Автор: Петухова Елена Валентиновна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "КДМШ"
Населённый пункт: рп. Первомайский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие технических навыков в классе скрипки
Раздел: дополнительное образование
Муниципаоьное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Коркинская детская музыкальная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме:
«Развитие технических навыков в классе скрипки ДМШ»»
Поготовил: преподаватель МБУДО «КДМШ»
Петухова Елена Валентиновна
2021г.
План урока:
1.Теоретическая часть
а) триединая цель и задачи педагогической работы
преподавателя ДМШ;
б) основные аспекты урока в работе над техническими
навыками игры в классе скрипки ДМШ;
в) этапы работы развития технических навыков игры в классе
скрипки ДМШ.
2. Практическая часть
а) работа над первоначальными техническими навыками;
б) работа над техническими навыками в младших классах;
в) работа над техническими навыками в старших классах;
3.Литература.
На уроке присутствуют ученицы:
Новикова Злата – 1 класс,
Хажеева София – 3 класс
Каманцева Вероника – 5 класс.
Ход урока.
1.Теоретическая часть
а) триединая цель педагогической работы преподавателя
ДМШ.
Цель педагогической работы преподавателя: воспитание
эстетически развитой личности, грамотного слушателя,
ценителя музыки и профессиональная ориентация
обучающихся ДМШ. И это достигается не одним уроком, а
целенаправленно выстроенной системой обучения, развития и
воспитания.
Цель урока:
В дидактике выделяют триединую цель урока – (ТЦУ) это
заранее запрограммированный преподавателем результат, который
должен быть достигнут преподавателем и учащимися в конце
урока.
Триединая
цель
урока
-
это
сложная
составная
цель,
включающая в себя, три аспекта:
познавательный (образовательный),
воспитательный,
развивающий.
Задачи:
•
формирование
у
обучающихся
комплекса
исполнительских
навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке
произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
•
развитие интереса к классической музыке и музыкальному
творчеству;
•
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти,
музыкальности и
артистизма;
•
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для
владения
инструментом в пределах программы учебного предмета;
•
приобретение учащимися опыта творческой деятельности и
публичных
выступлений;
•
приобретение учащимися умений и навыков, необходимых в
сольном и ансамблевом исполнительстве;
формировать личность юного музыканта через выявление и
развитие его творческого потенциала;
подготовить одарённых учащихся к продолжению
профессионального музыкального образования.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность
(скрипка)»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
•
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение
учебного предмета;
•
распределение учебного материала по годам обучения;
•
описание дидактических единиц учебного предмета;
•
требования к уровню подготовки обучающихся;
•
формы и методы контроля, система оценок;
•
методическое обеспечение учебного процесса.
б) Основные аспекты урока в работе над техническими
навыками игры в классе скрипки ДМШ
Познавательный (Образовательный) аспект ТЦУ
Это основной и определяющий аспект в развитии техники
скрипача. Он складывается из выполнения следующих требований:
Осуществлять выполнение главных требований к овладению
знаниями:
- правильность
игры
на инструменте
- знать основы
постановки
игрового аппарата,
основы
звукоизвлечения
на
скрипке, основы штриховой техники, техники беглости
пальцев левой руки, правила переходов из позиции в позицию,
правила аппликатуры музыкального текста, основы теоретических
сведений музыкальной грамоты.
Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые
действия, доведенные в силу многократного повторения до
автоматизма.
Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые
обеспечивают успешное выполнение деятельности.
Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в
результате работы на уроке.
Развивающий аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для преподавателя аспект цели, при
планировании которого он почти всегда испытывает затруднения.
Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений
заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко
преподаватель стремится формировать новый развивающий аспект
цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит
гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что
самостоятельность развития очень относительна и что оно
осуществляется в значительной мере как результат правильно
организованного обучения и воспитания.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:
- развитие мышления,
- развитие речи,
- развитие сенсорной сферы,
- развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект ТЦУ
Воспитывающий
аспект
должен
предусматривать
использование
содержания учебного материала, методов обучения, форм организации
познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления
формирования и развития нравственных, эстетических, патриотических и
других качеств личности учащегося. Он должен быть направлен на
воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям,
чувства гражданского долга.
Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого
организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом
отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с
которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно
широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно
целый ряд отношений.
в) этапы работы развития технических навыков игры в классе
скрипки ДМШ.
Учебный материал
развития технических навыков игры в
классе скрипки ДМШ
распределяется по этапам - годам обучения.
