Напоминание

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «ЗВУК». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»


Автор: Каскимова Лариса Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Верхнеусинская СШ"
Населённый пункт: Красноярский край, Ермаковский район, село Верхнеусинское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «ЗВУК». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Красноярский край, Ермаковский район, село Верхнеусинское

МБОУ «Верхнеусинская СШ»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного

возраста

Тема: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ

ТЕРМИНА «ЗВУК». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

с. Верхнеусинское, 2021г.

Форма организации: подгрупповая.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

- упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста;

- закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;

- обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин

«звук» в активный словарь;

- закреплять правила штриховки;

- упражнять в составлении предложений по опорным словам;

Образовательные:

Обратить внимание на звуковую сторону речи, познакомить детей с

термином «звук».

Развивающие:

Развивать слуховое внимание и память.

Развивать мелкую и общую моторики.

Развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения.

Пособия: тетради, простые карандаши, баночки, фишки(по количеству

детей)

Демонстрационный материал: иллюстрации одежды, вещи, кукла

Ход занятия:

Вводная часть (Организационный момент)

Психогимнастика

Воспитатель: Мы умеем улыбаться, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь

нашим гостям: подарите им частичку своего хорошего настроения (дети

улыбаются);

Мы умеем удивляться (дети удивляются);

Мы умеем хмуриться (дети хмурятся), сделайте сердитые глазки;

Мы умеем жмуриться (дети жмурятся).

Воспитатель: Вот какие хитрые у вас глазки. А сейчас посмотрите на меня

умными глазками. К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте

поздороваемся с ними.

Ребята, сейчас я загадаю вам загадку.

Будьте внимательны!

Ее мы одеваем летом и зимой,

И в стужу зимнюю и в жаркий зной.

Вы сразу отгадаете, потому что знаете:

В чем гулять, а в чем играть,

В чем укладываться спать,

Что зимой надеть, что летом,

В этом нет для вас секрета.

Только время не теряйте,

Поскорее отгадайте (одежда)

Основная часть

Воспитатель: Глазки готовы, пальчики готовы, а ушки готовы внимательно

слушать? Сейчас мы с вами поиграем

1.

Игровое упражнение «Послушай и доскажи»

(воспитатель начинает чистоговорку, дети в рифму подбирают слово)

1.

Ан-ан-ан - куплю красивый … сарафан

2.

Ще-ще-ще - большая дырка на … плаще

3.

То-то-то - у куклы новое … пальто

4.

Юм-юм-юм - одену синий я …костюм

5.

Ма-ма-ма - Мишкина … пижама

6.

Ги-ги-ги – стоят на полке … сапоги

7.

Ки-ки-ки - разноцветные … носки, чулки

8.

Ны-ны-ны - потеряли мы … штаны

9.

Ка-ка-ка - маленькая … майка

10.

Цо-цо-цо–упала шляпа на …крыльцо

Воспитатель: Молодцы ребята.

Ребята к нам в гости пришла кукла Маша, она хочет сходить в магазин и

купить одежду. Давай - те мы с вами поможем Маше и расскажем ,какая

может быть одежда. Я вам сейчас покажу вещи, а вы будете подбирать

слова к предметам одежды. Поможем кукле Маше?

2. Словесная игра «Подбор прилагательных».

Содержание игры заключается в следующем: воспитатель показывает

предметы одежды, а дети называют как можно больше признаков,

соответствующих предложенному объекту.

Слова-признаки: перчатки, брюки, панама, платье, костюм, колготки, носки

Платье какое? (Красное.) Нет платья какого? (Зеленого.)

Платья, бывают какие? (По цвету, по размеру и т. д.)

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием, теперь кукла Маша

знает, какая может быть одежда и она вас благодарит.

Воспитатель: А сейчас ребята у вас должны работать ушки и ручки, ушки

внимательно слушают, а ручки хлопают. Я буду произносить слова и слоги,

а вы хлопками определять, когда я назову слог. Будьте внимательны.

3. Игровое упражнение «Назвать только слоги».

Условия игры: воспитатель называет слова и слоги, дети слушают, когда

услышат слог, хлопают в ладоши.

Правила игры: сначала услышанный слог отметить хлопком, потом

озвучить.

Опорные слова и слоги:

Да -, шляпа, на -, пижама, кепка, до -, майка, сапоги, за-, ма -, костюм…

Воспитатель: Молодцы ребята.

Сейчас мы свами поиграем в игру «Копилка слов». У вас на каждом столе

стоит баночка и лежат фишки, каждый из вас будет произносить какое либо

слово и опускать фишку в баночку. Давайте назовём одежду , которую вы

знаете.

4. Игровая ситуация «Копилка слов».

Дети называют различные слова, опуская в шкатулку фишки. Много фишек

- много слов.

Вывод: когда мы говорим, мы произносим слова. Слова бывают разные, их

очень много. Все слова, которые мы произносим, звучат. Слова звучат,

потому что они состоят из звуков.

5. Игра с воспроизведением движений «Такие разные слова».

Педагог предлагает детям послушать, как звучит то или иное слово.

Ребята, я сейчас буду произносить слова, а вы определите какой звук делает

это слово особенным по звучанию.

Например: слово «звонок», «звонит», «звонкий».

Слова «звонок», «звонкий звук» делает таким звонким звук [з].

Слова «тишина», «шуршит», «камыш». Эти слова шуршат благодаря звуку

[ш]. Слова «гром», «гремит», «барабан» грохочут благодаря звуку [р]. Все

слова и слоги состоят из звуков.

Ребята сейчас мы с вами будем измерять слова. Я вам сейчас покажу .

6. Игровое упражнение «Измерение слов».

Дети произносят слово, измеряя его руками: сначала соединяют ладошки

вместе перед грудью, а потом, медленно произнося слово, разводят ладошки

в стороны.

Опорные слова: шарф, перчатки, пижама, костюм, на, ой, брюки, сарафан,

сапоги, сон, да день.

Ребята, слова бывают длинные и короткие. Когда в слове много звуков,

слово длинное, когда мало - короткое.

Физкультминутка.

Мы весёлые матрёшки,

На ногах у нас сапожки.

На руках перчатки,

На головках шляпки.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп.

Сели-встали, сели-встали,

Поплясали, поплясали.

И улыбку показали.

Воспитатель: А теперь ребята откройте свои тетрадки ,составьте

предложения про куклу Машу и запишите его графически и прочитайте

вслух. Какое предложение записал Тимофей , прочитай его.

7. Работа в тетрадях: штриховка геометрических фигур. Овал,

треугольник.

Рефлексия. Ребята что нового мы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей: что слова состоят из звуков, слова бывают короткие и

длинные.

Воспитатель:

- Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что вам понравилось на

занятии?

Дети: измерять слова, понравилось помогать кукле

Воспитатель:

- Какое задание было самым трудным? Почему?



В раздел образования