Автор: Кудряшова Светлана Кирилловна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУДО "Катав - Ивановская ДШИ
Населённый пункт: г. Катав - ивановск челябинской области
Наименование материала: Сценарий Праздника
Тема: "Рождественские посиделки"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАТАВ - ИВАНОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Катав – Ивановская детская школа искусств»
Педагогический проект мероприятия - праздника
«Рождественские посиделки»
Составитель: преподаватель
художественных дисциплин и «Народоведения»
Кудряшова С.К.
МКОУДО «Катав - ивановская ДШИ»
Ул. Ленина дом 12 «А»
01.2018г.
Катав - Ивановск
«Рождественские посиделки»
Мероприятие – праздник.
Составитель: С.К. Кудряшова - преподаватель
художественных дисциплин и «Народоведения»
МКОУДО «Катав – Ивановская ДШИ».
Пояснительная записка.
Рождество Христово является одним из самых красивых и
торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире, в
том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением.
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками,
то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими
событиями Рождества Христова. Всю неделю Святок люди старались
прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и
гаданиями, хождением со звездой, ряженьем. Здесь мирно уживались
язычество и христианство.
В данном сценарии объединены оба праздника. Приведенные примеры песен,
игр, загадок, гаданий можно варьировать, сокращать тексты песен, выбирать
понравившиеся.
Постараться показать детям, в этот сказочный праздник, что они тоже могут
стать «волшебниками», ведь художники это тоже волшебники, которые
могут чистый лист бумаги превратить в картину, кусок глины или
пластилина в чудо - животное, когда у них в руках кисти, стеки или
карандаши. И чтобы стать настоящим художником - «волшебником», нужно
много трудиться. Цель:
познакомить детей с празднованием Рождества, Рождественскими
святками, обычаями колядования, ряжения;
помочь детям понять, что эти праздники часть истории великого
русского народа.
Задачи:
Обучающие:
расширение кругозора учащихся о зимних календарных и религиозных
праздниках;
учить, эмоционально
передавать игровой образ
при исполнении
русских народных песен, попевок, частушек;
научить встречать гостей, играть с детьми, угощать колядовщиков;
учиться понимать подтекст содержания народных шуток – прибауток.
Развивающая:
прививать интерес детей к изучению истории православной культуры;
способствовать восстановлению утраченных традиций православных
праздников;
обогащать
словарный
запас
детей
новыми
словами
историко-
культурологического значения;
развивать фантазию, творческие способности учащихся.
развивать
певческую
технику:
дикцию,
артикуляцию,
певческое
дыхание, звукообразование с аккомпанементом и без него;
получать положительные эмоции от совместной деятельности.
Воспитывающие:
воспитывать уважительное отношение к православным традициям,
отечественной
культуре
у
детей
разных
национальностей
и
вероисповеданий;
воспитать дружелюбие, гуманное отношение друг к другу;
воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её
традициям.
Для успешного мероприятия требуется:
большое хорошо освещенное помещение;
музыкальные и шумовые инструменты (баян, бубен, треугольник,
трещотки, свистульки, деревянные ложки );
декорации, реквизиты ( макеты стен дома, двери, изгороди, икона,
звезда на длинном шесте, пшено, мешок для угощения, русские
народные костюмы для детей );
костюмы ряженых.
Подготовительный период:
познакомить
ребят
с
традиционными
святочными
обрядами,
атрибутами и героями обряда колядования;
разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы;
объяснить значение слов: «коляда», от латинского «выкликать».
«Колядка», короткая песня величально-поздравительного характера.
«Колядовщики» – исполнители колядок. «Авсень», от слов «овес»,
«сеять» – песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье;
вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования – звезду,
вертеп, месяц, мешок и рождественские подарки – сувениры для
родителей, друзей и гостей праздника;
готовится сценарий, детям раздаются слова, проходит работа над
каждым эпизодом;
разучиваются песни, танцы, игры, текст, проходит репетиция всего
обряда.
Ход праздника.
Зрители сидят в зале на стульях, расставленных по периметру.
