Напоминание

«Использование графических карт-схем в разных формах работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Елена Васильевна Полищук
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №98
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование графических карт-схем в разных формах работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №98 г. Липецка

Выступление на тему:

«Использование графических карт-схем в разных формах работы по

физическому развитию детей старшего дошкольного возраста»

Инструктор по ф/к ДОУ № 98 Е.В.Полищук

2020г

Дошкольный

возраст-

это

возраст

образных

форм

сознания.

Основными средствами,

которыми ребенок овладевает в этом возрасте,

являются образные средства:

сенсорные эталоны, различные символы и

знаки. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у

них решаются с помощью наглядных средств,

поскольку мышление

отличается

предметной

образностью

и

наглядной

конкретностью.

Использованиеобозначений позволяет обобщить свой непосредственный

опыт.

Дошкольныйвозраст

характеризуется

высокой

способностью

к

запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный

характер.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают

проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у

старших дошкольников. Приёмы запоминания ребенок не изобретает сам. Их

в той или иной форме ему подсказывают взрослые. Ребёнок постепенно

учится повторять, осмысливать, связывать материал, чтобы запомнить его. В

итоге дети осознают необходимость специальных действий запоминания,

овладевают умением применять вспомогательные средства.

По мнению психологов, работа с символами повышает умственный

возраст ребенка, способствует переходу его на более высокий уровень.

Символ

облегчает

ребенку

познание,

открывает

доступ

к

скрытым,

непосредственно

не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их

связям. Усвоение применения символов на разном материале позволяет

детям структурировать содержание для дальнейшего его эффективного

использования.

Формирование навыков символизации происходит в определенной

последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного

участия дошкольников.

Ставя перед собой цель: научить детей анализировать, сравнивать,

обобщенно воспринимать действительность, активизировать познавательную

деятельность, мною решаются следующие дидактические задачи:

знакомство с графическим способом представления информации;

формирование навыков самостоятельного моделирования;

развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.

Важнейшей задачей предшкольного образования является формирование

универсальных учебных действий, в том числе знаково-символических, т.е.

моделирования, как преобразование объекта из чувственной формы в модель,

где выделены существенные характеристики объекта и преобразование

модели с целью выявления общих законов.

С целью решения задач формирования у дошкольников предпосылок

знаково-символических универсальных учебных действий, мною была

разработана система оздоровительной работы, включающая в себя

использование знаков, символов, моделей, алгоритмов.

Воспитатели

используют

моделирование

в

разных

видах

оздоровительной работы в режимных моментах.

Интеллектуальный массаж

по схеме воспитатели проводят перед

занятием, чтобы расслабить детей, настроить на спокойное расположение

всего тела. Сюда относится самомассаж лица и самомассаж ушей. Делая

массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в

целом.

Используем

моделирование

при

проведении

пальчиковой

гимнастики, т.е. символы и знаки движения рук.

Гимнастика для глаз необходима для улучшения работы головного

мозга. Для выполнения таких упражнений используем различные схемы.

Массаж ног и подошв направлен на стимуляцию активных точек

организма. Помимо массажа по схемам, это ходьба по массажным коврикам,

камешкам, ребристой дорожке, губкам.

В оздоровительной работе с детьми используем и схемы-алгоритмы:

умывания, закаливающих процедур и др.

Чтобы повысить двигательную активность дошкольников в группе

воспитатели

используют

тематическую

карту-схему.

Карта-схема

представляет собой основу и съемные элементы. В качестве основы можно

использовать, например, магнитную доску. Съемные элементы – карточки

с изображением (или фото) предметов спортивного оборудования (гантелей,

мяча, скакалки, клюшек и шайбы и др.).

Каждая съемная карточка на карте-схеме соответствует условному

центру для занятий с определенным видом спортивного оборудования

(которое изображено на картинке). Центры условные, поэтому педагоги

не организуют их и не выставляют заранее оборудование.

Дети (пары или мини-группы) самостоятельно берут оборудование

в соответствии с карточкой, а затем находят удобное место для центра

в групповой, спальне или приемной для самостоятельной двигательной

деятельности.

Для повышения эффективности в становлении целенаправленности и

саморегуляции в двигательной сфере во всех формах работы с детьми

(на занятиях, утренней гимнастике, при организации подвижных игр и

эстафет, индивидуальной и самостоятельной деятельности) использую

карточки со схематичным изображением общеразвивающих упражнений,

основных видов движений, подвижных игр. Предложенный материал

доступен и посилен для детей.

Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный

двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать

соревнования со сверстниками, подчиняться правилам, а инструктору по

физической культуре - экономить время.

Карточки-схемы активизируют детей в двигательной деятельности,

повышают интерес к предстоящей деятельности. Дети быстрее думают,

быстрее выполняют предстоящее задание. В целом обеспечивается высокая

организация каждого этапа организованной двигательной деятельности.

В работе с карточками-схемами использую принцип предварительного

действия. Цель - оставить наглядный след первого объяснения элементов

выполняемого упражнения. При знакомстве с новым движением показываю

карточку- схему данного движения. После такой подготовительной работы

объяснение материала по теме уже не занимает много времени, носит

характер обобщения и основательного закрепления.

