Напоминание

"О тех, кто уже не придет никогда..."


Автор: Кудряшова Светлана Кирилловна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУДО "Катав - Ивановская ДШИ
Населённый пункт: г. Катав - ивановск челябинской области
Наименование материала: Творчский Проект
Тема: "О тех, кто уже не придет никогда..."
Раздел: дополнительное образование





Назад




МКОУДО «Катав – Ивановская детская школа искусств»

Творческий проект

На тему:

«О тех, кто уже не придёт никогда»

посвящается героям-пионерам

Великой Отечественной войны.

Автор проекта

Кудряшова Светлана Кирилловна

Преподаватель высшей категории

по изобразительному искусству

МКОУДО «Катав - Ивановская» ДШИ

Ул. Ленина 12 «А».

г. Катав – Ивановск

2020г.

Содержание.

1. Актуальность _____________________________________ стр.

2. Проблема проекта _________________________________ стр.

3. Основные формы реализации _______________________ стр.

4. Этапы реализации _________________________________ стр.

5. Предполагаемый результат ___________________________ стр.

6. Цели и задачи проекта ________________________________ стр.

7. Пояснительная записка ________________________________стр.

8. Сценарий обобщающего мероприятия ___________________ стр.

9. Литература__________________________________________ стр.

Творческий проект

«О тех, кто уже не придёт никогда»

посвящается героям-пионерам Великой отечественной войны

.

Актуальность.

2020 год, это год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. И в год

юбилея, вся наша страна, да и не только наша страна, люди всех стран

участвовавших в войне, готовятся к этой знаменательной дате.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из

важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для

привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим

воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей

Родине, постоянная готовность к её защите.

Наш проект - «О тех, кто уже не придёт никогда», направлен на работу по

воспитанию у детей, чувства гордости за свой народ, пробуждение уважения к

его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение

детей и родителей к совместному изучению истории и участию в мероприятиях

по подготовке и празднованию 75-летия Победы.

Проблема

проекта:

Современное поколение мало что знает о Великой Отечественной войне, а

патриотическое

чувство не возникает само по себе. Это результат длительного,

целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого

детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания

детей уже с дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В.В. Путин: «…даже само слово "патриотизм" подчас используется в

ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян

оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим

Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну

краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную

гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие

свершения».

Основные формы реализации проекта:

- разработка системы мероприятий по подготовке к празднованию юбилея

Победы в ВОВ:

- создать условия для ознакомления детей и формирование знаний о Великой

Отечественной войне, о героическом подвиге Советского народа в Великой

Отечественной войне, через различные виды деятельности;

- укрепление нравственно - патриотических чувств учащихся через совместные

мероприятия с участием их родителей, друзей, педагогов.

Этапы реализации проекта

№п\

п

Дата

Тема этапа

Класс

1

В течение

уч. года.

Беседы о героях – пионерах на

уроках станковой композиции.

1,2 классы

Учащиеся

отделения

ДООП, ДПОП

2

В течение

уч. года.

Пополнение натурного фонда

предметами военной тематики.

Учащиеся

отделения

3

В течение

уч. года.

Классные часы по темам проекта.

Учащиеся

отделения

4

В течение

уч. года.

Взаимодействие с родителями в

проведении мероприятий проекта.

Учащиеся

отделения

5

10.01-20.04

Конкурс рисунка на тему «О тех,

кто уже не придёт никогда».

Учащиеся ДШИ

6

03.20 - 05.20

Выполнение тематических

натюрмортов на военную тематику.

1-5кл. ДПОП

7

05.20

Выставки конкурсных работ.

ДШИ,

Краеведческий

музей, центр

досуга и др.

8

09.05

Подведение итогов конкурса.

ДШИ

9

19мая

Итоговое игровое мероприятие о

героях – пионерах на тему «О тех,

кто уже не придёт никогда».

Учащиеся

отделения и

ДШИ

Предполагаемый результат проекта.

Воспитанники:

1 . Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.

2. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам

тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали,

ордена и др.)

3. Продолжать формировать нравственно – патриотические качества

воспитанников.

4. Реализация данного проекта предполагает обогащение натурного фонда

предметами военной тематики, методическими материалами,

мультимедийной продукцией, по теме проекта.

Родители:

Активные и заинтересованные участники проекта;

Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общения со

взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Педагоги:

Осуществляют инновационную деятельность,

Повышают профессиональный уровень.

Цель проекта:

Воспитание эмоциональной отзывчивости к героическому прошлому

российского народа, сохранение исторической памяти о событиях Великой

Отечественной войны, любви к своей Родине, национального самосознания,

гражданственности.

