Автор: Абдрахманова Наталья Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская хореографическая школа №1»
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическое пособие для концертмейстеров в классе хореографии (3-4 класс)
Тема: МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УРОКОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская хореографическая школа №1»
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
УРОКОВ КЛАССИЧЕСКОГО
ТАНЦА
Методическое пособие
для концертмейстеров в классе хореографии
(3-4 класс)
Автор-состовитель: Абдрахманова
Наталья Владимировна
г. Сургут – 2021
2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Музыкальное сопровождение:
Demi-grand plie
Battement tendus
Battement jetes
Rond de jambe par terre
Battement fondus
Battement frappe
Grand battement jetes
Temps lie
Allegro
Saute
Pas echappe
Changement de pied
Хореографические термины
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкальное сопровождение на уроке классического танца является
очень
важным:
музыка
облегчает
выполнение
движений,
способствует
выразительности исполнения, воспитывает умение согласовывать
темп
и
характер движения с характером музыки.
Классический
экзерсис
на
протяжении
всего
обучения
имеет
определенный набор элементов, которые изучаются из года в год. По мере
усвоения
он
постоянно
усложняется.
Поэтому
концертмейстер,
сопровождающий урок классического танца, постоянно находится в поиске
нового музыкального материала. Знание музыкальной литературы - балетной,
инструментальной, вокальной - расширяет диапазон применяемой на уроке
музыки, делает сопровождение разнообразным, интересным для учащихся. С
нетанцевальной музыкой есть много сложностей - она не всегда подходит для
определенных задач обучения. Концертмейстер применяет индивидуально -
творческий подход, чтобы приблизить музыкальный материал к особенностям
упражнения: изменить характер движения, ритм, фактуру (например, для
заполнения движения), переместить акценты, выделить нужные в данный
момент доли, совпадающие с движением. Иногда концертмейстеру нужно
сымпровизировать
в
определенной
музыкальной
манере,
досочинить
вступление
и
заключение.
Несомненно,
нужно
знакомить
учащихся
с
лучшими образцами музыкальной культуры, но иногда, особенно в начальный
период
обучения,
ощущается
недостаток
специфического
музыкального
материала.
Музыкальное сопровождение начального периода обучения (3-4 классы)
должно быть ритмически простым и доходчивым, с ясно прослушиваемой
фразировкой и квадратным построением (оно помогает учащимся совместить
музыкальное сопровождение с исполнением движений крестом – вперед, в
сторону, назад, в сторону). Также музыка должна соответствовать характеру
исполняемых движений. Приемы музыкального исполнения: например, legato
4
- соответствует плавным и связным движениям, а staccato - четким, резким и
отрывистым.
В
данной
разработке
представлено
музыкальное
сопровождение,
собственного сочинения, основных упражнений у станка и маленькие прыжки.
В
музыке выражен характер движений с
их особенностями: спокойные,
текучие, непрерывные: plie, rond de jamb par terre, battemente fondu, adagio,
temps lie; и энергичные, четкие, ритмичные: battemente tendu, battemente jete,
battemente frappe и grand battemente jete. В зависимости от учебной задачи
педагог – хореограф может составить свою комбинацию.
Прыжки с
двух ног: temps
saute,
changement de pied, pas echappe.
Характеру прыжков соответствует живой энергичный характер музыки две
четверти.
Наиболее
подходящий
музыкальный
материал
для
маленьких
прыжков - полька, которая имеет активный характер, легкость и подвижный
темп.
Большое значение для
прыжков имеет
четкий затакт, на
который
приходится demi plie, предшествующее прыжку. Концертмейстер должен
следить
за
движением,
четко
передавая
момент
plie
и
толчка
от
пола.
Музыкальную раскладку движений
устанавливает педагог -
хореограф в
соответствии с учебной задачей.
Музыкальный
материал
представлен
без
preparations
-
их
можно
образовать из окончания фрагмента или сочинить самостоятельно.
5
Музыкальное сопровождение:
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
Adagio (адажио) – медленная часть урока.
Allegro (аллегро) – быстрая часть урока, прыжки.
Allongee (алѐнже) – удлинить, вытянуть. Взмах кисти.
Aplomb (апломб) – устойчивость.
Arabesque (арабеск) – поза в классическом танце, существует четыре вида позы
«арабеск».
Balance (балансе) – покачивание.
Battement fondu (батман фондю) – мягкий батман (тающий).
Battement frappe (батман фраппе) – удар ноги о щиколотку опорной ноги.
Battement tendu (батман тандю) – вынос ноги на носок.
Changement de pieds (шажман де пье) – прыжок с переменой ног в воздухе.
Coupe (купе) – положение ноги на щиколотке.
Croisee (круазе) – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает
другую.
Degage (дегаже) – переход с ноги на ногу.
Demi rond (деми ронд) – полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону,
или назад и в сторону.
Demi-plie (деми плие) – маленькое приседание.
Ecartee (экарте) – поза классического танца, развернутая по диагонали вперед
или назад, корпус отклонен от ноги.
Echappe (эшаппе)
–
прыжок с раскрыванием ног
во
вторую позицию и
собирание из второй в пятую.
Effacee (эфасе) – развернутое положение ног и корпуса.
En dedans (ан дедан) – внутрь, в круг.
En dehors (ан деор) – наружу, из круга.
En face (ан фас) – прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
23
Epaulment (эпольман) – положение корпуса, при котором фигура развѐрнута
вполоборота к зрителю, голова повѐрнута к плечу, выдвинутому вперѐд.
Различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (открытый).
Grand battement (гранд батман) – бросок ноги на 90˚ и выше вперед, назад или
сторону.
Grand-plie (гранд плие) – большое приседание.
Jete (жете) – бросок ноги на месте или в прыжке.
Pas (па) – шаг, движение, комбинация.
Pas de bourree (па де бурре) – танцевальный шаг, переступание с небольшим
продвижением.
Passe (пассе) – проходящее, скользящее движение.
Peleve (релеве) – поднимание на носки или полупальцы.
Plie (плие) – приседание.
Port de bras (пор де бра) – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны
корпуса, головы.
Preparation (препарасион) – подготовка к движению.
Releve lent (релеве лян) – медленное поднимание ноги на 90˚.
Rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) – круг ногой в воздухе.
Saute (соте) – прыжок на месте по позициям.
Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье) – положение ноги на щиколотке другой,
опорной ноги. Temps lie (там лие) – связуещее, плавное, слитное движение рук,
ног, головы и корпуса.