Напоминание

Воспитание восприятия музыки при обучении игре на фортепиано


Автор: Гречина Святослава Давидовна
Должность: Преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ № 1 им. Э. Бакирова" ЕМР РТ
Населённый пункт: Республика Татарстан г. Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание восприятия музыки при обучении игре на фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитание восприятия музыки при обучении игре на

фортепиано

Гречина Святослава Давидовна

преподаватель специального

фортепиано МБУ ДО «ДМШ №1

им. Э. Бакирова» Елабужского

муниципального района

Республики Татарстан

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено прежде всего на

развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному

отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребности

слушать музыку. Музыкальное восприятие – это, прежде всего слушание и

слышание музыки, то есть осознание, понимание услышанного.

Развитие восприятия музыки и формирование музыкально - слуховых

представлений - один из эффективных методов обучения игре на фортепиано.

Яркое восприятие музыки является одним из источников творческого

исполнения.

Подготовка к восприятию музыки появляется в процессе учебной работы с

начинающими. Начальный этап обучения должен быть увлекательным,

изобиловать разнообразием впечатлений. Дети

младшего школьного

возраста

воспринимают

музыку

непосредственно,

конкретно

и

эмоционально. Педагог должен постоянно стимулировать их интерес к

новому, давать толчок к воображению. Именно начальный этап обучения во

многом предопределяет успешность дальнейшего обучения, желания и

интереса

к

занятиям.

Ведь

только

интерес

способен

остановить,

сконцентрировать

внимание

ребенка

на

звуках

и

вызвать

ту

"наблюдательность",

которая

способствует

запоминанию

и

точному

воспроизведению услышанного. Пьеса, которая нравится ученику, вызывает

интерес, усваивается значительно быстрее, так как учит он ее с большей

эмоциональной

отдачей

и,

следовательно,

внимание

его

более

сконцентрировано. Но для того, чтобы вызвать интерес к пьесе, нужно дать

возможность услышать её. Поэтому на начальной стадии изучения нового

материала необходима помощь педагога, направленная на подготовку слуха,

сознания и игрового аппарата к активному усвоению нового произведения.

Педагог должен прежде всего увлечь ученика, заставить его пережить новую

для него музыку. Исполнение педагогом произведения целиком является

началом

подготовки

ученика

к

восприятию

новой

музыки.

Этому

способствует метод эмоционального воздействия, то есть умение педагога

выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом,

показом на инструменте, сравнением. Словесный метод помогает раскрыть

содержание произведений, подготавливает осознанное их исполнение.

Первые музыкальные впечатления ученика развиваются на основе

песенного материала. Музыка детских песен передает конкретный образ,

вызывает эмоциональное отношение к нему. Слова, на которые написана

песня, способны помочь ученику её лучше осмыслить – понять её

метроритмическую структуру и её образно-выразительный строй. К тому же

мелодию со словами ученику легче спеть во время игры на фортепиано.

На фортепианных занятиях можно многому научить ребенка, опираясь на

музыкальный показ, на эмоциональную заразительность, на образные

сравнения. Но в тоже время нельзя откладывать обучение музыкальной

грамотности, включая сюда и умения разбираться в строении музыкальной

речи как фактора, помогающего пониманию выразительности музыки.

Ученик должен иметь представление о музыкальной фразе, как о простейшем

построении, заключающем в себе определенный смысл. Аналогия с

человеческой речью помогает ученику понять роль смысловых акцентов,

цезур, пауз, дыхания между фразами. На первых же уроках следует учить

восприятию основных средств выразительности музыки, в частности,

динамических оттенков, регистров фортепиано. На всех этапах обучения

игре на фортепиано, обязательно нужно обратить внимание ученика на

мелодию, гармоническое сопровождение, элементы полифонии. Научить

ученика слушать себя, добиваться нужного звучания, точности артикуляции,

фразировки, определения интонационных и кульминационных вершин.

