Автор: Курбатова Лариса Джоновна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ЛО "Техникум водного транспорта"
Населённый пункт: Шлиссельбург, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Клуб « Морская душа», как вариант профессионального воспитания и образования.
Раздел: среднее профессиональное
Курбатова Л.Д.
преподаватель,
ГБПОУ ЛО «Техникум водного транспорта»,
г.Шлиссельбург
Клуб « Морская душа», как вариант профессионального воспитания и
образования.
Тема профессиональной карьеры является относительно новой. В
последние несколько лет она приобрела широкую популярность в среде
российских ученых и практиков (Белов В.И., Гаврилюк В.В., Лисовский В.Т.,
Свиридов Н.А. и др.) и действительно является актуальной, так как
затрагивает любого человека, который планирует свое будущее, основываясь
при этом на своих
потребностях и желаниях, учитывая сложившиеся
социально-экономические условия. Для того чтобы человек состоялся как
личность, он должен состояться профессионально. Сегодняшний подросток –
это будущий корабел или инженер, рабочий или ученый. Поэтому особую
значимость приобретает тема поиска им своего места в жизни как
личностного,
так
и
профессионального,
тема
начала
формирования
профессиональной карьеры.
Говоря о формировании профессиональной
карьеры, необходимо отметить, что для молодежи эта тема имеет ряд
особенностей: кроме различия в социально – экономическом положении,
образовании,
доходах,
приходится
совершать
существенный
для
последующей жизни поступок, опираясь в основном на собственные
ожидания, часто неадекватные требованиям рынка труда. По большому счету
осуществляется не только выбор профессиональной деятельности, но и
выбор образа жизни. Главная проблема для молодого человека заключается в
неопределенности ситуации выбора с высокой личностной значимостью
результатов выбора. Молодые люди зачастую не могут самостоятельно
«предвидеть будущего», понять какая профессия даст им возможность
дальнейшего профессионального роста и востребованности на рынке труда.
Выбор карьеры - это одно из важных решений, принимаемых молодым
человеком в жизни, это – выражение личности, поэтому он не должен
представлять собой случайное событие.
Правомерно задаться вопросом: « Каковы же ценностные ориентиры
современной молодежи в связи с профессиональным самоопределением и
дальнейшей карьерой» , ведь ведущим мотивом любой деятельности является
мотивация.
В результате исследований ценностных ориентаций студентов
профессорами кафедр социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний
Тагил) Ю.Р.Вишневским и В.Т.Шапко сделаны следующие выводы.
Наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов.
Жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным
усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность
знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц.
Все более определенно в молодежной среде проявляются ориентации
на достижение личного успеха. Установка на успех в 90-е годы была
характерна для 10-15% студентов, сегодня – для 60-70%.
Данные показывают нарастание индивидуалистических настроений в
молодежном обществе. Малый спрос на молодую рабочую силу, общая
безработица
заставляет
молодежь
«вертеться»,
проявлять
большую
инициативу и напористость. В то же время «блат», семейственность в среде
работодателей заставляют молодежь искать влиятельных покровителей и
друзей, что сильно колеблет моральные устои молодого поколения.
В то же время наблюдается положительная тенденция к возрастанию
сознательности
и
«повзрослению»
молодежи,
что
способствует
цивилизованной социализации молодежи и подготовке ее к взрослой жизни.
Все
чаще
высокую
трудоспособность,
мобильность,
знания,
нестандартность мышления молодежь определяет как самые важные. На
первое место среди ценностей личностного самоопределения (по результатам
мониторинга социального развития молодежи) ставятся профессионализм и
мастерство. Молодое поколение осознает, что чем быстрее, эффективнее и
качественнее
будет
их
работа,
тем
заинтересованнее
в
ней
будет
работодатель.
Что же, в связи с вышеизложенным, видится особенно важным в
профессиональном самоопределении, то есть на первом и самом важном
этапе становления профессиональной карьеры? Во–первых, в современных
экономических условиях необходимо формировать человека, способного к
смене профессий, стремящегося к постоянному обучению и, если это
необходимо, то и к переобучению, следовательно, нужно воспитывать и
развивать личность. Во–вторых, необходимо стремиться развить творческий
потенциал будущего специалиста, сформировать его профессиональную
культуру, без которой говорить о профессионале невозможно. В–третьих,
нужно разработать такой алгоритм начала становления профессиональной
карьеры, который можно перенести на любую область деятельности.