Сцена украшена ёлкой с игрушками. В центре сцены стоит стол.
На нём скатерть с народными узорами. На столе
стоит самовар и всякие сладости для гостей.
Ведущий.
1.Здравствуйте дорогие ребята! Мы сегодня собрались на не совсем
обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир
истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать
прошлое страны, в которой живёт.
Зима -
не только самое долгое время года, но и самое богатое
праздниками. «Зима за морозы, а мужик за праздники» говаривали в
старину.
Зимой мы ждём праздник «Новый год» и «Рождество». В старину
называли этот праздник «Коляда». Сейчас называют «Святки». Что же это
за праздник такой? (Разговор с детьми из зала).
Святочный период включает в себя:
Святые вечера с 6 по19 января, - дни, когда ходили христославы и
колядовщики - колядки. В этой традиции соединились языческие и
христианские обычаи. Христославы славили Христа, а колядовщики
хозяев и те угощали за пожелания.
Рождество - 7 января - рождение Иисуса. Все шли в храм и только после
этого, начиналось веселье.
Старый Новый год или Васильев день с 13 на 14 января - покровителя
свиней и скота. В этот день принимали гостей без приглашения. Кто хотел,
тот и приходил на жареного или, запечённого в печи поросёнка.
Нанимались на работу. Начинали какое-то важное дело, чтобы оно удачно
завершилось.
Крещение с 18 на 19 января - воспоминание о дне крещения Иисуса
Христа в реке Иордань. Все водоёмы в этот день назывались Иорданью.
Считалось, что вода в это время очень целебная. Все набирали себе этой
святой воды , а многие купались в прорубях. Считается, что даже одна
капля святой воды делает вашу воду в стакане тоже целебной. Набирая
святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода
теряет святость. С Рождеством Вас Христовым!
На сцену выходят христославы.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Чтец 1:
Еще те звезды не погасли,
Еще заря сверкает та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа!
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы!
Чтец 2:
Праздник светлый наступил!
Людям радость подарил!
Потому что Рождество
Это то же волшебство:
Мелкий падает снежок,
Серебрится в лунном свете,
И выходят на порог
Вместе взрослые и дети,
Встретить первую звезду
И, гордясь земли Владыкой,
Обратиться ко Христу
С благодарностью великой!
Чтец3:
НОЧЬ ТИХА. ПО ТВЕРДИ ЗЫБКОЙ…
Афанасий Фет
Ночь тиха.
По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
4.В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи -
И за ангелами, в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -
И над Ним горит высоко,
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
1.Песня «В небе высоком сияет звезда».
И
СПОЛНЯЕТ
ГРУППА
ДЕТЕЙ
1(5)
КЛАСС
)
Чтец 4: Посмотри скорей в окно:
Там, на улице, светло,
Потому что снег лежит,
Рождество добро творит,
Волшебство и чудеса!
Слышишь, рядом голоса
Ангелочков и Христа,
Охраняющих тебя
От плохих людей, злодеев,
Колдунов и чародеев,
И несущих сотни лет,
Миру счастье, добрый свет.
2. Песня «Водят звёзды хоровод»
ИСПОЛНЯЕТ
ГРУППА
ДЕТЕЙ
1(5)
КЛАССА
.
РОЖДЕСТВО. Татьяна Бокова.
Чтец5.
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом...
Поздравляем с Рождеством!
3.П
ЕСНЯ
«Р
ОЖДЕСТВЕНСКИЙ
КОНДАК
».
(И
СПОЛНЯЮТ
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
).
Ч
ТЕЦ
6:
Самый яркий, самый сладкий,
Самый важный праздник в год
Фейерверки, шоколадки
И снежинок хоровод.
Этот праздник любят дети,
Всей планетой мы отметим
День Рождения Христа.
Этот праздник светлый, яркий
Вся Земля весь год ждала.
Что б вручить мечты-подарки
Нам за добрые дела.
