Напоминание

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УРОКОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА


Автор: Абдрахманова Наталья Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская хореографическая школа №1»
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическое пособие для концертмейстеров в классе хореографии (3-4 класс)
Тема: МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УРОКОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская хореографическая школа №1»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

УРОКОВ КЛАССИЧЕСКОГО

ТАНЦА

Методическое пособие

для концертмейстеров в классе хореографии

(3-4 класс)

Автор-состовитель: Абдрахманова

Наталья Владимировна

г. Сургут – 2021

2

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Музыкальное сопровождение:

Demi-grand plie

Battement tendus

Battement jetes

Rond de jambe par terre

Battement fondus

Battement frappe

Grand battement jetes

Temps lie

Allegro

Saute

Pas echappe

Changement de pied

Хореографические термины

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальное сопровождение на уроке классического танца является

очень

важным:

музыка

облегчает

выполнение

движений,

способствует

выразительности исполнения, воспитывает умение согласовывать

темп

и

характер движения с характером музыки.

Классический

экзерсис

на

протяжении

всего

обучения

имеет

определенный набор элементов, которые изучаются из года в год. По мере

усвоения

он

постоянно

усложняется.

Поэтому

концертмейстер,

сопровождающий урок классического танца, постоянно находится в поиске

нового музыкального материала. Знание музыкальной литературы - балетной,

инструментальной, вокальной - расширяет диапазон применяемой на уроке

музыки, делает сопровождение разнообразным, интересным для учащихся. С

нетанцевальной музыкой есть много сложностей - она не всегда подходит для

определенных задач обучения. Концертмейстер применяет индивидуально -

творческий подход, чтобы приблизить музыкальный материал к особенностям

упражнения: изменить характер движения, ритм, фактуру (например, для

заполнения движения), переместить акценты, выделить нужные в данный

момент доли, совпадающие с движением. Иногда концертмейстеру нужно

сымпровизировать

в

определенной

музыкальной

манере,

досочинить

вступление

и

заключение.

Несомненно,

нужно

знакомить

учащихся

с

лучшими образцами музыкальной культуры, но иногда, особенно в начальный

период

обучения,

ощущается

недостаток

специфического

музыкального

материала.

Музыкальное сопровождение начального периода обучения (3-4 классы)

должно быть ритмически простым и доходчивым, с ясно прослушиваемой

фразировкой и квадратным построением (оно помогает учащимся совместить

музыкальное сопровождение с исполнением движений крестом – вперед, в

сторону, назад, в сторону). Также музыка должна соответствовать характеру

исполняемых движений. Приемы музыкального исполнения: например, legato

4

- соответствует плавным и связным движениям, а staccato - четким, резким и

отрывистым.

В

данной

разработке

представлено

музыкальное

сопровождение,

собственного сочинения, основных упражнений у станка и маленькие прыжки.

В

музыке выражен характер движений с

их особенностями: спокойные,

текучие, непрерывные: plie, rond de jamb par terre, battemente fondu, adagio,

temps lie; и энергичные, четкие, ритмичные: battemente tendu, battemente jete,

battemente frappe и grand battemente jete. В зависимости от учебной задачи

педагог – хореограф может составить свою комбинацию.

Прыжки с

двух ног: temps

saute,

changement de pied, pas echappe.

Характеру прыжков соответствует живой энергичный характер музыки две

четверти.

Наиболее

подходящий

музыкальный

материал

для

маленьких

прыжков - полька, которая имеет активный характер, легкость и подвижный

темп.

Большое значение для

прыжков имеет

четкий затакт, на

который

приходится demi plie, предшествующее прыжку. Концертмейстер должен

следить

за

движением,

четко

передавая

момент

plie

и

толчка

от

пола.

Музыкальную раскладку движений

устанавливает педагог -

хореограф в

соответствии с учебной задачей.

Музыкальный

материал

представлен

без

preparations

-

их

можно

образовать из окончания фрагмента или сочинить самостоятельно.

5

Музыкальное сопровождение:

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Adagio (адажио) – медленная часть урока.

Allegro (аллегро) – быстрая часть урока, прыжки.

Allongee (алѐнже) – удлинить, вытянуть. Взмах кисти.

Aplomb (апломб) – устойчивость.

Arabesque (арабеск) – поза в классическом танце, существует четыре вида позы

«арабеск».

Balance (балансе) – покачивание.

Battement fondu (батман фондю) – мягкий батман (тающий).

Battement frappe (батман фраппе) – удар ноги о щиколотку опорной ноги.

Battement tendu (батман тандю) – вынос ноги на носок.

Changement de pieds (шажман де пье) – прыжок с переменой ног в воздухе.

Coupe (купе) – положение ноги на щиколотке.

Croisee (круазе) – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает

другую.

Degage (дегаже) – переход с ноги на ногу.

Demi rond (деми ронд) – полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону,

или назад и в сторону.

Demi-plie (деми плие) – маленькое приседание.

Ecartee (экарте) – поза классического танца, развернутая по диагонали вперед

или назад, корпус отклонен от ноги.

Echappe (эшаппе)

прыжок с раскрыванием ног

во

вторую позицию и

собирание из второй в пятую.

Effacee (эфасе) – развернутое положение ног и корпуса.

En dedans (ан дедан) – внутрь, в круг.

En dehors (ан деор) – наружу, из круга.

En face (ан фас) – прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

23

Epaulment (эпольман) – положение корпуса, при котором фигура развѐрнута

вполоборота к зрителю, голова повѐрнута к плечу, выдвинутому вперѐд.

Различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (открытый).

Grand battement (гранд батман) – бросок ноги на 90˚ и выше вперед, назад или

сторону.

Grand-plie (гранд плие) – большое приседание.

Jete (жете) – бросок ноги на месте или в прыжке.

Pas (па) – шаг, движение, комбинация.

Pas de bourree (па де бурре) – танцевальный шаг, переступание с небольшим

продвижением.

Passe (пассе) – проходящее, скользящее движение.

Peleve (релеве) – поднимание на носки или полупальцы.

Plie (плие) – приседание.

Port de bras (пор де бра) – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны

корпуса, головы.

Preparation (препарасион) – подготовка к движению.

Releve lent (релеве лян) – медленное поднимание ноги на 90˚.

Rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) – круг ногой в воздухе.

Saute (соте) – прыжок на месте по позициям.

Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье) – положение ноги на щиколотке другой,

опорной ноги. Temps lie (там лие) – связуещее, плавное, слитное движение рук,

ног, головы и корпуса.



В раздел образования