Автор: Светлана Ивановна Шапкина
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РО "НКПТиУ"
Населённый пункт: Ростовская обл.,г.Новочеркасск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по выполнению практических работ по РЯиКР
Раздел: среднее профессиональное
Методические рекомендации
по выполнению практических работ
учебной дисциплины ОГСЭ 05«Русский язык и культура речи»
специальности 38.02.03
Операционная деятельность в логистике
2021
Методические рекомендации по выполнению
практических работ
для студентов
составлены в соответствии с рабочей программой по специальности, разработанной в
соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Русский язык и культура
речи» для средних специальных учебных заведений.
Введение
Основной целью практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» является
формирование и дальнейшее совершенствование речевой культуры студентов.
Тематика практических занятий соответствует рабочей программе:
• Актуальность проблемы речевой культуры. Понятие «Культура речи».
Факторы «загрязнения» речевой среды. Средства повышения речевой культуры.
• Понятие о языке как знаковой системе. Основные функции языка. Языковые свойства и
явления. Лексический состав языка. Язык и речь.
• Литературный язык. Общие языковые нормы на современном этапе раз-
вития русского языка.
• Практикум по закреплению акцентологических, орфоэпических, грамматических, лексических
норм русского литературного языка.
• Функциональные стили современного литературного языка.
Практические занятия предполагают работу:
по обогащению словарного запаса;
по расширению лингвистического кругозора;
по усвоению норм литературного языка;
по формированию коммуникативной культуры;
по формированию навыков отбора языковых средств, в зависимости от
цели и места речевого высказывания.
Структура практических занятий включает в себя:
1.
Теоретические вопросы по изучаемым темам.
2.
Словарную работу.
3.
Задания на усвоение норм литературного языка.
4.
Тестирование.
5.
Грамматический практикум.
Методические рекомендации содержат разработку пяти практических занятий,каждое из
которых сопровождается методическими указаниями.
Практическое занятие №1.
Нормы ударения.
Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
Цели:
-
образовательная: закрепить навыки литературного произношения с точки зрения
акцентологии
и
орфоэпии,
овладеть
грамматическими
и
лексическими
нормами
литературного языка.;
-
развивающая: формирование умений использовать словари разных типов в целях развития
языковой и речевой компетенции;
-
воспитательная: повышение интереса к изучению русского языка.
Тип урока: практическое занятие.
Оборудование: раздаточный материал, акцентологические, орфоэпические и толковые словари.
Ход занятия
1. Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач
занятия.
2.
Актуализация знаний
студентов по теме посредством создания «фонетического
автопортрета».
3. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений
в соответствии с инструкционными картами.
4. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).
5. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических
заданий.
6. Самоанализ студентом результатов проделанной работы.
(Что узнал? Что понял? Чему научился? ) в письменной/устной форме.
7. Подведение итогов занятия.
2.
Актуализация
знаний
студентов
по
теме
посредством
создания
«фонетического
автопортрета».
Методические рекомендации
Владение нормами русского литературного языка – важнейшая составляющая речевой
культуры образованного человека. Особое место среди норм литературного языка занимают
нормы орфоэпические. Работу над совершенствованием орфоэпических навыков целесообразно
начинать с усвоения собственных орфоэпических недостатков.
Понятие «фонетический портрет» ввел русский лингвист Н.В. Панов.
Создавая фонетический автопортрет, опирайтесь на знание орфоэпических норм.
Сгруппируйте правила произношения гласных и согласных. Продумайте композицию
речевого высказывания. Регламент 2–3 минуты.
Используйте в работе орфоэпический словарь.
Подготовьте «фонетический автопортрет», ответьте на следующие вопросы:
1. Как вы произносите безударные гласные звуки в словах беда, молоко, пятак, часы,
жена?
2. Какой согласный звук - [г] или [у] - вы произнесете в словах гам, город, град, гул?
3. Как вы произнесете слова Бог, благо?
4. Даны слова: бокал, конгресс, ноктюрн, оазис, поэма, поэт, прогресс, революция, рояль,
сонет. Назовите слова, в которых вы произнесете безударный гласный [о], а не [а].
5. Мягкий или твердый звук вы произносите на месте Н в данных словах? Бантик,
бензин, вонзить, десантник, Индия, консилиум, мундир, пенсия.
6. Какие звуки вы произносите на месте сочетаний ндск, нтск, нтств?
Голландский, ирландский, интендантство, комендантский, курсантский, президентство,
президентский, эмигрантский.
7. Назовите слова, в которых вы произнесете сочетание [ч'н], [шн].
Горничная, гречневый, двоечник, коричневый, полуночник, порядочный, пряничный,
сказочный, скучный, стрелочник, что, яичница, яблочный.
8. Проверьте по словарям, какие звуки необходимо произносить во всех указанных выше
случаях.
4.Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в
соответствии с инструкционными картами.
Методические указания к выполнению практических заданий.
1.Ознакомьтесь с целями
практического занятия, с заданием на актуализацию знаний
и
содержанием практических заданий (практикума). На выполнение задания «фонетический
автопортрет» отводится 15 минут, на выполнение практических заданий по русскому языку и
культуре речи дается 60 минут.
2.Практическая работа состоит из 6 заданий. Задание №3 следует выполнять по вариантам (6
вариантов).
3.Все задания выполняются письменно.
4.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться и выполнять его в
соответствии с заданными требованиями.
5.Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны.
6.Не допускайте ошибок при переписывании текстов заданий и упражнений, это поможет Вам
улучшить орфографическую зоркость.
7.Оформляйте работу аккуратно, пишите разборчиво.
8.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов своей работы,
устно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?
Критерии оценки. Минимальный балл по рейтинг- карте – задания №1, 3-5. Максимальный балл
по рейтинг карте – задания № 1-6.
ПРАКТИКУМ.
Задание 1. Прочитайте слова, обращая внимание на различие гласных в 1-ом и 2-ом
предударных слогах (в 1-ом предударном гласный несколько короче, чем в ударном, во 2-ом
предударном еще короче).
Молоко, самовар, красота, поворот, карандаш, каравай, катастрофа, катафалк, потолок,
голова, разогнать, разбросать, подобрать, подгонять, плоховато, страшновато, поздновато,
маловато.
Задание 2.Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с
неправильным произношением слов.
Беспрецендентный,
дермантин,
дикобраз,
желатин,
подскользнуться,
подщечина,
прецендент, скурпулезный, инцидент, компроментировать, конкурентноспособный, будущий,
жаждующий.
Но: конъюнктура – конъектура.
Задание 3.Расставьте ударение в соответствии с нормами литературного языка.
Вариант 1
Баловать, аристократия, валовой, ведомостей, вероисповедание, газированный, газопровод,
гастрономия, гербовый, давнишний, дефис, диалог, диоптрия, духовник, еретик, дремота, завидно,
задолго, закупорить, звонишь, брала, торты, красивее, каталог, каучук, квартал, кладовая.