Задачи:

Воспитательные:

-

содействовать

формированию

патриотических

чувств

;

-

содействовать

повышению

мотивации

изучения

истории

своей

страны

;

-

вызвать

чувство

гордости

за

родственников

,

участников

ВОВ

;

-

способствовать

развитию

культуры

взаимоотношений

при

работе

в

парах

,

группах

,

коллективе

;

Обучающие

: -

расширение

общего

кругозора

учащихся

о

героических

подвигах

Советского

народа

; -

актуализировать

знания

о

детях

героях

-

пионерах

Великой

Отечественной

войны

;

Развивающие

:

-

формирование

умений

общаться

и

работать

в

команде

;

-

обеспечить

в

ходе

мероприятия

закрепление

полученных

знаний

на

уроках

о

борьбе

советского

народа

против

фашистских

захватчиков

;

-

создать

условия

для

развития

коммуникативных

навыков

через

разнообразные

виды

деятельности

;

Оборудование:

- выставка конкурсных работ на тему «О тех, кто уже не придёт никогда»,

пионерская атрибутика (пионерское знамя, галстуки, пионерская форма), экран,

проектор, аудио и видео материалы.

Пояснительная записка.

Когда на одном из уроков мы говорили о героях – пионерах, одна ученица

спросила меня: «А почему у них такие странные фамилии? Котик, Пинкензон,

Герасименко, Лынченко, Пашкевич, Жданко, Росленко...».

Далее начался разговор на тему этого вопроса. Используя свои смартфоны и

интернет, вместе, выдвинули предположение о причине этого явления и

сделали вывод, что первыми территориями Советского Союза были

оккупированы пограничные территории, например Белоруссия, Украина.

Захваченные территории четыре долгих года находились в оккупации. За эти

годы только на территории Белоруссии сражалось с врагами в партизанских

отрядах около 74000 маленьких героев. А на территории Российской Федерации

пионеры не только сражались с врагом в оккупации, но и заменили, ушедших на

фронт рабочих на заводах и фабриках. Помогали в госпиталях ухаживать за

раненым, уничтожать зажигательные бомбы на крышах во время фашистских

бомбардировок городов. В колхозах наравне со взрослыми выращивали овощи,

ухаживали за животными, сеяли и убирали хлеб. По всей стране собирали

тёплые вещи и продукты на фронт.

С помощью компьютерных технологий изучив исторические данные, тут же

сделали некоторые расчёты.

По разным подсчётам около 80 миллионов жизней унесла эта страшная

трагедия. Если бы жители земли посвятили минуту молчания каждому

погибшему, представили, сколько бы времени она длилась?

Около 1333333 часов, или 55555 суток, или около 152 лет!

А в отечественной войне основные потери понесла наша страна, наша любимая

Родина.

Конечно, в боях участие принимали все республики Советского Союза. Но

Россиян среди них было 75%!

После этого, видя искреннюю заинтересованность учеников к теме, я и

предложила детям свою идею, реконструкцию пионерского сбора, некоторые

наработки который были давно мной разработаны, и дети живо откликнулись

на предложение.

В дальнейшей подготовке к этому празднику принимали участие уже все.

Композиция всего проекта как то определилась сама собой.

Конкретно подготовку к осуществлению этого проекта нужно начинать уже с

начала года. Искали стихи, предлагали свои идеи. Просматривали видеоролики с

пионерскими сборами. Пополняли натурный фонд для тематических

натюрмортов.

Есть стихотворение Юрия Полякова:

«Ответ фронтовику»,

оно стало лейтмотивом нашего мероприятия.

Не обожжённые, сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами другими

На нашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути!

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданий пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс.

…Конечно, мы смотрим иными глазами –

Такими же полными слёз.

Во всех классах мы познакомились со сведениями о пионерской организации.

Изучили её историю создания, традиции, форму. Познакомились с биографиями

пионеров, участников Великой Отечественной Войны. Читали стихи о войне в

частности стихи Мусы Джалиля из сборника «Маобитская тетрадь».

Познакомились с произведениями художников анималистами, которые

посвятили свои картины ВОВ. Каждый ученик получил распечатку с

фотографией и биографией понравившегося пионера – героя. По описанию

подвига они создавали станковую композицию.

На станковой композиции в 3 и 4 классе, учащиеся получили задание создать

«реплику» с картины выбранного произведения о ВОВ. Предварительно мы

тоже читали стихи, знакомились с произведениями художников - фронтовиков.

Выбирали произведения для своей работы.

Мне хотелось, чтобы дети не придумывали сами, а эмоционально пережили

какую – то конкретную ситуацию готового произведения. Погрузились

зрительно и эмоционально в её содержание во время работы над композицией.