В результате использования карточек схем на занятии появляется

резерв

времени,

а

значит,

возможность

выполнять

больший

объём

упражнений. А также у дошкольников развиваются зрительное восприятие,

внимание, память, мышление.

Развивается быстрота реакции на сигнал, координация движений,

формируется

осознанность

выполнения

движения

и

использование

двигательного опыта. Так же карточки помогают включить каждого ребенка

в активную деятельность на занятии.

От традиционной наглядности карточки-схемы отличаются тем, что

являются опорами мысли, опорами действия. Дети строят свои действия,

пользуясь схемой, читая ее графический образ.

При проведении утренней гимнастики использую символы исходных

положений, схемы общеразвивающих упражнений.

Перед

составлением

комплекса

утренней

гимнастики

можно

предложить

детям

игру

«Делаем

зарядку».

Необходимо

приготовить

карточки со схематичным рисунком человечка на каждой из них.

При

проведении

занятия

физической

культурой

использую

информационное поле с карточками, на которых схематично изображены

виды ходьбы и бега, основные виды движений, подвижные игры.

При организации вводной части

использую карточки, на которых

схематично изображены виды ходьбы и бега, выполняемые на данном

занятии.

Интересна так же и круговая тренировка, где вводную и

заключительную части провожу по традиционной форме, а основную по

карточкам-схемам по подгруппам, по кругу. Такой способ позволяет

обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям

проявить творчество и инициативу.

При организации индивидуальной работы карточки-схемы использую

для закрепления основных движений.

Практика показывает, что наиболее уязвимым местом в области

физического воспитания дошкольников является развитие

самостоятельности. Использование схем-карт помогает формировать у

детей способность использовать в свободной деятельности полученный

двигательный опыт, самостоятельно оценивать качество выполнения

движений сверстников и своих собственных.

Для организацииподвижных игрпедагогамимною было рекомендовано

пользоваться карточками-схемами:

- данный приём является игровым, интересным для детей;

- карточки понятны детям, т.к. визуальное восприятие является ведущим у

большинства людей;

- позволяет быстро и качественно развивать ориентировку в пространстве и

умение действовать по схемам;

-

позволяет

сократить

время

объяснения

и

повысить

двигательную

активность;

-

развивает

умение

понять

тактический

замысел

игры

и

способы

взаимодействия с участниками по команде.

Для эффективной организации командных игр был разработан игровой

проект для детей старших дошкольных групп «Давайте, поиграем!».

Актуальность. В

дошкольном

детстве

формируется

поведение

человека, его взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками.

Ребенку необходимо общаться с другими детьми. Во взаимодействии со

сверстниками ребенок получает необходимые для себя коммуникативные

навыки, учится оценивать себя и других, следовательно, растет его

творческая

самостоятельность,

социальная

компетенция.

Наиболее

полноценно это общение происходит в игровой деятельности.

Проблема заключалась в том, чтодети испытывали трудности в

групповых

подвижных

играх,

старались

действовать

самостоятельно,

независимо от партнера. В результате подобных действий им становилось

неинтересно играть вместе, возникали споры и конфликты.

Организация подобных игр требует много времени на объяснение

действий игроков, их расположение на площадке. Детине умеют рационально

использовать площадку во время командных игр. Не умеют договариваться,

действовать сообща в интересах команды.

Цельи задачи данного проектавы видите на слайде.

В результате реализации проекта у детей сформировались следующие

умения и навыки:

- с помощью карточек, дети научились понимать общий замысел игры и

тактику действий;

-приобрели умение ориентироваться на любой площадке, находить удобное

место при выполнении движений;

- осознавать принадлежность к команде, различать партнеров по игре и

соперников по атрибутам;

- навык различных построений по схемам.

Педагоги овладели данным приемом и применяют его при организации

подвижных игр, утренней гимнастики, индивидуальной работы.

Результатом проекта стала картотека карточек-схем спортивных и

подвижных игр, эстафет, построений, общеразвивающих упражнений.

Данная методика в перспективе позволяет детям действовать по более

сложным схемам с обозначением перемещений и действий игроков. Это

позволит им успешно освоить спортивные игры.

При взаимодействии с педагогами в работе с графическими схемами,

мы придерживаемся следующего алгоритма.

В работе с родителями мы рекомендуем придерживаться следующих

правил и рекомендаций.

Таким образом, в ходе работы с карточками-схемами домашних

заданий осуществляется взаимообратная преемственная связь в системе

«инструктор по ф/к — воспитатель — родители — дети— инструктор по

ф/к».

Вывод:

Использование

графических

карт-схем,

на

которых

изображены

общеразвивающие упражнения, основные виды движений, виды ходьбы и

бега, элементы спортивных и подвижных игр, эстафеты и т.д., повышают

уровень образовательной деятельности по физической культуре.

Положительная динамика мониторинга позволяют сделать вывод об

эффективности использования данного приёма.

Для оценки темпов прироста показателей физических качеств, мною

была использована формула, предложенная доктором педагогических наук

В.И. Усаковым.

Мониторинг показал, что прирост физических качеств был достигнут в

основном за счет целенаправленной системы физического воспитания,

эффективного использования естественных сил природы и физических

упражнений.



В раздел образования