Воспитать и обучить – значит подготовить к жизни, не только нынешней, но
и будущей. Поэтому мы должны готовить человека - профессионала,
который будет легко адаптироваться к жизни и изменяющимся условиям
производства, уверенно осваивать информационное пространство,
овладевать новыми инструментами и оборудованием, уверенно строить свою
профессиональную карьеру, что, в конечном счете и сделает его
состоявшейся личностью, специалистом, уверенном в завтрашнем дне.
Таким образом можно сказать, что целью профессионального образования
должно стать формирование личности – специалиста, способного к
самостоятельной деятельности, так как для того, чтобы соответствовать
требованиям времени, человек должен быть универсален, обладать
определенными компетенциями. В свете современных требований к
выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда
и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной
информатизации, авторитарно – репродуктивная система обучения устарела.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает
ориентацию на прошлое. В настоящее время система образования должна
формировать такие качества выпускника, как инициативность,
инновационность, мобильность и гибкость. Воспитание социально и
профессионально активной личности требует от педагогов современной
школы применения новых методов и форм работы. Необходимо применять
активные методы обучения, технологии, развивающие познавательную,
коммуникативную и личностную активность учащихся.
Одним из вариантов такого профессионального воспитания и обучения
может стать клуб « Морская душа» на базе колледжа водного транспорта г.
Шлиссельбурга.
Основная задача клуба – агитация в профессию. Необходимо, чтобы
учащиеся максимально осознанно подошли к выбору своего жизненного
пути. Поэтому работа клуба, охватывая разные возрастные категории,
должна быть направлена на помощь подросткам в познании самих себя,
воспитании уважения к труду и человеку труда, совпадений желаний с
реальной возможностью получения образования, превращения личных
качеств учащихся в достоинства.
Работа клуба представляет собой действие взаимосвязанных секций.
1.
Секция « Школа юнг» (учащиеся общеобразовательных школ района).
2.
Секция «Гардемарины» (учащиеся 1-2 курсов колледжа).
3.
Секция « Морские волки» ( учащиеся 3-4 курсов колледжа ).
4.
Секция « Морячки» ( родители школьников, учащихся колледжа,
представители базовых предприятий).
В любую профессию нужно входить постепенно. И, поднимаясь по
ступенькам, переходя от простого к сложному, стремиться к вершинам
мастерства.
Первая ступень – секция « Школа юнг».
Ее цель: организация всесторонней профориентационной работы
колледжа совместно с общеобразовательными школами района.
На первом этапе работы секции преподаватели колледжа посещают
школы района, где на родительских собраниях рассказывают родителям
учащихся пятых классов о том, специалистов каких профессий готовит
колледж, о месте этих профессий на рынке труда, о перспективах
дальнейшего карьерного роста выпускников.
Следующий этап – встречи с учащимися пятых классов. Беседы,
проведение красочных презентации, анкетирование и, как итог,
формирование профильных ( специализированных ) классов юнг. Эти
классы должны отличать не только занятия, которые будут проводить
преподаватели колледжа по специальным методикам, но и красивая,
современная форма с морской тематикой. Кроме занятий школьники
участвуют в проведении мероприятий колледжа, ходят на экскурсии на
судостроительные предприятия и музеи, на действующие суда. К ним в
гости приходят настоящие капитаны и судостроители. В теплое время
года возможны непродолжительные прогулки на судах и шлюпках.
Заключительным этапом является проведение предпрофильных
элективных курсов на базе колледжа. Чтобы эти курсы были
востребованы учащимися, необходимо их заинтересовать. Для этого
педагоги колледжа проводят в школах района родительские собрания, на
которых используя мультимедийную технику, буклеты, объясняют
перспективы трудоустройства, дальнейшей карьеры, возможности
получения интересной и престижной профессии рядом с домом.
Во время проведения курсов обучение должно строиться по схеме:
сами разработали – сами сделали
т.е. направлено на результат. Опыт проведения курсов говорит о том, что
если учащиеся что – то сделали своими руками, самостоятельно добились
результата и их работа имеет практическое применение, то это уже на 80 –
90% будущие учащиеся колледжа. Ведь очень важно, чтобы к
дальнейшему обучению мы привели тех ребят, которые осознанно
выбрали свою будущую профессию. И не менее важно, что часть ребят
точно определяется, что данные профессии не для них. Это позволяет им
искать себя в других- областях и избежать ошибок в выборе своей
профессиональной карьеры.
