Напоминание

Клуб « Морская душа», как вариант профессионального воспитания и образования.


Автор: Курбатова Лариса Джоновна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ЛО "Техникум водного транспорта"
Населённый пункт: Шлиссельбург, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Клуб « Морская душа», как вариант профессионального воспитания и образования.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Курбатова Л.Д.

преподаватель,

ГБПОУ ЛО «Техникум водного транспорта»,

г.Шлиссельбург

Клуб « Морская душа», как вариант профессионального воспитания и

образования.

Тема профессиональной карьеры является относительно новой. В

последние несколько лет она приобрела широкую популярность в среде

российских ученых и практиков (Белов В.И., Гаврилюк В.В., Лисовский В.Т.,

Свиридов Н.А. и др.) и действительно является актуальной, так как

затрагивает любого человека, который планирует свое будущее, основываясь

при этом на своих

потребностях и желаниях, учитывая сложившиеся

социально-экономические условия. Для того чтобы человек состоялся как

личность, он должен состояться профессионально. Сегодняшний подросток –

это будущий корабел или инженер, рабочий или ученый. Поэтому особую

значимость приобретает тема поиска им своего места в жизни как

личностного,

так

и

профессионального,

тема

начала

формирования

профессиональной карьеры.

Говоря о формировании профессиональной

карьеры, необходимо отметить, что для молодежи эта тема имеет ряд

особенностей: кроме различия в социально – экономическом положении,

образовании,

доходах,

приходится

совершать

существенный

для

последующей жизни поступок, опираясь в основном на собственные

ожидания, часто неадекватные требованиям рынка труда. По большому счету

осуществляется не только выбор профессиональной деятельности, но и

выбор образа жизни. Главная проблема для молодого человека заключается в

неопределенности ситуации выбора с высокой личностной значимостью

результатов выбора. Молодые люди зачастую не могут самостоятельно

«предвидеть будущего», понять какая профессия даст им возможность

дальнейшего профессионального роста и востребованности на рынке труда.

Выбор карьеры - это одно из важных решений, принимаемых молодым

человеком в жизни, это – выражение личности, поэтому он не должен

представлять собой случайное событие.

Правомерно задаться вопросом: « Каковы же ценностные ориентиры

современной молодежи в связи с профессиональным самоопределением и

дальнейшей карьерой» , ведь ведущим мотивом любой деятельности является

мотивация.

В результате исследований ценностных ориентаций студентов

профессорами кафедр социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний

Тагил) Ю.Р.Вишневским и В.Т.Шапко сделаны следующие выводы.

Наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов.

Жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным

усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность

знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц.

Все более определенно в молодежной среде проявляются ориентации

на достижение личного успеха. Установка на успех в 90-е годы была

характерна для 10-15% студентов, сегодня – для 60-70%.

Данные показывают нарастание индивидуалистических настроений в

молодежном обществе. Малый спрос на молодую рабочую силу, общая

безработица

заставляет

молодежь

«вертеться»,

проявлять

большую

инициативу и напористость. В то же время «блат», семейственность в среде

работодателей заставляют молодежь искать влиятельных покровителей и

друзей, что сильно колеблет моральные устои молодого поколения.

В то же время наблюдается положительная тенденция к возрастанию

сознательности

и

«повзрослению»

молодежи,

что

способствует

цивилизованной социализации молодежи и подготовке ее к взрослой жизни.

Все

чаще

высокую

трудоспособность,

мобильность,

знания,

нестандартность мышления молодежь определяет как самые важные. На

первое место среди ценностей личностного самоопределения (по результатам

мониторинга социального развития молодежи) ставятся профессионализм и

мастерство. Молодое поколение осознает, что чем быстрее, эффективнее и

качественнее

будет

их

работа,

тем

заинтересованнее

в

ней

будет

работодатель.

Что же, в связи с вышеизложенным, видится особенно важным в

профессиональном самоопределении, то есть на первом и самом важном

этапе становления профессиональной карьеры? Во–первых, в современных

экономических условиях необходимо формировать человека, способного к

смене профессий, стремящегося к постоянному обучению и, если это

необходимо, то и к переобучению, следовательно, нужно воспитывать и

развивать личность. Во–вторых, необходимо стремиться развить творческий

потенциал будущего специалиста, сформировать его профессиональную

культуру, без которой говорить о профессионале невозможно. В–третьих,

нужно разработать такой алгоритм начала становления профессиональной

карьеры, который можно перенести на любую область деятельности.