Каждый год обучения имеет свои дидактические задачи.
Развитие технических навыков в классе скрипки по годам
обучения:
1- 2 классы
Развитие музыкально-слуховых представлений
Основы организации целесообразных игровых движений
(постановка). Простейшие штриховые, динамические и
аппликатурные обозначения. Качество звучания, интонация,
ритм. Ознакомление со строем скрипки. Изучение первой
позиции. Простейшие виды штриха- деташе целым смычком и
его частями, легато ( 2-4 ноты на смычок). Начальные виды
распределения смычка. Переходы со струны на струну,
плавное соединение движений смычка в его различных
частях. Несложные упражнения для левой руки. Гаммы и
трезвучия в лёгких тональностях. В течение учебного
года проработать с учеником: 4-5 мажорных (минорных) гамм
и арпеджио в одну октаву. 10-12 этюдов, 8-10 пьес
3-4 классы
Дальнейшее развитие музыкально-образного
мышления. Дальнейшая работа над постановкой, интонацией,
звукоизвлечением и ритмом. Изучение штрихов деташе, легато
(4-8 нот на смычок), их чередование, начало работы над
мартле. Динамика звучания.
Ведение смычка одновременно по двум струнам.
Элементарные виды флажелетов. Усвоение позиций (первой,
второй, третьей). Гаммы, трезвучия в отдельных позициях и с
применением переходов.
Двухоктавные мажорные и минорные гаммы, трезвучия с
обращениями. Развитие начальных навыков чтения с листа.
Подбор по слуху несложных мелодий.
5-7 классы
Дальнейшее развитие музыкально-образного
мышления. Дальнейшая работа над интонацией, игре в
позициях, звукоизвлечением и ритмом. Игра штрихов: деташе,
легато (до 8-12 нот на смычок), мартле, стаккато, соттие,
спмкато. Усвоение позиций ( от третьей до пятой). Гаммы,
трезвучия в позициях и с применением переходов. Двойные
ноты. Развитие навыков вибрации. Аккорды. Хроматизм.
2. Практическая часть
а) работа над первоначальными техническими навыками.
На уроке присутствует ученица Новикова Злата – 1 класс.
Основная задача первоначального этапа - организация игрового
аппарата юного скрипача. На этом этапе на первых уроках
используются ряд подготовительных упражнений для
постановки корпуса и обеих рук скрипача:
«учусь свободно стоять» - Ученица стоит прямо, ноги на
ширине плеч, свободное ощущение в корпусе достигается
путём поднятия обеих рук вверх как после сна и бросая
руки вниз, чувствуя освобождение от напряжения в
мышцах тела.
«часики» - упражнение для правой руки выполняется на
карандаше, согнув правую руку в локте раскладываются
пальцы на карандаше и выполняются движения правой
руки вверх и вниз со словами «тик так», при этом
сохраняя мягкое прикосновение пальцев и гибкость при
движении в локте и кисти руки. Далее упражнение
переносится на смычок.
«зеркальце» - упражнение для левой руки, согнутая в локте
рука, выставляется вперёд, в середине ладони представляем
зеркальце и читаем стишок или считаем до 10-20-30-ти,
тем самым привыкаем держать руку на весу.
« иди сюда» -На базе упражнения «зеркальце», немного
повернув ладонь влево, начинаем поочерёдно поднимать и
опускать каждый палец ( от указательного до мизинца) со
счётом или со словами(стишками), заставляя каждый палец
двигаться активно как молоточек.
«учимся держать скрипку» - инструмент прикладывается к
левой стороне лица, закрепляя скрипку щекой к плечу,
стараясь удерживать скрипку без помощи левой руки, и в
то же время не пережимая мышцы лица и проговорить
стишок или поговорку. Затем устанавливается «зеркальце»
у порожка шейки скрипки.
После несложных игровых упражнений ученица может
начинать играть простейшие пьесы:
Сборник пьес -В.Якубовская- Дождик, Красная коровка, Как
у нашего кота, Пастушок, Четыре струны и т.д. -
отрабатывая движение смычка по пустым струнам.
Устанавливать пальцы левой руки целесообразно начинать
с игры пиццикатто:
Пьесы: р.н.п. У Кота - воркота, р.н.п. Как под горкой, р.н.п.
Скок, скок – поскок и т.д.
Далее пьесы учить игрой со смычком.
На уроке ученица Новикова Злата справлялась со всеми
заданиями, т.к. процесс постановки был построен по
принципу от простого к сложному.
б) работа над техническими навыками в младших классах.