Хотя бы отдалённо приблизились к такому состоянию, которое описал

Великий русский художник - баталист Верещагин работая над циклом

Балканской серии, посвященной событиям Русско - Турецкой войны:

«Возьмешься писать, разрыдаешься, бросишь... За слезами ничего не видно... Я

всю свою жизнь горячо любил и хотел писать солнце», но писал великие

страдания человека в страшных событиях войны.

На уроках живописи или рисунка, во всех классах выполняются натюрморты

на военную тематику.

Был объявлен общешкольный конкурс на лучшую картину на тему войны «О

тех, кто уже не придёт никогда». Учащиеся художественного отделения

работали с помощью преподавателя на уроках станковой композиции, уроках

ОИГ 1(2) кл. и самостоятельно дома.

Остальные отделения работают самостоятельно, но могут приходить на

консультации к преподавателям художественного отделения.

В завершении проекта 19 мая проводится игровое мероприятие - литературно –

музыкальная композиция « О тех, кто уже не придёт никогда» к, проведению

которого должна быть оформлена выставка конкурсных работ.

Сценарий обобщающего мероприятия проекта.

Оборудование:

- пионерская атрибутика, сделанная своими руками: галстуки, знамя;

- презентация к сценарию;

- транспаранты с фотографиями родственников - участников войны;

- мультимедийное оборудование;

- выставка конкурсных работ учащихся.

Действующие лица:

Знамённая группа – 3 ученика.

Ведущий 1- старшая пионер вожатая.

Ведущий 2- председатель совета отряда.

Ведущий 3.

Чтецы 1,2, 3.

Чтец 4 – Лёня Голиков.

Чтец 5 – Валерик Волков

Чтец 6 - Люся Герасименко.

Чтец 7,8 - Муся Пинкензон.

Чтец 9 – Павлик Титов.

Чтец 10- Юта Бондаровская.

Гости.

Ход мероприятия.

В зале стулья расставлены по периметру. На сцене экран с названием

мероприятия. Участники выступления в пионерских формах находятся в

зале среди зрителей.

Звучат пионерские песни.

На сцену выходит первый ведущий. Музыка затихает.

Ведущий 1:

Здравствуйте дорогие друзья. В год юбилея Победы в Великой Отечественной

Войны, вся страна, да и не только наша страна, люди всех стран участвовавших

в войне, готовятся к этой дате. Мы тоже не остались в стороне от этого события.

Мы посвящаем наше мероприятие памяти о самых юных борцах с фашистской

ордой. Мы посвящаем его героям – пионерам Союза Советских

Социалистических Республик, маленьким героям – большой войны.

На экране демонстрируется ролик с кадрами о героях – пионерах.

На сцене ведущий 1 и 2.

Ведущий 1 читает: «…Статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы

Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила

тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как

могли, приближали Победу в меру своих сил. Они хлебнули горя полной чашей,

может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны

совпало для них с началом жизни. Сколько их было угнано на чужбину?

Сколько детей убито не рождёнными?

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в

военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. Дети войны

зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное

войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми,

воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к

самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали

наравне с взрослыми в действующей армии, подполье и партизанских отрядах.

И это были не единичные случаи». Таких ребят, по данным советских

источников, во время Великой Отечественной войны были сотни тысяч и о

таких пионерах сегодняшний наш рассказ.

Заканчивается ролик.

Ведущий 2:

А. Твардовский.

Всё, всё у сердца на счету,

Всё стало памятною метой.

Стояло юное, в цвету,

Едва с весной расставшись, лето.

Стояла утренняя тишь,

Был смешан с мёдом воздух сочный;

Стекала капельками с крыш

Вода по трубам водосточным;

И рог пастуший в этот час,

И первый ранний запах сена.

Всё, всё на памяти у нас,

Всё до подробностей бесценно:

Как где то радио в дому,

В июньский этот день вступало,

Ещё не с тем, о чём ему,

Вещать России предстояло.

Звучит пионерский сигнал «Сбор».

По сигналу горна участники - пионеры поднимаются со своих мест и

собираются возле сцены.

Ведущий 2 отдаёт команду: Отряд на торжественную линейку стройся!

Учащиеся строятся на сцене в одну шеренгу. Все в парадной пионерской

форме с повязанными галстуками, 6 из них держат галстуки на согнутой

правой руке. Ведущий 2 занимает место впереди отряда.

Ведущий 1 отдаёт команду: Отряд! На внос пионерского знамени, стоять

смирно! Знамя внести!