Воспитать и обучить – значит подготовить к жизни, не только нынешней, но

и будущей. Поэтому мы должны готовить человека - профессионала,

который будет легко адаптироваться к жизни и изменяющимся условиям

производства, уверенно осваивать информационное пространство,

овладевать новыми инструментами и оборудованием, уверенно строить свою

профессиональную карьеру, что, в конечном счете и сделает его

состоявшейся личностью, специалистом, уверенном в завтрашнем дне.

Таким образом можно сказать, что целью профессионального образования

должно стать формирование личности – специалиста, способного к

самостоятельной деятельности, так как для того, чтобы соответствовать

требованиям времени, человек должен быть универсален, обладать

определенными компетенциями. В свете современных требований к

выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда

и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной

информатизации, авторитарно – репродуктивная система обучения устарела.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает

ориентацию на прошлое. В настоящее время система образования должна

формировать такие качества выпускника, как инициативность,

инновационность, мобильность и гибкость. Воспитание социально и

профессионально активной личности требует от педагогов современной

школы применения новых методов и форм работы. Необходимо применять

активные методы обучения, технологии, развивающие познавательную,

коммуникативную и личностную активность учащихся.

Одним из вариантов такого профессионального воспитания и обучения

может стать клуб « Морская душа» на базе колледжа водного транспорта г.

Шлиссельбурга.

Основная задача клуба – агитация в профессию. Необходимо, чтобы

учащиеся максимально осознанно подошли к выбору своего жизненного

пути. Поэтому работа клуба, охватывая разные возрастные категории,

должна быть направлена на помощь подросткам в познании самих себя,

воспитании уважения к труду и человеку труда, совпадений желаний с

реальной возможностью получения образования, превращения личных

качеств учащихся в достоинства.

Работа клуба представляет собой действие взаимосвязанных секций.

1.

Секция « Школа юнг» (учащиеся общеобразовательных школ района).

2.

Секция «Гардемарины» (учащиеся 1-2 курсов колледжа).

3.

Секция « Морские волки» ( учащиеся 3-4 курсов колледжа ).

4.

Секция « Морячки» ( родители школьников, учащихся колледжа,

представители базовых предприятий).

В любую профессию нужно входить постепенно. И, поднимаясь по

ступенькам, переходя от простого к сложному, стремиться к вершинам

мастерства.

Первая ступень – секция « Школа юнг».

Ее цель: организация всесторонней профориентационной работы

колледжа совместно с общеобразовательными школами района.

На первом этапе работы секции преподаватели колледжа посещают

школы района, где на родительских собраниях рассказывают родителям

учащихся пятых классов о том, специалистов каких профессий готовит

колледж, о месте этих профессий на рынке труда, о перспективах

дальнейшего карьерного роста выпускников.

Следующий этап – встречи с учащимися пятых классов. Беседы,

проведение красочных презентации, анкетирование и, как итог,

формирование профильных ( специализированных ) классов юнг. Эти

классы должны отличать не только занятия, которые будут проводить

преподаватели колледжа по специальным методикам, но и красивая,

современная форма с морской тематикой. Кроме занятий школьники

участвуют в проведении мероприятий колледжа, ходят на экскурсии на

судостроительные предприятия и музеи, на действующие суда. К ним в

гости приходят настоящие капитаны и судостроители. В теплое время

года возможны непродолжительные прогулки на судах и шлюпках.

Заключительным этапом является проведение предпрофильных

элективных курсов на базе колледжа. Чтобы эти курсы были

востребованы учащимися, необходимо их заинтересовать. Для этого

педагоги колледжа проводят в школах района родительские собрания, на

которых используя мультимедийную технику, буклеты, объясняют

перспективы трудоустройства, дальнейшей карьеры, возможности

получения интересной и престижной профессии рядом с домом.

Во время проведения курсов обучение должно строиться по схеме:

сами разработали – сами сделали

т.е. направлено на результат. Опыт проведения курсов говорит о том, что

если учащиеся что – то сделали своими руками, самостоятельно добились

результата и их работа имеет практическое применение, то это уже на 80 –

90% будущие учащиеся колледжа. Ведь очень важно, чтобы к

дальнейшему обучению мы привели тех ребят, которые осознанно

выбрали свою будущую профессию. И не менее важно, что часть ребят

точно определяется, что данные профессии не для них. Это позволяет им

искать себя в других- областях и избежать ошибок в выборе своей

профессиональной карьеры.

