Напоминание

"Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание"


Автор: Ефимова Валентина Серафимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ № 12 г.
Населённый пункт: г. Сызрань
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание

В детском дошкольном учреждении очень важную роль по развитию самосознания

детей играет экологическое воспитание. В сложном комплексе проблем, характеризующих

сегодняшний этап экологического воспитания детей, связь экологической культуры

личности и формирования самосознания, выделяется своей актуальностью.

Самой основной целью экологического воспитания является приобщение детей к

общечеловеческим ценностям - любовь, доверие, дружба, сочувствие, миролюбие. Природа

не должна рассматриваться только с точки зрения полезности для человека, прежде всего

необходимо показывать детям ее уникальность, красоту и универсальность. Природа - среда

жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и

эстетических потребностей; и только затем объект человеческого потребления. Мы должны

охранять природу не потому, что она дает нам что-то, а потому что она самоценна. Это очень

важно при формировании детского самосознания.

Свою работу я начала с построения предметно-развивающей среды.

Модель предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию

Природный уголок:

комнатные растения (герань, алоэ, колеус, фикус, сансевиерия, фиалка и т.д.);

паспорта растений;

альбомы («Экологическое лукошко, «Зоологический стадион», «Экологическая

ромашка»);

календарь природы;

развивающие игры («Где что зреет?», «Цветочный магазин», Экологическая игра-

сказка «Фрукты-овощи», «Что где растет?», «Насекомые», «Когда это бывает?»,

«Живая и неживая природа», «Отгадайте, что за растение», «Разговор с лесом», «Где

прячется рыбка?», «Птицы, рыбы, звери»);

макет «Огород на окне»;

экологическая библиотека.

В целях более эффективной работы я разработалаперспективное комплексно-

тематическое планирование по всем возрастным группам. Я организовала беседу о пользе

лекарственных растений с участием медицинского работника.Вместе с детьми был оформлен

альбом о лекарственных травах. Он стал наглядным пособием кропотливой и большой

работы. Совместно с родителямипостоянно устраиваем выставки поделок из природного

материала: «Наши руки не для скуки», «Природа - дом родной», «Осенняя ярмарка.

Устраивала выставки зарисовок на тему: «Золотая осень», «Зимний пейзаж», «Весна

пришла» и другие. Такие мероприятия способствуют воспитанию доброты, отзывчивости,

наблюдательности, умения правильно вести себя в природе. В разное время года вместе с

детьми устраивали экскурсии в парк: полюбоваться деревьями, послушать пение птиц. Детям

загадывала загадки о животных, насекомых, про деревья, цветы. В группе разучивала стихи,

песни, совместно с музыкальным руководителем прослушали пьесы из альбома П. И.

Чайковского «Времена года». Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются

дети всех возрастов. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих

экологического воспитания детей. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они

внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой

мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми

разного возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение,

даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности

формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно

развивается память, внимание.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и

явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен

строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе

наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и

средней

группах

используются

отдельные

поисковые

действия.

В

каждом

опыте

раскрывается

причина

наблюдаемого

явления,

дети

подводятся

к

суждениям,

умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о

свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют

формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность,

мыслительную деятельность.Часто на занятиях я использую художественную литературу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего

нужно использовать литературу,

рекомендованную программой детского сада. Это

произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого,

М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу,

задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень

приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших

меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не

помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

Во время тематических занятий по рисованию "Солнышко", "Светлячок", аппликации

"Яблонька", "Божья коровка", лепке "Вишенки", "Гусеница" и других я использую

магнитофонную запись "Звуки природы". Дети с удовольствием слушают "звуки природы" и

работы получаются намного лучше.

С детьми старших и подготовительных групп проводим викторины, кроссворды,

интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "Мир птиц",

"Подводное царство". Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей,

так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы,

закономерностях, известных детям.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль

праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу

личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых

музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы,

сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем,

доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли:

"Наш дом -Земля", "Зелёная планета".

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь

на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание

человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по

экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские

собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон,

круглый стол, дискуссии). Например, при организацииродительского собрания на тему

"Задачи экологического воспитания"мы провели предварительное анкетирование родителей

с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.

Родительское собрание мы начали с КВН между командой детей и родителей, затем, после

ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол

"Воспитание доброты к природе". Начать можно с прослушивания магнитофонной записи

рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к

животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие,

цель – заинтересовать.

Поэтому для

каждой подгруппы родителей

целесообразно

организовать отдельную беседу.

Такую форму работы, как консультации, например, "Использование художественной

литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра

выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, например, "Лесные

уроки вежливости, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в

природе. После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы,

порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и

иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи и т. д.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

-сформированы начала экологической культуры у детей;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы,

экологическое мышление;

-дети учатся практическим действиям по охране природы;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через

различные виды деятельности.

Природа оставляет след в душе каждого человека, она своей яркостью воздействует

на его чувства. Ребёнок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать её.



В раздел образования