Автор: Каскимова Лариса Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Верхнеусинская СШ"
Населённый пункт: Красноярский край, Ермаковский район, село Верхнеусинское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «ЗВУК». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
Раздел: дошкольное образование
Красноярский край, Ермаковский район, село Верхнеусинское
МБОУ «Верхнеусинская СШ»
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного
возраста
Тема: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ
ТЕРМИНА «ЗВУК». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
с. Верхнеусинское, 2021г.
Форма организации: подгрупповая.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста;
- закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;
- обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин
«звук» в активный словарь;
- закреплять правила штриховки;
- упражнять в составлении предложений по опорным словам;
Образовательные:
Обратить внимание на звуковую сторону речи, познакомить детей с
термином «звук».
Развивающие:
Развивать слуховое внимание и память.
Развивать мелкую и общую моторики.
Развивать координацию речи с движениями.
Воспитательные:
Воспитывать культуру речевого общения.
Пособия: тетради, простые карандаши, баночки, фишки(по количеству
детей)
Демонстрационный материал: иллюстрации одежды, вещи, кукла
Ход занятия:
Вводная часть (Организационный момент)
Психогимнастика
Воспитатель: Мы умеем улыбаться, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь
нашим гостям: подарите им частичку своего хорошего настроения (дети
улыбаются);
Мы умеем удивляться (дети удивляются);
Мы умеем хмуриться (дети хмурятся), сделайте сердитые глазки;
Мы умеем жмуриться (дети жмурятся).
Воспитатель: Вот какие хитрые у вас глазки. А сейчас посмотрите на меня
умными глазками. К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте
поздороваемся с ними.
Ребята, сейчас я загадаю вам загадку.
Будьте внимательны!
Ее мы одеваем летом и зимой,
И в стужу зимнюю и в жаркий зной.
Вы сразу отгадаете, потому что знаете:
В чем гулять, а в чем играть,
В чем укладываться спать,
Что зимой надеть, что летом,
В этом нет для вас секрета.
Только время не теряйте,
Поскорее отгадайте (одежда)
Основная часть
Воспитатель: Глазки готовы, пальчики готовы, а ушки готовы внимательно
слушать? Сейчас мы с вами поиграем
1.
Игровое упражнение «Послушай и доскажи»
(воспитатель начинает чистоговорку, дети в рифму подбирают слово)
1.
Ан-ан-ан - куплю красивый … сарафан
2.
Ще-ще-ще - большая дырка на … плаще
3.
То-то-то - у куклы новое … пальто
4.
Юм-юм-юм - одену синий я …костюм
5.
Ма-ма-ма - Мишкина … пижама
6.
Ги-ги-ги – стоят на полке … сапоги
7.
Ки-ки-ки - разноцветные … носки, чулки
8.
Ны-ны-ны - потеряли мы … штаны
9.
Ка-ка-ка - маленькая … майка
10.
Цо-цо-цо–упала шляпа на …крыльцо
Воспитатель: Молодцы ребята.
Ребята к нам в гости пришла кукла Маша, она хочет сходить в магазин и
купить одежду. Давай - те мы с вами поможем Маше и расскажем ,какая
может быть одежда. Я вам сейчас покажу вещи, а вы будете подбирать
слова к предметам одежды. Поможем кукле Маше?
2. Словесная игра «Подбор прилагательных».
Содержание игры заключается в следующем: воспитатель показывает
предметы одежды, а дети называют как можно больше признаков,
соответствующих предложенному объекту.
Слова-признаки: перчатки, брюки, панама, платье, костюм, колготки, носки
Платье какое? (Красное.) Нет платья какого? (Зеленого.)
Платья, бывают какие? (По цвету, по размеру и т. д.)
Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием, теперь кукла Маша
знает, какая может быть одежда и она вас благодарит.
Воспитатель: А сейчас ребята у вас должны работать ушки и ручки, ушки
внимательно слушают, а ручки хлопают. Я буду произносить слова и слоги,
а вы хлопками определять, когда я назову слог. Будьте внимательны.
3. Игровое упражнение «Назвать только слоги».
Условия игры: воспитатель называет слова и слоги, дети слушают, когда
услышат слог, хлопают в ладоши.
Правила игры: сначала услышанный слог отметить хлопком, потом
озвучить.
Опорные слова и слоги:
Да -, шляпа, на -, пижама, кепка, до -, майка, сапоги, за-, ма -, костюм…
Воспитатель: Молодцы ребята.
Сейчас мы свами поиграем в игру «Копилка слов». У вас на каждом столе
стоит баночка и лежат фишки, каждый из вас будет произносить какое либо
слово и опускать фишку в баночку. Давайте назовём одежду , которую вы
знаете.
4. Игровая ситуация «Копилка слов».
Дети называют различные слова, опуская в шкатулку фишки. Много фишек
- много слов.
Вывод: когда мы говорим, мы произносим слова. Слова бывают разные, их
очень много. Все слова, которые мы произносим, звучат. Слова звучат,
потому что они состоят из звуков.
5. Игра с воспроизведением движений «Такие разные слова».
Педагог предлагает детям послушать, как звучит то или иное слово.
Ребята, я сейчас буду произносить слова, а вы определите какой звук делает
это слово особенным по звучанию.
Например: слово «звонок», «звонит», «звонкий».
Слова «звонок», «звонкий звук» делает таким звонким звук [з].
Слова «тишина», «шуршит», «камыш». Эти слова шуршат благодаря звуку
[ш]. Слова «гром», «гремит», «барабан» грохочут благодаря звуку [р]. Все
слова и слоги состоят из звуков.
Ребята сейчас мы с вами будем измерять слова. Я вам сейчас покажу .
6. Игровое упражнение «Измерение слов».
Дети произносят слово, измеряя его руками: сначала соединяют ладошки
вместе перед грудью, а потом, медленно произнося слово, разводят ладошки
в стороны.
Опорные слова: шарф, перчатки, пижама, костюм, на, ой, брюки, сарафан,
сапоги, сон, да день.
Ребята, слова бывают длинные и короткие. Когда в слове много звуков,
слово длинное, когда мало - короткое.
Физкультминутка.
Мы весёлые матрёшки,
На ногах у нас сапожки.
На руках перчатки,
На головках шляпки.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Сели-встали, сели-встали,
Поплясали, поплясали.
И улыбку показали.
Воспитатель: А теперь ребята откройте свои тетрадки ,составьте
предложения про куклу Машу и запишите его графически и прочитайте
вслух. Какое предложение записал Тимофей , прочитай его.
7. Работа в тетрадях: штриховка геометрических фигур. Овал,
треугольник.
Рефлексия. Ребята что нового мы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей: что слова состоят из звуков, слова бывают короткие и
длинные.
Воспитатель:
- Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что вам понравилось на
занятии?
Дети: измерять слова, понравилось помогать кукле
Воспитатель:
- Какое задание было самым трудным? Почему?