Вариант 2
Избаловать, исчерпать, клала, клеить, красивее, крепостей, кружишь, ломота, мастерски,
медикамент, менеджмент, маркетинг, местностей, надолго, намерение, наотмашь, некролог,
нефтепровод,
новорожденный,
обезуметь,
облегчить,
ободрить,
озлобленный,
оптовый,
откупорить, пломбированный, плесневеть, побеленный.
Вариант 3
Пломбировать, подбодрить, подогнутый, поутру, вы правы, предвосхитить, премировать,
приговор, приданое, принудить, эксперт, щавель, шрифта, торта, шасси, черпать, цыган, цемент,
христианин, хозяева, ходатайствовать, феномен, усугубить, умерший, украинский, углубить,
тигровый.
Вариант 4
Теплопровод, таможня, столяр, средства, сосредоточение, созыв, созвонимся, согнутый,
сироты, свекла, сажень, раскупорить, ракушка, разогнутый, путепровод, прирост, приободрить,
принудить, ломоть, дремота, диоптрия, гуся, красивее, торты, спала, шприца, договор, диспансер.
Вариант 5
Иконопись, кашлянуть, алкоголь, аристократия, апартаменты, валовой, гербовый, диалог,
диспансер, добыча, договор, договоренность, экспертный, черпать, ходатайствовать, феномен,
усугубить, упомянуть, украинец, уведомленный, убыстрить, тотчас, сосредоточение, симметрия,
обеспечить, начата, начаты, взяла.
Вариант 6
Банты, торта, досуг, давнишний, избаловать, запломбированный, красивее, корысть,
мастерски, медикамент, мышление, намерение, языковая система, кладовая, бензопровод, гренки,
новорожденный, денежные средства, поняла, три квартала города, созвонишься, позвонишь,
осведомить, третий квартал года, обеспечение, облегчить.
Задание 4.От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия.
Расставьте ударения.
Образец: Блок - блокИровать – блокИрованный.
Национализация, приватизация, экспорт, делегация, копия, премия, пломба, норма.
Задание 5. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие
формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.
Образец: Белый - бел, белА, бЕло (и белО), бЕлы (и белЫ), белЕе.
Красный, острый, сильный, хитрый, дорогой, красивый, ясный, здоровый, смешной,
легкий, полный, смелый.
Задание 6. Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного
числа. Расставьте ударения. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.
Адрес, бухгалтер, год, благо, директор, договор, доктор, лектор, ордер, токарь, профессор,
шофер, слесарь, диспетчер, клапан, ректор, шприц.
Библиографический список по разделу
1. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. 3-е изд., испр. –
М., 1989.
2. Ефремова Т. Ф. и др. Словарь грамматических трудностей русского языка /Т. Ф.
Ефремова, В. Г. Костомаров. – М., 1986.
3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударения, грамматические
формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськина: Под ред. Р. И. Аванесова. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Рус.яз., 1985.
4. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология. – М., 1997.
Практическое занятие №2.
Лексические ошибки и их исправление.
Цели:
-
образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;
-
развивающая – формирование умений находить лексические ошибки и исправлять
их;
-
воспитательная – повышение интереса к изучению русского языка.
Тип урока: практическое занятие.
Оборудование: раздаточный материал, лингвистические словари.
Ход занятия
3.
Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и
задач занятия.
4.
Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по
теме практического занятия.
3.Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.
4.Самостоятельная
работа
студентов
по
выполнению
практических
заданий
и
упражнений в соответствии с инструкционными картами.
5.Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).
6.Коррекция
преподавателем
знаний
и
умений,
полученных
при
выполнении
практических заданий.
7.Самоанализ студентом результатов проделанной работы.
(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной/устной форме.
8.Подведение итогов занятия.
2.Теоретический справочный материал.
Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значе6ие, стилистическую окраску,
употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих
критериев может привести к речевой ошибке.
Основные причины речевых ошибок:
1.
Непонимание значения слова.
2.
Лексическая сочетаемость.
3.
Употребление синонимов.
4.
Употребление омонимов.
5.
Употребление многозначных слов.
6.
Многословие.
7.
Лексическая неполнота высказывания.
1.
Непонимание значения слова.
1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном
выборе слова: Распаляться – 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.)
Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством. Разгораться –
начинать сильно или хорошо, ровно гореть.
1.2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.Пример:
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. В современном
русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить
и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится и причинах, вызывающих
желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со
смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении
предлог благодаряследует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.
1.3. Неправильно употребление паронимов. Пример: Человек ведет праздничную жизнь.
У меня сегодня праздное настроение.
Праздный
и праздничный
– очень похожие слова,
однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный – прилагательное к праздник
(праздничный ужин, праздничное настроение); праздный – не заполненный, не занятый делом,
работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять
слова местами.
2.
Лексическая сочетаемость
. При выборе слова следует учитывать не только
значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не
все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются
семантикой
слов,
их
стилистической
принадлежностью,
эмоциональной
окраской,
грамматическими свойствами и т.д.
Пример: Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
Показывать можно пример, но не образец. А образцом быть, например, для подражания.
Пример:
Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими
была
замечена. Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая – крепкая дружба.
Отличать
от
речевой
ошибки
следует
умышленной
объединение,
казалось
бы,
несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами
один из видов тропов – оксюморон. В сложных случаях, когда трудно определить, можно ли
употребить вместе те или иные слова, необходимо пользоваться словарем сочетаемости.
3.
Употребление синонимов.
Синонимы (от греч.одноименный) – это слова одной
части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое
лексическое значение.
У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова
ошибка, просчет, оплошность, погрешность – стилистически нейтральны, общеупотребительны;
проруха, накладка – просторечные; оплошка – разговорное, ляп – профессионально-жаргонное.
Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к
речевой ошибке.
Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
4.
Употребление омонимов
. Омонимы (греч.одинаковый + имя) – слова одной части
речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение.
Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных
речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
Пример: Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж – это повозка или команда?
Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо
расширить контекст.
Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной)
омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся слов) и омоформ (слов, совпадающих
по звучанию и написанию в отдельных грамматических формах).
5.
Употребление многозначных слов.
Включая в свою речь многозначные слова, мы
должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы
хотели раскрыть в этой речевой ситуации. При употреблении многозначных слов очень важен
контекст. Пример:
Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев
некоторое время, начал петь свободно, легко.
6.
Многословие.
Встречаются следующие виды многословия:
1.
Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних
слов.
Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир – подарок на память, поэтому
памятные в этом предложении – лишне слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения
типа очень огромный, очень малюсенький и т.п.
2.
Использование лишних слов.
