Напоминание

"Витраж"


Автор: Кудряшова Светлана Кирилловна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУДО "Катав - Ивановская ДШИ
Населённый пункт: г. Катав - ивановск челябинской области
Наименование материала: План-Конспект урока
Тема: "Витраж"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МКОУДО «Катав – Ивановская детская школа»

Ката Ивановского муниципального района

Конспект открытого урока на художественном отделении

по предмету по выбору в 2(5) классе

«Декоративно прикладная композиция».

Тема урока: «Витраж».

16.12.2015года.

МКОУ ДО "Катав - Ивановская ДШИ"

преподаватель художественного отделения

Кудряшова С.К.

Конспект открытого урока по программе «Живопись» вариативная часть

«Декоративно прикладная композиция».

Тема: «Витраж».

2(5) классе (учащиеся 11-12 лет)

Цель блока уроков по теме «Витраж»:

приобретение учащимися

теоретических

знаний

о

видах

декоративно-прикладного

искусства

и

постижение практических приемов работы с материалом.

Задачи:

Образовательные:

знакомство с многообразием материалов и техник ДПИ;

знакомство с витражным искусством;

изучение техники выполнения эскиза (имитации) витража;

Развивающие:

развитие композиционных и графических навыков, развитие

образного мышления;

развитие зрительной памяти и воображения;

развитие фантазии, умения создавать художественный образ посредством

стилизации форм;

накопление и развитие практических навыков творческого отношения к

работе;

закрепление навыков художественного оформления работ.

Воспитательные:

формирование эмоционально - ценностного отношения к предметам

художественной культуры;

воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности,

пробуждая

у учащихся интерес к различным видам декоративного

искусства;

формирование художественной грамотности учащихся при выборе цветовой

гаммы (колорита);

формирование

навыков

правильной

организации

рабочего

места,

аккуратности, точности в работе.

Урок состоит из 3 – х занятий по 1.75 часа.

Оборудование для учителя:

Презентация «Искусство витража»

Мультимедийный проектор, компьютер

Раздаточный материал с изображением витражей.

Оборудование для учащихся:

1-е

занятие:

альбомы,

карандаши,

акварель,

гелиевые

ручки,

фломастеры.

Поисковый материал по теме «Витраж».

2-е

занятие:

эскизы

витража

в

натуральную

величину,

контур

(художественный материал), салфетки, рамки со стеклом Ф А3 и Ф А 4.

3-е занятие: рамки, стекло с готовым контуром витража, витражные

краски, салфетки, эскиз витража.

1-е занятие состоит из 2-х уроков по 35мин.:

Тема урока: «Витраж»

Тип урока:

Получение новых знаний по теме «Витраж».

Форма урока:

Лекция и учебный практикум (создание набросков и зарисовок витража).

Цель занятия: выработка умений по применению знаний.

План 1-го занятия:

1-ый урок:

1. Организационный момент. 5 мин.

2. Лекция. 30мин.

Перемена. 10мин.

2-ой урок:

1. Учебный практикум. 23-25мин.

2. Анализ и оценивание работ. 7-5мин.

3. Задание на дом. 3-5мин.

4. Приведение в порядок рабочего места

Ход 1-го урока:

1.Лекция с показом слайдов:

Добрый день друзья, я рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок, мы

отправимся в путешествие на восток, где была создан витраж, познакомимся с

художниками, которые могут моделировать и изменять художественную среду,

создавая картины в разной технике.

Что такое декоративно – прикладное искусство?

Зачем оно людям?

Как осуществляется связь времен в этой области искусства?

(Актуализация знаний о видах искусства в ходе беседы).

- «Что такое искусство?» (варианты ответов учащихся).

Слово

искусство

в широком смысле обозначает умелое, искусное

выполнение всякого дела.

В специфическом значении – это художественное творчество, в результате

которого создается художественный образ, отражающий действительность.

Мир искусства широк и разнообразен. Сегодня мы более подробно

познакомимся с искусством «Витража». А что значит «Витраж»?

Картина, созданная из кусочков разноцветного стекла, помещённых, в

специальную свинцовую раму. Витраж выглядит как стеклянная мозаика.

Именно в витражах удивительным образом

соединились цвет и чёрная

контурная линия. Превратившись в диковинный узор.