Вторая ступень – секция « Гардемарины».

Ее цель: формирование профессионально значимых качеств личности

будущих судоводителей и судостроителей.

В основе работы секции лежит сотрудничество. Преподаватели и

учащиеся колледжа должны представлять собой команду, стремящуюся к

общей цели профессионального становления специалистов. Кроме того

велика и роль работодателей, которые отвечая на предложенные

колледжем анкеты, дают свое видение профессии и выделяют

профессионально важные качества, которые считают необходимыми для

ее освоения. Основной задачей преподавателей и мастеров является

подготовка учащихся к активной трудовой деятельности. Важно

объединить привычку трудиться, которую зачастую нужно еще и создать,

с осмыслением труда, как духовной потребности. Для этого работа

должна быть творческой. Первый источник эстетических чувств в труде –

это творение красоты. Не навязывая своего мнения, педагог или мастер,

должен последовательно вести учащихся к достижению цели. Основная

задача на данном этапе – помочь учащимся в реализации физических,

духовных и творческих потенциалов.

Обучение должно быть подчинено схеме:

воспринял – осмыслил – применил на практике

Огромная роль принадлежит нестандартным урокам: конференциям,

семинарам, эксперсс – опросам. На них учащиеся спорят, доказывают свое

мнение, учатся давать оценку услышанному, обобщают имеющиеся

знания. Таким образом решается задача по формированию личностного

мнения, умению уважать и выслушивать мнение другого.

В процессе воспитания и подготовки личности – профессионала велика

роль и внеклассной работы с учащимися. Во время ее проведения -

общение непринужденное и дружеское. Совместное создание спектаклей,

концертов, проведение творческих вечеров, позволяет учащимся

раскрыться всесторонне, состояться как личность. А успехи и награды

являются стимулом к повышению успеваемости, помогают поверить в

свои силы, дают толчок к дальнейшему развитию. Кроме того улучшается

и культура речи.

Приходя на практику, применяя там полученные знания, учащиеся

совершенствуют свое мастерство, глубже постигают профессию,

повышают свои квалификацию. У них появляется возможность

сопоставить свои умения и навыки с востребованными и сделать выводы.

Но для того, чтобы стать профессионалами своего дела необходимо

пройти следующую ступень.

Третья ступень – секция « Морские волки».

Ее цель: развитие профессиональной компетенции.

Приобретая знания из различных источников ( Интернет, газеты,

журналы), студенты учатся ориентироваться в информационном

пространстве, обрабатывать информацию и анализировать ее. Опираясь

на помощь преподавателей, учащиеся получают объем знаний,

необходимый для успешной работы по специальности.

Но развитие профессиональных компетенций возможно только на

практике, когда студенты непосредственно участвуют в производственном

процессе, входят в трудовой коллектив, проявляя себя и как

профессионал, и как личность.

Велика также роль преддипломной практики. Ставиться точка в обучении

в колледже. И выпускники разделяются на несколько групп: одни остаются

работать по специальности, другие – продолжают обучение в ВУЗах, а

третьи– уходят в другие профессии. И задачу работы клуба мы видим в том,

чтобы таких выпускников стало как можно меньше.

Четвертая ступень – секция « Морячки».

Ее цель: участие родителей в проведении профориентационной работы и

во всей образовательной деятельности колледжа, сотрудничество с

базовыми предприятиями.

Родители играют важную роль в профессиональном самоопределении

своих детей. И для того, чтобы помощь эта была действенная, им важно

правильно сориентироваться на рынке труда, постараться разобраться к

чему склонен ребенок, в каких отраслях он сможет реализовать себя. В

этом случае помощь клуба неоценима. Приходя на родительские собрания

с участием педагогов колледжа, на дни открытых дверей, родители учатся

ориентироваться на современном рынке труда, они получают знания о

современной системе образования, о месте колледжа в этой системе, о

профессиях, по которым идет подготовка специалистов. Таким образом

они могут более полноценно помочь подростку определиться с выбором

жизненного пути, опираясь, кроме того , на способности своего ребенка и

на его состояние здоровья.

В период учебы в колледже помощь родителей обязательна. Только в

сотрудничестве педагоги – родители – учащиеся мы можем получить

человека – профессионала.

Особая роль принадлежит базовым предприятиям. Любая отрасль

промышленности нуждается в высококвалифицированных кадрах.