Лишних не потому, что свойственное им
лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном
тексте.
Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится
книжный магазин «Дружба».
3.
Тавтология – повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Пример:
Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
4.
Расщепление сказуемого.
Это замена глагольного сказуемого синонимичным
глагольно-именным сочетанием: бороться – вести борьбу, убирать – производить уборку.
Пример: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. Может быть, в
официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики
решил убрать школьный двор.
5.
Слова-паразиты. Пример: В небольших дешёвых кафе, ну, куда ходят люди из
своего квартала, обычно нет свободных мест.
7.
Лексическая неполнота высказывания.
Эта ошибка по смыслу противоположна
многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении
слова. Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. У Куприна, может, и нет
ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: «…не
допускать
на
страницы
печати
и
телевидения
высказывания,
способные
разжечь
межнациональную вражду». Так получается – «страница телевидения».
Методические указания к выполнению практических заданий.
1.Ознакомьтесь с целями
практического занятия, теоретическим
материалом
и
содержанием
практических
заданий
(практикума).
На
выполнение
теоретической
части
практического занятия отводится 25 минут, на выполнение практических заданий по русскому
языку и культуре речи дается 50 минут.
2.Практическая работа состоит из четырех вариантов, каждый из которых содержит 7
заданий.
3.Все задания выполняются письменно.
4.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться и выполнять его в
соответствии с заданными требованиями.
5.Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны.
6.Не допускайте ошибок при переписывании текстов заданий и упражнений, это поможет
Вам улучшить орфографическую зоркость.
7.Оформляйте работу аккуратно, пишите разборчиво.
8.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов своей
работы, письменно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?
Критерии оценки. Минимальный балл по рейтинг- карте – задания №1-4. Максимальный
балл по рейтинг карте – задания № 1-7.
ПРАКТИКУМ.
ВАРИАНТ 1.
Лексическая сочетаемость.
Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.
1.
Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную
сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
Речевая недостаточность.
Задание
№2.
Проанализируйте
причины
недостаточной
информативности
предложений.
Отредактируйте и запишите их.
1.
Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по
проволоке.
Речевая избыточность.
Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение
слов), исправьте предложения и запишите.
1.
В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей
работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов.
Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные
предложения.
1.
В
своей
работе
руководители
детских
учреждений
руководствуются
методической
литературой. 2. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в
учебе.
Использование в речи антонимов.
Задание №5. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы.
Используйте слова из справочного материала.
Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …, умен, чем …, чаще энергичен, чем …,
и наоборот.
Справочный материал:альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженное,
маленький, радость, несправедливость.
Использование в речи многозначных слов и омонимов.
Задание №6.
Перепишите предложения. Выделите слова, имеющие омографы. В каких случаях
постановка ударения необходима?
1.
Они (конкистадоры) убивали перуанцев и сжигали их дома. 2. Ты не почитай себя стоящим
только здесь вот, в сущем, в настоящем.
Паронимия.
Задание №7. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их,
правильно выбирая слова.
1.
Изменения,
прошедшие
в
стране
за
последние
5-6
лет,
необратимы.
2.
Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния.
ВАРИАНТ 2.
Лексическая сочетаемость.
Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.
1.
Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года
у него стали появляться отрицательные проблески. 2. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят
только отъявленные любители спортивной статистики.
Речевая недостаточность.
Задание
№2.
Проанализируйте
причины
недостаточной
информативности
предложений.
Отредактируйте и запишите их.
1.
В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 2. Студенты, прошедшие давление
и сварку, могут записаться на обработку резанием.
Речевая избыточность.
Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение
слов), исправьте предложения и запишите.
1.
Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города
сохранится существующая сосновая роща. 2. Свои требования истец обосновывает необоснованными
основаниями, основанными только на предположениях.
Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные
предложения.
1.
Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если
он знает их возможности. 2. Поток зрителей на этой выставке до сих пор не скудеет.
Использование в речи антонимов.
Задание №5. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы.
Используйте слова из справочного материала.
Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и …
Справочный материал:альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженное,
маленький, радость, несправедливость.
Использование в речи многозначных слов и омонимов.
Задание №6.
Перепишите предложения. Выделите слова, имеющие омографы. В каких случаях
постановка ударения необходима?
1.
Западные державы вопреки здравому смыслу заявляют, что не признают заключения мирного
договора. 2. Как чудно он себя ведет.
Паронимия.
Задание №7. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их,
правильно выбирая слова.
1.
Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей.
2. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.
ВАРИАНТ 3.
Лексическая сочетаемость.
Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.
1.
Выпас собак запрещается. 2. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов.
3. Продается пожилой дом.
Речевая недостаточность.
Задание
№2.
Проанализируйте
причины
недостаточной
информативности
предложений.
Отредактируйте и запишите их.
1.
Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 2. Продажа сока прекращена по техническим
причинам: застрял в лифте.
Речевая избыточность.
Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение
слов), исправьте предложения и запишите.
1.
Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 2. В огне пожара 1812 г. погибли
все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения.
Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные
предложения.
На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда
высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.
Использование в речи антонимов.
Задание №5. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы.
Используйте слова из справочного материала.
Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и …
Справочный материал:альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженное,
маленький, радость, несправедливость.
Использование в речи многозначных слов и омонимов.
Задание №6.
Перепишите предложения. Выделите слова, имеющие омографы. В каких случаях
постановка ударения необходима?
1.
Временную протяженность можно воссоздать в памяти, измеряя ее вехами событий. 2.
Мальчишка срезал прутья.
Паронимия.
Задание №7. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их,
правильно выбирая слова.
1.
Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.
2. Обмороженные
стекла
окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.
ВАРИАНТ 4.
Лексическая сочетаемость.
Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.
1.
Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в
этом
полугодии. 2. В нашей работе нравственному и трудовому воспитанию уделяется огромное значение.
Речевая недостаточность.
Задание
№2.
Проанализируйте
причины
недостаточной
информативности
предложений.
Отредактируйте и запишите их.
1.
На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 2. На качество
направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.
Речевая избыточность.
Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение
слов), исправьте предложения и запишите.
1.
Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных
торговых путей. 2. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов.
Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные
предложения.
1.
Нередко можно увидеть человека, неосмотрительно пренебрегающего законами уличного
движения. 2. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.
Использование в речи антонимов.
Задание №5. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы.
Используйте слова из справочного материала.
Мы называем эгоистом того, кто противоположен …
Справочный материал:альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженное,
маленький, радость, несправедливость.
Использование в речи многозначных слов и омонимов.
Задание №6.
Перепишите предложения. Выделите слова, имеющие омографы. В каких случаях
постановка ударения необходима?
1.
Мы опускаемся на большую глубину. 2. Вы не учите мальчика», - с раздражением заметил
отец.
Паронимия.
Задание №7. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их,
правильно выбирая слова.