Звучит сигнал вноса пионерского знамени. Знамённая группа, состоящая из

знаменосца и двух ассистентов, вносит знамя в зал. Проходят через зал и

встают на отведённое заранее место. Знаменосец несёт знамя, по обеим

сторонам идут ассистенты с поднятой правой рукой в пионерском салюте.

Всё мероприятие знамённая группа остаётся на одном месте. Можно

подготовить сменную знамённую группу.

Ведущий 1: Председателю совета отряда, сдать рапорт.

Ведущий 2 выходит из строя: Отряд! Для сдачи рапорта старшей

пионервожатой стоять смирно. Равнение направо! (на ведущего).

Ведущий 2 парадным шагом подходит к СПВ приветствует салютом:

Товарищ старшая пионер вожатая. Отряд (все вместе) «Орлёнок»! На

торжественную линейку посвящённую приёму в пионеры новых членов

организации, построен! Рапорт сдан! Председатель совета отряда – Ф.И.

Ведущий 1 отдаёт салют: Рапорт принят! Вольно!

Ведущий 2 возвращается на место и командует: Отряд! Вольно!

Ведущий 1: Друзья! Наша торжественная линейка проходит в знаменательный

день! Она посвящается приёму в пионеры новых членов нашей дружины. Для

того чтобы стать достойным членом пионерской организации нужно любить

свою Родину, хорошо учиться, быть честным и смелым, хорошим товарищем и

другом. И сегодня мы принимаем в пионеры именно таких школьников.

Вступающим в пионеры выйти из строя.

Будущие «пионеры» с галстуками на руке по очереди выходят из строя,

называя фамилию своего героя : Лёня Голиков, Люся Герасименко,

Павлик Титов, Валерий Волков, Юта Бондаровская, Муся Пинкензон

(героев можно выбрать своих).

Ведущий 1: Отряд! Во время торжественного обещания стоять смирно!

Ведущий 1 произносит слова пионерского обещания по предложениям.

«Юные пионеры», повторяют:

Я юный пионер Советского Союза! Вступая в ряды всесоюзной пионерской

организации, перед лицом своих товарищей, торжественно обещаю: горячо

любить свою Советскую Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий

Ленин, как учит коммунистическая партия Советского Союза!

1 ведущий: Право повязать галстуки новым членам пионерской организации

предоставляется старшим товарищам!

На сцену выходят заранее предупреждённые гости из зрителей.

Звучит торжественный сигнал. Под этот сигнал повязываются галстуки.

Ведущий 1: Юные Ленинцы! К борьбе за дело Коммунистической партии,

Будьте готовы!

Учащиеся вновь принятые в пионеры, хором отвечают, отдавая салют: Всегда

готовы!

Ведущий 1: Пионеры! Встать в строй.

Участники встают в строй.

Ведущий 2: Отряд! Вольно!

Звучит пионерский сигнал «Тревога».

Все участники, кроме знамённой группы, собираются вокруг ведущих1 и 2..

Сигнал затихает и на экране появляется видео ролик.

На фоне песни «Священная война», звучит голос Левитана, он делает

заявление о начале ВОВ. Во время этого объявления дети теснее подходят

друг к другу и с тревогой слушают сообщение ТАСС.

Ролик заканчивается и

звучит пионерский сигнал «Сбор».

Первыми со сцены уходят участники, принятые в пионеры. Они должны

переодеться в своих героев-пионеров.

Затем группами со сцены уходят все.

На сцене остаются чтецы 1, 2 и ведущий 1.

Ведущий 1:

Ю. Поляков.

Не обожжённые, сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами другими

На нашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути!

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданий пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс.

…Конечно, мы смотрим иными глазами –

Такими - же полными слёз.

Звучит музыкальная подложка к стихотворению М. Джалиля

«Варварство». (Это стихотворение могут читать один, два или три чтеца).

Чтец 1: «Варварство

М. Джалиль

Они с детьми погнали матерей,

И ямы рыть заставили, а сами

Они стояли кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришёл хмельной майор и медными глазами

Окинул обречённых… Мутный дождь

Струился в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землёю,

Друг друга, с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали как дети реки,

И в ярости рыдала мать – земля.

Чтец 2:

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучи вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

Последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Чтец 1:

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжёлый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребёнок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складки платья

Ещё не старой женщины. Она

Смотрела ужаса полна,

Как не лишиться ей рассудка!

Всё понял, понял всё малютка.

Чтец 2:

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!-

Чтец 1:

Он плачет и. как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу против дула прямо…

Чтец 2:

-Я мама, жить хочу! Не надо, Мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?-

И хочет вырваться из рук ребёнок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

Чтец 1:

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнёшь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живьём не закопал палач.

