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов

почти не учитывает внутренние культурные условия и потенциал саморазвития

ребёнка. Реальная альтернатива данной парадигме - воспитание у школьника

способности к эстетическому самоопределению. Важная роль в воспитании

отводится художественному творчеству, в процессе которого обучающиеся прямо

выходят в пространство эстетического выбора. С одной стороны, при организации

досуговой

деятельности

современных

школьников

преобладает

навязывание

стандартных, стереотипных образов и приемов, где детям отводится, в основном,

пассивная роль. В результате такого подхода ребенок не имеет средств к

самовыражению, развитию.

С другой стороны, Федеральный государственный

стандарт определяет приоритетные цели художественного образования, которые

лежат в области воспитания духовного мира человека, развития эмоционально-

чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий

мир, согласно законам красоты. Студия «Театральная маска» призвана осуществить

одну из главных задач современного образования – воспитание всесторонне

развитой личности, призван сформировать у учащихся художественный способ

познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе

собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к

выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры. Знакомство с миром театра

даёт

учащимся

возможность

повысить

свой

уровень

культуры.

Духовное

осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на

самосовершенствование и гармонизацию внутреннего "я" с внешней средой.

Цель курса: получение школьником опыта самостоятельного общественного

действия средствами театральной художественно-творческой деятельности.

Задачи:

развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка

в разных видах деятельности;

формирование основ нравственного самосознания личности, умения

правильно оценивать окружающее и самих себя,

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального

опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным

ценностям;

формирование умений, навыков социального общения людей;

расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и

общеобразовательной организации;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверст-

никами, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понима-

ния других людей и сопереживания им.

Результативность курса внеурочной деятельности предполагает:

приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллекту-

альными нарушениями) социального знания,

формирования положительного отношения к базовым ценностям,

приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, праздники, обще-

ственно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в

театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п)

В школе созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразователь-

ной организации в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательно-

го и коррекционно-развивающего процессов.

Программа курса будет способствовать социальной интеграции обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путем организации и

проведения мероприятий (воспитательных, культурно-развлекательных, иных досу-

говых мероприятий), в которых предусмотрена совместная деятельность обучаю-

щихся разных детей (с ограничениями здоровья и без таковых)

Срок реализации программы: 5 лет

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

5 класс «Храм Мельпомены»;

6 класс «Встречи за кулисами»;

7 класс «Мой театр друзьям»;

8 класс «Моё актерское мастерство»;

9 класс «Моё актерское мастерство».

Программа студии «Театральная маска» включает несколько разделов:

Раздел

1.

«Культура

и

техника

речи»

объединяет

игры

и

упражнения,

направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной

артикуляции, чёткой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со

словом, развивающие связную образную речь, подбирать простейшие рифмы.

Раздел 2. «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические,

музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие

двигательных способностей ребёнка, пластической выразительности телодвижений,

снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел 3. «Театральная игра»

предусматривает развитие игрового поведения

учащегося, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в

различных жизненных ситуациях.

Раздел 4. «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с

задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение

культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических

потребностей (быть читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику

нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Раздел 5. «Танцевальные игры» включает практические занятия, направленные на

творческое осмысление образного содержания, воплощаемое детьми в танце. Это

достигается через освоения выразительных движений

(пантомимических и

танцевальных). Постановка этюдов, танцевально – пантомимических спектаклей.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспе-

чиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальны-

ми нарушениями):

воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений,

которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности

(например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного

действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал

нечто как ценность);

эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение ре-

зультата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной

компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распреде-

ляются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о

ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, со-

циально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), пер-

вичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения

данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося

со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми

для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного

отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,

мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в це-

лом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимо-

действие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной орга-

низации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обуча-

ющийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приоб-

ретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отс-

талостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного

общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие

обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами

общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает

вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обу-

чающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гра-

жданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен

быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в за-

висимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с ум-

ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Личностные результаты курса внеурочной деятельности:

5 класс

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учрежде-

нию, своему городу, народу, России;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях

отечественной культуры;

6 класс

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и

образу жизни других народов;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и

профессиональной деятельности;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

7 класс

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и

наиболее привлекательных видах художественно-эстетической деятельности;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослы-

ми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных

социальных ролей;

8 класс

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодейство-

вать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и

смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные ре-

шения;

9 класс

― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и зада-

чи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать до-

стигнутые результаты;

― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и

практической, общественно полезной деятельности.

