Автор: Болонина Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ№?№ имени П.С.Дейнекина
Населённый пункт: Ульяновск (Ульяновская область)
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности..
Тема: Коррекционно - развивающий курс с детьми ОВЗ и ТНР.
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа №73 имени П.С. Дейнекина»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Хочу всё знать!»
(коррекционно-развивающий курс с детьми ОВЗ и ТНР)
(
Коррекционно-развивающее
направление)
Возраст детей – 9-10 лет
Срок реализации программы – 1 год (2021-2022 учебный год)
Автор программы: Болонина А.А.
г. Ульяновск
Год создания программы – 2021 г.
Согласовано
заместитель директора
МБОУ СШ № 73
имени П.С.Дейнекина по ВР
___________А.Ю.Лыкова
«____»_____________2021 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СШ № 73
имени П.С. Дейнекина
Г.Ульяновска
____________Т.В.Евстигнеева
Приказ № 242-о от 01.09.2020
РАССМОТРЕНО
на Педагогического Совета
Протокол № 1
От 26.08.2021 г
Председатель
__________И.А.Черепанова
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Положительное отношение к школе.
Принятие социальной роли ученика.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая
успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Помнить и удерживать правило, инструкцию во времени.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной
момент.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Родителей и других людей.
Познавательные УУД:
Осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить
сравнение,
сериацию
и
классификацию
по
заданным
критериям.
Обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения
сущностной связи.
Осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза.
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Задавать вопросы.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Использовать разные стили и типы речи в общении.
Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Содержание программы внеурочной деятельности «Хочу всё знать!».
4 А класс.
Содержание курса
Формы
организации и
виды
деятельности
Стартовая диагностика (1час)
I полугодие
Слушают и
выполняют
инструкции к
заданиям.
Наблюдают за
демонстрацией
педагога.
Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений (9ч).
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к
абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и
синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на
поиск
закономерности,
обобщение,
проведение
классификации
предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации;
решение
логических
задач,
требующих
построения
цепочки
логических
рассуждений
(аналитические
задачи
3-го
типа
с
построением
«логического
квадрата»);
переформулировка
отношений
из
прямых
в
обратные,
задания
с
лишними
и
недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами;
логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение
логических ошибок в приводимых рассуждениях.
Игровая
деятельность.
«Подбери пару»,
«Угадай слово»,
«Дорисуй
девятое»,
«Продолжи
закономерность
Раздел 2.Развитие внимания (6ч).
Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном
плане.Упражнения,
аналогичные
применяемым
на
3-м
этапе;
самостоятельное планирование этапов деятельности.
Беседа,
исследование.
Раздел 3.Развитие памяти (4ч).
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и
долговременной памяти.
Упражнения, с
увеличением
объёма,
сложности и
времени хранения
запоминаемой
информации;
лабиринты по
памяти или с
отсроченной
инструкцией.
Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и
воображения (4ч).
Формирование общей способности искать и находить новые
Упражнения и
игры, требующие
нетрадиционного
решения, необычные способы достижения требуемого результата,
новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
подхода, задачи
поискового
характера.
Раздел 5. Формирование простейших поисковых умений (5ч).
Формирование умения рассматривать различные пути или
варианты
достижения
цели.
Умение
делать
определенное
умозаключение для формирования выводов из нескольких суждений.
Целенаправленный перебор логических возможностей.
Решение
поисковых задач
разного уровня
.
Раздел 6. Формирование личностно-мотивационной сферы (4ч).
Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и
навыков
совместной
деятельности,
окончание
формирования
социального статуса ученика.
Беседы, игры,
решение задач.
Итоговая диагностика (1ч).
Тайны грамматики и секреты математики (32ч).
II полугодие
Раздел 7. Тайны грамматики ( 16ч).
Беседы, работа со
словарями,
индивидуальная и
фронтальная
работа,
дидактические
игры, работа с
текстами, работа с
памятками,
работа с
пословицами и
поговорками,
тренировочные
упражнения,
разгадывание
кроссвордов,
разгадывание
загадок.
Раздел 8. Секреты математики (16ч).
Фронтальная и
индивидуальная
работа, работа по
алгоритму,
решение
практических
задач, чтение
графических
опор, схем,
задания вида
«Объясни»,
«Докажи»,
«Сравни»,
«Сделай вывод»,
упражнения по
установлению
закономерности и
последовательнос
ти, задачи на
умение делать
выводы, работа с
информацией,
практические
занятия с
элементами игр и
игровых
элементов,
дидактических и
раздаточных
материалов.