4.Р
ОЖДЕСТВЕНСКАЯ
ПЕСНЯ
(И
СПОЛНЯЕТ
ГРУППА
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
)
Чтеци7:
РОЖДЕСТВО
Д. Попов
Зимний день. Заветный праздник.
Пусть мороз январский зол, -
Он, как ряженый проказник,
Снова в гости к нам пришёл.
Распахнулись настежь двери,
Разгулялась суета.
Все, кто верит и не верит,
Славят мальчика Христа.
Старшие, расправив плечи,
Одобрительно кряхтят.
День и ночь, витые свечи
Перед образом горят.
На глазах тут оживает
Русских сказок волшебство.
Всё ликует и играет –
Здравствуй, праздник - Рождество!
7.Чтец:
РОЖДЕСТВО.
В. С. Немцев
Рождество! И земля, и небо
Соединились в Младенце Христе,
И живительным истинным хлебом
Обладаем теперь мы все.
Рождеством в Вифлеемских яслях
Торжеством просияли навек
Божьи замыслы просто и ясно:
Всех дороже Ему человек.
В Сём Младенце кротком и мирном
Бог надежду в сердцах озарил,
Нам не золото, ладан и смирну —
Он нам Небо Собой подарил.
Христославы прощаются со зрителями и уходят со сцены
Часть 2.
На сцене появляются дед и баба.
Они садятся за стол.
Баба штопает носок. Дед что-то мастерит.
За окном завывает метель, слышно тиканье часов-ходиков.
Баба. Какие зимние вечера тёмные , длинные... Кажется, конца
и края им нет. Скорей бы день прибавляться начал!
Дед. А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с
урожаем справились, а вот уж и Святки.
Баба. Дед, а дед, а помнишь, как мы, бывало, в молодости-то по
эту пору колядовать бегали? Вот весело-то было! Помнишь?
Дед. Да, была потеха!
Баба. Интересно, а нынче-то детвора колядует под Рождество?
Дед, Да где уж им нынче-то! Вот мы, бывало; помнишь, перво-
наперво собирались где-нибудь на окраине деревни в избе, маски
себе мастерили...
Баба. Да, да... (смеется). Кто во что горазд!
Дед. Потом брали мешки, побольше, звезду на шест, и давай
ходить от избы к избе, от двора ко двору, славили хозяев
песнями...
9.Баба. Да так звонко пели, что хозяева нас в дом-то приглашали...
Дед. Вот тут мы и давай выпрашивать у них кто пирожок, кто конфетку,
а кто и денежку...
Баба. И все, все подавали, готовили для нас угощение!
Дед.
А как
же! Ведь
коли нам, колядовщикам, понравится
угощение, мы этому дому нажелаем всего самого что ни на есть
хорошего: благополучия да достатка...
Баба. А если жадные попадались, помнить, дед желали мы им, чтоб
у них крыша обвалилась, корова пала... Да что там, грех вспоминать
(крестится).
Дед. Да и не жадничали хозяева никогда! Верил народ: все, что
колядовщики
нажелают,
всегда
сбывается!
Вот
и
готовили
угощение заранее да поджидали нас на святых вечерах!.. Эх,
хорошее время было!
Баба.
А знаешь, дед, я ведь и нынче угощение-то для колядовщиков
приготовила.
Дед. Да ты че, баба, зря старалась, не ходит уж нынче детвора!
Баба (вздыхает): А вдруг кто - то да и придёт.
Стук в дверь. В зал входят колядовщики.
Дед удивлённо говорит: Нешто и к нам колядовщики идут?
Дед с бабкой встречают входящих.
Все колядовщики:
На пороге мы стоим.
«Здравствуйте» не
говорим.
Скажем по-другому:
«Мир вашему дому!»
Вифлеемская звезда
Нас направила сюда.
Мы пришли Вас
поздравлять,
Христа Бога
прославлять,
Вас, хозяев, величать!
С ними входят:
Механоша, Цыган,
Коза, и Медведь.
Механоша - хозяин
мешка для подарков.
Цыган – хозяин
медведя и козы и
просто участники
праздничного выступления.
Звучит частушечный наигрыш.