Формы достижения воспитательных результатов

на занятиях студии «Театральная маска»:

Приобретение

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуаль

ными

нарушениями)

социальных

знаний

Получение

опыта

переживания и пози-

тивного отношения к

базовым

ценностям

общества (человек, се-

мья, Отечество, при-

рода,

мир,

знания,

труд, культура)

Получение

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

начального

опыта самостоятельного общес-

твенного действия

5 класс

Театральные

игры, тренинги

Познавательные

беседы

Ознакомительны

е

экскурсии

в

театр

6 класс

Познавательные

беседы.

Познавательные

экскурсии.

Ценностные беседы,

конкурсы, викторины,

Просмотр спектаклей

Участие

в

художественных

конкурсах на школьном уровне.

7класс

Художественное образовательное событие

Познавательные

беседы.

Познавательные

экскурсии

Виртуальные

экспедиции, экскурсии.

Познавательные беседы

с

участием

специалистов.

Видеолекторий

Встреча

с

актерами,

работниками театра.

Дискуссии

Репетиционное событие.

Постановочное событие.

Участие

в

художественных

конкурсах

на

школьном

и

муниципальном уровнях.

Участие в смотрах на школьном и

муниципальном уровне.

8 класс

Художественное образовательное событие

Познавательные

беседы.

Виртуальные

экскурсии

Виртуальные

научные

экспедиции, экскурсии.

Встречи с интересными

людьми.

Тематические

дискуссии.

Дискуссии

Репетиционное событие.

Постановочное событие.

Участие

в

художественных

конкурсах на муниципальном и

региональном уровнях.

Дистанционные

творческие

конкурсы

9 класс

Просмотр

театральных

постановок,

их

обсуждение

Театральные пробы

Репетиционное событие.

Постановочное событие.

Участие

в

художественных

конкурсах на муниципальном и

региональном уровнях.

Дистанционные

творческие

конкурсы

В ходе освоения программы «Театральная маска» (студия) целенаправленно

формируются

универсальные

учебные

действия

(личностные,

регулятивные,

познавательные, коммуникативные).

Личностные учебные действия:

испытывать чувство гордости за свою страну;

гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так

и своих товарищей;

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, му-

зыки, живописи и др.;

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их де-

ятельности;

активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края

и страны.

Коммуникативные учебные действия:

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социально-

го взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использо-

вать разные виды делового письма для решения жизненно значимых за-

дач;

использовать доступные источники и средства получения информации

для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и прак-

тических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуще-

ствления;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для реше-

ния практических и учебных задач;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе дея-

тельности;

адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в

соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-

пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, син-

тез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерно-

стей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербаль-

ном материале, основе практической деятельности в соответствии с ин-

дивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные зна-

ния, отражающие несложные, доступные существенные связи и отноше-

ния между объектами и процессами.

Режим занятий: Расписание занятий строится из расчета одно занятие в неделю.

Количество аудиторных занятий не превышает 50% от общего количества занятий.

При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на

общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти

дни и сокращается в другие. В каникулярное время проводятся, по мере

необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также репетиционная

деятельность обучающихся.

Формы подведения итогов: выступление на школьных праздниках, торжественных

и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских

собраниях,

классных

часах,

участие

в

мероприятиях

младших

классов,

инсценирование сценок из жизни школы и постановка пьес для свободного

просмотра.

Для реализации курса «Театральная маска» используются следующие виды

деятельности:

1.

Репетиции.

2.

Практические занятия.

3.

Видеопросмотр театральных номеров.

4.

Выступления на школьных мероприятиях: День знаний, Праздник последнего

звонка, День здоровья и т.д.

5.

Концертные выступления, приуроченные к праздничным событиям: День учителя,

День матери, День защитника Отечества и т.д.

6.

Социальные проекты: выступления для ветеранов, социально незащищенного

населения, детей и т.д.

Календарно - тематическое планирование для 5 класса

№п/

п

Содержание

Кол-

во

часо

в

Кол-во

теор.\практич.

Дата

Аудит

.

Неаудит.

Театральная игра (16ч)

1

Основы театральной культуры.