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Хочу всё знать!»,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания.
4 А класс.
№п/п
Название темы
Ключевые воспитательные задачи
Количес
тво
часов
1.
Стартовая диагностика на
начало учебного года.
Занятие способствует развитию
умения слушать, слышать,
принимать инструкции от
учителя (психолога).
1ч
2.
Развитие мыслительных
Проводится с целью развития
2ч
операций анализа и синтеза.
оценивать свою учебную
деятельность анализ соответствия
результата требованиям
конкретной задачи.
3.
Упражнения на развитие
логической операции
отрицания.
Способствует установке
доверительных отношений между
учителем и обучающимися с
целью привлечения внимания к
обсуждаемой информации,
активизации познавательной
деятельности, формирование
новых знаний; цель- повысить
мотивацию познавательной
деятельности.
1ч
4.
Упражнения с лишними и
недостающими данными,
(«Подбери пару»,
«Угадай слово»,
«Дорисуй девятое»,
«Продолжи
закономерность»).
Способствует
развитию
познавательных
интересов,
уверенности
в
своих
силах
и
навыков
совместной
деятельности.
3ч
5.
Дедукция (умозаключения,
обоснования,
доказательства).
Проводится в целях
инициирования обсуждения
полученной информации,
высказывания своего мнения,
выработки своего к ней
отношения.
2ч
6.
Диагностика уровня
сформированности операций
анализа и синтеза, умение
проводить простейшие
доказательства.
Воспитать умение управлять
познавательной деятельностью,
самостоятельно оценивать своё
состояние, эмоции
.
1ч
7.
Упражнения на развитие
внимания. Самостоятельное
планирование этапов
деятельности.
Способствует развитию умения
анализировать свои и чужие
высказывания, воспринимать и
воспроизводить основные мысли
собеседника.
2ч
8.
Упражнения на развитие
саморегуляции и умения
работать в умозрительном
плане.
Проводится в целях воспитания
убеждённости в необходимости
разумного использования
достижений, целеустремлённости,
готовности получать новые
2ч
знания.
9.
Развитие саморегуляции и
переключения внимания
.
Способствует
развитию
увеличения
объёма
внимания,
развитию активного внимания и
умственной работоспособности.
Развитие способности к
воссозданию мыслительных
образов.
2ч
10.
Уровень сформированности
произвольного внимания и
работоспособности.
Способствует
развитию
познавательных
интересов,
уверенности
в
своих
силах
и
навыков
совместной
деятельности.
2ч
11.
Упражнения
на
развитие
визуальной,
аудиальной
кратковременной
и
долговременной памяти.
Упражнения, с увеличением
объема, сложности и времени
хранения запоминаемой
информации; лабиринты по
памяти или с отсроченной
инструкцией
.
Ориентирует на понимание
причин успеха/ неуспеха в
учебной деятельности.
Способствует осознанию
особенностей своего внимания.
2ч
12.
Уровень
развития
кратковременной слуховой,
визуальной памяти.
Способствует развитию умения
анализировать свои и чужие
высказывания, воспринимать и
воспроизводить основные мысли
собеседника.
2ч
13.
Упражнения на развитие
пространственной
координации.
Способствует
развитию
познавательных
интересов,
уверенности
в
своих
силах
и
навыков
совместной
деятельности.
1ч
14.
Упражнения, требующие
нетрадиционного подхода,
задачи поискового характера.
Способствует
развитию
познавательных
интересов,
уверенности
в
своих
силах
и
навыков
совместной
деятельности.
3ч
15.
Решение аналитических
задач.
Проводится с целью развития
оценивать свою учебную
деятельность анализ соответствия
результата требованиям
3ч
конкретной задачи.
16.
Решение криптограмм,
пиктограмм.
Способствует
развитию
увеличения
объёма
внимания,
развитию активного внимания и
умственной работоспособности.
Развитие способности к
воссозданию мыслительных
образов.
2ч
17.
Развитие познавательных
интересов, уверенности в
своих силах и навыков
совместной деятельности,
окончание формирования
социального статуса ученика.
Проводится в целях
инициирования обсуждения
полученной информации,
высказывания своего мнения,
выработки своего к ней
отношения.