1.
Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое удачное
произведение. 2. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
Практическое занятие №3.
Тема: Нормативное употребление форм слова различных частей речи
Цели:
- образовательная - систематизация и закрепление правил построения отдельных
грамматических форм;
- развивающая – развитие языковой и речевой компетенции;
- воспитательная – совершенствование культуры устной и письменной речи.
Тип урок :практическое занятие.
Оборудование:мультимедийный проектор, раздаточный материал, опорные карты.
Литература:Введенская Л.А. и М.Н. Черкасова «Русский язык и культура речи», Ростов
на/Д: Феникс, 2008, гл.3, с. 97-125.
Ход занятия
1.Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач
занятия.
2.Самостаятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме
практического занятия.
3.Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.
4.Самостаятельная работа студентов по выполнению практических заданий и
упражнений в соответствии с инструктивными картами.
5.Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).
6.Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении
практических заданий.
7.Самоанализ студента по приобретенным знаниям, навыкам и умениям.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ? ) в письменной форме.
8.Подведение итогов занятия.
Инструкционная карта практического занятия №3.
Тема: Трудные случаи правописания отдельных грамматических форм.
Цели:
-образовательная - систематизация и закрепление полученных знаний и умений;
- развивающая – формирование умений использовать теоритический материал для развития
языковой и речевой компетенций ;
- воспитательная – повышение интереса к изучению русского языка.
Оборудование:мультимедийный проектор, раздаточный материал, опорные карты.
Литература:Введенская Л.А. и М.Н. Черкасова «Русский язык и культура речи», Ростов
на/Д: Феникс, 2008, гл.3, с. 97-125.
Методические указания к выполнению практических заданий.
1.Ознакомтесь с целями практического занятия, теоретическим материалом и
содержанием практических заданий (практикума). На выполнение теоретической части
практического занятия отводится 25 минут, на выполнение практических заданий по
русскому языку и культуре речи дается 60 минут.
2.Практическая работа состоит из 9 заданий. Задания, отмеченные *, - повышенной трудности.
3.Все задания выполняются письменно.
4.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться и выполнять его в
соответствии с заданными требованиями.
5.Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны.
6.Не допускайте ошибок при переписывании текстов заданий и упражнений, это поможет Вам
улучшить орфографическую зоркость.
7.Оформляйте работу аккуратно, пишите разборчиво.
8.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов своей работы,
письменно ответив на вопросы: Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?
Критерии оценки.
Минимальный балл по рейтинг – карте – задания №1-5,6.
Максимальный балл по рейтинг – карте – задания №1-9.
Теоретический материал.
Трудные случаи образования форм имён существительных
1.
Именительный падеж множественного числа
- а, - я
- ы, -и
борт - борта
вексель - векселя
вензель – вензеля
ворох – вороха
директор – директора
инспектор – инспектора
катер – катера
китель – кителя
кузов – кузова
купол – купола
окорок – окорока
округ – округа
ордер – ордера
паспорт – паспорта
погреб – погреба
профессор – профессора
сторож –сторожа
тенор – тенора
фельдшер – фельдшера
флюгер – флюгера
хутор - хутора
штабель – штабеля
штемпель – штемпеля
шулер - шулера
бухгалтер –бухгАлтеры
возраст - вОзрасты
грифель – грИфели
грунт – грУнты
диспетчер – диспЕтчеры
договор – договОры
драйвер – дрАйверы
инженер – инженЕры
конструктор – констрУкторы
лектор – лЕкторы
лифт – лИфты
плейер – плЕйеры
порт – пОрты
приговор – приговОры
принтер – прИнтеры
прожектор – прожЕкторы
редактор – редАкторы
ректор – ректоры
свитер – свИтеры
сектор – секторы
склад – склАды
слесарь – слЕсари
торт – тОрты
тренер – тренеры
штаб – штабЫ
штурман - штурманы
Кроме
этого,
можно
запомнить
ряд
закономерностей
именительного
падежа
множественного числа:
Склоняемые
существительные
среднего
рода,
начальная
форма
которых
оканчивается на – ко, имеют безударную флексию множественного числа
именительного падежа – и (личики, перышки, яблоки, брюхи).
Исключения
составляют существительные с ударными окончаниями множественного числа:
войска и облака.
Остальные существительные среднего рода в форме множественного числа
принимают окончание –а (- я): болта, поля, моря, окна.
В некоторых случаях окончания существительных ви.п. ед. ч. служат для разграничения
лексического значения слов:
- а, - я
- ы, -и
адресА (новосёлов)
векА (средние)
годА (мои)
колЕна (трубы)
корпусА (заводские)
кренделЯ (выводить ногами)
мехА (соболиные)
мужьЯ( и жёны)
образА (святых)
орденА( и медали)
пропускА (временные)
Адресы (поздравительные)
вЕки (вечные)
гОды (войны)
колЕни (больные)
кОрпусы (часов)
крЕндели (вкусные)
мехИ (кузнечные)
мужИ (учёные)
Образы (литературные)
Ордены (монашеские)
прОпуски (занятий)
2. Родительный падеж множественного числа
-ов, -ев
нулевое
Названия национальностей:
бедуинов, казахов, калмыков, киргизов,
монголов, семитов, таджиков, тунгусов,
узбеков, хорватов, якутов
армян, башкир, болгар, бурят, грузин
Названия отдельных лиц:
(пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров,
драгунов, кирасиров, уланов
Названия воинских соединений: (эскадрон)
гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун,
кирасир, улан
Растительный мир:
абрикосов, ананасов, апельсинов,
баклажанов,
бананов,
георгинов,
гранатов,
мандаринов,
помидоров,
томатов
яблок
Единицы измерения:
байтов, гектаров, граммов, децибелов,
каратов, килограммов, километров
ампер,
аршин,
бит,
ватт,
вольт,
радиан,
рентген
Парные предметы:
боков, бронхов, джинсов, гольфов,
клипсов, носков, рельсов
ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок,
шорт
Названия предметов и явлений:
браслетов, брелоков, габаритов, купонов,
нервов, рельсов
погон, мест, окон, стёкол
Сущ. ср.р. на -це:
болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев
блюдец,
зеркалец,
копытец,
одеялец,
полотенец, сердец
-ей
нулевое
Сущ. ж.р. и общ.р. :
Сущ. ж.р. и общ.р. :
ведомостЕй,
лопастЕй,
скоростЕй,
четвертЕй,
мОщностей,
Отраслей,
рАспрей, скАтертей
вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн,
кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн,
серЁг, сирОт
Сущ. ж.р. на -ия, ья:
армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний,
оладий,
пародий,
плясуний,
эскадрилий.