Терпи сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-

Чтец 2:

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Чтец 1:

Две жизни наземь падали, сливаясь,

Две жизни и одна любовь.

Музыка затихает. Чтецы уходят со сцены.

На сцену поднимается Ведущий 1 и чтец 3:

Ведущий 1:

Из письма пионерки Веры Ананьевой:

« Новое слово вошло в моё сознание - фашизм. Я знала его и раньше, конечно,

но сейчас оно звучит по – новому. По радио передают, что фашисты жгут целые

деревни. Насилуют девушек и женщин, а потом их зверски избивают. На глазах

родителей убивают детей. Звери пришли на нашу землю. Звери, а не люди».

На экране появляется видео - подложка для стихотворения Э. Асадова,

«Чулочки».

Чтец 3:

Их расстреляли на рассвете,

Когда ещё белела мгла,

Там были женщины и дети,

И эта девочка была.

Сперва, велели им раздеться,

Затем к обрыву встать спиной,

И вдруг раздался голос детский

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?».

Не упрекая не браня,

Смотрели прямо в душу глядя

Трёхлетней девочки глаза.

«Чулочки тоже…?»

И смятеньем эсесовец объят.

Рука сама собой в волненье,

Вдруг опускает автомат.

И снова скован взглядом детским,

И, кажется, что в землю врос.

«Глаза, как у моей Утины»-

В волненье смутном произнёс,

Овеянный, невольной, дрожью.

«Нет! Он убить её не сможет…»

Но дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках.

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, а если б дочка

Твоя, вот здесь бы так легла?

И это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты человек, не просто немец,

Ты страшный зверь среди людей!

Шагал эсесовец упрямо,

Шагал, не поднимая глаз.

Впервые может эта дума,

В сознании отравленном зажглась,

И снова взгляд светился детский,

И снова слышалось, опять,

И не забудется во веки:

«Чулочки, дядя, тоже снять?».

Музыка затихает.

На экране фотография с пионерами - героями Отечественной Войны:

Марат Казей, Зина Портнова, Лёня Голиков, Валя Котик. Тихо

звучит песня «Орлёнок» или песня о пионерах героях

А. Пахмутовой.

Ведущий 1:

Солдаты шли в бой с думой о Родине, о долге перед страной, перед родными и

близкими. С думой о тех, кто остался и ждёт, ждёт их так, как могут ждать

только с войны.

А с какими думами сражались на войне дети? Как выдерживали они все

испытания: голод, холод, страх, пытки? Как держалось маленькое горячее

сердце пионерского «Данко»?

Ведущий 2:

Из исторических документов: «В годы Великой Отечественной Войны более

35 тысяч пионеров – юных защитников Родины - было награждено боевыми

орденами и медалями. Только на территории Белоруссии около 75 000 пионеров

сражалось в партизанских соединениях. В полный список пионеров героев,

опубликованный в Википедии, включены 62 фамилии отважных девочек и

мальчиков, большинство из которых погибло за свою страну, а четверо были

награждены званием Героя Советского Союза».

Ведущий 1:

Пионеры огненных лет – так называют это поколение. Война не щадила ни

детей, ни взрослых. Дети взяли в руки оружие, не по тому, что им было

интересно, а просто шла война, и они, помогали своим отцам, братьям как

могли.

На сцену выходят чтецы в одежде своих героев пионеров: Лёня Голиков,

Валерий Волков, Люся Герасименко, Муся Пинкензон со скрипкой в руках,

Павлик Титов, Юта Бондаровская. Они стоят на фоне пионерского знамени. Все

одеты именно так, как выглядели во время выполнения своих военных заданий.

Музыка затихает.

На экране появляется портрет героя Советского Союза Лёни Голикова.

При демонстрации кадров с пионерами звучит мелодия «На Мамаевом

кургане тишина» или минусовка песни о героях пионерах А. Пахмутовой.

Ведущий 3-й на фоне музыки:

Из исторических документов: «Лёня Голиков был бригадным разведчиком 67-

го отряда 4-ой Ленинградской партизанской бригады. Самый значимый подвиг

в его воинской биографии был совершён 13 августа 1942 года.

За совершенный подвиг Лёня Голиков представлен к званию Герой советского

Союза и награждению медалью «Золотая звезда героя». Получить их он, к

сожалению не успел…».

Музыка замолкает.

Чтец 4: «Мальчик – кремень»

Кудряшова С.

В деревне Лукино,

Близ города Ильмень.

Жил мальчик

Лёня Голиков

Не мальчик, а кремень.

Когда страна огромная

Пошла с фашистом в бой,

Стал партизаном Голиков,

Покинул дом родной.

Идёт в разведку Лёня,

А после, под откос

Летел состав с фашистами

Или взрывался мост.

