Напоминание

"Развитие пространственной организации у дошкольников "


Автор: Кромм Юлия Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №26 "Кристаллик"
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс, город Юрга
Наименование материала: Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: "Развитие пространственной организации у дошкольников "
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ

Развитие пространственных

представлений у дошкольников с ОВЗ

Составитель:

Кромм Юлия Александровна.

учитель-логопед

МБДОУ «ДСКВ №26 «Кристаллик», город Юрга

Анализ механизмов, лежащих в основе трудностей обучения у младших школьников,

является одним из актуальных направлений современной педагогики.

С первых дней обучения в школе многие дети с ОВЗ сталкиваются с серьезными

трудностями. В частности, выясняется, что они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного

листа: не могут выполнить команду отступить вправо, влево, вверх или вниз; не способны

определить, что находится справа от... или слева от...

,

правее или левее.

Письмо это перешифровка услышанных во временной последовательности звуков на

последовательное расположение букв в пространстве, чтение – перешифровка последовательно

расположенных букв в пространстве на последовательно расположенные звуки во времени. В

алфавите очень много букв состоящих из малого количества элементов, разно расположенных в

пространстве.

Несформированность пространственной организации у детей сопровождается такими

специфическими ошибками в письменной речи как смешение графически схожих букв,

неправильное изображение элементов букв, зеркальное написание букв, пропуски букв, как

гласных, так и согласных, перестановка букв и слогов в слове, перестановка и пропуски слов в

предложении, пропуски предлогов или неправильное их употребление. Так же дети не умеют

составлять план последовательного высказывания, не запоминают алгоритм задания, не понимают

и не правильно употребляют логико-грамматические и предложно-падежные конструкции. Так же

и в математике не понимают смысла задач, теряются в географическом и историческом

пространстве.

Так развитие пространственно – временной организации у дошкольников является важным

профилактическим эффектом в школьных трудностях.

В процессе работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать

особенности

и

последовательность

формирования

пространственного

восприятия

и

пространственных

представлений

в

онтогенезе,

психологическую

структуру

зрительно-

пространственного

гнозиса

и

праксиса,

состояние

пространственного

восприятия

и

пространственных представлений.

В младшем возрасте это формирование зрительного восприятия: ориентировки в

геометрических фигурах, форме и размерах разных предметов, соотнесение разного изображения с

определённым предметом.

В старшем возрасте пространственная организация включает два вида ориентировок, тесно

связанных между собой:

ориентировку на собственном теле.

ориентировку в окружающем пространстве.

а) определение направлений в пространстве по отношению к самому себе;

б) определение пространственных взаимоотношений;

в) определение схемы тела стоящего напротив;

г) определение линейной последовательности предметного ряда; д) определение

последовательности цифрового ряда;

е) определение графических изображений направлений.

ж) пространственная ориентировка на плоскости листа.

з) ориентировка в реальном пространстве с помощью плана.

Своеобразным

продолжением

развития

пространственных

дифференцировок

становится изучение темы «Предлоги и наречия» (тех из них, которые имеют конкретное

пространственное значение) и формирование определения и написания графического изображения

букв.

Учитывая, что в сетке занятий не выделяется специального времени на развитие

пространственных отношений, работа ведется во всех видах деятельности. На начальном этапе

развитие пространственной ориентировки формируется через тело.

Работа осуществляется по уточнению представлений о собственном лице, теле (уровень

пространства

собственного

тела).

В

дальнейшем,

работа

продолжается

на

объектах,

расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства

тела (его вертикальной оси). Работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей

лица по параметрам: что находится по середине лица? выше всего, ниже всего, выше, чем ... , ниже,

чем .... Отгадай какая часть лица задумана, если она выше чем ... , ниже чем .. , между ....

Так же проводится работа с соседом, дети рассматривают друг друга и обозначают: что

находится по середине лица? выше всего, ниже всего… Игры: У Вани чернильное пятно под .. , где

у Вани чернильное пятно? Помоги карандашу нарисовать портрет.

В аналогичном ключе анализируется положение других частей тела:

рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо); непосредственно тела (шея, плечи, грудь, спина,

живот); ног (стопа, голень, колено, бедро). Соответственно сначала перед зеркалом и т.д…

Предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение частей тела, вводятся в следующем

порядке - «над», «под», «между»

Параллельно работу в вертикальной оси проводят на листе бумаги, определяя верхний,

нижний край или углы листа.

Так же проводят игры на дидактическом материале при развитии словарного запаса по

лексическим темам:

- Кто сидит на дереве выше, чем .. , ниже, чем ... , над кем ... , под кем ... и между.

-На кого смотрит белка, если он под синичкой; между синичкой и вороной. И т.д.

Далее проводится работа по горизонтальной оси: впереди, сзади. На начальных этапах

работа так же осуществляется с опорой на схему тела: кто (что) находится спереди (сзади). Здесь

же отрабатывается использование в речи предлогов: за, перед, между.

