Напоминание

"Круговая тренировка на уроках физической культуры старших классов и тренировке сборной команды школы"


Автор: Черемкин Сергей Васильевич
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Абыйская СОШ имени д.т.н. Слепцова А.Е."
Населённый пункт: С.Абый, Абыйский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Круговая тренировка на уроках физической культуры старших классов и тренировке сборной команды школы"
Дата публикации: 20.11.2021
Раздел: полное образование





Назад




Круговая тренировка на уроках физической культуры старших классов и тренировке

сборной команды школы по национальным видам спорта

Черёмкин Сергей Васильевич

учитель физической культуры

МБОУ «Абыйская СОШ имени д.т.н. Слепцова А.Е.»

села Абый Абыйского района Республики Саха (Якутия)

Анализ методов круговой тренировки и обобщения опыта применения их на практике дает

основание выделить круговой метод как наиболее приемлемый для школьного урока. Сущность

его заключается в том, что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой

амплитудой, на упражнения и на отдых планируется одинаковое время - по 30 секунд. Стандартная

продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет

следить за точностью выполнения заданий. Последовательное чередование работы и отдых при

систематическом повышении нагрузки совершенствует

комплексное развитие двигательных

качеств - силовую выносливость, скоростную силу.

В комплекс обычно включают 10 упражнений (станций), на каждое тратится одна минута

(30 секунд на выполнение, 30 секунд на отдых), значит, на весь комплекс (один круг) уйдет 10

минут.

Комплекс может состоять также из 5 упражнений (сокращенный круг).

Упражнения выбирают наиболее простые, чтобы в течении 30 секунд каждое можно было

выполнить 10-30 раз. Поэтому подтягивание в висе, например, целесообразно заменить сгибанием

рук в висе лежа, а сгибание рук в упоре лежа давать на повышенной опоре (бревно, скамейка).

На уроках в сентябре и в начале октября, которые проводятся на площадке, ученики

обучаются в основном бегу, прыжкам, метаниям,

выполняя

большой

объем

легкоатлетических упражнений. Это способствует не только освоению техники движений, но и

развитию двигательных качеств, в частности быстроты, гибкости, силы. Поэтому на этих уроках

обычно не проводятся занятия по круговой тренировке. Но когда уроки переносятся в зал, чтобы не

снижать нагрузки и продолжать развивать двигательные качества в комплексе, необходимо

планировать в основной части урока выполнение упражнений по методу круговой тренировки с

целью развития в основном силы, силовой и скоростной выносливости.

Рассмотрим примерный комплекс сокращенного круга, в которой включен 5 упражнений для

развития физических качеств как: мышц ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и

общего воздействия на гибкость.

Приведем примерные четыре вида комплекса парных упражнений (сокращенный круг) для

развития гибкости и силового физического качества.

I комплекс упражнений

Цель упражнений: развить гибкость учащихся круговым методом парным исполнением.

1.

И.П. Первый партнер лежит, руки вверху, второй стоит, согнувшись над первым, ноги

врозь, руками взявшись за лучепястные суставы первого.

Выполнение.

Пассивное отведение вверх-назад рук первого партнера вторым с

прогибанием спины. Амплитуду увеличить постепенно.

2.

И.П. Партнеры сидят спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах.

Выполнение. Сгибание и разгибание туловища с партнером на плечах. Ноги в коленях не

гнуть.

3.

И.П. Партнеры сидят друг к другу спиной, ноги прямые, с захватом прямых рук вверху.

Выполнение. Поочередное сгибание и разгибание туловища. Вдох делать при разгибании,

выдох – при сгибании.

4.

И.П. Партнеры стоят спиной друг к другу, взявшись за руки вверху.

Выполнение. Одновременные совместные выпады вперед с чередованием правой и левой

ноги.

5.

И.П. Первый партнер – сед, прямые ноги вместе, второй стоит сзади, ноги врозь,

положив руки на плечи первого.

Выполнение.

Партнеры выполняют наклоны вперед несколькими сериями из 3-7

ритмических повторений с постепенным увеличением амплитуды и силы воздействия

второго партнера.

II комплекс упражнений

Цель упражнений: развить силовое качество учащихся круговым методом парных

исполнении.

1.

И.П. Первый партнер лежит на животе, руки в стороны, второй – упор присев,

захватив руками голени ног партнера.

Выполнение. Одновременно первому партнеру, прогибаясь, поднимать голову и руки

вверх-назад, второму – принимать упор согнувшись, колени прямые.

2.

И.П. Партнеры стоят в шаге друг к другу лицом с захватом шеи.

Выполнение. Перетягивание партнера на свою сторону.

3.

И.П. Партнеры находятся в упоре лежа с опорой одной рукой.

Выполнение. Выталкивание партнеры за контрольную линию

4.

И.П. Партнеры стоят друг к другу спиной, ноги прямые, руки согнуты в локтях и

соединены в замок.

Выполнение.

Поочередное сгибание и разгибание туловища до горизонтального

положения с потряхиванием партнера в горизонтальном положении

5.

И.П. Ноги на ширине плеч, руки внизу.