Просмотр профессионального

театрального спектакля.

1

1 п

2

Творить для других. Знакомство

со

сценарием

праздника

«Русские посиделки». Картинки

из спичек- игра.

1

1 т.п

3

Лучшие

актёры

театра.

Большой театр..

1

1 т, п

4

Инсценирование

народных

сказок о животных («Лиса и

журавль»)

1

1т, п

5

Разучивание песен и танцев к

празднику.

Говорим

по

болтунски - игра.

1

1 п

6

Домашние

спектакли.

Изготовление

костюмов

и

декораций. Репетиция

1

1 т, п

7

Премьера

сказки

«Лиса

и

журавль».

1

1 т, п

8

Этюды с воображаемыми пред-

метами

Генеральная репетиция.

1

1 п

9

Премьера

фольклорного

праздника

«Русские

посиделки»

1

1 п

10

Чтение в лицах стихов А. Барто,

И.Токмаковой, Э.Успенского

1

1 т, п

11

Инсценирование

басен

Крылова.

«Ворона и лисица», «Квартет»

1

1 п

12

Репетиция

басен

«Ворона

и

Лисица», «Квартет»

1

1 п

13

Репетиция басен. «Ворона и

Лисица», «Квартет».

1

1 п

10

14

Генеральная репетиция басен.

1

1 п

15

Показ спектакля по мотивам

басен Крылова.

1

1 п

16

«Капустник». Показ любимых

инсценировок.

1

1п

Содержание программы в 5 классе

Раздел «Театральная игра» (16ч)

Цель изучения раздела:

Развитие творческой инициативы, эмоциональной

отзывчивости на художественный вымысел.

Содержание: Основы театральной культуры. Просмотр профессионального те-

атрального спектакля. Творить для других. Знакомство со сценарием праздника

«Русские посиделки». Картинки из спичек- игра. Лучшие актёры театра.

Большой театр. Пантомима. Ритм и движения. Музыкально – пластиковые им-

провизации на речевое дыхание: игра со свечой. Зарядка для губ. Знакомство со

сценарием праздника «Русские посиделки». Определение характера героев, рас-

пределение ролей. Проба на роль. Генеральная репетиция. Игры и упражнения

на свободу звучания: больной зуб, капризуля. Разучивание песен и танцев к

празднику. Говорим по болтунски - игра. Домашние спектакли. Изготовление ко-

стюмов и декораций. Репетиция Инсценирование народных сказок о животных

(«Лиса и журавль»). Этюды с воображаемыми предметами Генеральная репети-

ция. Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского. Инсцениро-

вание басен Крылова. «Ворона и лисица», «Квартет». «Капустник». Показ люби-

мых инсценировок.

Формы проведения занятий: деловая игра, творческая мастерская, подвижные

игры, репетиция, тренинги, премьера, экскурсия, конкурсы.

Форма

подведения

итогов

реализации

программы

в

5

классе:

художественное образовательное событие.

Календарно – тематическое планирование для 6 класса

№п/

п

Содержание

Кол-

во

часо

в

Кол-во

теор.\практич.

Дата

Аудит

.

Неаудит.

Театральная игра (16ч)

1

Основы театральной культуры.

Просмотр профессионального

театрального спектакля

1

1 п

2

.В мире стихов и скороговорок.

1

1 т.п

3

Чтение

в

лицах

фрагментов

рассказов:

«Конь

с

розовой

1

1 т, п

11

гривой»

В.П.

Астафьева,

«Срезал» В.М. Шукшина.

4

Этюды

с

заданными

обстоятельствами.

1

1т, п

5

Этюды с воображаемыми пред-

метами.

1

1 п

6

Мы

актеры.

Знакомство

со

сказкой «Под грибом».

1

1 т, п

7

Инсценирование сказки «Под

грибом». Репетиция.

1

1 т, п

8

Репетиция

сказки

«Гуси

лебеди». Распределение ролей.

1

1 п

9

Генеральная репетиция «Гуси –

лебеди»

1

1 п

10

Премьера

сказки

«Гуси

лебеди».

11

Сюжетно-ролевая

игра

телепередача

«В

гостях

у

сказки»

1

1 т, п

12

Просмотр

сказки

«Гуси

лебеди».

1

1 п

13

Репетиция

сказки

«Гуси

лебеди». Распределение ролей.