3ч
18.
Итоговая диагностика
Занятие способствует развитию
умения слушать, слышать,
принимать инструкции от
учителя (психолога).
1ч
Итого
34ч
II полугодие
19.
Звуки не буквы!
Проводится с целью знакомства с
наукой фонетикой, правилами
чтения и записи транскрипции.
2ч
20.
Слова. Лексическое значение
слов.
Углубление знаний о лексическом
значении слов. Знакомство с
толковыми словарями русского
языка.
2ч
21.
Многозначные слова.
Способствует выделять и
отличать признаки
многозначности и омонимии.
Работа с толковыми словарями.
2ч
22.
Слова уходящие и слова –
новички.
Способствует зучению
особенностей устаревших слов-
архаизмов и знакомит со
словами- новичками.
1ч
23.
Паронимы, или
«ошибкоопасные» слова.
Знакомство с понятием
«паронимы». Рассматриваются
виды паронимов и способы их
образования. Беседа о правильном
употреблении паронимов в устной
и письменной речи.
1ч
24.
Фразеологические обороты.
Способствует изучению
особенностей фразеологических
сочетаний, вводит понятие
«фразеологические обороты».
1ч
25.
Об одном и том же- разными
словами.
Изучается особенность
синонимического ряда слов.
Работа со словами- синонимами и
правильным употреблением их в
речи.
1ч
26.
Прямое и переносное
значение слова.
Особенности прямого и
переносного значения слов.
1ч
27.
Мы говорим его стихами.
Вводятся понятия «крылатые
выражения» и «афоризмы.
Проводится работа по
обогащению словарного запаса
учащихся.
1ч
28.
Какой словарь поможет
избежать ошибок?
Словарь-
грамотей.
Беседа о значении
орфографического словаря.
Работа с орфографическим
словарем.
2ч
29
Учимся писать без ошибок.
Способствует развитию
орфографической зоркости.
2ч
30.
Совершенствование
вычислительных навыков.
Умножение и деление чисел в
пределах 100.
Отрабатывать умение умножать и
делить числа в пределах
100.Использовать удобные
способы вычислений.
Контролировать правильность и
полноту выполнения изученных
способов действия.
2ч
31.
Решение задач с
пропорциональными
величинами.
Применять изученные способы
действий для решения задач в
типовых и поисковых ситуациях.
2ч
32.
Площади фигур. Сравнение
площадей фигур.
Находить площадь квадрата и
прямоугольника по длинам их
сторон. Сравнивать фигуры по
площади, измерять площадь
различными мерками на основе
использования общего принципа
измерения
величин, чертить фигуры
заданной площади.
2ч
33.
Деление суммы на
число. Табличные случаи
умножения и деления.
Отрабатывать два способа
деления суммы на число, когда
каждое слагаемое делится на это
число.
2ч
34.
Письменные приёмы
Строить и применять алгоритмы
2ч.
умножения на однозначное
число.
умножения многозначного числа
на однозначное
35.
Письменные приёмы деления
на однозначное число.
Строить и применять алгоритмы
деления многозначного числа на
однозначное.
2ч.
36.
Письменные приёмы деления
и умножения на однозначное
число. Решение текстовых
задач.
Строить и применять алгоритмы
деления и умножения
многозначного числа на
однозначное.
2ч.
37.
Деление многозначных чисел
на однозначное с остатком.
Исследовать ситуации,
требующие подбора частного при
делении.
1ч
38.
«Умники и умницы»
Интеллектуальная игра.
1ч.
Приложение
Календарно – тематическое планирование
внеурочной деятельности «Путь к успеху».
4 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
1.
Стартовая диагностика на начало учебного года.
1ч
2.
Развитие мыслительных операций
1ч
3.
Развитие мыслительных операций
1ч
4.
Упражнения на развитие логической операции
отрицания.
1ч
5.
Упражнения с лишними и недостающими данными,
(«Подбери пару»,
«Угадай слово»,
«Дорисуй девятое»,
«Продолжи закономерность»).
1ч
6.
Упражнения с лишними и недостающими данными,
(«Подбери пару»,
«Угадай слово»,
«Дорисуй девятое»,
1ч
«Продолжи закономерность»).
7.
Упражнения с лишними и недостающими данными,
(«Подбери пару»,
«Угадай слово»,
«Дорисуй девятое»,
«Продолжи закономерность»).
