Автор: Светлана Зиновьевна Овчинникова
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский техникум бизнеса и технологий"
Населённый пункт: Нижегородская обл, г Дзержинск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование системы гибких навыков soft skils в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Формирование системы гибких навыков soft skils в образовательном процессе
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких
знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют «мягкими
навыками», или «гибкими навыками», или soft skills. Сегодня чаще всего используется
англоязычный термин soft skills — в русском языке пока нет столь емкого понятия,
обозначающего
и
коммуникативные
навыки,
и
навыки
ведения
переговоров,
самопрезентации, владения речью.
К наиболее значимым «гибким навыкам» следует отнести: способность работать в
команде, способность принимать решения и решать проблемы (лидерство), способность
общаться с людьми в организации и вне её, способность планировать, организовывать и
выделять приоритеты, способность искать и обрабатывать информацию.
Виды
деятельности
в
процессе
внеурочной
деятельности,
обучения
и
практики, способствующие развитию навыков soft skills
Умение работать в команде у студентов формируется в начале обучения, в
процессе внеурочной деятельности, проведения спортивных мероприятий,
работы
микрогрупп на теоретических и практических занятиях, при подготовке и проведение
классных часов, при проведении мероприятий профессиональной направленности, при
подготовке к различным конкурсам, а также во время проведения недели математики,
экономики, физкультуры и т.д.
Далее умение работать в команде формируется на
учебных занятиях с
применением игровых технологий, различных конкурсах профессионального мастерства,
а также во время прохождения практики.
Для продавцов, умение работать в команде, где широко применяется коллективная
материальная ответственность, является одним из важных требований.
Умение принимать решения и решать проблемы также формируется на первом
курсе, с последующим развитием на старших курсах, в процессе выполнения контрольных
срезов, в процессе самоорганизации деятельности в группе, выполнения самостоятельной
работы, подготовки проектов, презентаций, прохождения практики, оформления отчетов
по практике, при написании письменной экзаменационной работы и т.д.
Для продавца важно своевременно принять решение и не создать конфликтной
ситуации, как при организации собственной деятельности, так и при обслуживании
покупателей, чтобы не создать конфликтной ситуации и повысить культуру обслуживания
покупателей.
Формирование лидерских качеств,
происходит через организацию работы
различных клубов, проведение занятий по интересам, курирование студентов младших
курсов старшекурсниками, а новичков одногрупниками, в процессе прохождения
практики,
в
процессе
проведения
профориентационной
работы
с
привлечением
одновременно первокурсников и старшекурсников, через кружки и секции.
Одним из самых востребованных качеств личности в современном мире
является креативность. Креативный
человек
способен
находить
нестандартные,
совершенно новые решения в знакомых ситуациях. Он умеет придумывать и воплощать в
жизнь новые идеи, что очень важно в современном мире, так как востребованы только те
профессионалы, которые мыслят креативно, постоянно развиваются, при этом,
не
«отметая» опыт старших поколений, а преобразуя его с учетом современного мира.
Кружок «Мир упаковки», оформление газет к праздникам, проведение профессиональных
конкурсов способствуют развитию креативности.
Креативность - качество важное для сотрудника любой отрасли, не исключая и
торговую деятельность.
Для продавцов умение общаться с людьми играет важную роль, ведь в процессе
общения с покупателями можно, как увеличить продажи, так и свести их к нолю.
Продавец с хорошими навыками общения сможет решить любую конфликтную
ситуацию и привлечь большее количество покупателей, что тоже актуально.
Умение общаться формируется, как в процессе занятий, практики, так и в процессе
внеурочной деятельности, студенты учатся не только общаться, но и отстаивать свою
точку зрения
Коммуникабельность – это способность к общению, открытость и умение наладить
контакты с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление,
формируется с момента поступления в техникум и на протяжении всего обучения.
Чтобы развивать коммуникабельность, мастер производственного обучения на
занятиях теоретического и производственного обучения:
- поощряет активное участие студентов в дискуссии;
- внедряет в практику дискуссионные формы работы;
- отдает предпочтение таким формам работы, где студенты находятся в окружении
сверстников, совместно реализуют проекты, участвуют в спортивных, профессиональных
и творческих мероприятиях , посещают кружки по интересам.
Еще одним из основных качеств, необходимых для организации эффективного
общения является позитивность.
Воспитывать позитивность лучше всего собственным примером. Поддержка и
внимание мастера, преподавателей и одногрупников – главный инструмент развития
позитивности. Мастер производственного обучения всегда поможет советом, обратит
внимание на положительные события. При этом здоровая конкурентная атмосфера
помогает студентам фокусироваться на своей цели, а не на временных неудачах.
При позитивном мышлении студенты быстрее усваивают материал, а позитивные
выпускники в профессиональной деятельности достигают больших успехов, быстрее
растут по карьерной лестнице .
Умение планировать, организовывать и выделять приоритеты относится к
организаторским
способностям,
мастер
производственного
обучения
собственным
примером способствует формированию организаторской способности – это способность
объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия.
Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность
делегировать или делать самому – все это важные качества организатора.
За время обучения в техникуме студенты учатся организовывать свое время так,
чтобы успевать делать все запланированные дела: обучаться, принимать участие в
мероприятиях, заниматься в кружках и секциях; уметь собрать команду; принимать
быстрые решения. Следует отметить, что студенты активно участвующие во многих
мероприятиях, имеющие в группе определенные обязанности, посещающие кружки и
секции, обучаются лучше, чем студенты, которые только обучаются
и не имеют
поручений,
это говорит о том, что у активных студентов лучше развито умение
планировать, организовывать свою деятельность и выделять приоритеты
Формируя
умение
искать
и
обрабатывать
информацию,
мастер
производственного обучения учит студентов:
- быть самостоятельными;
- добывать правильно нужную информацию, используя разные источники;
- учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы.
Таким образом, умение осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий является одним из основных универсальных учебных
действий.
Следует отметить, что оформление первого отчета у многих вызывает большие
трудности, а вот оформление письменной экзаменационной работы на 3 курсе трудности
вызывает лишь у единичных студентов, что говорит о сформированности умения искать и
обрабатывать информацию.
Умение искать и обрабатывать информацию
формируется также в процессе
подготовки исследовательских проектов к студенческой конференции.
Система мягких навыков позволяет студентам:
- выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение
работать в команде и развитое критическое мышление;
- следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и
качествам каждого конкретного студента;
- учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного
усвоения новых знаний, поиска новой информации;
- применять в процессе обучения и практики доступные современные технологии,
которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;
-
получать
поддержку
от мастера производственного обучения,
преподавателей,
обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный и
профессиональный маршрут.
Нацеленность на формирование системы гибких навыков soft skils требует
применения современных методов организации образовательного процесса, активного
использования техник построения диалога, использования игровых, дискуссионных
методик,
проектная
деятельность
студентов,
совмещение
урочной и
внеурочной
деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Волосков И.В. Социальная антропология.-М., НИЦ Инженер, 2009.-с.130
2.
Волосков И.В. Инновационные технологии организации работы с молодежью//
Актуальные проблемы инновационного развития образования.-М., Ритм, 2019.-С. 72-
79
3.
Ткаченко А.В. Проектная методика преподавания социологии// Актуальные проблемы
инновационного развития образования.-М.,
26.08.2019