Живописная процессия с топотом и частушками входит в зал.
Ряженые ведут медведя и козу.
Механоша:
Эй, хозяева, слезайте с печки,
Зажигайте свечки!
Коляда пришла, отворяй ворота!
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
Мир дому вашему, пирогов вам с кашею!
Пришла Коляда! Отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
1колядовщик:
Коляда, коляда ты подай пирога!
Кто подаст пирога, тому двор живота!
Дома ли хозяева?
В печке галушки, пироги, ватрушки!
И даст вам Бог и коров, и быков!
Мы пришли колядовать и хозяев величать!
2 колядовщик:
«Что такое Святки»
Праздник это самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели -
С Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья!
3 колядовщик:
По дворам ходили в святки,
Пели разные колядки.
Праздник ждали и любили,
Наряжались и шутили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас! (уходят)
4 колядовщик:
Шли было мимо, да завернули до дыма!
Может, вы гостям и не рады,
Да не выгоняйте за ограду!
Пришла Коляда накануне Рождества!
А с ней и мороз через тын перерос.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Как на улице мороз примораживает нос!
Не велит долго стоять, велит скоро подавать!
С Рождеством Христовым!
Коза — символ жизненной силы. Эту силу она должна была принести
хозяину избы и его земле, его полю. Чтобы лучше вырос хлеб.
Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп,
вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали
особую шапку, и прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом
на дугу — так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а ее
свита пела песню. Любимыми персонажами были: Медведь, Цыган и
Коза.
Звучит русская народная мелодия - “Барыня".
В круг выходит Цыган и ведёт Медведя. Медведь идёт все аплодирует,
они останавливаются, Медведь раскланивается на
три
стороны.
Цыган
.
С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к
вам пришёл, а с самим Михаилом Ивановичем.
Не простой он медведь, а учёный:
что хочешь — то и сделает, всех гостей потешит.
А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
А ну поворотись, развернись,
Людям покажись.
Медведь отрицательно мотает головой.
:
Цыган
?
Да что ж такое
Мы про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч,
без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами
не простыми, и вовсе не словами, а песней, а песня будет вот такая
(на мотив частушки):
Ну – ка, Миша попляши,
У тя ножки хороши!
Тили – тили- тили бом,
Загорелся Козий дом!
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи, ноги завозил»
Хлопая в ладоши, дети поют с Цыганом. Поют второй раза, а на
третий раз, во время исполнения слов выходит коза.
Механоша водит козу и говорит:
Куда коза хвостом — там жито кустом.
Куда коза ходит — там жито родит.
Куда коза ногою — там густо копною.
Куда коза рогом — там жито стогом.
Коза. Сейчас как дам рогом, Будешь за порогом!
Коза бегает по залу, по сцене, бодается. Набегавшись, падает. Хозяйка
поднимает козу, и они пляшут.
Ведущий:
Ну вот коза уморилась, и спать завалилась.
Пока коза отдыхает, мы споем да поиграем с залом!
Звучит общая плясовая, все пляшут в кругу.
Ряженые по очереди:
Чем вы нас, хозяева одарите?
1.Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока иль кусок пирога?
2.Колядки! Колядки! Собрались ребятки!
По саду пошли, колядку нашли!
3.Коляда! Коляда! Прикатила молода!
Мы нашли Коляду, она гуляла по двору!
Ой, колядка, коляда!
Чтоб подарочков дала!
Пирогов да пряничков, колбасы да драничков!
4.С Новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!
Чтоб хозяйке жилось - богателось!
С праздником!
Хозяева праздника угощают гостей.
1-й колядовщик. Ну, за ваше угощение будет вам и поздравление!
2-й колядовщик. С Новым годом, дай всякому роду!
3-й колядовщик. Жито густо, зерно с ведро!
4-й колядовщик. В поле — копешки, на столе — лепешки!
5-й колядовщик. Есть у клети, веселы дети!
6-Все колядовщики вместе. Дай-то вам, господи, всего-то на свете!
7-й колядовщик. Одна-то бы корова, да по три ведра доила!