История цветного стекла уходит вглубь веков. Помимо открытия бронзы,

в те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли совершенно

новую субстанцию – стекло.

Примерно в 1-ом веке до н. э., предположительно в Сирии, была

изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в

стекольном

производстве

новую

эру.

Римляне

вставляли

пластинки

прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий.

То, что мы называем витражом, появилось лишь в эпоху Христианства.

Куски стекла укрепляли с помощью замазки в прорези деревянных или

каменных досок, вставлявшихся в оконные проёмы. Прототипы средневековых

витражей украшали храмы средневековых городов Галии (Франции, Испании,

части Англии и др.), затем они появились в Германии и Англии. Витраж

воспринимался как посредник между земными и небесными сферами.

Большой скачок витражное искусство претерпевает в 11 веке. С этого

времени художественный витраж обретает свою классическую форму –

цветные стёкла, скреплённые между собой с помощью металлического

профиля.

В романский период витражи достигали в высоту 6 метров. В настоящее

время начинается вторая молодость искусства.

Учитель. Что же такое художественный витраж?

Старинная разновидность монументального искусства (наряду с фреской и

мозаикой), - картины из цветного стекла, пропускающего свет. Их вставляют в

оконные проемы, превращают в подсвеченные декоративные панно, монтируют

в дверные полотна, решетки. Витражами украшают световые фонари потолков,

створки ширм, столешницы, а еще абажуры ламп, ведь цветное стекло оживает

только тогда, когда его пронизывает свет.

Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен. Как

долговечно и его стекло.

Презентация «Искусство витража»

Важны в работе ум и чувства

В труде двойное естество

«Живинкой в деле» мастерство

Преображается в искусство,

И нет тогда ему границ.

И совершенству нет предела,

Не оторвать тогда от дела

Ни мастеров, ни мастериц,

Их вдохновение безмерно,

Глаза их пламенем горят

Они работают? Неверно.

Они творят!

(Д. Бедный).

Перемена

.

Ход 2-го урока:

1.Практикум: самостоятельная работа над эскизом.

Создание эскиза витража с помощью, акварели, фломастеров, на примере

иллюстративного и раздаточного поискового материала.

Методическая разработка к практическому заданию.

Как и любой другой художник, витражист начинал свою работу с эскиза.

Изготавливался

эскиз

по

пожеланиям

заказчика,

потом

обязательно

предоставлялся ему на осмотр и одобрение. Если композиция и цветовое

решение устраивало заказчика, то художник-витражист переходил к главной

части работы.

Мы попробуем создать имитацию витража (далее «витраж») на стекле при

помощи витражных красок.

Она выполняется в определенной последовательности (таблица):

1 этап – выбор формата и составление графического эскиза композиции;

2 этап – корректировка эскиза, выполнение в цвете и обводка;

3 этап – нанесение контура витража на стекло;

4 этап – выполнение витража в цвете.

5 этап – оформление работы, помещение в рамку.

На первом занятии мы выполним наброски и зарисовки, затем выбираем

лучшую композицию, доводим её до завершённости и выполняем в

натуральную величину.

2.Анализ и оценивание работ.

В классе раскладываются работы учащихся для просмотра. Затем

обсуждаются работы, указываются ошибки и достоинства и выставляются

оценки за работы.

3. Задание на дом:

Закончить эскиз в цвете.

4. Приведение в порядок рабочего места.

2-е занятие.

Тема: «Витраж».

Тип урока

:

применение знаний на практике.

Форма урока: практикум.

Цель урока: выработка умений по применению знаний

План 2-го занятия:

1-ый урок.

1. Орг. момент.

3-5мин.

2.Повторение теоретических знаний по теме «Витраж». 8-10мин.

3.Работа над эскизом. 20-18мин

Перемена.

10мин

2-ой урок.

1.Выполнение сетки витража на стекле по эскизу.

25мин

2.Анализ, оценивание работы.

5мин.

3. Приведение в порядок рабочего места. 3-5мин

Ход 1-го урока:

1.

Повторение материала.

Школьникам предлагается ответить на следующие вопросы:

1.

С какими видами ДПИ мы с вами познакомились на уроке?

2.

Где можно использовать витражи по данным эскизам?

3.

Почему витраж получил широкое распространение в средние века?

4.

