Автор: Сутурина Татьяна Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: Мирный, Саха /Якутия/ , Мирнинский улус
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: "Занимательная грамматика". 3 класс
Раздел: начальное образование
Программа внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
(общеинтеллектуальное направление)
3 класс
Программу составила
учитель начальных классов
Сутурина Татьяна Георгиевна
первая квалификационная категория
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
1
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса
составлена на основании:
1.
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ;
2.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 г. №373 с внесенными изменениями;
3.
Примерной
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования,
организационный раздел «План внеурочной деятельности»;
4.
Основной образовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Осознание роли языка и речи в жизни людей;
Эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций
Понимание эмоций других людей. Умение сочувствовать, сопереживать;
умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их по-
ступкам.
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
Развитие уважения к Отечеству, его языку, культуре;
Развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чте-
нии;
Привитие интереса к изучению языка;
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Развитие умений работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать
свою деятельность;
Развитие умений в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познава-
тельные универсальные учебные действия:
Развитие умений перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
Использование словарей, справочников;
Осуществление анализа и синтеза
Установление причинно-следственных связей;
Развитие умений вести рассуждения;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникатив-
ных задач; владение монологической и диалогической формами речи;
Высказывание и обосновывание своей точки зрения;
Развитие умений слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
Развитие у детей умения правильно организовать своё рабочее место;
№
п/п
Перечень разде-
лов, тем
Описание содержания
Формы ор-
ганизации
Виды деятельности
1
Фонетика
Расширение знаний о
звуках русского языка,
Гимнастика
для ума
Работа с произведениями,
где допущены орфографи-
2
«Мозговой штурм»,
игра «Исправь ошибки»
ческие ошибки, творческие
задания для формирования
орфографической зоркости
2
Словообразование
расширение знаний о
частях слова, их значе-
нии в словообразова-
нии, игры на превраще-
ния слов.
Гимнастика
для ума
Работа со схемами, шарады,
логически-поисковые зада-
ния на развитие познава-
тельного интереса к русско-
му языку
3
Лексика
Беседа о богатстве лек-
сики русского языка
«добрыми словами»,
знакомство со словами-
неологизмами архаиз-
мами, фразеологизмами
русского языка.
Турнир зна-
токов.
Работа со словарями и эн-
циклопедиями, активное ис-
пользование в речи фразео-
логических оборотов, логи-
чески-поисковые задания на
развитие познавательного
интереса к русскому языку
4
Морфология
Расширение знаний о
частях речи, их морфо-
логических признаках.
Игры на знание частей
речи.
Турнир зна-
токов.
Расшифровывание фраз и
текстов, логически-поис-
ковые задания на развитие
познавательного интереса к
русскому языку
5
Пословицы и пого-
ворки
Работа с пословицами и
поговорками
Викторина
Активное использование в
речи пословиц и поговорок;
подбор пословиц к заданной
ситуации;
выявление смысла
6
Игротека
Логически-поисковые
задания, направленные
на развитие познава-
тельных способностей
Игра-тест,
гимнастика
для ума.
Отгадывание загадок, разга-
дывание кроссвордов, крип-
тограмм, игры на знание и
развитие интереса к родно-
му языку, на проверку зна-
ний по русскому языку.
Тематическое планирование учебного материала
Название раздела
Количество
часов
Планируемые результаты
Фонетика
1
Обучающиеся научатся
- Работать с произведениями, где допущены
орфографические ошибки, словарями, схемами,
энциклопедиями;
- выполнять звуко – буквенный анализ слов,
Обучающиеся получат возможность
научиться:
Определять роль гласных в слове
Словообразование
8
Обучающиеся научатся
3
-Работать с произведениями, в которых допу-
щены ошибки;
- Расширять знания о звуках и буквах русского
языка посредством занимательного материала;
- Расширять знания о частях слова;
Обучающиеся получат возможность
научиться:
- отличать текст от набора предложений,
записанных, как текст
Лексика
8
Обучающиеся научатся
- Работать со словарями и энциклопедиями
- использовать в речи фразеологизмы и
фразеологические обороты.
