Напоминание

Развитие технических навыков в классе скрипки


Автор: Петухова Елена Валентиновна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "КДМШ"
Населённый пункт: рп. Первомайский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие технических навыков в классе скрипки
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципаоьное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Коркинская детская музыкальная школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по теме:

«Развитие технических навыков в классе скрипки ДМШ»»

Поготовил: преподаватель МБУДО «КДМШ»

Петухова Елена Валентиновна

2021г.

План урока:

1.Теоретическая часть

а) триединая цель и задачи педагогической работы

преподавателя ДМШ;

б) основные аспекты урока в работе над техническими

навыками игры в классе скрипки ДМШ;

в) этапы работы развития технических навыков игры в классе

скрипки ДМШ.

2. Практическая часть

а) работа над первоначальными техническими навыками;

б) работа над техническими навыками в младших классах;

в) работа над техническими навыками в старших классах;

3.Литература.

На уроке присутствуют ученицы:

Новикова Злата – 1 класс,

Хажеева София – 3 класс

Каманцева Вероника – 5 класс.

Ход урока.

1.Теоретическая часть

а) триединая цель педагогической работы преподавателя

ДМШ.

Цель педагогической работы преподавателя: воспитание

эстетически развитой личности, грамотного слушателя,

ценителя музыки и профессиональная ориентация

обучающихся ДМШ. И это достигается не одним уроком, а

целенаправленно выстроенной системой обучения, развития и

воспитания.

Цель урока:

В дидактике выделяют триединую цель урока – (ТЦУ) это

заранее запрограммированный преподавателем результат, который

должен быть достигнут преподавателем и учащимися в конце

урока.

Триединая

цель

урока

-

это

сложная

составная

цель,

включающая в себя, три аспекта:

познавательный (образовательный),

воспитательный,

развивающий.

Задачи:

формирование

у

обучающихся

комплекса

исполнительских

навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке

произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

развитие интереса к классической музыке и музыкальному

творчеству;

развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти,

музыкальности и

артистизма;

освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для

владения

инструментом в пределах программы учебного предмета;

приобретение учащимися опыта творческой деятельности и

публичных

выступлений;

приобретение учащимися умений и навыков, необходимых в

сольном и ансамблевом исполнительстве;

формировать личность юного музыканта через выявление и

развитие его творческого потенциала;

подготовить одарённых учащихся к продолжению

профессионального музыкального образования.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность

(скрипка)»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты

работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

б) Основные аспекты урока в работе над техническими

навыками игры в классе скрипки ДМШ

Познавательный (Образовательный) аспект ТЦУ

Это основной и определяющий аспект в развитии техники

скрипача. Он складывается из выполнения следующих требований:

Осуществлять выполнение главных требований к овладению

знаниями:

- правильность

игры

на инструменте

- знать основы

постановки

игрового аппарата,

основы

звукоизвлечения

на

скрипке, основы штриховой техники, техники беглости

пальцев левой руки, правила переходов из позиции в позицию,

правила аппликатуры музыкального текста, основы теоретических

сведений музыкальной грамоты.

Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые

действия, доведенные в силу многократного повторения до

автоматизма.

Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые

обеспечивают успешное выполнение деятельности.

Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в

результате работы на уроке.

Развивающий аспект ТЦУ

Это наиболее трудный для преподавателя аспект цели, при

планировании которого он почти всегда испытывает затруднения.

Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений

заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко

преподаватель стремится формировать новый развивающий аспект

цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит

гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что

самостоятельность развития очень относительна и что оно

осуществляется в значительной мере как результат правильно

организованного обучения и воспитания.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:

- развитие мышления,

- развитие речи,

- развитие сенсорной сферы,

- развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект ТЦУ

Воспитывающий

аспект

должен

предусматривать

использование

содержания учебного материала, методов обучения, форм организации

познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления

формирования и развития нравственных, эстетических, патриотических и

других качеств личности учащегося. Он должен быть направлен на

воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям,

чувства гражданского долга.

Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого

организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом

отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с

которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно

широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно

целый ряд отношений.

в) этапы работы развития технических навыков игры в классе

скрипки ДМШ.

Учебный материал

развития технических навыков игры в

классе скрипки ДМШ

распределяется по этапам - годам обучения.

Каждый год обучения имеет свои дидактические задачи.