1

1 п

14

Репетиция

сказки

«Гуси

лебеди»

1

1 п

15

Генеральная репетиция «Гуси –

лебеди»

1

1 п

16

«Капустник». Показ любимых

инсценировок

1

1п

Раздел «Театральные игры» (16ч)

Цель изучения раздела: Воспитание гармонически развитой личности в

процессе сотворчества и сотрудничества.

Содержание: Основы театральной культуры. Просмотр профессионального те-

атрального спектакля. Определение характера героев, распределение ролей. Пра-

вила поведения в театре, на сцене. Чтение в лицах фрагментов рассказов: «Конь

с розовой гривой» В.П., Астафьева, «Срезал» В.М. Шукшина. Ориентироваться в

пространстве, равномерно размещаться на площадке. Развивать речевое дыхание

и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию. Музы-

кальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естествен-

ных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодви-

жений. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Изготовление эскизов ко-

стюмов, декораций Упражнения на развитие дикции (скороговорки). Произнесе-

ние скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интона-

12

циями.

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Упражнения

«Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».

Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.

Проба на роль. Репетиции с музыкальным сопровождением. Мы актеры. Знаком-

ство со сказкой «Под грибом». Инсценирование сказки «Под грибом». Репети-

ция. Сюжетно-ролевая игра – телепередача «В гостях у сказки». Инсценирование

сказки «Гуси – лебеди».

Формы проведения занятий: деловая игра, творческая мастерская, подвижные

игры, репетиция, тренинги, премьера, экскурсия, просмотр фильма. «Капуст-

ник». Показ любимых инсценировок.

Форма

подведения

итогов

реализации

программы

в

6

классе:

художественное образовательное событие.

Календарно – тематическое планирование для 7 класса

№п/

п

Содержание

Кол-

во

часо

в

Кол-во

теор.\практич.

Дата

Аудит

.

Неаудит.

Театральная игра (16ч)

1

Виды театра. Отличие театра от

других видов искусства.

1

1 п

2

Сценический этюд «Уж эти

профессии театра…»

1

1 т.п

3

Репетиция басен «Листы и кор-

ни», «Ларчик».

1

1 т, п

4

Оформление

и

технические

средства

сцены.

Реквизит.

Репетиция басен.

1

1т, п

5

Изготовление эскиза декораций,

костюмов. Репетиция басен.

1

1 п

6

Премьера басен.

1

1 т, п

7

Работа

над

выразительным

чтением

стихотворений

А.С.

Пушкина.

1

1 т, п

8

Чтение

стихотворений

А.С.

Пушкина

1

1 п

9

Знакомство с рассказом А.П.

Чехова «Толстый и тонкий»

1

1 п

10

Инсценирование рассказа А.П.

Чехова «Толстый и тонкий».

1

1 т, п

11

Репетиция

спектакля

А.П.

1

1 п

13

Чехова «Толстый и тонкий».

12

Эскизы костюмов, декораций к

спектаклю «Толстый и тонкий»

1

1 п

13

Премьера спектакля «Толстый и

тонкий».

1

1 п

14

Этюды с заданными обстоя-

тельствами.

Чтение

сказки

А.Усачёва

«Жили-были ёжики».

1

1 п

15

Этюды с заданными обстоя-

тельствами.

Чтение

сказки

А.Усачёва

«Жили-были

ёжики».

Инсценирование

диалогов

животных.

1

1 п

16

Этюды на эмоции и вежливое

поведение.

Показ

любимых

инсценировок.

1

1п

Раздел «Театральные игры» (16ч)

Цель

изучения

раздела:

подготовка

ребенка

к

самостоятельному

художественному творчеству, связанному с искусством драматического театра.

Содержание: Творить для других. . Если к вам пришли гости. Играем в театр с

друзьями. Домашние спектакли. Сам себе режиссёр. Дом для чудесных пред-

ставлений. Чтение стихотворения «Цветок» А.С. Пушкина. Упражнения на по-

становку дыхания (выполняется стоя). Сценический этюд «Уж эти профессии

театра…». Репетиция басен «Листы и корни», «Ларчик». Знакомство с рассказом

А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Оформление и технические средства сцены.

Реквизит Этюды с заданными обстоятельствами. Чтение сказки А. Усачёва

«Жили-были ёжики». Инсценирование диалогов животных. Этюды на эмоции и

вежливое поведение. Показ любимых инсценировок.