ПолынЕй (полынья), статей, судей
Сущ. ср.р. на -ье:
гуляний,
застолий,
кушаний,
надгробий,
новоселий, ожерелий, раздумий, сидений,
снАдобий, солений, ущелий
Сущ. ср.р. на -ьё :
ружей, питЕй, НО копий
Сущ. ж.р. на –ня:
богинь, погонь, тихонь, яблонь;
басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня),
пашен,
сотен,
спален,
сплетен,
тамОжен,
черешен;
барышень, боярышень, деревень, кухонь
Следует запомнить: солнце – солнц.
3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во
множественном числе
-ов
-ей
нулевое
вЫборов, дебАтов,джИнсов,
зАморозков,
кулуАров,
манЁвров,
мУскулов,
нАрдов, очИстков, сОтов,
чИпсов
бУдней, дрОвней, кОзней,
пельмЕней, Яслей
зраз, жабр, канИкул, лосИн,
макарОн,
невзгОд,
окОв,
сардИн, уз, шорт, шпрот
Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это
слова мечта, мольба, башка.
Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы
множественного числа родительного падежа.
Трудные случаи образования форм имён прилагательных
Образование степеней сравнения
Разряд
прилагательных
сравнительная степень
превосходная степень
простая
составная
простая
составная
качественные
-ее
(-ей):
сильнее
-ше:раньше
-е : реже
более…:
более сильный
менее…:
менее сильный
-айш (ий):
строжайший
-ейш (ий):
сильнейший
простая
сравнит.степень
+
всего
(всех):
глубже всех
наиболее
(наименее) …:
наиболее
качественный
самый глубокий
относительные
Не образуется
притяжательны
е
Не образуется
Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании
степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить
следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
Трудные случаи образования форм числительных
1.
Склонение имён числительных
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
нео
д.
одуш.
оди
н
ед.ч
.
м.
р.
один
одного
одному
оди
н
одног
о
одним
об одном
ср.
р.
одно
одно
ж.р
.
одна
одной
одной
одну
одной
одной
мн.
ч.
одни
одних
одним
одн
и
одних
одними
одних
два
м.р
.
ср.
р
два
двух
двум
два
двух
двумя
двух
ж.р
.
две
две
оба
м.р
.
ср.
р
оба
обоих
обоим
оба
обоих
обоими
обоих
ж.р
.
обе
обеих
обеим
обе
обеих
обеими
обеих
полтора (-
ы)
м.р
.
ср.
р
полтор
а
полутора
полутора
полтора
полуто
ра
полутора
ж.р
.
полтор
ы
полторы
3, 4
три
трех
трем
три
трех
тремя
трех
5 – 20, 30
пять
пяти
пяти
пять
пятью
пяти
40, 90, 100
сорок
сорока
сорока
сорок
сорока
сорока
Сложные (состоят из двух корней; имеют два окончания при склонении)
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
полтораст
а
полторас
та
полуторас
та
полуторас
та
полторас
та
полуторас
та
полуторас
та
50, 60, 70,
80
пятьдеся
т
пятидеся
ти
пятидеся
ти
пятьдеся
т
пятью-
десятью
пятидеся
ти
200
двести
двухсот
двумстам
двести
двумястам
и
о двухстах
300, 400
триста
трехсот
тремста
м
триста
тремяста
ми
о
трехстах
500,
600,
700,
800,
900
пятьсот
пятисот
пятистам
пятьсот
пятьюста
ми
о
пятистах
Составные (состоят из нескольких слов)
Например
:
375
Триста
семьдесят
пять
Трёхсот
семидесят
и
пяти
Трёмстам
семидесят
и
пяти
Триста
семьдеся
т пять
тремяста
ми
семьюдеся
тью
пятью
о
трёхстах
семидесят
и
пяти
Собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро,
десятеро)
2 - 3
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
нео
д.
оду
ш.
двое
двоих
двоим
двое
двои
х
двоими
двоих
4 - 10
пятеро
пятерых
пятерым
пят
еро
пят
ерых
пятерым
и
пятерых
2.
Нормы сочетания числительных с существительными
Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются
только в следующих случаях:
с существительными, обозначающими лиц мужского пола(двое друзей, трое братьев);
с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия
детёнышей животных(четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими
названия парных или составных предметов(двое саней, четверо ворот, семеро суток).
Числительное оба(обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского
рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с
существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
Трудные случаи образования форм местоимений
Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.
Трудные случаи образования форм глаголов
1.
Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов
Инфинитив
Ед.ч.
Мн.ч.
глядеть
гляди
глядите
ехать
поезжай
поезжайте
лазать
лазай
лазайте
лезть
полезай, лезь
полезайте, лезьте
лечь
ляг
лягте
трогать
трогай
трогайте
2.
В
форме
множественного
числа
повелительного
наклонения
возвратных
глаголов
употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь.
3.
Глагол класть (всегда без приставки)
4.
Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
5.
У глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить нет формы
1л. ед.ч.
Вариант 1
Задание 1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) мокла под дождём
2) косвенных падежов
З) чудеснейшим образом
4) здоровые дёсны
Задание 2. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) лягте на пол
2) самый красивейший
3) пара носков
4) пятисот лет
Задание 3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) больше шестиста рублей
2) нет мест
3) проиграв вступление
4) в двухстах метрах
Задание 4.Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) пять апельсинов
2) наиболее решительнее
3) в двухстах метрах
4) на их территории
Задание 5.Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько ножниц
2) умелые повара
3) двое подружек
4) в полутора часах
Задание 6.Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько килограммов
2) скучать по вам
3) до тысяча восемьсот двенадцатого года
4) строгие инспектора
Задание 7. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько грамм
2) выправь текст
3) двадцать три юноши
4) старые профессора
Задание 8*.Составьте мини - рассказ по вашей специальности используя правила на трудные
случаи правописания отдельных грамматических форм.
Задание 9*. Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.
Вариант 2
Задание 1.Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) немного апельсин
2) в обеих руках
3) до тысяча девятьсот пятого года
4) уважаемые директора
Задание 2. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:
1) яьлонь
2) свечей
3) платьев
4) блюдцев
Задание 3.Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) более глубочайший
2) лягте на пол
3) шофёры
4) в трехстах метрах
Задание 4.Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) лажу по крышам
2) часовые пояса
3) с семьюстами метрами
4) разожгёт костер
Задание 5.Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) двести граммов
2) их тетради
3) из полутора метров материи
4) самый молодой
Задание 6.Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) служебные пропуска
2) пропуски занятий
3) работа в аэропорту
4) заключить выгодные договора
Задание 7. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) бегите
2) вздрогнул
3) иссякнул
4) клали
Задание 8*. Составьте мини - рассказ по вашей специальности используяправила на трудные
случаи правописания отдельных грамматических форм.
Задание 9*. Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.
Вариант 3
Задание 1.Выпишите из каждого ряда словосочетание, где нет ошибок в образовании форм слов.
