Авторы: Конькова Наталья Васильевна, Новикова Лариса Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы для детей с ТНР 6-7 лет по лексической теме "Зима. Явления природы"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы Новиковой Ларисы Васильевны и Коньковой Натальи
Васильевны учителей-логопедов высшей квалификационной категории МКДОУ
д/с № 388 г. Новосибирска.
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы для
детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет.
Данный материал представляет собой практическое пособие для
непосредственной образовательной деятельности воспитателей комбинированной
группы для детей 6-7 летнего возраста с тяжелыми нарушениями речи. Оно
включает в себя подборку подвижных игр и игр малой подвижности с речевым
сопровождением, пальчиковые гимнастики, большое количество потешек,
считалок, стихотворений по лексической теме «Зима. Явления природы».
Подобраны упражнения на развитие артикуляционной моторики, на развитие
лексико-грамматических категорий, развитие фонематических процессов,
развитие слухового и зрительного внимания и памяти, помогут педагогу в
организации занятий в течении недели.
Лексическая тема: «Зима. Явления природы»
Чтение стихотворений наизусть
Работа над звукопроизношением Работа над четкостью дикции,
и выразительностью речи. правильным речевым
дыханием.
«Зима» «Береза»
Белый снег пушистый Белая береза под моим окном
В воздухе кружится Принакрылась снегом, точно
серебром.
И на землю тихо На пушистых ветках снежною
каймой
Падает, ложится, Распустились кисти белой
бахромой.
И на утро снегом И стоит береза в сонной тишине,
Поле забелело, И горят снежинки в золотом огне.
Точно пеленою А заря, лениво обходя кругом,
Все его одело. Обсыпает ветки новым серебром.
Стали дни коротки,
С. Есенин
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
И. Суриков
Скороговорки. Работа над речевым дыханием, звукопроизношением
Зимним утром от мороза Зябнет нос, идет зима,
На заре звенят березы. В зимней сказке лес, дома.
Иней лег на ветки ели, Все поземкой занесет:
Иглы за ночь побелели. Землю, степи и завод!
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой
руки, начиная
с указательного пальца, по ладони правой руки.
Я зиму и снег, и снежинки люблю. Ритмичные удары пальцами правой
руки, начиная
с указательного пальца, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй -
В ладошке вода? разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй –разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи… Мелкие потряхивания
расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи.
Н. Нищева
Развитие общей моторики
Подвижная игра с речевым сопровождением «Первый снег»
Дети встают в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук друг от друга,
поворачиваются лицом к центру круга.
Что такое за окном? Поднимают руки через стороны вверх,
соединяют
Сразу в доме посветлело пальцы рук; опускают руки вниз.
Это снег лежит ковром, Выполняют наклоны вперед, руки вперед, ладони
Самый первый, самый белый! перпендикулярно.
Вот о чем всю ночь свистел Кружатся на месте, руки в стороны – вниз.
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел Выполняют «пружинку», руки на поясе.
И про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке Идут по кругу друг за другом.
Все блестит и все бело!
Нет свободного местечка - Бегут по круг, взмахивая руками вверх-вниз,
Всюду снега намело. темп медленный.
Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд,
Останавливаются, стоят к центру. Покач.
Только гроздья на вершине ярче прежнего горят.
Руками из стороны в сторону. Хлопки.
Развитие речевого дыхания и голоса
Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ЯГОЙ. Воет
вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».
(Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким
голосом.) Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели:
«Ш-ш-ш-П-Ш-П». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Если по свежему снегу гулять, нужно воздухом дышать. Выдох → пффф →
возврат дыхания → пффф → пауза → возврат дыхания → С-с-с-с → пауза →
возврат дыхания → пффф → возврат дыхания → расслабление мышц брюшного
пресса.
Мимические упражнения
Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: радуемся первому
снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в
морозную, студеную погоду.
Развитие связной речи
Чтение литературных текстов с обсуждением: русская народная песенка «Зима
пришла», «Снегурочка» (по народным сюжетам); Ф. Тютчев «Зима недаром
злится», А.С.Пушкин «Зимний вечер», Е.Благинина «Мороз», Я.Купала «Зима»,
Н. Надеждина «Снежные слова» К. Ушинский «Проказы старухи-зимы», И.
Соколов-Микитов «Узоры на снегу», предметные картинки по теме. Отгадывание
загадок о зиме.
Составление рассказа по картинке «Наступила зима». Пересказ сказки «Дети Деда
Мороза». Составление сравнительного рассказа-описания о двух временах года
(лето и зима).
Пословицы и поговорки.
