Напоминание

Гендерное воспитание и социализация детей старшего дошкольного возраста


Автор: Смирнова Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 434 "Родничок"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Гендерное воспитание и социализация детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Смирнова Т.В.

Воспитатель

«МБДОУ «Детский сад № 434 «Родничок»

город Нижний Новгород

«Гендерное воспитание и социализация

детей старшего дошкольного возраста»

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач

реализации

образовательной

области

«Социализация»,

которая

тесно

интегрируется с другими образовательными областями в соответствии с

требованиями ФГОС. Целью гендерного подхода в педагогике является

воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и

раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. В

результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания

девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как

явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия генетики

пола, природных задатков и соответствующей социализации, а также с

учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о

настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и

эффективной

социализации

личности.

Под

влиянием

воспитателей

и

родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель

поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как

женщину или мужчину. Гендерное воспитание призвано не только помочь

детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность

гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка

устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет

всегда.Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к.

направление гендерного воспитания учитывает и то, что современное

общество

категорически

против

того,

чтобы

мужчины

и

женщины

располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы

и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы

также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы

доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по

отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели

бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою

женственность.

Настоящим

выходом

из

сложившейся

грустной

ситуации

является

целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома.

Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в

дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И

позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые

позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы

мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из

главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не

перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины,

в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым

поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики

перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду,

поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки

лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать

2

конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы

физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура

поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что

содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие

полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять

роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам

тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать

мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие

игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо

для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Формы работы с детьми;

Игры-состязания

«Кто больше назовет пословиц о мужских и женских качествах, о семье, о

почитании родителей, о любви к детям и т. д. »

«Кто душевнее споет колыбельную песню для сына или для дочки».

«Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми

героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями».

«Нарисуй старинный праздничный наряд мужчины (женщины) ».

«Кто больше назовет старинных предметов быта».

Русские народные игры

Игра «Царевна-королевна».

Цель

овладение

нормами

полоролевого

поведения,

повышение

самооценки ребенка.

Ход игры. Участники игры становятся в хоровод, за кругом ^ находится

девочка («царевна», выбранная с помощью считалки).

Все поют хором:

По городу гуляет

3

Царевна-королевна.

Пожалуйте в городок,

(участники хоровода поднимают руки «арками»)

Царевна-королевна.

К кому хочешь подойди,

Царевна-королевна.

Да пониже поклонись,

Царевна-королевна.

Да по городу пройдись,

Царевна-королевна.

В соответствии с текстом песни «царевна» подходит к выбранному мальчику,

кланяется, идет под руку с ним навстречу движению хоровода, затем

выводит его за хоровод («за город»). Игра начинается снова, но со словами

«царевич-королевич».

Игра «В хороводе были мы».

Цель — овладение нормами межполового общения.

Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героем его

становится «парочка» (мальчик и девочка, выбранные по жребию, которые

затем, после окончания песни, выбирают себе новую пару (девочка —

мальчика и наоборот) .

В хороводе были мы,

Ай-люли, были мы.

Увидали парочку.

Постой, пара, поклонись,

Ай-люли, поклонись.

Хороводу покажись,

Ай-люли, покажись.

«Утка». Играющие становятся в круг попарно. В центре круга — «утка»

(девочка, а за кругом мальчик — «селезень». По правилам игры селезень

4

должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. При этом стоящие в кругу,

сцепив руки, мешают ему, защищая утку.

В своей работе я использую технологии, способствующие формированию

представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и

нравственно ценных).

Специально-организованные проблемные ситуации.

Педагог описывает те проблемные ситуации, в которые ежедневно «входят»

мальчики и девочки. Например.

1. Сегодня я шла в детский сад и увидела, как собака загнала под лавку

маленького котенка. Котенок дрожал от страха, сжавшись в комочек, а

собака грозно рычала и лаяла. Вдруг я заметила, как Алеша из старшей

группы взял палку и отогнал собаку. Вспомните, ребята, о каких смелых

мальчиках мы читали в книжках? (Глушнев Г. Защитник; Даг. нар. сказка

«Храбрый мальчик» и др.) . Кого должны защищать мальчики и почему?

2. Ребята, я знаю одну девочку, которая все время плачет. Игрушку не купили

— плачет, платьице испачкала — плачет, рисунок не получился — плачет.

Знаете ли вы таких девочек? Как их называют? А книжки мы читали про

таких девочек? (Барто А. «Девочка-ревушка»; Прокофьева С. «Когда можно

плакать»; рус. нар. сказка «Царевна-Несмеяна» и др.) .