Развитие технических навыков в классе скрипки по годам

обучения:

1- 2 классы

Развитие музыкально-слуховых представлений

Основы организации целесообразных игровых движений

(постановка). Простейшие штриховые, динамические и

аппликатурные обозначения. Качество звучания, интонация,

ритм. Ознакомление со строем скрипки. Изучение первой

позиции. Простейшие виды штриха- деташе целым смычком и

его частями, легато ( 2-4 ноты на смычок). Начальные виды

распределения смычка. Переходы со струны на струну,

плавное соединение движений смычка в его различных

частях. Несложные упражнения для левой руки. Гаммы и

трезвучия в лёгких тональностях. В течение учебного

года проработать с учеником: 4-5 мажорных (минорных) гамм

и арпеджио в одну октаву. 10-12 этюдов, 8-10 пьес

3-4 классы

Дальнейшее развитие музыкально-образного

мышления. Дальнейшая работа над постановкой, интонацией,

звукоизвлечением и ритмом. Изучение штрихов деташе, легато

(4-8 нот на смычок), их чередование, начало работы над

мартле. Динамика звучания.

Ведение смычка одновременно по двум струнам.

Элементарные виды флажелетов. Усвоение позиций (первой,

второй, третьей). Гаммы, трезвучия в отдельных позициях и с

применением переходов.

Двухоктавные мажорные и минорные гаммы, трезвучия с

обращениями. Развитие начальных навыков чтения с листа.

Подбор по слуху несложных мелодий.

5-7 классы

Дальнейшее развитие музыкально-образного

мышления. Дальнейшая работа над интонацией, игре в

позициях, звукоизвлечением и ритмом. Игра штрихов: деташе,

легато (до 8-12 нот на смычок), мартле, стаккато, соттие,

спмкато. Усвоение позиций ( от третьей до пятой). Гаммы,

трезвучия в позициях и с применением переходов. Двойные

ноты. Развитие навыков вибрации. Аккорды. Хроматизм.

2. Практическая часть

а) работа над первоначальными техническими навыками.

На уроке присутствует ученица Новикова Злата – 1 класс.

Основная задача первоначального этапа - организация игрового

аппарата юного скрипача. На этом этапе на первых уроках

используются ряд подготовительных упражнений для

постановки корпуса и обеих рук скрипача:

«учусь свободно стоять» - Ученица стоит прямо, ноги на

ширине плеч, свободное ощущение в корпусе достигается

путём поднятия обеих рук вверх как после сна и бросая

руки вниз, чувствуя освобождение от напряжения в

мышцах тела.

«часики» - упражнение для правой руки выполняется на

карандаше, согнув правую руку в локте раскладываются

пальцы на карандаше и выполняются движения правой

руки вверх и вниз со словами «тик так», при этом

сохраняя мягкое прикосновение пальцев и гибкость при

движении в локте и кисти руки. Далее упражнение

переносится на смычок.

«зеркальце» - упражнение для левой руки, согнутая в локте

рука, выставляется вперёд, в середине ладони представляем

зеркальце и читаем стишок или считаем до 10-20-30-ти,

тем самым привыкаем держать руку на весу.

« иди сюда» -На базе упражнения «зеркальце», немного

повернув ладонь влево, начинаем поочерёдно поднимать и

опускать каждый палец ( от указательного до мизинца) со

счётом или со словами(стишками), заставляя каждый палец

двигаться активно как молоточек.

«учимся держать скрипку» - инструмент прикладывается к

левой стороне лица, закрепляя скрипку щекой к плечу,

стараясь удерживать скрипку без помощи левой руки, и в

то же время не пережимая мышцы лица и проговорить

стишок или поговорку. Затем устанавливается «зеркальце»

у порожка шейки скрипки.

После несложных игровых упражнений ученица может

начинать играть простейшие пьесы:

Сборник пьес -В.Якубовская- Дождик, Красная коровка, Как

у нашего кота, Пастушок, Четыре струны и т.д. -

отрабатывая движение смычка по пустым струнам.

Устанавливать пальцы левой руки целесообразно начинать

с игры пиццикатто:

Пьесы: р.н.п. У Кота - воркота, р.н.п. Как под горкой, р.н.п.

Скок, скок – поскок и т.д.

Далее пьесы учить игрой со смычком.

На уроке ученица Новикова Злата справлялась со всеми

заданиями, т.к. процесс постановки был построен по

принципу от простого к сложному.

б) работа над техническими навыками в младших классах.

На уроке присутствует ученица - Хажеева София -3 класс.