Вторая ступень – секция « Гардемарины».
Ее цель: формирование профессионально значимых качеств личности
будущих судоводителей и судостроителей.
В основе работы секции лежит сотрудничество. Преподаватели и
учащиеся колледжа должны представлять собой команду, стремящуюся к
общей цели профессионального становления специалистов. Кроме того
велика и роль работодателей, которые отвечая на предложенные
колледжем анкеты, дают свое видение профессии и выделяют
профессионально важные качества, которые считают необходимыми для
ее освоения. Основной задачей преподавателей и мастеров является
подготовка учащихся к активной трудовой деятельности. Важно
объединить привычку трудиться, которую зачастую нужно еще и создать,
с осмыслением труда, как духовной потребности. Для этого работа
должна быть творческой. Первый источник эстетических чувств в труде –
это творение красоты. Не навязывая своего мнения, педагог или мастер,
должен последовательно вести учащихся к достижению цели. Основная
задача на данном этапе – помочь учащимся в реализации физических,
духовных и творческих потенциалов.
Обучение должно быть подчинено схеме:
воспринял – осмыслил – применил на практике
Огромная роль принадлежит нестандартным урокам: конференциям,
семинарам, эксперсс – опросам. На них учащиеся спорят, доказывают свое
мнение, учатся давать оценку услышанному, обобщают имеющиеся
знания. Таким образом решается задача по формированию личностного
мнения, умению уважать и выслушивать мнение другого.
В процессе воспитания и подготовки личности – профессионала велика
роль и внеклассной работы с учащимися. Во время ее проведения -
общение непринужденное и дружеское. Совместное создание спектаклей,
концертов, проведение творческих вечеров, позволяет учащимся
раскрыться всесторонне, состояться как личность. А успехи и награды
являются стимулом к повышению успеваемости, помогают поверить в
свои силы, дают толчок к дальнейшему развитию. Кроме того улучшается
и культура речи.
Приходя на практику, применяя там полученные знания, учащиеся
совершенствуют свое мастерство, глубже постигают профессию,
повышают свои квалификацию. У них появляется возможность
сопоставить свои умения и навыки с востребованными и сделать выводы.
Но для того, чтобы стать профессионалами своего дела необходимо
пройти следующую ступень.
Третья ступень – секция « Морские волки».
Ее цель: развитие профессиональной компетенции.
Приобретая знания из различных источников ( Интернет, газеты,
журналы), студенты учатся ориентироваться в информационном
пространстве, обрабатывать информацию и анализировать ее. Опираясь
на помощь преподавателей, учащиеся получают объем знаний,
необходимый для успешной работы по специальности.
Но развитие профессиональных компетенций возможно только на
практике, когда студенты непосредственно участвуют в производственном
процессе, входят в трудовой коллектив, проявляя себя и как
профессионал, и как личность.
Велика также роль преддипломной практики. Ставиться точка в обучении
в колледже. И выпускники разделяются на несколько групп: одни остаются
работать по специальности, другие – продолжают обучение в ВУЗах, а
третьи– уходят в другие профессии. И задачу работы клуба мы видим в том,
чтобы таких выпускников стало как можно меньше.
Четвертая ступень – секция « Морячки».
Ее цель: участие родителей в проведении профориентационной работы и
во всей образовательной деятельности колледжа, сотрудничество с
базовыми предприятиями.
Родители играют важную роль в профессиональном самоопределении
своих детей. И для того, чтобы помощь эта была действенная, им важно
правильно сориентироваться на рынке труда, постараться разобраться к
чему склонен ребенок, в каких отраслях он сможет реализовать себя. В
этом случае помощь клуба неоценима. Приходя на родительские собрания
с участием педагогов колледжа, на дни открытых дверей, родители учатся
ориентироваться на современном рынке труда, они получают знания о
современной системе образования, о месте колледжа в этой системе, о
профессиях, по которым идет подготовка специалистов. Таким образом
они могут более полноценно помочь подростку определиться с выбором
жизненного пути, опираясь, кроме того , на способности своего ребенка и
на его состояние здоровья.
В период учебы в колледже помощь родителей обязательна. Только в
сотрудничестве педагоги – родители – учащиеся мы можем получить
человека – профессионала.
Особая роль принадлежит базовым предприятиям. Любая отрасль
промышленности нуждается в высококвалифицированных кадрах.