3. Посмотрите, дети, какое красивое платье у нашей Машеньки. Это платье

ей сшила мама. А Машенька ей помогала. Я знаю, что многие девочки и

мальчики нашей группы помогают мамам. Давайте вспомним наши любимые

книжки, в которых рассказывается о девочках и мальчиках, помогающих

своим родителям. (Варткинаян А. «Помощницы»; Воронько П. «Мальчик-

Помогай»; Люшнин Г. «Мастерица»; Александрова 3. «Сережа моет калоши»

и др.)

Модель поведения в ситуации для девочек:

1. На улице Ирочка хвастается своими новыми бантиками. Ты:

говоришь, что она, правда, сегодня очень красивая;

отвечаешь, что у тебя есть и получше;

5

просишь поносить бантики.

2. В группу пришел новый мальчик. Он грустит, ни с кем не играет. Ты:

скажешь ему ласковое слово, улыбнешься, принесешь интересную игрушку;

назовешь его «плаксой-ваксой»;

будешь играть с другими детьми.

3. На день рождения Сережа дарит тебе красивую книжку. Ты:

говоришь «спасибо», кладешь книжку в сторону и бежишь к гостям;

разворачиваешь подарок, благодаришь Сережу, листаешь книжку, говоришь,

что она очень красивая и, наверное, интересная;

говоришь, что у тебя книжек и так полно.

4. После обеда мама просит помочь убрать со стола. Ты:

с радостью помогаешь маме;

говоришь маме, что сначала поиграешь, а потом все уберешь;

отказываешься помогать.

5. Вы с папой гуляли в парке. Приходите домой. Ты:

приносишь домой букет цветов из парка;

рассказываешь маме, какие красивые цветы растут в парке;

ничего не говоришь о прогулке.

Дидактические игры

«Найди правильно»

Цель: подобрать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.

Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок.

Девочка Мальчик

Вышивает Строит

Плачет Копает

Шьет Пилит

Варит Режет

Прыгает через скакалку Носит тяжести

Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание —

определить, что делают девочки, а что — мальчики.

6

«Поймай — скажи»

Цель: закрепить знания о профессиях взрослых.

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет

профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает

человек этой профессии.

Образец: врач — лечит, художник — рисует, повар — варит, пожарный —

тушит, плотник — строгает.

«Про Олю и Колю»

Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом «потому что».

Описание

игры:

воспитатель

предлагает

детям

послушать

начало

предложения, они должны закончить его. Потом дети сами придумывают

начало предложения.

Образец: Коля уступил место Оле, потому что. он мальчик. Оля любит шить,

потому что. она девочка.

«Скажи, где правильно»

Оборудование: набор карточек. Образец:

1 карточка — мальчик в автобусе сидит, а девочка стоит;

2 карточка — девочка в автобусе сидит, а мальчик стоит. Где правильно?

«Рассеянный художник»

Цель:

закрепить

знания

о

профессиях

взрослых

и

инструментах.

Оборудование: набор картинок.

Описание игры: на карточках изображены люди разных профессий, в руках у

них перепутаны инструменты. Необходимо исправить ошибку художника.

Описание карточек: у врача — молоток, у плотника — градусник.

«Кому что нужно для игры»

Оборудование: лист бумаги с нарисованным лабиринтом.

Описание игры: определить, какие игрушки нужны мальчику, а какие —

девочке. Образец:

«Кто работает в детском саду»

7

Цель: закрепить знания о профессиональной деятельности сотрудников

детского

сада

(заведующий,

методист,

музыкальный

руководитель,

воспитатель,

логопед,

кастелянша-швея,

кладовщик,

повар,

младший

воспитатель).

Оборудование: альбом с фотографиями сотрудников детского сада во время

работы (кастелянша шьет, музыкальный руководитель играет на пианино,

повар готовит, воспитатель гуляет с детьми) .

«Кому что нужно для работы»

Цели: закрепить знания о профессиях мужчин и женщин. Называть

инструменты и оборудование для профессиональной деятельности.

Оборудование: большие карточки (30x12 см) с изображением женских и

мужских профессий (врач, учитель, парикмахер, пожарный, капитан, летчик)

несколько маленьких карточек (10x12 см) с изображением градусника,

шприца, глобуса, книги, тетради, ручки, расчески, ножниц, лака для волос,

фена, огнетушителя, пожарной машины, самолета, парохода и т. п.

Описание игры: воспитатель на столе раскладывает большие карточки,

маленькие

перемешивает,

предлагает

детям

найти

необходимые

инструменты и оборудование для каждого работника, изображенного на

больших игровых полях, соотнести изображенные предметы с профессией.

«Кто что носит»

Цель: учить детей находить характерные отличия во внешнем облике

мальчиков и девочек.

Оборудование: фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из

картона; предметы одежды.

Описание игры: нужно выбрать одежду для кукол Оли и Коли. Воспитатель

достает по очереди разные предметы одежды, которые принадлежат либо

девочке, либо мальчику. Воспитатель может показать ребятам юбку и как бы

по ошибке приложить ее к фигурке мальчика. Дети исправляют ошибку.