Поэтому предприятия, заинтересованные в выпускниках колледжа,

должны, начиная с первой ступени работы клуба быть рядом. Совместно с

преподавателями колледжа посещать родительские собрания,

организовывать экскурсии на предприятия и встречи со специалистами,

оказывать помощь в оснащении мастерских колледжа. А выплата

дополнительной стипендии лучшим учащимся и целевые направления в

ВУЗы несомненно сыграют свою роль в привлечении в колледж будущих

учащихся.

В заключении хочу сказать, что предложенная нами система может быть

представлена схемой:

школа – колледж – предприятие

и позволяет решить следующие задачи:

1. Осознать подростком свое место в жизни, познать самого себя,

возможность стать человеком – профессионалом высокой квалификации.

2. Осуществить учащимися осознанный выбор профессии.

3. Получить подростками качественное образование по месту жительства.

4. Удовлетворить социальные запросы региона на рабочие специальности.

5. Предприятиям и организациям - получить специалистов,

адаптированных к современным экономическим условиям.

6. Уменьшить отток квалифицированных кадров из региона.

Как всякий организационный процесс, развитие карьеры нуждается в

оценке эффективности. Так как нас в первую очередь на выходе

интересует личность будущего специалиста, динамика его

профессиональных интересов, то в качестве критериев могут быть

названы: ценностные ориентации, интерес к профессии,

профессиональная и личностная самооценка, количество выпускников,

работающих по специальности, количество выпускников, сменивших

профессию.

Деятельность профессионально-ориентационного клуба «Морская

душа», посредством организации процесса обучения и воспитания позволили

нам максимально разрешить противоречия между знаниями, умениями и

навыками,

полученными

в

ходе

обучения,

и

их

соответствием

производственным технологиям, применяемым на производстве, а также

повысить уровень выпускников до соответствия спросу работодателей.

После прохождения практики 30% наших выпускников по ходатайству

предприятий

получили

более

высокие

разряды.

Учитывая,

что

41%

выпускников поступили в высшие учебные заведения, мы можем говорить о

желании продолжать профессиональное совершенствование и стремлении

быть

более

востребованными

на

рынке

труда,

о

продолжении

профессиональной карьеры. В результате мы получили специалистов,

продолжающих свою трудовую деятельность по выбранной специальности и

готовых

к

дальнейшему

обучению.

Тесное

сотрудничество

с

общеобразовательными школами позволило нам решить в ходе своей

деятельности, проблему непрерывного образования, что в обращении

Д.А.Медведева в ноябре 2009 года к Федеральному собранию было названо

одним из принципов идеологии образования. В связи с тем, что практически

100% выпускников, прошедших через клуб, трудоустроено, мы можем также

говорить о том, что они обладают необходимыми профессионально

значимыми качествами, востребованными работодателями на современном

рынке труда.

Предложенная нами модель достаточно универсальна и может быть

предложена для других профессиональных учебных заведений в качестве

определенного алгоритма начала становления профессиональной карьеры,

начиная от школы и заканчивая поступлением на работу или в высшие

учебные заведения.

9. Требуется ОБЯЗАТЕЛЬНО дать отсылки на литературу из

текста статьи, с указанием конкретных страниц, напр., [3, с. 320]

:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник – М, 2003. 10. ВЕЗДЕ

УКАЗАТЬ издательство и кол-во страниц в книге. (по ГОСТу)

2.

Белов В.И. Профессиональное воспитание. Методология, теория,

опыт. – СПб, 2000.

3.

Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. – М. Интерэксперт.

1999.

4.

Пряжников

Н.С.

Теория

и

практика

профессионального

самоопределения – М, 2002.

5.

Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся. М.

Просвещение. 2000.

6.

Меренков

А.В.

Жизненные

ориентиры

студенчества

//

социологические исследования. 2008.

7.

Зубок

Ю.А.

Исключение

в

исследовании

молодежи

//

Социологические исследования. 2008.

8.

Кон И.С.

В поисках себя: личность и ее самосознание – М.:

Политиздат. – 1984.

9.

Кон И.С. Открытие Я. М., 1978.

10.

Селевко

Г.К.

Компетентности

и

их

квалификация.

Народное

образование. – 2004.

11.

Профессиональная ориентация молодежи”/ А. Д. Сазонов, Н. И.

Калугин, А. П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 1989 – 272 стр.;

12. Поляков В.А. «Технология карьеры. Практическое руководство»: - М.:

«Наука» 1999.

11. Мало современной лит-ры (второй половины 2000-х гг.) в списке.



В раздел образования