Был смелым и отважным

Наш маленький герой.

С немецким генералом

Он вёл неравный бой.

И документы важные

Он захватил в бою

Так доказал он Родине

Преданность свою.

В 44- ом грозном,

В пороховом дыму

Звание героя присвоено ему,

Но не нашла награда

Его живым в строю,

Погиб он в 43-ем

Зимой, с врагом в бою.

На экране портрет Валерия Волкова.

На фоне музыки3 ведущий:

Из исторических документов: « Валерик Волков вошёл в историю Второй

Мировой Войны, как один из самых юных защитников Севастополя.

Сохранились воспоминания его боевых товарищей, которые рассказывали, что

мальчик любил литературу, особенно русских поэтов. Поэтому часто читал в

бригаде стихи, декламируя на память целые отрывки из произведений

Владимира Маяковского.

Жизнь Валерика Волкова оборвалась внезапно, в июле 1942 года».

Музыка замолкает.

Чтец 5-ый:

«Севастопольский Гаврош»

Кудряшова С.

Бойцы в Крыму держали оборону,

На дне ущелья.

Три вражьих танка впереди,

И нет спасенья!

Вдруг Севастопольский «Гаврош»

Поднялся из траншеи

И галстук пламенел

На детской шее!

Прыжок вперёд!

Швырнул гранату!

Взрыв!

Танк резко встал,

Другим дорогу преградив...

Боль сердце обдала

Свинцовой дробью

И галстук на груди

Пропитан кровью…

Был выигран тот бой

Средь гор высоких,

Но после боя командир

Не досчитался многих.

В сердцах у личного состава

Весть застряла:

Погиб Валерик Волков,

Спася заставу.

А на прощанье с пареньком

Скорбила вся округа

И галстук бился на ветру,

Как сердце друга!

На экране появляется портрет Люси Герасименко.

Ведущий 3-ий на фоне музыки:

Из исторических документов: « В одном из залов музея Великой

Отечественной войны, что находится в Минске, висит портрет юной патриотки.

Она не пускала под откос вражеские эшелоны, не взрывала цистерны с горючим,

не стреляла, в гитлеровцев… Она была ещё маленькой пионеркой. Звали ей

Люся Герасименко. Но всё, что она делала, приближало день нашей победы над

фашистскими захватчиками».

Музыка замолкает.

Чтец 6-ой:

«Люся»

Кудряшова С.

Только 11 Люси минуло

Горем войны, страну захлестнуло.

Прятаться Люся за маму не стала,

В Минске подпольщикам помогала.

На посту пионерка – собранье идёт,

Листовки носила она на завод.

Связною была в партизанском подполье,

Казалось, не ведала страха и боли.

Но как то фашисты об этом узнали,

Маму и Люсю арестовали.

Их на допросах жестоко пытали,

А, не узнав ничего… расстреляли.

Как же все пытки Люся сносила?

Где пионерка брала столько силы?

Ради чего крепче зубы сжимала,

И на допросах, девчонка молчала?

Просто она очень маму любила,

Милый свой город, где в школу ходила,

И не хотела, чтоб эти дороги

Грязно топтали фашистские ноги.

На экране появляется портрет Муси Пинкензона.

Ведущий 3-ий на фоне музыки:

Из исторических документов: «Муся Пинкензон не закрывал грудью

амбразуру дзота, и не бросался под гусеницы вражеского танка, но о его

подвиге, после войны, слышал почти каждый. Сын врача, Муся с детства

учился играть на скрипке, и когда ему было пять лет, местная газета уже писала

о нём, как о скрипаче – вундеркинде. Летом 42- го года станицу заняли немцы и

семью Пинкензонов арестовали как евреев, отказавшихся работать в немецком

госпитале. У Муси с собой оказался футляр со скрипкой.

Родители просили отпустить мальчика, но фашисты убили отца и мать Муси…».

Музыка замолкает.

Чтец 7-ой: «…Тогда мальчик сам подошёл к конвоирам. Срывающимся от

волнения голосом проговорил: Разрешите… мне… перед смертью… сыграть

мою любимую песню.

Офицер навёл на мальчика дуло пистолета.

Муся повторил свою просьбу.

- Играй!.. Играй! Понравится – будешь жить!

Муся положил футляр на землю, не торопясь открыл его, и достал свою

маленькую скрипку. Он бережно прижал её к подбородку, смычок взвился и

заскользил по струнам. Сначала неуверенно, но вот мелодия вырвалась и

поплыла над Кубанью (играет на скрипке ученик или преподаватель

мелодию интернационала).