8-й колядовщик. Одна-то бы кобыла, да по три воза возила!
9-й колядовщик. Чтоб! курочки водились!
1-й колядовщик. Чтоб коровушки телились!
2.й колядовщик. А кобылки жеребились!
3-й колядовщик. Уродись пшеничка, овес, чечевичка!
4-й колядовщик. В поле копнами, на столе — пирогами!
5-й колядовщик. Чтоб здоровы были!
Колядовщики
Все вместе. Много лет жили!
6.Пришла Коляда накануне Рождества.
Дайте коровку, масля ну головку!
На окне стоит, на меня глядит,
Подайте блина, будет печь гладка!
Коляда, коляда, подавай пирога!
Блин да лепешку в заднее окошко!
7.Коляда, коляда
Пришла коляда накануне
Рождества с маслицем, с молочком
У хозяина полон двор живота
А сусеки полны жита
На полице - то пирог лежит
Хозяюшка, подавай:
Подавай, знай, не ломай.
8.А дай Бог тому,
Кто в этом дому
Чтобы рожь густа
Чтобы из колоса - осьминина
Из полузерна – коврига.
9.Дай вам, господи Скота, живота!
Корову с теленочком
Овцу с Ягненочком.
Лошадь с жеребеночком
Свинью с поросеночком
1.Хозяину с хозяйкой
Солнце и месяц
Детушкам их милым
Частым звездочкам многие лета
Многие лета.
2.Коляда, коляда выходи со двора
Солнце встречать
Счастья желать
Чтобы был в доме хлеб,
Чтоб пустым не был хлев.
Все колядовщики :
Хозяину, хозяюшке и Детушкам их милым.
Многие лета! Многие лет.
Все вместе:
Спасибо за приветствие!
Счастья и здоровья!
Спасибо этому дому, пойдем к другому!
С праздником, с Рождеством Христовым!
Ряженые уходят в зал.
Часть 3.
Игры: игры проводят дети старшего класса. Все игры распределяют
между собой.
Ведущий: А теперь проверим наших гостей на силу, ловкость и умения.
Примеры игр:
Игры проводятся с ребятами из зала.
Игра 1. «Заплети косу»- участвуют 6 человек. На вершину высокого шеста
привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек.
Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки
нельзя. Задача команды: заплести из своих лент длинную красивую косу.
Игра 2. «Колечко» в команде 2 человека. Каждому участнику даётся 5
колец диаметром 15 см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает
тот кто забросит больше колец.
Игра 3 «Повяжу я Любушке платочек»
6 человек.
Кто быстрее всех без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесет его с собой!
Для игры "Повяжу я Любушке платочек" я прошу Вас встать в 2
колонны. По- моему сигналу первые бегут к шарам, повязывают на
один из них платочек, возвращается и встает в конце колонны.
Побеждает та команда, которая раньше закончит эстафету. Конкурс
рукодельниц:
Для
конкурса
потребуется
несколько
веников.
Участницы
должны
"нарядить" свои веники - для этого им выдаётся коробка с реквизитом
(разные ленточки, шапочки, искусственные цветы и т.п.). Зрители
выбирают трёх п которые получат небольшие призы.
Ведущая: Ай да красавицы, ай да рукодельницы! Спасибо вам, девчата, за
участие.
А что наши парни удалые да смелые? Есть ли желающие показать свою
силушку молодецкую?
Игра 4.Бои на надувных дубинках
Состязаются
мужчины
попарно,
каждый
стоит
внутри
небольшого
нарисованного круга. Задача - выбить соперника из его круга, но самому
при этом не выйти из своего.
Ведущая: Да, не перевелись ещё на
Руси богатыри румяные да красавицы ясноликие!
Но кому гадания, кому смотрины, а у кого уже и свадебка не за горами,
ведь святки традиционно были и временем подготовки свадеб. Всегда
считалось, что лучшие дни для свадеб - дни от Святок до Масленицы. Но
и тут надо быть настороже: выйти замуж - не напасть, да как бы замужем
не пропасть! У наших предков была широко популярна шуточная песня-
игра, которая рассказывала о том, что ожидает молодую девушку,
собирающуюся замуж
за старика...