Формы проведения занятий: деловая игра, творческая мастерская, подвижные

игры, репетиция, тренинги, премьера, экскурсия, конкурсы, просмотр фильма.

Форма

подведения

итогов

реализации

программы

в

7

классе:

художественное образовательное событие.

Календарно – тематическое планирование для 8 класса

№п/

п

Содержание

Кол-

во

часо

в

Кол-во

теор.\практич.

Дата

Аудит

.

Неаудит.

Театральная игра (16ч)

1

Виды театров, их сходство и

различие.

1

1 п

14

2

Культура поведения в театре.

Понятия «зритель» и «фанат».

1

1 т.п

3

Инсценирование

рассказов

М.М. Зощенко «В трамвае»,

«Кочерга»

1

1 т, п

4

Репетиция рассказа «В трамвае»

1

1т, п

5

Репетиция рассказа «Кочерга»

1

1 п

6

Репетиция

рассказов

М.М.

Зощенко

«В

трамвае»,

«Кочерга»

1

1 т, п

7

Показ литературных зарисовок

по рассказам М.М. Зощенко.

1

1 т, п

8

Учусь говорить красиво. Что

значит

красиво

говорить?

«Сквернословие…

это

всегда

плохо или иногда хорошо?».

1

1 п

9

Знакомство со сценарием

сказки «Старик, море и Золотая

рыбка» из сборника В.В. Хол-

кина «Сказки деда Лаврентия»

1

1 п

10

Распределение ролей. Техника

речи. Интонация. Настроение.

Характер персонажей.

1

1 т, п

11

Эскизы декораций, костюмов.

Репетиция спектакля по сказке

В.В. Холкина «Старик, море и

Золотая рыбка»

1

1 п

12

Соединение

словесного

и

физического

действия.

Показ

спектакля

по

сказке

В.В.

Холкина

«Старик,

море

и

Золотая рыбка»

1

1 п

13

Знакомство

со

сказкой

В.В.

Холкина

«Его

Величество».

Распределение ролей

1

1 п

14

Эскизы костюмов, декораций к

спектаклю «Его Величество».

Репетиция.

1

1 п

15

Репетиция

спектакля

«Его

Величество».

1

1 п

16

Премьера

спектакля

«Его

Величество».

1

1п

15

Раздел «Театральные игры» (16ч)

Цель изучения раздела:

развитие у детей навыка действовать на сцене

подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им

ролей в действии и взаимодействии друг с другом.

Содержание: Виды театров, их сходство и различие. Культура поведения в

театре. Понятия «зритель» и «фанат». Работа с художественными текстами в

парах Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Сердце

красавицы…», «Внимание: распродажа!» Музыкальные пластические игры и

упражнения,

обеспечивающие

развитие

естественных

психомоторных

способностей детей, свободы и выразительности телодвижений. Упражнения

«Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Изготовление эскизов костюмов, декораций

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).

Упражнения на

развитие артикуляционного аппарата Игры на развитие образного мышления,

фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

Инсценирование рассказов М.М. Зощенко «В трамвае», «Кочерга». Репетиция

рассказов М.М. Зощенко «В трамвае», «Кочерга».

Показ литературных

зарисовок по рассказам М.М. Зощенко. Учусь говорить красиво. Что значит

красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?».

Знакомство со сценарием сказки «Старик, море и Золотая рыбка» из сборника

В.В. Холкина «Сказки деда Лаврентия». Распределение ролей. Техника речи.

Интонация. Настроение. Характер персонажей.

Знакомство со сказкой В.В.

Холкина «Его Величество». Распределение ролей Эскизы костюмов, декораций к

спектаклю «Его Величество». Репетиция. Премьера спектакля «Его Величество».

Формы проведения занятий: деловая игра, творческая мастерская, подвижные

игры, репетиция, тренинги, премьера, экскурсия, конкурсы, просмотр фильма.

Форма

подведения

итогов

реализации

программы

в

8

классе:

художественное образовательное событие.

Календарно – тематическое планирование для 9 класса

№п/п

Содержание

Кол-

во

часо

в

Кол-во

теор.\практич.

Дата

Аудит.

Неаудит.

Театральная игра (16ч)

1

Общественное

назначение

театра. Народные игры.

1

1 п

2

Театральное

искусство.