Зима без снега – лето без хлеба. Холодная зима – жаркое лето.
Мороз не велик, да стоять не велит. Береги нос в большой мороз
С природой не спорят – погоды не просят.
Лексика
Активизация предметного словаря. Зима, время года, вьюга, иней, льдина, метель,
мороз, наст, оттепель, прорубь, стужа, метель, заносы, снежинки, декабрь, январь,
февраль
Активизация словаря признаков: снежный, морозный, холодный, скрипучий,
мягкий, искристый, липкий, подледная, прозрачный, суровый, трескучий,
серебристый.
Активизация глагольного словаря: виться, выпадать, заливать, замерзать, застыть,
кружиться, леденеть, покрывать, сгребать, сковывать, скользить, скрипеть,
хрустеть.
Уточнение словаря наречий: морозно, холодно, темно, вьюжно, скользко, снежно.
Развитие лексико-грамматических процессов
«Сосчитай до пяти» Согласование существительных с числительными и
прилагательными в роде, числе и падеже. Одна теплая варежка, … Одно
зимнее утро, … Один холодный нос, ... Одна меховая шапка, ... Один
снежный ком, … Одно зимнее пальто, …
«Какая?» Подбор однородных определений к слову зима: холодная,
ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная,
нарядная, веселая и т.д.
«Объясни слово». Словообразование существительных путем сложения
основ. Голый лед – гололед, падает снег – снегопад, ходит по снегу –
снегоход, катится по снегу – снегокат, лед рубит – ледоруб.
«Закончи предложение». Составление сложных предложений со
значением противоставления. Зимой бывает снегопад, а осенью …Зимой
бывает снег, а летом …Зимой снег падает, а весной … Зимой лес спит, а
весной … Зимой бывает холодно, а летом … Зимой деревья белые, а осенью
… Зимой растут сугробы, а летом растут … Зимой насекомые прячутся, а
весной …
«Зимой много…». Образование существительных множественного числа в
родительном падеже. Зимой много … снега, метелей, заносов.
«Объясни словечко». Активизация словаря по теме. Заморозки; безветрие;
подледная (рыбалка); ледоруб.
«Что делать?» Образование глаголов с помощью приставок. Лепить –
вылепить, залепить, прилепить, отлепить.
«Придумай слово». Образование родственных слов. Снег – снежок –
снежочек – снежинка – снегопад – снеговик – снежки – снегоход – снегокат
– снежный – заснежило – снежище – снегурочка – снегирь – белоснежный –
Белоснежка – подснежник – снегозадержание – снегозащита –
снегоочиститель – снеготаяние.
«Что делает?» Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает,
кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.
«Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа. Зимой не
бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы и т.д.)
«Сравни» Подбор сравнений. Снег – как большое белое одеяло, покрывало,
перина …
Лед – как зеркало, как стекло…
«Собери предложение» Составление текста из деформированных
предложений. Снежная, зима, наступила. Укрыл, снег, землю, пушистый.
На, узоры, красивые, окнах. Висят, деревьях, на, кормушки. Зерна, птицы,
клюют.
«А что вчера» Образование глаголов совершенного вида. Сегодня снег
блестит, а вчера… . Сегодня снег падает, а вчера… . Сегодня снег сверкает,
а вчера… . Сегодня снег хрустит, а вчера… . Сегодня снег идет, а вчера… .
Сегодня снег тает, а вчера… .
Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления
«Что лишнее?» Август, декабрь, февраль, январь.
«Какое слово отличается от других?» Лед, мед, лед, лед. Снежинка,
машинка, снежинка, снежинка.
«Найди отличия», «Подскажи словечко».
«Хитрые вопросы». Оттепель сменилась морозом. Что было вначале, что
потом? Чего больше – снегопадов или снежинок? Если шубу положить на
снег, снег под шубой растает? Во что превратится снеговик без холода?
Развитие навыков языкового анализа и синтеза
Слоговой анализ слов – со словами по теме .
Звуковой анализ слов – мороз, зима.
Составление и анализ предложений о зиме (с опорой на картинки).
«Составь слово» - синтез слов из предложенных слогов (по теме «Зима»).
«Где стоит звук?», «Твердый – мягкий».
Работа над слоговой структурой слова
Работа над четырехсложными словами из открытых слогов.
Задания по самокоррекции
Выкладывание из палочек по образцу и по памяти – лопата, санки.
Вырезание снежинок из папиросной бумаги. Штриховка.
«Помоги снежинкам долететь до земли». «Дорисуй снежинку». Коллективная
аппликация «Зимой в лесу».