1)
Более нужнее, обои брата, испеки пироги.
2)
Белый тюль, большой мазоль, ихний брат.
3)
Скучаю по вас, вкусные торта, ягода эта слаже.
4)
Нет местов, согласно приказа, трое детей.
Задание 2. Выпишите из каждого ряда словосочетание, где нет ошибок в образовании форм слов.
1)
Более моложе, тонна помидоров, килограмм яблоков.
2)
Кладите на место, обоих книг, десять грамм.
3)
Более красивее, скоро выбора, договоры подписаны.
4)
Не махай руками, около двухсот человек, четверо кошек.
Задание 3.Выпишите из каждого ряда словосочетание, где нет ошибок в образовании форм слов.
1)
Шесть пар носок, извиняюсь за своё поведение, лягте здесь.
2)
Ляжь отдохни, пять яблоков, песни цыган.
3)
Пирожок с повидлой, нет сапогов, беги назад.
4)
Положь на стол, в обеих сумках,сыпет весь день дождь.
Задание 4.Выпишите из каждого ряда словосочетание, где нет ошибок в образовании форм слов.
1)
Их дети, более шестиста книг, обожгётесь.
2)
В двухтысяч шестом году,грущу по вам, пара ботинок.
3)
Много поместьев, самый счастливейший человек, двое ножниц.
4)
Пара туфель, мы хочем, сколько сейчас время.
Задание 5.Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) поезжайте
2) съездите
3) младше
4) более моложе
Задание 6.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) Цветок быстро увянул
2)Наилучшее средство
3)Сдобные крендели
4)К трёмстам шестидесяти восьми страницам
Задание 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1)Трое ребят
2)Жалел о пятьсот рублях
3)Самый великий поэт
4)Килограмм помидоров
Задание 8*.Составьте мини - рассказ по вашей специальности используя правила на трудные
случаи правописания отдельных грамматических форм.
Задание 9*. Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.
Вариант 4
Задание 1.Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
1)
Пачка макаронов
2)
В двухтысячном седьмом году
3)
Наисложнейший
4)
Много сплетней
Задание 2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
1)
Ихние компьютеры
2)
Более угрюмее
3)
Пятисот пятьдесят пятая страница
4)
Пачка макарон
Задание
3.Укажите
пример
с
ошибкой
в
образовании
формы
слова
Пять килограммов помидоров
1)
Старый дуб засох
2)
Он более моложе
3)
Вкусные торты
Задание 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) Положите книги на стол
2) Рукопись состояла изтриста шестисот страниц
3) Пришли по прибытии поезда
4) Последние договоры
Задание 5.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1)
Моложе брата
2)
Наши ребяты
3)
Трёхсот пятидесяти шести человек
4)
Пара тапок
Задание 6.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
Говорили о вас
1)
Ложите на полку
2)
Пирожок с повидлом
3)
Обтреплется край книги
Задание 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1)
Поезжай сегодня
2)
Более пятидесяти рублей
3)
Рисунок более красивее
4)
С ихней девочкой
Задание 8*.Составьте мини - рассказ по вашей специальности используя правила на трудные
случаи правописания отдельных грамматических форм.
Задание 9*. Проведите самоанализ результатов проделанной работы.
(Что узнал ? Что понял ? Чему научился ?) в письменной форме.
Практическое занятие №4.
Стилистические возможности синтаксиса.
Цели:
-
образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;
-
развивающая – развивать навыки стилистически грамотной организации речи (с учетом
содержания, цели, адресата и условий высказывания);
-
воспитательная – повышение интереса к изучению русского языка.
Тип урока: практическое занятие.
Оборудование: раздаточный материал, лингвистические словари.
Ход занятия
1.
Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач
занятия.
2.
Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме
практического занятия. Студенты составляют тезисы.
3.Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в
соответствии с инструкционными картами.
4.Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).
5.Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических
заданий.
6.Самоанализ студентом результатов проделанной работы.
(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной/устной форме.
7.Подведение итогов занятия.
2. Теоретический справочный материал.
Раздел стилистики, изучающий стилистические ресурсы синтаксиса (СРС), называют
синтаксической стилистикой.
К СРС могут быть отнесены некоторые особые случаи использования главных и
второстепенных членов предложения, однородных членов, стилистически значимые структурно-
семантические разновидности предложений, средства связи, порядок слов и некоторые др.
синтаксические явления. Этим явлениям свойственна богатая синонимия. Напр., если для книжной
речи (науч. и оф.-дел., отчасти публиц.) характерны сказуемые, выраженные фразеологическими
глагольно-именными сочетаниями, то для разгов. и худож. – параллельные им односложные
простые глагольные сказуемые (принимает участие – участвует, дал ответ – ответил, произвели
осмотр – осмотрели).
Использование ряда однородных членов – явление книжно-письменной речи, разговорной
оно не свойственно. Писатели и публицисты употребляют однородные члены в различных
стилистических функциях: от изобразительной (для подробного описания) или торжественно-
приподнятой (в периоде) до юмористической (при намеренном объединении в качестве
однородных членов разнородных понятий, напр.: "…Инженер и трус, буржуй и несимпатичный,
Василий Иванович Лисович…" – Булгаков).
Книжный колорит привносит в высказывание употребление причастных и деепричастных
оборотов, в отличие от соотносительных с ними придаточных предложений.
Особую экспрессию создает дистантное расположение обособленного определения или
приложения относительно определяемого слова: "Овеян вещею дремотой, полураздетый лес
грустит" (Тютчев); "Сыны любимые победы, сквозь огнь окопов рвутся шведы" (Пушкин).
Велико стилистическое значение порядка слов. Инверсия (от лат. inversio – перестановка,
переворачивание) – перестановка компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок.
Прямой порядок слов стилистически нейтрален, инверсированный же обладает экспрессией и
потому оказывается стилистически значимым. Экспрессией обладает, напр., инверсия именного
сказуемого (Замечательный сегодня вечер!).
Парцелляция – явление динамического аспекта, заключающееся в разделении предложения
на несколько самостоятельных фраз в экспрессивных целях. Парцелляция может осуществляться в
простых и сложных предложениях разной структуры. Напр.: Человек всегда был красив, если его
имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал (газ.); Он тоже
пошел. В магазин. Сигарет купить (Шукшин); Зачем он живет, зачем появился на свет? Только для
одного, чтобы совершить ужасное. И ненужное! (Тендряков).
Методические указания к выполнению практических заданий.
1.Ознакомьтесь с целями практического занятия, теоретическим материалом и содержанием
практических заданий (практикума). На выполнение теоретической части практического занятия
отводится 15 минут, на выполнение практических заданий по русскому языку и культуре речи
дается 60 минут.
2.Практическая работа состоит из 4 заданий. Задания №3 и №4
выполняются по вариантам.
3.Все задания выполняются письменно.