Выполнение. Глубокие приседания с касанием руками пяток.

III комплекс упражнений

Цель упражнений: развить гибкость учащихся круговым методом с использованием

спортивного инвентаря.

1.

И.П. Лечь на спину, с опорой головы и шеи о набивной мяч, а ног о гимнастическую

скамейку.

Выполнение.

Прогибаться в грудной клетке, опираясь затылком головы, не касаясь

ладонями рук о пол.

2.

И.П. Вис, стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись за рейку вверху.

Выполнение. Отведение туловища вперед с прогибанием позвоночного столба в грудной

клетке. Вдох – перед началом пригибания, выдох – при возвращении в исходное

положение.

3.

И.П. Ноги на ширине плеч, гимнастическая палка сзади, хватом за концы снизу.

Выполнение. Наклоны вперед с отведением прямых рук и головы вверх-назад, не сгибая

ног в колени.

4.

И.П. Ноги на ширине плеч, металлическая труба весом 5-8 кг сзади, хватом снизу.

Выполнение. Наклоны вперед, но с металлической трубой в прямых руках до горизонтали

отведением головы вверх-назад и прогибанием спины.

5.

И.П. Лечь спиной на скамейку, руки вдоль туловища.

Выполнение. Наклоны к ногам за счет сгибания и разгибания туловища.

IV комплекс упражнений

Цель упражнений: развить силовое качество учащихся круговым методом с использованием

спортивного инвентаря.

1.

И.П. Лечь на гимнастическую скамейку, набивной мяч весом 2-3 кг впереди.

Выполнение. Вращение прямых рук в лицевой плоскости поочередно в правую и левую

стороны.

2.

И.П. Упор лежа животом на коне, руками захватив ручки, ноги закреплены за рейку

гимнастической стенки.

Выполнение. Поднимаясь и опускаясь туловища, прогибая спину и отводя голову назад,

опираясь о ручки.

3.

И.П. Сед гимнастической скамейке, закрепив ноги за рейки гимнастической стенки, руки

вдоль туловища.

Выполнение. Наклоны к прямым ногам, сгибая и разгибая туловища до горизонтального

положения, руками захватив край скамейки.

4.

И.П. Ноги на ширине плеч, руки произвольно.

Выполнение. Приседание с выносом рук вперед с гирей весом 16 кг.

5.

И.П. Низкий присед на одной ноге, другая в стороне, гантели весом 3-4 кг у плеч.

Выполнение. Перенесение центра массы с одной ноги на другую, не наклоняя плеч и

сохраняя осанку, полностью выпрямляя неопорную ногу.

Таким образом, разработанный примерный комплекс упражнений (сокращенный круг) по

круговой системе может воспитать физические качества юношей старшего, школьного возраста.

Дальше рассмотрим результаты исследования.

Мною применялись следующие методы исследования:

анализ научно методической литературы;

педагогический эксперимент;

метод педагогических контрольных упражнений (тестирование);

педагогические наблюдения;

опрос участников исследования;

Рассмотрим методы исследования подробнее:

С целью глубокого и разностороннего изучения данной проблемы был осуществление анализ

научно-методической литературы по следующим вопросам:

особенности развития двигательных качеств учащихся;

моделирование воспитания физических качеств круговым методом тренировки;

круговой метод на уроках физической культуры и методы организации упражнений;

национальные виды спорта и развитие физических качеств, так как исследование

проводилось через тренировку сборной команды по национальным видам спорта

и секции по национальным прыжкам.

Анализ

литературных

источников

позволил

составить

представление

о

состоянии

исследуемого вопроса, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов.

На этом этапе исследования было проведено тестирование, для определения общей

физической подготовки старшеклассников, с помощью контрольных испытаний ФКН «Эрэл»,

который вполне эффективно используется в республике для определения разностороннего

развития физических качеств:

челночный бег 3x10м;

прыжок в длину с места;

«кылыы»;

«ыстанга»;

«куобах»;

бег 1500м.;

подтягивание;

гибкость.

По результатам тестирования были сформулированы две группы: экспериментальная и

контрольная.

В экспериментальной группе занятия проводились с использованием метода круговой

тренировки по национальным видам спорта. Занимались в основном на совершенствование

техники национальных видов во время урока физической культуры, где требуется развитие

физических качеств. Контрольная группа сформирована 6 из числа учащихся посещающих секцию.

Проводились уроки методом круговой тренировки. После окончания каждой четверти также

проводились тестирования. По результатам которых был рассчитан средний показатель той или иной

группы.

Педагогические наблюдения проведены во время уроков, тренировок и соревнований с

целью проверки соответствия составленных комплексов упражнений на развитие определенных

мышц и физических качеств, за соответствием физических нагрузок и состоянием здоровья

занимающихся, за условием для проведения занятий и тренировок. По результатам проведенного

педагогического наблюдения следует отметить, что условия для проведения занятий и тренировок

по круговому методу тренировки соответствуют требованиям. Помещение, в котором проводятся

уроки и тренировки соответствуют стандарту. Наблюдая за выполнением заданий, в ходе

эксперимента ввели некоторые изменения в комплексах упражнений и в циклах занятий.

