Автор: Самойловских Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №13"
Населённый пункт: город Кунгур, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Подготовила учитель - логопед Самойловских Елена Владимировна,
МАДОУ "ЦРР-детский сад № 13"
Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты
народных сказок, усваивает последовательность действий, пересказывают
короткие тексты. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются
предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько.
У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается ряд проблем в
процессе формирования связного речевого высказывания: они «теряют»
действующих лиц, меняют последовательность событий, пользуются
аграмматичными предложениями, зачастую несвязанными между собой.
Пример:
В процессе логопедического обследования детям 4 лет предлагался пересказ
короткого текста. Текст читался 2 раза, второй раз с установкой на
пересказ.
Текст: У Кати был котенок. Катя любила котенка. Она поила его молоком.
Котенок любил играть с Катей.
Чаще, дети начинали рассказ только с подсказки педагога. Некоторые
только дополняли начатые предложения.
Таким образом, проблемы в формировании связного высказывания
обусловлены недостаточностью речевого внимания, памяти, нарушениями
грамматического строя речи, бедностью словарного запаса.
При развитии у детей связной речи необходимо формировать умение
хорошо и точно понимать обращенную речь, вступать в диалог со
сверстниками и взрослыми, отвечать на вопросы сначала кратко, а со
временем – и в форме развернутых высказываний. Наиболее доступной для
детей в среднем дошкольном возрасте является диалогическая речь.
Овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью
совместной деятельности ребенка и взрослого.
В процессе работы над связной речью у детей формируются следующие
умения и навыки:
отвечать на вопросы по картинке, договаривать за логопедом слова и
словосочетания, повторять за взрослым рассказы-описания из простых
предложений;
составлять предложения из нескольких слов по картинке и по
демонстрации действия;
дополнять предложения недостающими словами и распространять
простые предложения однородными членами; использовать в речи
простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений;
пересказывать знакомые сказки или небольшие тексты с помощью
взрослого и со зрит. опорой.
составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и по
сюжетной картинке.
На начальных этапах работы над связной речью используются приемы:
беседа по картине, по прочитанному рассказу,
рассказ логопеда по картине после проведения беседы для
формирования целостного впечатления об увиденном;
пересказ короткого описательного рассказа;
сюжетно-ролевые игры (В магазине), дидактические игры (Четвертый
лишний).
Пример (беседа по картине):
Логопед: «Кого вы видите на картинке? Начните ответ со слова «Это»».
Дети: «Это дети».
Логопед: «Где гуляют дети? Начните ответ со слова «дети»».
Дети: «Дети гуляют в саду».
Таким образом, дети одновременно учатся составлять простые предложения
с опорой на сюжетную картинку. При этом необходимо постепенно
добиваться полного ответа на вопрос. (Кто это? (Это белка.) Что белка
делает? (Белка грызет орех.) Где она грызет орех? (На дереве.) А теперь
повтори весь ответ. Начни его со слова «белка». (Белка грызет орех на дереве
– совместное проговаривание.)).
Кроме бесед по сюжетным картинам, дети учатся описывать предметы по
вопросам логопеда.
Пример:
Логопед: «Что это?».
Дети : «Это мячик».
Логопед: «Какой он?»
Логопед активно использует жесты, так показывает мяч, чтобы дети
подбирали нужное прилагательное.
Дети: «Круглый, красный, гладкий, большой».
Логопед: «А для чего нужен мячик? Что вы будете с ним делать? Начните
ответ со слова «будем»».
Дети: «Будем играть. Будем ловить. Будем бросать. Будем катать».
Далее у детей формируется умение повторять за взрослым рассказы-
описания из простых предложений. Работа организуется поэтапно:
1.
Дети совместно с логопедом описывают предмет по вопросам: Кто это?
Какой он? Что у него есть?
2.
Затем педагог целиком повторяет получившийся рассказ.
3.
Далее логопед побуждает детей к самостоятельному рассказыванию,
намечая план ответа. (Теперь попробуйте вы рассказать о мишке.
Скажите, кто это, какой он. Напомните, какие у него голова, живот и
лапы.)
4.
Дети по очереди повторяют рассказ, логопед оказывает необходимую
помощь.
5.
Дети обучаются составлению рассказа-описания по образцу.
Пример:
Логопед: «Выберите себе по паре обуви и попробуйте рассказать о ней.
Сначала скажите, как называется обувь, потом назовите, какая она.
Послушайте, как это сделаю я. Это тапочки. Они голубые, красивые,
мягкие».
Дети : «Это туфли. Они желтые, красивые».
Один из интересных приемов работы над описательным рассказом –
составление детьми загадок по образцу со зрительной опорой: один ребенок
описывает предмет (какой он, из каких частей состоит, для чего нужен), а
остальные дети должны отгадать, что это.
Пример:
Он большой, пузатый, синий. У него есть носик, крышка и ручка. В нем
кипятят воду.
Развивая связную монологическую речь, важно научить детей
пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы).
Малыши пересказывают знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка",
"Колобок", "Курочка Ряба") с опорой на серию картинок или на плоскостные
фигурки. При этом вырабатывается умение слушать литературное
произведение, отвечать на вопросы. Учить малышей пересказу хорошо
помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в
рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед
и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба".
В процессе работы над сказкой можно выделить следующие этапы:
1.
Выразительное рассказывание сказки логопедом с последовательным
иллюстрированием.
2.
Беседа по сказке.
3.
Повторное рассказывание сказки логопедом с нацеливанием детей на
пересказ.
4.
Пауза для обдумывания сказки детьми.
5.
Пересказ сказки детьми с опорой на картинки. Логопед оказывает
необходимую помощь (показывает картинки, задает вопросы,
подсказывает начало фразы).
Постепенно дети учатся составлять описательные рассказы по данному
плану при помощи опорных картинок.
Пример:
Логопед обращает внимание детей на картинку с почтальоном.
Логопед: «Сейчас вы попробуете рассказать о почтальоне. А Петрушка
будет вам помогать своими рисунками.
Человечек – кто это?
Здание - где он работает?
Сумка – что он разносит в сумке?».
Дети по очереди составляют рассказ:
Это почтальон. Он работает на почте. Он разносит письма, газеты и
журналы.
Постепенно дети подводятся к пересказу при помощи картинок –
символов.
Овладеть умением пересказывать помогают кукольный театр и
мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание
передать свои впечатления в рассказе.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из
личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости,
на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на
празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я
видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ
взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный
конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к
самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому
начинается уже после 5 лет.