4.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться и выполнять его в
соответствии с заданными требованиями.
5.Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны.
6.Не допускайте ошибок при переписывании текстов заданий и упражнений, это поможет Вам
улучшить орфографическую зоркость.
7.Оформляйте работу аккуратно, пишите разборчиво.
8.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов своей работы,
письменно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?
Критерии оценки. Минимальный балл по рейтинг- карте – задания №1,2, 50% от заданий 3 и 4.
Максимальный балл по рейтинг карте – задания № 1-4.
ПРАКТИКУМ.
Задание 1.
Найдите случаи параллелизма, многосоюзия и бессоюзия. Определите их функции в
текстах.
1) Черный
ворон
в
сумраке
снежном,
Черный бархат на смуглых плечах. (А. А. Блок)
2) Часовая
стрелка
близится
к
полночи.
Светлою
волною
всколыхнулись
свечи.
Темною
волною
всколыхнулись
думы.
С Новым годом, сердце! (М. И. Цветаева)
3) Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как
Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в
перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном. (Ф. М.
Достоевский)
4) Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо,
осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, — это не только их
личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации.(А. И. Солженицын)
5) Каждый из них (погибших во время Великой Отечественной войны) был целым миром.
И этот мир погас навсегда. Вместе с ним легли в могилы неосуществленные мечты, несыгранные
свадьбы, нерожденные дети, неспетые песни, непостроенные дома, ненаписанные книги. (В. В.
Быков)
Задание 2.
Найдите случаи эллипсиса, инверсии и парцелляции. Определите их функции в текстах.
1) Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности...
Этих народ не примет. Получит — сбросит. (И. Е. Шмелев)
2) Мы
хотели
песен
—
не
было
слов.
Мы
хотели
спать
—
не
было
снов.
Мы носили траур — оркестр играл туш. (В. Цой)
3) И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! (А. С. Пушкин)
4) О ты, Родина! ...Ты, безмерная, к тебе припадает усталый и загнанный, и своих бедных
сынов ты берешь на мощную грудь, обнимаешь руками многоверстными, поишь извечною
силою. (Б. К. Зайцев)
5) Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России! Все
меняется на сем свете. Сроков никто не знает, время придет — будет Россия новая. (И. С. Шмелев)
6) Между прочим, в пасмурный день перед дождем приглядитесь к свету. До дождя он
один, во время дождя — другой, а после дождя — совершенно особый. Потому что мокрые листья
придают воздуху слабый блеск. Серый, мягкий и теплый. (К. Г. Паустовский)
Задание 3.
Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в
отрывках из художественных текстов.
Вариант 1.
1) Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей
(Ахматова). 2) Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). 3) Швед, русский колет, рубит,
режет (Пушкин). 4) Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как
причастница спала (Ахматова). 5) Тебе – белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А
мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (Ахматова). 6) Так любовь уходит прочь.
Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова. Став незримой, хоть жива (Бродский). 7) Жить –
так на воле, умирать – так дома (Ахматова). 8) Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах
не стоит человек. Ветер, ветер – на всём божьем свете! (Блок).
Вариант 2.
1) Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдет, как с белых яблонь дым (Есенин). 2) И какие-
то печали издали, и туманные скрижали от земли. И покинутые в дали корабли. И какие-то за
мысом паруса. И какие-то над морем голоса (Блок). 3) Я пью за разорённый дом, за злую жизнь
мою, за одиночество вдвоем, – и за тебя я пью, – за ложь меня предавших губ, за мёртвый холод
глаз, за то, что мир жесток и груб, за то, что Бог не спас (Ахматова). 4) Что счастие? Вечерние
прохлады в темнеющем саду, в лесной глуши? Иль мрачные, порочные услады вина, страстей,
погибели души?.. Когда ж конец? Назойливому звуку не станет сил без отдыха внимать... Как
страшно всё! Как дико! – Дай мне руку, товарищ, друг! Забудемся опять (Блок). 5) О тебе
вспоминаю я редко, и твоей не пленюсь я судьбой (Ахматова). 6)Ты, Азия, – родина родин!
Вместилище гор и пустынь... Ни с чем предыдущим не сходен твой воздух – он огнен и синь
(Ахматова). 7) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный
советник? (Гоголь).
Задание 4.
Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в
заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано их употребление?
Вариант 1.
1) Россия семь лет стояла между враждующими сторонами. Россия семь лет пыталась
усадить их за стол переговоров. Россия семь лет потратила впустую? 2) Нищий учёный
оправдывается и собирает сотни справок, а богатый чиновник грозит ему судом. 3) И грязь, и снег,
и бурелом – «Витязю» всё нипочем! 4) Стену по экватору? Запросто! 5) Колхозников мало, а поле
большое. 6) Они – о нас. Обзор зарубежной прессы. 7) Веснушки – это модно. Волжанка Аня
Вьялицына – «модное лицо» Милана. 8) Без шума и пыли? Не получится... Наши корреспонденты
попробовали открыть химчистку в Краснодарском крае и в американском городе Миссури.
Разница. Увы, ощутимая. И не в нашу пользу. 9). Посёлок Суйда славен не только усадьбой
Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Пушкина. Древнее место. 10 веков насчитывает. Копнёшь
вглубь – женский монастырь. Поближе к текущему моменту – трактиры да рюмочные,
пользовавшиеся бешеной популярностью у знаменитых дачников вроде Шаляпина. 10) Доллар и
евро дешевеют, а нефть и золото дорожают. 11) Маленький секрет большой компании
«Уралтехнострой». 12.) Победы наших пианистов – в прошлом. Победы наших скрипачей – в
прошлом. А что теперь? 13) Вчера в оренбургских полях Путин объявил войну. За урожай. Всё
выращенное приказано убрать и сохранить.
Вариант 2.
1) «Завод купили эти гады... Вставай, народ, на баррикады!» – Почему рабочие за своё
счастье воюют, а не судятся? 2) Сначала зритель усмехается, затем смеётся, а потом уж – хохочет
до слёз. 3) Станет ли Сибирь банановой республикой? Сочинский бизнесмен засадил пальмами
холодный Красноярск. 4) Джек Николсон млел от наших красоток. А его подруга Лара мрачнела
на глазах. 5) Молодым москвичам – «молодёжная практика». 6) Почему маленькая Эстония
обогнала большую Россию? 7.) Колхоз не собес, но... 8) Всероссийский фестиваль городской
рекламы. Присоединяйтесь к самому масштабному проекту, проводимому впервые. Участвуйте в
конкурсах фестиваля. Побеждайте! 9) Новое поколение – новое мышление. 10) Мёртвая зыбь
вокруг мёртвого «Курска». 11) Бермудский треугольник – это джакузи с метановыми пузырьками.