Опрос проведен в форме беседы и анкетирования.

Цель опроса - определение степени удовлетворенности учащихся проведением занятий

по круговому методу тренировки, оценка качества работы по физическому воспитанию. Были

заданы следующие вопросы:

1.

Знаете ли вы, что такое круговая тренировка?

2.

Чем отличается круговая тренировка от обычных занятий?

3.

Нравится ли вам круговая тренировка?

4.

Чем лучше обычных занятий?

5.

Устаете ли вы после занятий по круговой тренировке?

6.

Посещаете ли вы спортивные секции? Какие?

Для родителей провели тест со следующими вопросами:

1.

Как вы оцениваете работу школы по физическому воспитанию учащихся?

а)

хорошо

б)

средне

в)

плохо

2.

Как вы оцениваете степень заинтересованности вашего ребенка физической

культурой?

а)

высокая

б)

средняя

в) низкая

3.

Испытывает ли ваш ребенок усталость после занятий?

а)

да

б)

иногда

в)

нет

г)

не знают

4.

Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию?

а)

да

б)

нет

в)

не знаю

5. Ваши мнения и предложения.

В опросе принимали участие все учащиеся 9- 11 классов (34 учащихся) и их родители (25

человек). По результатам опроса - анкеты для учащихся получили такие показатели:

85% (29 учащихся) имеют достаточно знаний о круговой тренировке и им нравятся

занятия с применением данного метода;

18% (6 учащихся) испытывают усталость после таких занятий;

100% (все) посещают различные секции.

Из этого следует, что учащимся нравится заниматься ПО круговой тренировке.

Повысился интерес к физическим занятиям. Результаты опроса родителей:

работу школы по физическому воспитанию 51%оценивают на хорошо, 49% на средне;

уровень

степени

заинтересованности

ребенка

физкультурой

и

спортом

63%родителей считают высоким, 3,7% - средним;

7% родителей считают, что их дети испытывают усталость после занятий, 3% -

иногда, 66% - считают, что - нет, а 24% не знают, устают ли их дети после

физических занятий;

дети принимавших участие в опросе родителей все посещают секции, что составляет

100%.

В конце анкеты - опроса родители высказали свои мнения и предложения. В них отмечают,

что с каждым годом повышается интерес учащихся к физической культуре, повышаются

спортивные показатели учащихся нашей школы по улусу. Из этого следует, что именно применение

различных эффективных методов привлекают учащихся к физическим занятиям и спорту, одним

которой является - метод круговой тренировки.

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ.

В этих целях учителя можно успешно использовать метод круговой тренировки, которая с каждым

годом приобретает все большую популярность, особенно у учащихся старших классов. И сегодня

уже нет нужды агитировать за круговой метод тренировки на уроках физической культуры в 9-11

классах, поскольку результаты применения ее в учебный процесс налицо. С включением ее растет

охват старшеклассников разнообразной и целенаправленной работой с учетом индивидуального

подхода к каждому ученику в зависимости от достигнутого им уровня физического развития.

Исследования подтвердили эффективность применения кругового метода тренировки даже при

использовании ее в 50% на уроках и тренировках. Там, где она внедрена, у старшеклассников

значительно повышается уровень развития скоростно – силовых качеств, гибкости и быстроты

движений, выносливости.

Круговой метод тренировки обогащает школьный урок физической культуры и тренировочные

занятия. На всех этапах кругового метода тренировки сохраняется прямая и обратная связь между

педагогом и учащимися, ведется строгий контроль за физическим развитием и состоянием здоровья

учащихся.

Учитывая все достоинства кругового метода тренировки делаем такие выводы:

- Круговой метод тренировки является основной организационно – методической формой для

построения занятий по развитию двигательных качеств у старшеклассников.

- Круговой метод ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей,

развития физических качеств при активном самостоятельном выполнении упражнений учащимися и

контролем за ее воздействием на систему организма.

- Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность

занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно,

соразмерно своим возможностям и усилиям.

- Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику

проведения самостоятельных занятий.

Практические рекомендации:

1.

Использовать круговой метод тренировки для комплексного развития физических качеств.

2.

Применять круговой метод тренировки для индивидуализации нагрузок и дифференциации

заданий.

3.

Внедрить круговой метод тренировки на уроках и занятиях физической культуры,

руководствуясь следующими рекомендациями:

- следует определить цели развития физических качеств, их развитие на каждом конкретном

этапе обучения;

- провести всесторонний анализ упражнений, установив их связь с учебными темами и не забыв о

положительном и отрицательном переносе навыков;

- комплекс упражнений должен вписаться в определенную часть урока с учетом уровня

подготовленности учащихся;

- предстоит определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с

учетом половых и возрастных различий школьников;

- строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и переходов от одной станции к

другой, интервалов между кругами при повторном прохождении комплекса;

- заготовить станционные плакаты с графической и тестовой информацией, определив место их

размещения в спортивном зале, а также размножить карточки – задания с комплексами

упражнений круговой тренировки.



В раздел образования