На уроке присутствует ученица - Хажеева София -3 класс.
Текущими задачами в младших классах- это
дальнейшая
работа над постановкой, интонацией, звукоизвлечением . Изучение штрихов:
деташе, легато , мартле и формирование навыков беглости пальцев левой
руки и пластичности движений правой руки.
Универсальной формой работы на техникой музыканта является
работа над гаммой. Ученица (Хажеевой С) играет гамму
Ля мажор (2-х октавная).
Первый вариант исполняется целым смычком - в данном
варианте отрабатывается звукоизвлечение. Напоминаем ученице
основные моменты подачи звука на скрипке. Следим при игре: за
скоростью движения смычка, ощущаем переменный нажим пальцев
на смычке и следим за точкой касания смычка на струне, которая
находится посередине в промежутке между подставкой и грифом.
Второй вариант - игра гаммы штрихом «легато». Сохраняя
навыки из первого варианта добавляем двойную скорость
движения пальцев левой руки, сохраняя прежнюю скорость
смычка. Таким образом играем гамму по 2 и 4 ноты легато на
смычок.
Третий вариант- игра гаммы приёмом «деташе». Следим за
точкой касания смычка, нажимом, равномерной скоростью игры,
гамма играется восьмыми длительностями в верхней половине
смычка.
Четвёртый вариант - игра гаммы штрихом « мартле». Следим за
следующими моментами: верхняя половина смычка, начало звука
берётся с акцентом, с быстрой скоростью смычка и с паузой после
звука. В паузе следует почувствовать ослабление напряжения в
мышцах правой руки.
В обязательном порядке в гамме прорабатываются арпеджио.
Ученице предлагается исполнить два арпеджио: 1-е - с
устойчивыми ступенями, 2-е - с неустойчивыми ступенями. В
арпеджио главным образом отрабатываем чистую интонацию,
плавные смены смычка со струны на струну, а также обращаем
внимание на легато в пальцах левой руки, т.е. сохраняя связь
между звуками при смене струны.
В качестве закрепления тональности ля мажор ученице даётся
исполнить Этюд в тональности ля мажор приёмом «легато» по 4
ноты на смычок.
Со всеми учебными заданиями ученица (Хажеевой С) успешно
справлялась .
В работе над техникой беглости с целью укрепления пальцев
левой руки на уроках может использоваться инструктивный
материал - Г. Шрадик . . Упражнения.
Для закрепления пройденного материала ученица играет этюд
А.Комаровского № 19 (Избранные этюды для скрмпки выпуск 1)
в) работа над техническими навыками в старших классах;
На уроке присутствует ученица 5 класса - Каманцева
Вероника.
В старших классах базовой основой скрипичной игры
является освоение смены позиций с помощью переходов.
Ученице задаётся вопрос : «Какие виды переходов тебе знакомы?»
Ответ:- « В скрипичной технике игры мне известны четыре вида
переходов-
1.
Переходы через пустую струну,
2.
Скольжение одного и того же пальца,
3.
Переход с нижележащего пальца на вышележащий палец,
4.
Переход с вышележащего пальца на нижележащий палец».
Ученица показывает примеры на каждый вид переходов.
( А.Григорян. Гаммы и арпеджио. Глава 4.)
При изучении и игре этюдов , упражнений, пьес в позициях,
нужно следить , чтобы с каждой высшей позицией расстояние на
грифе между пальцами на одинаковых интервалах уменьшается.
Необходимо обратить внимание на перемещение в позицию всей
руки и на освобождение от напряжения всех её суставов.
Ученице предлагается исполнить этюд на любой вид переходов. Она
играет этюд А.Комаровского № 26,ii.
В Заключении урока на развитием технических навыков юного
скрипача следует отметить некоторые моменты. Триединая цель
урока
(ТЦУ) - образовательная, воспитательная и
развивающая в процессе обучения музыке может
достигаться не ограничиваясь одним уроком , так как
техника игры на скрипке – это довольно сложное ремесло.
Но добиваясь результата ученик получает знания, умения
и навыки, таким образом выполняется ТЦУ.
1.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бабанский Ю. Избранные педагогические труды. –Москва,
"Просвещение", 1974 г.
2.
Брагина Г. «Мастерство педагога на уроке». –М., «Просвещение», 1998
3.
КонаржевскийЮ.А.. Менеджмент и внутришкольное управление. МОЦ
"Педагогический поиск", 1999.
4.
Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое
пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007;
5.
Симонов В.П. Методика и технология системного анализа урока. –М.,
Специалист, 1994, № 10.