Поэтому предприятия, заинтересованные в выпускниках колледжа,
должны, начиная с первой ступени работы клуба быть рядом. Совместно с
преподавателями колледжа посещать родительские собрания,
организовывать экскурсии на предприятия и встречи со специалистами,
оказывать помощь в оснащении мастерских колледжа. А выплата
дополнительной стипендии лучшим учащимся и целевые направления в
ВУЗы несомненно сыграют свою роль в привлечении в колледж будущих
учащихся.
В заключении хочу сказать, что предложенная нами система может быть
представлена схемой:
школа – колледж – предприятие
и позволяет решить следующие задачи:
1. Осознать подростком свое место в жизни, познать самого себя,
возможность стать человеком – профессионалом высокой квалификации.
2. Осуществить учащимися осознанный выбор профессии.
3. Получить подростками качественное образование по месту жительства.
4. Удовлетворить социальные запросы региона на рабочие специальности.
5. Предприятиям и организациям - получить специалистов,
адаптированных к современным экономическим условиям.
6. Уменьшить отток квалифицированных кадров из региона.
Как всякий организационный процесс, развитие карьеры нуждается в
оценке эффективности. Так как нас в первую очередь на выходе
интересует личность будущего специалиста, динамика его
профессиональных интересов, то в качестве критериев могут быть
названы: ценностные ориентации, интерес к профессии,
профессиональная и личностная самооценка, количество выпускников,
работающих по специальности, количество выпускников, сменивших
профессию.
Деятельность профессионально-ориентационного клуба «Морская
душа», посредством организации процесса обучения и воспитания позволили
нам максимально разрешить противоречия между знаниями, умениями и
навыками,
полученными
в
ходе
обучения,
и
их
соответствием
производственным технологиям, применяемым на производстве, а также
повысить уровень выпускников до соответствия спросу работодателей.
После прохождения практики 30% наших выпускников по ходатайству
предприятий
получили
более
высокие
разряды.
Учитывая,
что
41%
выпускников поступили в высшие учебные заведения, мы можем говорить о
желании продолжать профессиональное совершенствование и стремлении
быть
более
востребованными
на
рынке
труда,
о
продолжении
профессиональной карьеры. В результате мы получили специалистов,
продолжающих свою трудовую деятельность по выбранной специальности и
готовых
к
дальнейшему
обучению.
Тесное
сотрудничество
с
общеобразовательными школами позволило нам решить в ходе своей
деятельности, проблему непрерывного образования, что в обращении
Д.А.Медведева в ноябре 2009 года к Федеральному собранию было названо
одним из принципов идеологии образования. В связи с тем, что практически
100% выпускников, прошедших через клуб, трудоустроено, мы можем также
говорить о том, что они обладают необходимыми профессионально
значимыми качествами, востребованными работодателями на современном
рынке труда.
Предложенная нами модель достаточно универсальна и может быть
предложена для других профессиональных учебных заведений в качестве
определенного алгоритма начала становления профессиональной карьеры,
начиная от школы и заканчивая поступлением на работу или в высшие
учебные заведения.
9. Требуется ОБЯЗАТЕЛЬНО дать отсылки на литературу из
текста статьи, с указанием конкретных страниц, напр., [3, с. 320]
:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник – М, 2003. 10. ВЕЗДЕ
УКАЗАТЬ издательство и кол-во страниц в книге. (по ГОСТу)
2.
Белов В.И. Профессиональное воспитание. Методология, теория,
опыт. – СПб, 2000.
3.
Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. – М. Интерэксперт.
1999.
4.
Пряжников
Н.С.
Теория
и
практика
профессионального
самоопределения – М, 2002.
5.
Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся. М.
Просвещение. 2000.
6.
Меренков
А.В.
Жизненные
ориентиры
студенчества
//
социологические исследования. 2008.
7.
Зубок
Ю.А.
Исключение
в
исследовании
молодежи
//
Социологические исследования. 2008.
8.
Кон И.С.
В поисках себя: личность и ее самосознание – М.:
Политиздат. – 1984.
9.
Кон И.С. Открытие Я. М., 1978.
10.
Селевко
Г.К.
Компетентности
и
их
квалификация.
Народное
образование. – 2004.
11.
Профессиональная ориентация молодежи”/ А. Д. Сазонов, Н. И.
Калугин, А. П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 1989 – 272 стр.;
12. Поляков В.А. «Технология карьеры. Практическое руководство»: - М.:
«Наука» 1999.
11. Мало современной лит-ры (второй половины 2000-х гг.) в списке.