1ч
8.
Дедукция (умозаключения, обоснования,
доказательства).
1ч
9.
Дедукция (умозаключения, обоснования,
доказательства).
1ч
10.
Диагностика уровня сформированности операций
анализа и синтеза, умение проводить простейшие
доказательства.
1ч
11.
Упражнения на развитие внимания. Самостоятельное
планирование этапов деятельности.
1ч
12.
Упражнения на развитие внимания. Самостоятельное
планирование этапов деятельности.
1ч
13.
Упражнения на развитие саморегуляции и умения
работать в умозрительном плане.
1ч
14.
Упражнения на развитие саморегуляции и умения
работать в умозрительном плане.
1ч
15.
Развитие саморегуляции и переключения внимания
.
1ч
16.
Развитие саморегуляции и переключения внимания
.
1ч
17.
Уровень сформированности произвольного внимания
и работоспособности.
1ч
18.
Упражнения на развитие визуальной, аудиальной
кратковременной и долговременной памяти.
1ч
19.
Упражнения, с увеличением объема, сложности и
времени хранения запоминаемой информации;
лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией
.
1ч
20.
Уровень развития кратковременной слуховой,
визуальной памяти.
1ч
21.
Уровень развития кратковременной слуховой,
визуальной памяти.
1ч
22.
Упражнения на развитие пространственной
координации.
1ч
23.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода,
задачи поискового характера.
1ч
24.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода,
задачи поискового характера.
1ч
25.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода,
задачи поискового характера.
1ч
26.
Решение аналитических задач.
1ч
27.
Решение аналитических задач.
1ч
28.
Решение аналитических задач.
1ч
29.
Решение криптограмм, пиктограмм
1ч
30.
Решение криптограмм, пиктограмм
1ч
31.
Развитие познавательных интересов, уверенности в
своих силах и навыков совместной деятельности,
окончание формирования социального статуса
ученика.
1ч
32.
Развитие познавательных интересов, уверенности в
своих силах и навыков совместной деятельности,
окончание формирования социального статуса
ученика.
1ч
33.
Развитие познавательных интересов, уверенности в
своих силах и навыков совместной деятельности,
окончание формирования социального статуса
ученика.
1ч
34.
Итоговая диагностика
1ч
Итого
34ч
II полугодие
35.
Звуки не буквы!
1ч
36.
Звуки не буквы!
1ч
37.
Слова. Лексическое значение слов.
1ч
38.
Слова. Лексическое значение слов.
1ч
39.
Многозначные слова.
1ч
40.
Многозначные слова.
1ч
41.
Слова уходящие и слова – новички.
1ч
42.
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
1ч
43.
Фразеологические обороты.
1ч
44.
Об одном и том же - разными словами.
1ч
45.
Прямое и переносное значение слова.
1ч
46.
Мы говорим его стихами.
1ч
47.
Какой словарь поможет избежать ошибок?
Словарь-
грамотей.
1ч
48.
Какой словарь поможет избежать ошибок?
Словарь-
грамотей.
1ч
49.
Учимся писать без ошибок.
1ч
50.
Учимся писать без ошибок.
1ч
51.
Совершенствование вычислительных навыков.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
1ч
52.
Совершенствование вычислительных навыков.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
1ч
53.
Решение задач с пропорциональными величинами.
1ч
54.
Решение задач с пропорциональными величинами.
1ч
55.
Площади фигур. Сравнение площадей фигур
1ч
56.
Площади фигур. Сравнение площадей фигур
1ч
57.
Деление суммы на число. Табличные случаи
умножения и деления.
1ч
58.
Деление суммы на число. Табличные случаи
умножения и деления.
1ч
59.
Письменные приёмы умножения на однозначное
число.
1ч
60.
Письменные приёмы умножения на однозначное
число.
1ч
61.
Письменные приёмы деления на однозначное число.
1ч
62.
Письменные приёмы деления на однозначное число.
1ч
63.
Письменные приёмы деления и умножения на
однозначное число. Решение текстовых задач.
1ч
64.
Письменные приёмы деления и умножения на
однозначное число. Решение текстовых задач.
1ч
65.
Деление многозначных чисел на однозначное с
остатком.
1ч
66.
«Умники и умницы»
1ч
Итого:
32ч
Итого за год
66ч