Очень

важно,

чтобы

налаживалась

взаимосвязь

музыкально-слуховых

представлений с двигательными ощущениями, чтобы каждый приём игры

был связан с художественной задачей. С первых шагов надо помогать

ребёнку искать такие движения, которые наиболее подходят к воплощению

его художественных образов.

Знакомя учеников с песнями и доступными им фортепианными пьесами,

педагог указывает на различие в характере исполняемой музыки, её

содержания, настроения. Осознание содержания произведения и средств

музыкальной выразительности происходит на основе яркой, доступной детям

жанровой музыки. Жанр песни, танца, марша дети определяют легко.

Поэтому, знакомя ученика со многими примерами жанровой музыки,

преподаватель стремится, чтобы он не только почувствовал её характер, но и

осознал особенности каждого жанра. Здесь можно использовать близкие

детям

конкретно

образные

сопоставления.

Например

ритмо-

интонационный образ марша будет ярче воспринят, если сопоставить его с

вальсовой пластичностью. Точно так же новый технический прием будет

воспринят учеником нагляднее при его сопоставлении с уже ранее

закрепленным пианистическим приемом. Для успешного усвоения лада

можно предложить одну и ту же пьесу сыграть сначала в мажоре, затем в

миноре. Исполнению в мажоре должно предшествовать красочное описание

педагогом

какого-нибудь

радостного

события.

Рассказ

педагога

о

неожиданном

изменении

ситуации

и

исполнение

пьесы

в

миноре

воспринимается детьми с чувством грусти.

Для показа регистров можно

использовать пьесы с контрастными образами, в которых используются

разные регистры.

Важную роль в развитии восприятия музыки играют программные

произведения. Это доступные и популярные пьесы. Не только роль

программной музыки в воспитании ученика является значительной, но и

любые музыкальные пьесы,

не имеющие определенной программы,

способствуют развитию творческого воображения ученика. Поэтому с целью

развития

кругозора,

воспитания

музыкального

мышления

и

навыков

исполнительства необходимо включать в репертуар ученика фортепианную

музыку разных эпох и стилей. Музыкальная литература так безгранично

богата, что всегда можно найти пьесу, которая и заинтересовала бы ученика

и соответствовала его исполнительским возможностям. Большой интерес для

детей представляют пьесы, написанные разными композиторами на один

сюжет.

Ученики по- разному воспринимают музыку, одни переживают её глубоко,

заинтересованно, другие поверхностно. Это связано с общим развитием

учеников. Поэтому педагогу необходимо создать в классе творческую

атмосферу. Перед слушанием музыки, посещением концерта полезно

провести

беседу

с

учениками

о

реальной

действительности

или

фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах.

Рассказ должен быть интересным, хорошо запоминаться, настроить ученика

на восприятие музыкального произведения. Часто ученику хочется самому

исполнить музыкальную пьесу, которая ему особенно понравилась при

прослушивании. Активное восприятие может перерасти в творчество.

Интереснее передают музыку те ученики, которые любят слушать ее. Чем

внимательнее и напряженнее вслушиваются они в звучание, тем острее

переживают услышанное. Такая реакция - один из эффективных методов

развития восприятия музыки.

Быстро растущие с годами возможности восприятия и понимания музыки

уже в школьный период позволяют детям с интересом слушать оперную и

симфоническую

музыку,

разбираться

во

многих

её

особенностях,

задумываться над содержанием произведений. Только шаг за шагом, ведя

учеников от первых музыкальных впечатлений к глубокому и серьёзному

постижению музыки, педагог сумеет приобщить своих учеников к миру

музыкального искусства.

Использованная литература:

И. Лещинская «Развитие и восприятие музыки при обучении на фортепиано»

издательство «Музыка» Москва, 1981 г.

Милич Б. «Воспитание ученика - пианиста» Киев «Музычна Украина»

1979 г.



В раздел образования