Муся прижал голову к скрипке. И вот с каждым новым взмахом смычка яснее

возникала понятная всем с детства мелодия Гимна Советского Союза. Всё

увереннее и громче звучало: « Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир

голодных и рабов»… Именно «Интернационал» и был тогда гимном СССР.

Фашистский офицер оцепенел от ярости.

- Перестань! – орал он, потрясая перед скрипачом пистолетом.

Но Муся не обращал на него внимания, он торопился. Надо ещё успеть, ещё

немного…

Раздался выстрел, за ним второй…

Муся опустился на колени, всё ещё держа в руках скрипку и пытаясь доиграть

оборванную мелодию песни.

Автоматная очередь подкосила ноги скрипача, и он упал.

Смычок, выскользнул из рук, и скрипка замолчала навсегда вместе с прерванной

жизнью маленького героя.

Но стоявшие перед фашистскими палачами люди подхватили песню, и она

продолжала звучать над рекой пока, пока последний из певших, не упал,

пробитый пулей».

Чтец 8-ой:

«Расстрелянная скрипка»

Коб Ра.

Что мне вам сказать

Про те минуты.

Ров крутой…

«Интернационал».

Страшные, судьба,

Твои маршруты.

Муся Пинкензон…

Он так сыграл…

Да.

Не закрывал

Собою дзота.

Да. Не нёс

Под пулями

Кумач.

Только вот скажите…

Отчего – то

Дрогнул

Перед ним

Фашист – палач.

Муся Пинкензон,

Ещё ребёнок.

Только что…

Все живы…

Папа…

Мать…

Словно

На заклание

Ягнёнок.

Что мне делать, Господи?

Играть!

Он играл,

Как воин.

Победитель.

И звучал

«Интернационал».

Онемел от злобы

Немец – зритель.

Маленький…

Скрипач…

Он воевал!

Брызги нот.

Растерзанная скрипка.

Время – Судия.

Увы, не Врач.

Муся,

На лице его улыбка.

Победитель

Маленький скрипач.

На экране появляется портрет Павлика Титова.

Ведущий 3-ий на фоне музыки:

Из исторических документов: «Павлик Титов для одиннадцати лет был

великим конспиратором. Он партизанил два с лишним года так, что об этом не

догадывались даже его родители. Многие эпизоды его боевой биографии так и

остались неизвестными. Известно же вот что. Сначала Павлик и его товарищи

спасли раненого, обожжённого в согревшем танке советского командира –

нашли для него надёжное укрытие, а по ночам носили ему еду, воду, по

бабушкиным рецептам, варили какие то лекарственные отвары. Благодаря

мальчикам танкист быстро поправился.

Погиб парнишка осенью 1943 года».

Музыка замолкает.

Чтец 9-ый:

Коб Ра.

- Больно прыткий ты мальчишка,

Смелый, да удалый.

Тихо…

Змейкой или мышкой,

И тайком от мамы,

Проползёшь, проникнешь.

Встрянешь,

Прошмыгнёшь,

Уйдёшь.

Сквозь дожди, снега, туманы

Ты не пропадёшь.

Кто на спину полицаю

Надпись приколол:

«Вот предатель»

Знаю, знаю.

Рапорт мне на стол.

Целый день ходил иуда –

Надпись на спине.

Что с тобою делать, чудо?

Мы ведь на войне.

Форму кто увёл у фрицев,

Мне ответишь, нет?

Собрались фашисты мыться…

Смех с тобою шкет.

Там снаряды, тут патроны…

Всё несёшь в отряд.

Спёр у немцев макароны,

Карту, автомат…

- Сколько подвигов ведётся

За тобою брат…?-

Благодарно улыбнётся

Выживший солдат.

На экране меняется картинка. Появляется портрет Юты Бондаровской.

Ведущий 3-ий на фоне музыки:

Из исторических документов: «Куда бы ни шла синеглазая девочка Юта, её

красный галстук неизменно был с нею…

Летом 1941 года приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под

Псковом, где настигла Юту грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта

стала помогать партизанам.

Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью «Партизану

Отечественной войны» 1- ой степени, и орденом Отечественной войны 1

степени».

Музыка замолкает.

Чтец 10-ый:

«Мальчишка - нищий»

Кудряшова С.

Жила – была девочка в дивном краю.

О ней эту грустную песню пою.

Не старше 12 - ти, низкого роста

Глаза её смотрят открыто и просто,

Сияющий взор её синь и лучист,

А нежный её голосок - серебрист.

Она, как и все, родилась, чтобы жить,

Привольно с весельем и счастьем дружить,

И видеть подлунного мира красу,

И вешнюю, светлого утра росу.

Но враг погубил голубые мечты,

Стала разведчицей смелою ты.