Номер-шутка "Моченьки нет"
Исполняет девичий коллектив и
солист, переодетый стариком. Девушки танцуют вокруг сидящего на
стуле старика, одна из них поёт.
Музыка - любой частушечный мотив.
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? В лес по ягоды
пойдём, Голубь сизокрылый! Спелая малинка, В пироги начинка!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Пойдём грядки
поливать, Голубь сизокрылый! Воду лей-поливай, Будет щедрый урожай!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Ты нам песенку
пропой, Голубь сизокрылый! Незамысловатую, не витиеватую!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Ну-ка с нами
попляши, Голубь сизокрылый! Расступись, честной народ, Мой супруг
плясать идёт!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Хоть на ложках нам
сыграй, Голубь сизокрылый! Ложками стук-постук, Выходи скорее в круг!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? А пойдём-ка водку
пить, Голубь сизокрылый! Водка сладенькая, Рюмка гладенькая!
Старичок (радостно вскакивая) А пойдём-ка, дорогая, Пойдём, милая моя!
А пойдём-ка, дорогая, Пойдём, милая моя! (Старичок пляшет.)
Под веселый наигрыш народной песни
Игра «Музыкальный веник».
Ведущий.—
Кину веничек сейчас.
Все должны пуститься в пляс.
Пока музыка играет, вы передаете веник по кругу. Музыка прекращается — у
кого веник остается, тому приз наш достается! Победителю вручается
березовый веник.
Если время позволяет, можно провести и другие игры..
Игра «Растеряха»,
Игра «Коршун» и «Клуша»,
Игра «Стенка на стенку».
Игра – танец «Улочка».
В следующей части представлены гадания и загадки. Из текста можно
выбрать те виды гаданий и игр, которые возможно провести с той
публикой, какая собралась в зале.
Гадания и загадки проводят со зрителями старшие дети. 4 часть:
Загадки: На посиделках любили загадывать загадки веселые с подвохом:
Какая еда без другой еды не еда? (Соль).
Как можно понести воду в решете? (Замороженную).
Про что загадка - нос да пятка, на голове труба, вся жизнь ходьба?
(Валенки).
Какой плод до зимы живет? (Рябина).
Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать ? (Ложки).
Всю зиму пролежит,
Весной в речку убежит. (Снег)
Живой мертвого бьет, мертвый во всю ревет? /Колокол/.
В маленьком амбаре держат 100 пожаров. /Спички/
Бабушка седа - бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. /Печь./
Большой подсолнух в небе, цветет он много лет,
Цветет зимой и летом, а семечек все нет. /Солнце./
Белое покрывало всю землю одело? ( Снег).
Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой: утром в садик, вечером домой. /Валенки/.
Дали братьям тёплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился. / Варежки/.
Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз.
/Мороз/.
Без досок, без топоров через речку мост готов. /Лёд/.
Загадки на святки
1.У нянюшки, у нянюшки
Сорок восемь детушек,
Малы были - все дружили,
2.Подросли – рассыпались. / Колосок /.
3.По синему озеру плывут гуси с гусятами. /Облака/.
4.Домик деревянный, В домике – водица. /Колодец/.
5.Плачет, плачет рёвушка,
Бедная головушка.
Плачет летом и весной,
А осеннею порой
Так рыдает, так рыдает,
Что почти не высыхает! / Дождь/.
6.Белая овечка, Золочены рожки.
Днём ей не пасётся,
По ночам не спится! /Месяц/.
7.Не лёд, не снег, а тает. /Свеча/.
8.Чудной Сашка - Зелёная рубашка:
Летом оделся,
К зиме разделся! /Дерево/.
9.Деревянный великан,
По лесам-полям шагал.
Через реченьку шагнул,
Да над реченькой уснул! /Мост/.
10.У него за носом пятка? /Ботинок/.
Зрители отгадывают загадки, получают небольшие призы.
4часть. Гадания.