Текущими задачами в младших классах- это

дальнейшая

работа над постановкой, интонацией, звукоизвлечением . Изучение штрихов:

деташе, легато , мартле и формирование навыков беглости пальцев левой

руки и пластичности движений правой руки.

Универсальной формой работы на техникой музыканта является

работа над гаммой. Ученица (Хажеевой С) играет гамму

Ля мажор (2-х октавная).

Первый вариант исполняется целым смычком - в данном

варианте отрабатывается звукоизвлечение. Напоминаем ученице

основные моменты подачи звука на скрипке. Следим при игре: за

скоростью движения смычка, ощущаем переменный нажим пальцев

на смычке и следим за точкой касания смычка на струне, которая

находится посередине в промежутке между подставкой и грифом.

Второй вариант - игра гаммы штрихом «легато». Сохраняя

навыки из первого варианта добавляем двойную скорость

движения пальцев левой руки, сохраняя прежнюю скорость

смычка. Таким образом играем гамму по 2 и 4 ноты легато на

смычок.

Третий вариант- игра гаммы приёмом «деташе». Следим за

точкой касания смычка, нажимом, равномерной скоростью игры,

гамма играется восьмыми длительностями в верхней половине

смычка.

Четвёртый вариант - игра гаммы штрихом « мартле». Следим за

следующими моментами: верхняя половина смычка, начало звука

берётся с акцентом, с быстрой скоростью смычка и с паузой после

звука. В паузе следует почувствовать ослабление напряжения в

мышцах правой руки.

В обязательном порядке в гамме прорабатываются арпеджио.

Ученице предлагается исполнить два арпеджио: 1-е - с

устойчивыми ступенями, 2-е - с неустойчивыми ступенями. В

арпеджио главным образом отрабатываем чистую интонацию,

плавные смены смычка со струны на струну, а также обращаем

внимание на легато в пальцах левой руки, т.е. сохраняя связь

между звуками при смене струны.

В качестве закрепления тональности ля мажор ученице даётся

исполнить Этюд в тональности ля мажор приёмом «легато» по 4

ноты на смычок.

Со всеми учебными заданиями ученица (Хажеевой С) успешно

справлялась .

В работе над техникой беглости с целью укрепления пальцев

левой руки на уроках может использоваться инструктивный

материал - Г. Шрадик . . Упражнения.

Для закрепления пройденного материала ученица играет этюд

А.Комаровского № 19 (Избранные этюды для скрмпки выпуск 1)

в) работа над техническими навыками в старших классах;

На уроке присутствует ученица 5 класса - Каманцева

Вероника.

В старших классах базовой основой скрипичной игры

является освоение смены позиций с помощью переходов.

Ученице задаётся вопрос : «Какие виды переходов тебе знакомы?»

Ответ:- « В скрипичной технике игры мне известны четыре вида

переходов-

1.

Переходы через пустую струну,

2.

Скольжение одного и того же пальца,

3.

Переход с нижележащего пальца на вышележащий палец,

4.

Переход с вышележащего пальца на нижележащий палец».

Ученица показывает примеры на каждый вид переходов.

( А.Григорян. Гаммы и арпеджио. Глава 4.)

При изучении и игре этюдов , упражнений, пьес в позициях,

нужно следить , чтобы с каждой высшей позицией расстояние на

грифе между пальцами на одинаковых интервалах уменьшается.

Необходимо обратить внимание на перемещение в позицию всей

руки и на освобождение от напряжения всех её суставов.

Ученице предлагается исполнить этюд на любой вид переходов. Она

играет этюд А.Комаровского № 26,ii.

В Заключении урока на развитием технических навыков юного

скрипача следует отметить некоторые моменты. Триединая цель

урока

(ТЦУ) - образовательная, воспитательная и

развивающая в процессе обучения музыке может

достигаться не ограничиваясь одним уроком , так как

техника игры на скрипке – это довольно сложное ремесло.

Но добиваясь результата ученик получает знания, умения

и навыки, таким образом выполняется ТЦУ.

1.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Бабанский Ю. Избранные педагогические труды. –Москва,

"Просвещение", 1974 г.

2.

Брагина Г. «Мастерство педагога на уроке». –М., «Просвещение», 1998

3.

КонаржевскийЮ.А.. Менеджмент и внутришкольное управление. МОЦ

"Педагогический поиск", 1999.

4.

Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое

пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007;

5.

Симонов В.П. Методика и технология системного анализа урока. –М.,

Специалист, 1994, № 10.



В раздел образования