Мальчишкою – нищим прикинулась Юта,

Не видеть домашнего больше уюта.

В больших сапогах не по росту одета,

Мороз ей не страшен и знойное лето.

Грудь согревала вещица одна,

Галстук с собою носила она.

Когда возвращалась Юта в отряд,

Галстук одев, веселила солдат.

Пела она пионерские песни,

Пела одна, и с партизанами вместе.

Только погиб наш «мальчишка» – солдат!

В память о ней, Салютуй Ленинград!

На экране появляется кадры вечного огня, если можно из своего города.

Звучит голос Левитана. Он передаёт сообщение ТАСС о капитуляции

немецко – фашистской Германии.

На сцену поднимаются все исполнители. В центре стоят ведущие.

Тихо звучит мелодия «На Мамаевом кургане тишина» или минусовка

песни о героях пионерах А. Пахмутовой.

Ведущий 2:

Былые годы в памяти не стёрты.

Встают из тьмы воскресшие года.

И разделенье на живых и мёртвых

Должно исчезнуть раз и навсегда.

Прозрачной дымкой тишина объята

Из глубины неповторимых дней

Глядят на нас российские ребята

Что смерть попрали смертию своей.

Ведущий 1:

Сколько юных тогда

Не вернулись назад,

Не дожив,

Не допев,

Под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь,

Тихой скорби сиянье,

Ты послушай святую

Минуту молчанья.

Прошу всех встать.

Музыка замолкает.

Звучит пионерский сигнал «Минута молчанья».

Минута молчания.

Ведущий 1: Прошу всех сесть.

По разным подсчётам около 80 миллионов жизней унесла эта страшная

трагедия. Если бы жители земли посвятили минуту молчания каждому

погибшему, представили, сколько бы времени она длилась?

Около 1333333 часов, или 55555 суток, или около 152 лет!!

1 чтец: Помните! Через века, через года, помните!

2 чтец: О тех, кто уже не придёт никогда, помните!

3 чтец: Не плачьте! В горле сдержите стоны! Горькие стоны!

4 чтец: Памяти павших, будьте достойны! Вечно достойны.

5 чтец: Люди! Покуда сердца стучатся, помните!

6 чтец: Какою ценой завоёвано счастье, пожалуйста, помните!

7 чтец: Во все времена бессмертной Земли, о погибших помните!

8 чтец: Люди земли, убейте войну, прокляните войну!

9 чтец: Мечту пронесите через года, и жизнью наполните!

10 чтец: Но о тех, кто уже не придёт никогда,

Все: Заклинаем – помните!

На сцену поднимается детский хор. Пока хор устраивается на сцене, все

участники сценария берут в руки транспаранты с фотографиями своих

родных участников ВОВ. Они встают по обе стороны хора.

Звучит песня «Орлёнок». Кто знает, подпевают выступающим.

После песни участники хора усаживаются в зале.

Звучит пионерский игнал «Сбор»

.

Ведущий 2:

Отряд! В одну шеренгу становись! Смирно! Равнение на середину.

Участники встают в строй с фотографиями своих ветеранов ВОВ.

Ведущий 1: Дорогие ребята, гости. Вот и закончился наш торжественный сбор.

Отряд! На вынос пионерского знамени стоять смирно! Знамя вынести!

Звучит пионерский сигнал выноса знамени и под его звуки знамя выносят

из зала.

Ведущий прощается с гостями.

Ведущий 2: Отряд, вольно! Разойдись.

Сцена пустеет. Зрители рассматривают выставку, прощаются с

участниками выступления.

На мероприятии можно объявить результаты конкурса рисунка

Используемая литература.

1.Стихи:

1). «Варварство» - М. Джалиль,

2). « Расстрелянная скрипка» - Коб Ра,

« Павлик Титов « - Коб Ра.

3). « Всё у сердца на счету» - А. Твардовский,

4). «Чулочки» - Э. Асадов,

5). «Ответ ветерану» - Ю. Поляков,

6). «Реквием» - Р. Рождественский.

7). В сценарии использованы стихи автора проекта Кудряшовой С.: «Люся»,

«Севастопольский Гаврош», «Мальчишка - нищий», «Не мальчик, а кремень».

2. Данные о героях пионерах взяты с интернет ресурсов.

1) Ru. Wikipedia. orq.

2).Яндекс. Картинки « Герои пионеры ВОВ».

3). Серия книг - «Пионеры – герои».

4). «Муся Пинкензон» - С. Ицкович.

3. Видео и аудио материалы для проекта взяты с интернет ресурсов.

Приложение.

Знамя и галстуки изготовлены автором сценария.



В раздел образования