По аналогии с предлагаемыми ранее заданиями проводится работа с левой и правой

ориентировкой.

Провести небольшую подвижную игру, чтоб у детей лучше прослушивалось сердцебиение.

Затем на основе кинестетических ощущений сердцебиения с левой стороны определяют левую

руку и фиксируют её красной ленточкой или наклеивают на тыльную сторону кисти маленькое

красное сердечко, подписывают букву «Л». И уже с этими визуальными маркерами проводят

следующие упражнения.

На листе изображены две кисти рук с тыльной (внешней) стороны и обозначены сбоку от

каждой соответственно «Л» и «П». Около левой руки изображено сердце. Инструкция: подойти,

приложить кисть, определить руку, назвать ее. В своих тетрадях обвести кисти рук и

соответственно промаркировать сердечком и буквой «Л».

На столе перед ребенком лежат картинки. У детей на руке маркеры (Л, сердце) Педагог

предлагает ребенку накрыть ладонью правой руки одну картинку, а левой - другую. Ребенок

называет то, что у него под правой и левой ладонью. Или такие указания как взять левой рукой

определённый предмет, а правой рукой другой предмет. И т.д…

Далее идёт соотнесение частей тела с левой (правой) рукой. Предлагается погладить себя с той

стороны тела, где находится левая (правая) рука - показать левый (правый) глаз, моргнуть им,

погладить левое (правое) ухо левой (правой) рукой, левую (правую) щеку, ногу и т.д.

Даются задания «Взять правой рукой за левое ухо, а левой рукой за нос; Правой рукой за левое

плечо, а а левой рукой за правое колено» и т.д.

Определение пространственных отношений по отношению к самому себе

Упражнение

Дети вытягивают правую (левую) руку в сторону и определяют, что находится справа (слева) от

него.

- Стоя в шеренге, определяют стоящего слева, справа.

- Определить место сидящего рядом по отношению к себе.

- Рассказать, что находится с какой стороны если повернешься на 90 - 180 градусов, поменяются

ли вещи местами.

- Педагог кидает мяч ребенку и называет любой предмет (например окно). Ребенок говорит, где

находится этот предмет по отношению к себе.

- Педагог задает вопрос «что нужно сделать, чтобы окно стало слева от тебя (если окно справа),

сзади от тебя и Т.Д.

Уточнение пространственных взаимоотношений

Упражнение

Дети определяют названия рук, опускают их на лист бумаги и определяют левую и правую стороны

листа, стола. Далее определяют стороны демонстрационной доски, полотна, шкафа и Т.Д.

- Поднять руки, кто сидит за правой половиной стола, кто – сидит за левой половиной стола.

Упражнение

На столе тетрадь и книга. Инструкция:

- взять правой рукой тетрадь и положить рядом с правой рукой, взять левой рукой книгу и

положить рядом с левой рукой;

положить ручку между ними (посредине). Где находится ручка по отношению к книге? По

отношению к тетради?

- поменять тетрадь и книгу местами. Задать те же вопросы.

- с какой стороны от книги находится тетрадь, а с какой стороны тетради

находится книга?

Упражнение

На демонстрационном полотне посредине помещена елка.

- По инструкции расположить соответствующие картинки-игрушки слева и справа на елки.

На занятиях по развитию словаря и приёмов

классификации

Проводятся игры:

В поле, разделённое на 9 квадратов помещаются демонстрационные картинки.

- «Отгадай, кого я загадал?» - педагог называет место расположения картинки: слева от .. ;

между ... ; выше на две картинки и т.д. Сначала игру проводит педагог, а затем дети загадывают

друг другу.

- Разложить в правый столбик посуду, а в левый - мебель, посередине домашних животных

- Педагог вывешивает на доске макеты птиц, летящих в разных направлениях, и даёт

каждому задание:

Найти ту, которая летит левее всех, которая летит правее всех, которая летит выше всех,

вправо и т.д. (в том же ключе при работе над другими темами)

При формировании умения употреблять предлоги

большое внимание на всех занятиях

уделяется

демонстрации

действий,

формированию

звуковых

грамматических

обобщений,

прослушиванию

правильного

произнесения

педагогом

предлогов,

наречий,

окончаний

существительных и глаголов с приставками. Причём внимание детей направляется интонацией,

паузированием, ударением.

Для развития графомоторных навыков и ориентации на листе бумаги хорошо себя

зарекомендовали графические диктанты по клеточкам. Диктанты бывают разной сложности:

простые орнаменты, перенос фигур с одного рисунка на другой, просто копирование,

дорисовывание второй половинки по клеточкам, копирование рисунка в противоположную

сторону, диктанты под диктовку воспитателя или по нарисованной инструкции (где изображена

стрелка в пространстве и указано количество клеток). Далее дети сами придумывают рисунок и

диктуют другим детям свой диктант.



В раздел образования