Воспитатель специально допускает ошибки, мальчику предлагает завязать

бант, вызывая у детей смех. Дети вместе с воспитателем одевают кукол.

8

Дополнительно можно предложить детям выбрать для кукол подходящие

предметы или игрушки. Оле дать скакалку, бусы, зонтик. Коле — машинку,

удочку, лошадку.

«Наши прически»

Цели: рассказать детям о такой детали внешнего вида, как прическа.

Развивать фантазию, воображение.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки; принадлежности для

ухода за волосами: расческа, заколки, резиночки, бантики; зеркало.

Описание игры: воспитатель вместе с детьми рассматривает и обсуждает

картинки, на которых изображены мальчики и девочки с различными

прическами и цветом волос. Воспитатель рассказывает о разной длине и

цвете волос, деталях и особенностях причесок. Дети угадывают, на каких

картинках художник изобразил мальчика, на каких — девочку.

Короткая стрижка.

Длинная стрижка.

Но кто здесь девчонка?

И кто здесь мальчишка?

После небольшой беседы и чтения стихотворения воспитатель приглашает

мальчика и девочку выступить в роли парикмахеров. Остальные дети садятся

вокруг маленьких парикмахеров и помогают им сделать прическу мальчику.

В конце игры все дети вместе обсуждают результаты работы каждого.

«Кто что делает? »

Цель закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие

ценностного отношения к людям труда.

Педагог просит детей дополнить предложения, выразив свое отношение к

данной профессии. Например, строитель строит дома, л гниет. .(что делает) ;

писатель —. ; парикмахер —. ; милиционер -, архитектор -. ; стюардесса —.

«Сундучок русской хозяйки».

9

Цель: расширение представлений дошкольников о быте русского народа,

развитие ценностного отношения к труду женщины, желание во всем ей

помогать, развитие интереса к истории и культуре своего народа.

Сюжетно-ролевые игры.

Цель - овладение полоролевым репертуаром, способами мужского и

женского поведения в семье.

«Дочки-матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр».

«Переезжаем на новую квартиру».

Моделирование ситуаций

«Я и моя семья».

Дети моделирую! ситуации, которые произошли ранее в семье, где они

поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную;

проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и

способы < ноет повеления в ней.

Совместная трудовая деятельность. Детям предлагаются поручения, где они

предварительно распределяют трудовые обязанности в зависимости от пола в

целях общего положительного результата. (Стирка кукольной одежды:

мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье,

девочки вывешивают. Уборка в природном уголке: мальчики приносят

горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают цветы,

орошают их водой, мальчики расставляют цветы по местам; мальчики

меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животным и т. д.)

Чтение произведений художественной литературы

Имитационные игры

Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать

жестами,

мимикой

эмоциональное

состояние

героя:

«Рассердившаяся

девочка», «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Любящая мама»,

«Веселый папа», «Обиженная дочка», «Уставшая бабушка», «Злобный

мальчик» и т. д.

10

Выводы.

Гендерное воспитание - это формирование у детей представлений о

настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и

эффективной

социализации

личности.

Под

влиянием

воспитателей

и

родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель

поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как

женщину

или

мужчину.С

соблюдением

всех

принципов

построения

предметно-развивающего

пространства

в

ДОУ

необходимо

создавать

игровую

и

обучающе-развивающую

среду

с

учетом

гендерно-

ориентированного подхода. Правильно подобранный мир ближайшего

детского окружения - игрушки, игровые зоны, дидактические и настольные

игры - дают возможность для развития чувственного

восприятия, воображения и фантазии, развития речи

детей,

обеспечивая

их

индивидуальное

развитие.

Необходимым

условием

успешной

полоролевой

социализации дошкольников является взаимодействие

с семьей, так как только единство дошкольного

образовательного

учреждения

и

семьи

позволит

эффективно решать задачи гендерного воспитания.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние гендерного

подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико.

При этом у детей формируются: гендерно-ориентированное поведение;

нравственные качества, принятые в обществе; развиваются коммуникативно-

речевые навыки; развиваются мышление, память, воображение.

11

Литература.

1. Н.А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а так же их

родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА,

2012г.

2. Н.Е. Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников на основе

народных традиций», Центр педагогического образования, Москва,

2012г.

3. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева «Формирование гендерной

идентичности» Методическое пособие Москва, Творческий центр

СФЕРА, 2012г.

4. А.М.Щетинина, О.И.Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» //

М., Творческий центр «Сфера», 2010 г.

5. Курбатова С. Книга - для мальчиков, книга - для девочек.

«Дошкольное воспитание» №10 2012.

6. Л.В.Градусова «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА,

Москва, 2011г. 175 с.

7. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И.

Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 386 с.

12



В раздел образования