Автор: Козарь Елена Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Д/С"Родничок"р.п.Чишмы
Населённый пункт: р.п.Чишмы Чишминский р-н Республика Башкортостан
Наименование материала: Презентация
Тема: "ЗВУКИ И БУКВЫ"
Раздел: дошкольное образование
Физиологический
слух
Это слух с помощью которого
мы слышим неречевые звуки
(голоса птиц, стук дверей,
шум листьев).
Фонематический
слух
это способность улавливать
и распозновать звуки родного
языка, а также понимать
смысл разных сочетаний
звуков - слов, фраз, текстов,
различать близкие по
звучанию звуки (па-ба, уТочка
– уДочка).
Буквы
это графические знаки,
с помощью которых
звуки речи
обозначаются при
письме.
Главная задача в ДОУ
Сформировать
устную речь ребёнка,
поэтому понятие
«буква» не даём.
«ЭСТЕОЭЛЬ»
«ЭМАКА»
СТОЛ
МАК
КАЭРОТЭ
ЭЛЬОДЭКА
КАЭЛЬОЭН
ТЭОЭРТЭ
Если мы хотим, чтобы
ребенок усвоил
письменную речь (чтение
и письмо) быстро, легко, а
так же избежал многих
ошибок, следует обучить
его звуковому анализу
слова.
Для ребенка, не
умеющего читать, слово
состоит только из
ЗВУКОВ
(а не из букв!) с
различным количеством
и последовательностью.
Звуковой анализ слова
это определение последовательности,
порядковое место и количество
звуков в словах, различать на слух
гласные и согласные, твердые и
мягкие, звонкие и глухие, находить
ударный слог и звук в словах,
ориентироваться в слоговой
структуре слова.
Звуковая схема слова
это последовательность
символов (согласных и
гласных звуков),
выложенных в том
порядке, что и звуки в
слове.
Алгоритм выполнения звукового
(фонетического) анализа слова
•
Медленно произносим это слово, выделяя голосом
каждый звук и прислушаемся, какие звуки есть в
этом слове.
•
Считаем сколько звуков в этом слове (по схеме).
•
Используем схему.
•
Назовите первый звук в слове, дайте ему
характеристику: гласный звук/согласный звук:
твердый/мягкий.
•
Обозначь звук на схеме символом
соответствующего цвета (гласный звук – красный
цвет, согласный твердый звук – синий квадрат,
согласный мягкий звук –
зеленый квадрат).
•
Назови второй звук в слове, дай ему
характеристику (см. выше), и т. д. назовите
каждый звук и дайте ему характеристику.
•
Назовите сколько гласных звуков в слове?
Назовите их. Сколько согласных звуков в
слове? Назовите их.
•
Назовите звуки в слове «в разбивку» по
заданию взрослого (Какой звук стоит на
третьем месте, назови последний звук и т. д)
Можно поиграть в игру «живые звуки»
•
Сколько частей (слогов) в слове (проверить
количество частей: удары подбородка о
ладошку, хлопки и т. д.)
•
Придумать предложения с данным словом.