Есть гадания для всего зала, а есть гадания, которые предназначены для
индивидуального человека.
Во время гадания для одних зрителей, можно проводить игры для остальной
публики.
Гадания на святки.
Ведущая гадалка – цыганка, ей помогают подружки:
Есть правила, которые необходимо соблюдать:
Гадают обычно вечером, когда стемнеет, шумные застолья не желательны,
потому что требуется сосредоточенность внимание.
На Крещение (в ночь с 18 на 19 января - третий сочельник) устраивались
вечерки, которые обычно назывались страшными вечерами.
Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За
окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе было темно; после ужина,
30.ради экономии лучин, свечей, огни гасили и сидели, почти не видя друг
друга.
Все это будоражило фантазию людей, особенно детей, вызывало смутные
образы, возникало желание попугать друг друга всякими небылицами. Но
никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки.
Поэтому и вечера назывались страшными, а не страшными.
19 января - последний день гаданий, после чего наступало затишье вплоть до
дня Ивана Купалы, день летнего солнцестояния, празднующегося в июне с
21 на 22число.
Игра на Рождество «Дары волхвов»
Все присутствующие по очереди опускают руку в мешок, в котором
находятся всевозможные сувениры и сладости, и пытаются угадать, какой
же именно предмет находится у него в руке; после этого предмет достают из
мешка. Если участник угадал верно, то он забирает эту вещь себе.
«Гадание с тарелками»
Ведущий дает инструкцию, а несколько желающих детей, приступают к её
исполнению:
У меня несколько тарелок, и в них: хлеб, чеснок, сахар, соль, кольцо и
монета. Затем, все присутствующие закрывают глаза, и каждый выбирает
тарелку. У кого окажется тарелка с хлебом - это к достатку, с сахаром- к
веселому времяпрепровождению, соль - к несчастьям, чеснок - к слезам и
бедам, монета - к богатству, а кольцо- к скорой женитьбе.
«Если в доме много книг»
Непосредственно же гадание осуществляется следующим образом:
Сначала задается конкретный вопрос, беспокоящий гадающего. Задавать его
нужно той книге, на которой гадают, мысленно повторяя его про себя
несколько раз.
После того, как задача сформулирована, надо открыть книгу на первом
попавшемся месте, задав определенную строчку, из которой и будет прочтен
соответствующий вопросу ответ. (В гадание с книгой участвуют несколько
человек по желанию.)
«Чашки-ложки-поварешки»
Хорошим гаданием в Рождество может стать «Чашки-ложки-поварешки», в
котором вся соль состоит в раздаче так называемых “чаш судьбы”. Итак, что
для этого нужно?
Педагог дает инструкцию, а несколько желающих детей, приступают к её
исполнению: каждому взять абсолютно одинаковые кружки (желательно
глубокие и обязательно - по количеству гадающих).
Затем нужно раскидать по данным кружкам в произвольном порядке
различные предметы, какие только найдутся в кухне или у мамы по
шкатулкам.
Это могут быть монетки, бусинки, кусочки хлеба, кубики сахара, семечки,
луковицы, соль, камешки и прочие мелкие вещички.
Предметы на дне импровизированных “чаш судьбы” заливаются черным
чаем или покрываются салфетками (чтобы не видно было содержимое), а
затем предлагаются на выбор гадающим.
Каждый из участников должен сам выбрать себе чашечку и достать с ее дна
предмет.
Расшифровка производится примерно следующим образом.
Достался лук - к печали и разочарованию.
Попался камешек - к решению трудных жизненных задач;
На дне оказался сахар или конфета - жизнь будет сладкой и красивой;
Монетка - сулит богатство и роскошь;
Бусинка - интересные встречи;
Семечки - множество новых друзей;
Если же в кружке не оказалось ничего – значит,
в будущем году перемен особых не принесёт.
Цыганка:
Продолжаем гадания - позолотите ручку...
Желаю, чтоб сбылись мои предсказания
В конце Святочных гаданий всех приглашают за стол. К чаю можно
подать себе
печенье с сюрпризом. Внутри каждого печенья запечена
бумажка
с
предсказаниями.