12) Кто последний за наследством?Дума расширила список претендентов на «бабушкины
миллионы». 13). Пахотные земли уже не приносят доходов. Фермы уже не приносят доходов. И
даже уникальная керамика уже не приносит прежних доходов.
Практическое занятие №5.
Написание деловых бумаг.
Цели: образовательная – совершенствование и расширение полученных знаний по
использованию правил составления и оформления деловых писем,.развивающая – формирование
умений по составлению и оформлению деловых писем в целях развитие языковой, речевой и
профессиональной компетенций;
воспитательная–совершенствование культуры делового письма.
Тип урока:практическое занятие.
Оборудование: Мультимедийный проектор, раздаточный материал, опорные карты.
Литература : 1.Введенская Л.А. и М.Н. Черкасова «Русский язык и культура речи», Ростов на/Д:
Феникс, 2008, гл.5, с.90-96. 2.Русский язык: учебник для студ.
сред.проф. учеб. заведений; под ред. Н.А. Герасименко. – М.: «Академия», 2008, с.429-441.
Методические указания к выполнению практических заданий.
1.Ознакомьтесь с целями практического занятия, теоретическим материалом и содержанием
практических заданий практикума. На выполнение теоретической части практического занятия
отводится 20 минут, на выполнение практических заданий по русскому языку и культуре речи
дается 65минут.2.Практическая работа состоит из 9 заданий. Задания, отмеченные *, -
повышенной трудности. 3.Все задания
выполняются письменно.4.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться
и выполнять его в соответствии с заданными требованиями.5.Выполнять задания следует в том
порядке, в котором они даны.6.Не допускайте ошибок при переписывании текстов заданий и
упражнений, это поможет Вам улучшить орфографическую зоркость.7.Оформляйте работу
аккуратно, пишите разборчиво.
8.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов
своей работы, письменно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?
Критерии оценки: минимальный балл по рейтинг- карте – задания №1-5,10 максимальный балл
по рейтинг- карте – задания № 1-10.
Теоретический материал практического занятия № 5.
Язык официальный…служит для того, чтобы в точных и безличных формулах выражать
обстоятельства,
которыенакладывает
на
человека
жизнь
в
обществе,
начиная
с
нотариальных актов и полицейских уложений и кончаястатьями кодекса и конституции.
Балли Ш.
1. Основные требования к написанию деловых бумаг.
Написание текста письма является трудоемким процессом. Важная задача при составлении письма
– его информационное насыщение, т.е. включение в него необходимого количества информации.
В официальной переписке применяется официально-деловой стиль.
Официально-деловой стиль – это совокупность речевых средств, функция которых –
обслуживание сферы официально-деловых отношений. Он относится к книжным стилям и
характеризуется высокой регламентированностью речи. Основными требованиями,
предъявляемыми к деловому стилю, являются:
– стандартизация изложения; – нейтральный тон
изложения; – точность, определенность,
однозначность и единообразие формулировок; – лаконичность, краткость изложения текста;
– использование языковых формул; – использование
терминов; – применение лексических и
графических сокращений; – преобладание страдательных
конструкций над действительными; – употребление словосочетаний с отглагольным
существительным; – использование конструкций с последовательным
подчинением слов в родительном и творительном падеже;– преобладание простых
распространенных предложений.
1.Одна из особенностей деловой речи – широкое употребление языковых формул – устойчивых
(шаблонных) оборотов, используемых в неизменном виде.
Для мотивации того или иного действия применяются следующие выражения:
- Сообщаем, что в период с… по…;
- Сообщаем, что по состоянию на…;
- Направляем Вам согласованный…;
- Просим Вас рассмотреть вопрос о…,
- Проверкой установлено, что….;
- В связи с отсутствием финансовой помощи…;
- В связи со сложной экономической ситуацией…;
- В соответствии с Вашим письмом…;
- В порядке проведения совместной работы…;
- В соответствии с протоколом…;
- В подтверждение нашей договоренности…;
- В целях укрепления ответственности… и т.д.
2.Еще одна особенность деловой речи – использование конструкций с последовательным
подчинением слов в родительном) или творительном падеже: например:
Предлагаем Вам
варианты решений (чего?) реконструкции систем отопления.
3.Для
деловой
речи
характерно
употребление
словосочетаний
с
отглагольными
существительными. Чрезвычайно активно в деловой речи вместо глаголов используются
конструкции из отглагольных существительных со значением действия: оказать содействие (а не
посодействовать), оказать помощь (а не помочь), произвести ремонт (а не отремонтировать).
Жанры деловых бумаг
Обиходно- деловая разновидность официально- делового стиля реализуется в разнообразных
жанрах деловых бумаг. Такими жанрами являются:
резюме, заявление, протокол, договор,
расписка, акт, доверенность, автобиография и т.д.
Разновидности деловой переписки
(служебные
письма)в
зависимости
от
содержания
могут
быть
сопроводительными,
информационными, гарантийными, рекламационными, арбитражными и т.д. Письма могут
содержать запрос, приглашение, подтверждение, извещение, приглашение и т.д.
Практикум.
Задание 1-3. Используя учебное пособие: 1.Введенская Л.А. и М.Н. Черкасова «Русский язык и
культура речи», Ростов на/Д: Феникс, 2008, гл.5, с.93-94 выполните задания под номерами 40, 41,
42.
Задание 4. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля от имен
существительных: меры, порядок, обстоятельства, ответственность, оплата, действия, лицо,
срок, ущерб, обслуживание, отношения, полномочия.
Задание 5. Используя шаблоны (клише) языковых оборотов составьте с ними предложения.
Вариант 1. Сообщаем, что в период с… по…; Направляем Вам согласованный…; Проверкой
установлено,
что….; В соответствии с Вашим
письмом…; В
подтверждение нашей
договоренности….
Вариант 2. Сообщаем, что по состоянию на…;- Просим Вас рассмотреть вопрос о…, В связи с
отсутствием финансовой помощи…; В соответствии с протоколом…; В целях укрепления
ответственности…
Задание 6. Напишите заявление.
Вариант 1. О приеме на работу.
Вариант 2. О
предоставлении отпуска. Вариант 3. О предоставлении материальной помощи. Вариант 4. О
переводе на смежное предприятие фирмы.
Задание 7. Вы – староста группы. Составьте текст докладной записки на имя заведующего
практикой о том, как ваша группа проходит производственную практику.
Задание 8. Напишите расписку.
Вариант 1. О получении туристического снаряжения для похода.
Вариант 2.О получении музыкальных инструментов в клубе колледжа.
Вариант 3. О получении денежных средств на приобретение канцтоваров.
Вариант 4. О получении оборудования для общежития.
Задание 9. Составьте текст приглашения на выставку творческих работ студентов колледжа.
Задание 10. Проведите самоанализ результатов работы, письменно ответив на вопросы: Что
узнал? Что понял? Чему научился?