Напоминание

Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста


Автор: Самойловских Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №13"
Населённый пункт: город Кунгур, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовила учитель - логопед Самойловских Елена Владимировна,

МАДОУ "ЦРР-детский сад № 13"

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты

народных сказок, усваивает последовательность действий, пересказывают

короткие тексты. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются

предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько.

У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается ряд проблем в

процессе формирования связного речевого высказывания: они «теряют»

действующих лиц, меняют последовательность событий, пользуются

аграмматичными предложениями, зачастую несвязанными между собой.

Пример:

В процессе логопедического обследования детям 4 лет предлагался пересказ

короткого текста. Текст читался 2 раза, второй раз с установкой на

пересказ.

Текст: У Кати был котенок. Катя любила котенка. Она поила его молоком.

Котенок любил играть с Катей.

Чаще, дети начинали рассказ только с подсказки педагога. Некоторые

только дополняли начатые предложения.

Таким образом, проблемы в формировании связного высказывания

обусловлены недостаточностью речевого внимания, памяти, нарушениями

грамматического строя речи, бедностью словарного запаса.

При развитии у детей связной речи необходимо формировать умение

хорошо и точно понимать обращенную речь, вступать в диалог со

сверстниками и взрослыми, отвечать на вопросы сначала кратко, а со

временем – и в форме развернутых высказываний. Наиболее доступной для

детей в среднем дошкольном возрасте является диалогическая речь.

Овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью

совместной деятельности ребенка и взрослого.

В процессе работы над связной речью у детей формируются следующие

умения и навыки:

отвечать на вопросы по картинке, договаривать за логопедом слова и

словосочетания, повторять за взрослым рассказы-описания из простых

предложений;

составлять предложения из нескольких слов по картинке и по

демонстрации действия;

дополнять предложения недостающими словами и распространять

простые предложения однородными членами; использовать в речи

простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных

предложений;

пересказывать знакомые сказки или небольшие тексты с помощью

взрослого и со зрит. опорой.

составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и по

сюжетной картинке.

На начальных этапах работы над связной речью используются приемы:

беседа по картине, по прочитанному рассказу,

рассказ логопеда по картине после проведения беседы для

формирования целостного впечатления об увиденном;

пересказ короткого описательного рассказа;

сюжетно-ролевые игры (В магазине), дидактические игры (Четвертый

лишний).

Пример (беседа по картине):

Логопед: «Кого вы видите на картинке? Начните ответ со слова «Это»».

Дети: «Это дети».

Логопед: «Где гуляют дети? Начните ответ со слова «дети»».

Дети: «Дети гуляют в саду».

Таким образом, дети одновременно учатся составлять простые предложения

с опорой на сюжетную картинку. При этом необходимо постепенно

добиваться полного ответа на вопрос. (Кто это? (Это белка.) Что белка

делает? (Белка грызет орех.) Где она грызет орех? (На дереве.) А теперь

повтори весь ответ. Начни его со слова «белка». (Белка грызет орех на дереве

– совместное проговаривание.)).

Кроме бесед по сюжетным картинам, дети учатся описывать предметы по

вопросам логопеда.

Пример:

Логопед: «Что это?».

Дети : «Это мячик».

Логопед: «Какой он?»

Логопед активно использует жесты, так показывает мяч, чтобы дети

подбирали нужное прилагательное.

Дети: «Круглый, красный, гладкий, большой».

Логопед: «А для чего нужен мячик? Что вы будете с ним делать? Начните

ответ со слова «будем»».

Дети: «Будем играть. Будем ловить. Будем бросать. Будем катать».

Далее у детей формируется умение повторять за взрослым рассказы-

описания из простых предложений. Работа организуется поэтапно:

1.

Дети совместно с логопедом описывают предмет по вопросам: Кто это?

Какой он? Что у него есть?

2.

Затем педагог целиком повторяет получившийся рассказ.

3.

Далее логопед побуждает детей к самостоятельному рассказыванию,

намечая план ответа. (Теперь попробуйте вы рассказать о мишке.

Скажите, кто это, какой он. Напомните, какие у него голова, живот и

лапы.)

4.

Дети по очереди повторяют рассказ, логопед оказывает необходимую

помощь.

5.

Дети обучаются составлению рассказа-описания по образцу.

Пример:

Логопед: «Выберите себе по паре обуви и попробуйте рассказать о ней.

Сначала скажите, как называется обувь, потом назовите, какая она.

Послушайте, как это сделаю я. Это тапочки. Они голубые, красивые,

мягкие».

Дети : «Это туфли. Они желтые, красивые».

Один из интересных приемов работы над описательным рассказом –

составление детьми загадок по образцу со зрительной опорой: один ребенок

описывает предмет (какой он, из каких частей состоит, для чего нужен), а

остальные дети должны отгадать, что это.

Пример:

Он большой, пузатый, синий. У него есть носик, крышка и ручка. В нем

кипятят воду.

Развивая связную монологическую речь, важно научить детей

пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы).

Малыши пересказывают знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка",

"Колобок", "Курочка Ряба") с опорой на серию картинок или на плоскостные

фигурки. При этом вырабатывается умение слушать литературное

произведение, отвечать на вопросы. Учить малышей пересказу хорошо

помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в

рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед

и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба".

В процессе работы над сказкой можно выделить следующие этапы:

1.

Выразительное рассказывание сказки логопедом с последовательным

иллюстрированием.

2.

Беседа по сказке.

3.

Повторное рассказывание сказки логопедом с нацеливанием детей на

пересказ.

4.

Пауза для обдумывания сказки детьми.

5.

Пересказ сказки детьми с опорой на картинки. Логопед оказывает

необходимую помощь (показывает картинки, задает вопросы,

подсказывает начало фразы).

Постепенно дети учатся составлять описательные рассказы по данному

плану при помощи опорных картинок.

Пример:

Логопед обращает внимание детей на картинку с почтальоном.

Логопед: «Сейчас вы попробуете рассказать о почтальоне. А Петрушка

будет вам помогать своими рисунками.

Человечек – кто это?

Здание - где он работает?

Сумка – что он разносит в сумке?».

Дети по очереди составляют рассказ:

Это почтальон. Он работает на почте. Он разносит письма, газеты и

журналы.

Постепенно дети подводятся к пересказу при помощи картинок –

символов.

Овладеть умением пересказывать помогают кукольный театр и

мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание

передать свои впечатления в рассказе.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из

личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости,

на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на

празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я

видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ

взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный

конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к

самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому

начинается уже после 5 лет.



В раздел образования