Бумажки
обязательно
должны
быть
завернуты в пищевую фольгу. Можно предсказания свернуть в трубочки
и сложить в мешок. Ведущая цыганка проходит с этим мешком по залу
и все кто хочет, берёт себе сверточек с пожеланием. Предсказания
обязательно должны быть хорошими, добрыми, например:
1.Если лить не будешь слез,
Денег будет целый воз.
2.Твой удел не так уж прост,
Ждёт тебя карьерный рост.
3.О, чудо, судьба приготовит сюрприз,
Пакуй чемоданы, поедешь в круиз.
4.Ждать осталось, самую малость,
Скоро в дом твой заглянет радость.
5.Ждет тебя скоро крутой поворот.
Большая любовь в этот год тебя ждет.
6.В жизни ждут тебя сюрпризы:
Сто - программный телевизор,
600-сотый «Мерседес»
Дом большущий, Сад цветущий,
Муж богатый и непьющий.
И других полно чудес!
7.Проснувшись однажды, увидишь в окне
Прекрасного принца на белом коне.
С улыбкой в седло он подхватит, любя,
И в дальние страны умчит он тебя.
8.Ждут тебя кастрюли щей,
Винегрет из овощей,
Холодец из субпродуктов,
И компот из сухофруктов.
Ну, раскрыть секрет пора.
Значит, выйдешь в повара!
9.Будешь толстой и румяной.
Разведешь гусей и кур.
громко крикнет: «Перекур.
Подавай обед, жена,
И бутылочку вина!»
10.Ты будешь благородный рыцарь.
Красивый, сильный и простой.
Умей за слабых заступиться,
За справедливость твердо стой.
И за любовь к прекрасной даме борись,
Прося ее руки.
Знай, что любовь приносит счастье,
А не тугие кошельки.
11.Дом ваш будет полной чашей,
В нем всегда наплыв гостей,
А жена твоя всех краше,
Будет семеро детей,
А придешь однажды пьяным:
Шаг неровный, мутный взгляд...
Загрустит жена и скажет:
«Волк и семеро козлят».
12.Жизнь твоя будет счастливой и долгой.
С цветным телевизором, с белой «Волгой»
С яхтой, летящей в лазурных волнах.
С бронзой загара на крепких плечах.
13.Коль не выйдет из тебя
Неженки и плаксы,
То тебе подарит жизнь тебе
Новенькие баксы!
14.Чудес немало в жизни есть,
Дорога широка!
Но только постарайся сесть,
На своего конька!
15.Путей и дел на свете много,
Но будь всегда сама собой!
Тогда широкая дорога,
Не станет узкою тропой.
16.Тебе скоро очень богатым быть.
Миллионером по всей округе слыть!
Потому что отыщется в Америке Дядя,
Оставит тебе наследство не глядя!
17.Тебе обязательно повезет в лотерее!
Беги, торопись поскорее!
Если купишь билетов мешок,
То и выиграешь от ботинок шнурок!
18.Тебе, чтобы не скучать,
Надо петь и танцевать.
Муж на тракторе подъедет,
По ночам совсем не спать
Людей добрых развлекать
Коли люди будут рады,
Станешь ты звездой эстрады!
19.Если хочешь быть счастливым,
То тебе такой совет:
Съешь 3 килограмма соли,
И большой кулек конфет.
Потом водичкою запей...
Счастлив будешь, хоть убей!
Продолжаются игры, если ещё осталось время.
Завершение праздника.
Ведущий.
У наших предков была традиция: в Святки "сжигать" все свои
неприятности.
— У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый
свое желание. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание
должно быть добрым и светлым.
Мы надеемся, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви
друг к другу. Наш праздник окончен, спасибо, что пришли в гости!
Р.S/ Весь наш праздник мы ведём с учениками, которые учились по
программе ДООП «Изобразительное искусство» (7 л.о.) и с 1 по 3 класс
изучали предмет «Народоведение». Они хорошо знакомы с народными
праздниками.
Приложение.