Обучающиеся получат возможность
научиться:
Выполнять логически – поисковые задания на
развитие познавательного интереса
Морфология
8
Обучающиеся научатся
- Работать над расшифровыванием фраз и тек-
стов, логически – логически – поисковых зада-
ний на развитие познавательных интересов к
русскому языку
Обучающиеся
получат
возможность
научиться:
Расшифровывать фразы и тексты с фразеологиз-
мами
Пословицы и поговорки
2
Обучающиеся научатся:
- Активно использовать в речи пословиц и по-
говорок; развивать умение подбирать послови-
цы по заданной теме, ситуации.
Обучающиеся
получат
возможность
научиться:
Самостоятельно отыскивать пословицы и пого-
ворки на заданную тему
Игротека
8
Обучающиеся научатся:
-работать над отгадыванием кроссвордов крип-
тограмм ; развивать умение в подборе игр на
знание и развитие интереса к русскому языку
Обучающиеся
получат
возможность
научиться:
Отгадывать кроссворды, криптограммы, шара-
ды
Итого:
35
Календарно – тематическое планирование (35ч)
4
№
п/п
Темы занятий
Количество
часов
По плану
Факт
Примечание
Фонетика 1ч
1
Да здравствует русский язык!
1
04.09
Словообразование 8ч
2
Вежливые слова.
1
11.09
3
Поговорки и пословицы.
1
18.09
4
Игротека.
1
25.09
5
Запоминаем словарные слова.
1
02.10
6
Растения во фразеологизмах.
1
09.10
7
Животные во фразеологизмах.
1
16.10
8
Игротека.
1
23.10
9
Я не поэт, я только учусь.
1
30.10
Лексика 8ч
10
Как морфология порядок навела.
1
06.11
11
Игры с пословицами.
1
13.11
12
Игротека.
1
20.11
13
И снова животные во фразеологизмах
1
27.11
14
Кое-что о местоимении.
1
04.12
15
Познакомимся поближе с наречием и
числительным.
1
11.12
16
Игротека.
1
18.12
17
Состав слова, основа слова, формы
слова.
1
25.12
Морфология 8ч
18
Про корень и окончание.
1
15.01
19
Про суффикс и приставу.
1
22.01
20
Игротека
1
29.01
21
Непроизносимые согласные.
1
05.02
22
Учимся
различать
приставку
и
предлог.
1
12.02
23
Учимся писать «не» с глаголами.
1
19.02
24
Игротека.
1
26.02
25
Имена существительные с шипящим
звуком на конце.
1
05.03
Пословицы и поговорки 2ч
26
Его Величество Ударение.
1
12.03
27
Поговорим о падежах.
1
19.03
Игротека 8ч
28
Проект « Составляем орфографиче-
ский словарь»
1
02.04
29
Сложные слова.
1
0904
30
От архаизмов до неологизмов.
1
16.04
31
По страницам энциклопедий.
1
23.04
32
Готовимся к конкурсу «Русский Мед-
вежонок».
1
30.04
33
Игротека.
1
07.05
5
34
Повторяет, повторяем, повторяем.
1
14.05
35
Итоговое занятие. Подводим итоги
Итого
35ч
Содержание учебного материала
Раздел «Фонетика» 1час
Цель
:
Расширение знаний учащихся о звуках языка. Работать с произведениями, где допущены
орфографические ошибки. Выполнять творческие задания для формирования орфографической
зоркости.
Раздел «Словообразование» 8 часов
Цель: Расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании. Работать над схемами,
шарадами, выполнять логически – поисковые задания на развитие познавательного интереса.
Раздел «Лексика» 8 часов
Цель: Развитие умений работать со словарями и энциклопедиями, активным использованием в речи
фразеологических. Знакомство со словами – неологизмами, архаизмами, фразеологизмами.
Раздел «Морфология» 8 часов
Цель: Вести наблюдения над частями речи, их морфологических признаках, познакомить детей с
играми на знание частей речи, , логически – поисковые задания на развитие познавательного
интереса к русскому языку .развивать у детей умение расшифровывать фразы и тексты.
Игры на хнание частей речи.
Раздел «Пословицы и поговорки» 3 часа
Цель: Провести работу
с пословицами и поговорками на разные темы.развитие активного
использование в речи пословиц и поговорок. Подбор пословиц к заданной ситуации.
Развитие умений выявлять смысл .
Раздел «Игротека» 7 часов
Цуль: Поиск логических заданий, направленных на развитие познавательных способностей детей.
Отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм. Проведение игр на знание и
развитие интереса к родному языку, на
6
7