Для чего используют витраж современные архитекторы?

2.

Работа над эскизом.

Учитель:

На наших уроках мы с вами говорили об искусстве витража. Создали свой

эскиз, который называется « Сказочный город». Сегодня мы должны закончить

эскиз в цвете и нанести сетку на подготовленное стекло.

1. Просмотр и показ получившихся рисунков. Выполнив его в цвете,

изображение необходимо присоединить к рамке эскиза. Для этого используем

линии связи толщиной 1мм.

Работа требует особого внимания, так как все элементы рисунка должны быть

«привязаны» к рамке. Получается рисунок – сетка. Далее черной акварелью

(фломастером) покрываем полученную «сетку», при этом следим, чтобы краска

ложилась ровно, без разводов. Это этап зачернения.

Пока композиция сохнет, необходимо обратить внимание на технику

безопасности работы со стеклом на следующем этапе выполнения нашего

витража. (Показ образцов готовых «сеток» и безопасных приемов работы со

стеклом).

Перемена.

2-ой урок:

Ход 2-го урока:

1.

Выполнение сетки витража.

Накладываем стекло на готовый эскиз и выполняем сетку витража

витражным контуром.

Во время выполнения работы следим за распределением и сочетанием

цвета в композиции. Когда работа будет закончена, еще раз обратить внимание

на избыток контура, следы карандашной разметки. Все это необходимо

аккуратно убрать.

Закончив работу, помещаем стекло с сеткой витража, эскиз витража в

раму до полного высыхания сетки.

2. Просмотр эскизов, анализ и оценка работ.

3-е занятие:

Тема: Витраж

Тип урока: применение знаний на практике.

Форма урока: практикум.

Цель урока: выработка умений самостоятельного применения приобретённых

знаний.

План 3-его занятия:

1-ый урок.

1.Ог. момент.

3-5мин.

2. Выполнение витража в цвете витражными красками.

30-32мин.

Перемена.

10мин.

2 урок.

1. Завершение работы над витражом . 10-15мин.

2. Презентация « Искусство средневекового витража». 7-10мин.

3. Оформление витража. 3-5мин.

4. Просмотр и оценивание работ. 5мин.

5. Приведение в порядок рабочего места 2-5мин.

Ход 1-го урока:

1. Подготовить все художественные материалы и инструменты.

2.Выполнение витража в цвете витражными красками.

Во

время

работы

нужно

быть

внимательными

и

аккуратно

работать

витражными красками. Стараться не допускать затекание красок за витражную

сетку.

Перемена.

Ход 2-го урока:

1.Завершение работы над витражом и его оформление.

1).Завершение витража в цвете.

2).Пока высыхает цветной слой на стекле витража, заново просматривается

презентация « Искусство средневекового витража».

3). Оформление эскизов.

Оформляем работу для того чтобы наш витраж можно было представить

на выставке, а также для длительного хранения. Для этого его необходимо

поместить в специально подготовленную деревянную или пластмассовую

раму. Со специальными приспособлениями для подвешивания на стену.

2.Анализ и оценивание работ.

Список литературы

1.

Белов, В.И. Очерки о народной эстетике [Текст]: учеб, пособие / В.И. Белов.

- Ленинград. Просвещение, 1984. - 122 с.

2.

Василенко, В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном

творчестве X –ХХ вв. [Текст]: учеб, пособие / В.М. Василенко. - М.

Просвещение, 1974. - 325 с.

3.

Искусство батика. Модные изделия изысканного дизайна с использованием

техники батика: энциклопедия художника / Издательство «Внешсигма» -

Москва, 2000. – 111 с.

4.

Некрасова, М.А. Народное искусство России [Текст]: учеб, пособие / М.А.

Некрасова. М. Просвещение, 1983. - 314 с.

5.

Острой О.С., Саксонова И.Х. Изобразительное и прикладное искусство:

Библиографическое пособие [Текст]: учеб, пособие / О.С. Острой., И.Х.

Саксонова. М. Педагогика, - 1986. - 93 с.

6.

Ронделли, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст]: учеб,

пособие / Л.Д. Ронделли. - М. Педагогика, 1984. - 138 с.

7.

Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе [Текст]: учеб,

пособие / А.С. Хворостов. – М. Просвещение., 1988. - 125 с.

Приложение



В раздел образования