Актёрское мастерство.

1

1 т.п

3

Действие

как

главное

выразительное

средство

актерского искусства.

1

1 т, п

4

Инсценирование

эпизодов

из

комедии

Фонвизина

1

1т, п

16

«Недоросль»

5

Репетиция эпизодов из комедии

Фонвизина «Недоросль».

1

1 п

6

Премьера

эпизодов

комедии

Фонвизина «Недоросль».

1

1 т, п

7

Чтение в лицах стихов Бёрнса,

Маршака.

1

1 т, п

8

Игра «Театр – экспромт».

1

1 п

9

Основы театральной культуры.

Просмотр фрагментов художе-

ственного фильма «Барышня-

крестьянка»

1

1 п

10

Сценические

этюды

по

группам:

«Очень

большая

картина»,

«Абстрактная

картина», «Натюрморт».

1

1 т, п

11

Сценические этюды. Шумное

оформление

по

текстам,

деление на группы, составление

сценических этюдов.

1

1 п

12

Постановка

эпизодов

по

произведению Б. Васильева «А

зори здесь тихие»

1

1 п

13

Репетиция

эпизодов

по

произведению Б. Васильева «А

зори здесь тихие».

1

1 п

14

Репетиция

эпизодов

по

произведению Б. Васильева «А

зори здесь тихие».

1

1 п

15

Премьера

эпизодов

по

произведению Б. Васильева «А

зори здесь тихие»

1

1 п

16

Отчётный

концерт.

Показ

любимых инсценировок.

1

1п

Раздел «Театральные игры» (16ч)

Цель

изучения

раздела:

подготовка

школьника

к

самостоятельному

художественному творчеству, связанному с искусством драматического театра.

Содержание: Общественное назначение театра. Народные игры. Театральное

искусство. Актёрское мастерство. Действие как главное выразительное средство

актерского искусства.

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение

ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Игры на развитие образного мышления,

фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на

17

развитие артикуляционного аппарата. Инсценирование эпизодов из комедии

Фонвизина

«Недоросль».

Репетиция

эпизодов

из

комедии

Фонвизина

«Недоросль». Премьера эпизодов комедии Фонвизина «Недоросль». Чтение в

лицах стихов Бёрнса, Маршака. Игра «Театр – экспромт». Основы театральной

культуры.

Просмотр

фрагментов

художественного

фильма

«Барышня-

крестьянка». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина»,

«Абстрактная

картина»,

«Натюрморт».

Сценические

этюды.

Шумное

оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

Постановка эпизодов по произведению Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Чтение эпизодов, распределение ролей, репетиции и показ.

Репетиция эпизодов по произведению Б. Васильева «А зори здесь тихие». Пре-

мьера эпизодов по произведению Б.Васильева «А зори здесь тихие». Отчётный

концерт. Показ любимых инсценировок.

Формы проведения занятий: деловая игра, творческая мастерская, подвижные

игры, репетиция, тренинги, премьера, экскурсия, конкурсы, просмотр фильма.

Форма

подведения

итогов

реализации

программы

в

9

классе:

художественное образовательное событие.

Методическое обеспечение программы:

1.

Разработка занятий для 5-9 классов.

2.

Банк сценариев сказок, праздников.

3.

Банк пьес для постановки.

4.

Сборник театральных игр, тренингов.

5.

Методические рекомендации по изучению теоретического материала.

6.

Банк видеоматериалов.

7.

Сборник упражнений на дыхание.

8.

Сборник упражнений на релаксацию.

9.

Сборник игр на развитие невербальных средств общения.

Список использованной литературы

1.

Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми. – С-П., 2001.

2.

Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

3.

Буров А.Г. Режиссура и педагогика. М. 1987. (Б-чка "В помощь худож.

самодеятельности". N 23).

4.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

5.

Гапелин Е.Р. Школьный театр. СПб. 1999

Литература для обучающихся:

6.

Габбе Т.А. Быль - небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи.- Но-

восибирское книжное издательство, 1992

7.

Детская энциклопедия, т.12 «Искусство».- М.: «Просвещение», 1968.

Материально-техническое обеспечение:

8.

Компьютер с выходом в Интернет

9.

Аудио- и видеозаписи, презентации

10.Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов;

18

11.Реквизит для этюдов и инсценировок.

19



В раздел образования