Напоминание

Коррекционно-развивающие игры для детей.


Автор: Халкевич Елена Олеговна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 950
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционно-развивающие игры для детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развивающие игры для детей до 4-х лет

Учимся - играя.
Учитель-дефектолог Халкевич Е.О.
Знакомство с цветом, формой и размерами предметов.
Пришло время изучать размеры предметов: большой, маленький, самый большой, средний... Хорошо бы познакомить ребенка с цветами: желтый, красный, синий …… Да и пора бы уже различать фигуры: квадрат, треугольник, круг... У нас получилось придумать для этой цели игру. Вырезали из цветной бумаги кружочки большие и маленькие, цветные. Для начала взяли три цвета: желтый, синий, зеленый. Начали складывать парочки, проговаривая: "Большой зеленый кружочек и маленький зеленый кружочек. Большой синий кружочек и маленький синий кружочек"... Для контроля попросили ребенка самостоятельно найти парочку, например, к большому синему кружочку. Проверили, усвоил ли ребенок понятие 'большой', запомнил ли синий цвет, правильно ли нашел парочку. Задания для контроля могут быть разные: - найти парочку к маленькому желтому кружочку; - найти парочки ко всем большим кружочкам; - сложив неправильно парочки, попросить исправить ошибку. Теперь можно добавить средний кружочек и другие цвета. Из трех кружочков можно уже конструировать фигурки. Например, снеговика. Оставили знакомые цвета и положили средние кружочки. Научились строить снеговиков. К следующему занятию поменяли один цвет. Например, синий на красный. Потом работали с четырьмя, пятью, шестью цветами. Задания для контроля следующие: - сложить красного снеговичка; - найти парочку для среднего зеленого кружочка; - найти все коричневые кружочки... А потом у нас появились треугольнички. Собирали парочки и делали из них елочки. Затем стали давать задания на две фигуры: - сложить белого снеговика и найти парочку для большого синего треугольничка; - построить зеленую елочку и синего снеговичка... Изучая прямоугольники, строили машины. Просто машины и машины, которые перевозили песок.
Задания для контроля усложнялись: - в готовой машине изменить цвет колес; - построить машину зеленого цвета, которая везет желтый песок; - кузов - красный, кабина - белая, колеса - черные; - построить зеленую елочку, желтого снеговика и синюю машину... А когда начали знакомиться с овалом, то начали учиться считать. Потому что складывали цветочки, а у них много лепестков. А потом малышу стало скучно играть с цветными бумажками, и мы придумали еще один прием. В коробке лезвием вырезали фигурки: круг, овал, прямоугольник, треугольник. Из цветного картона вырезали фигурки. Задания были такими: - положить в коробочку синий прямоугольник; - положить в коробочку зеленый кружочек...
Замечание:
нужно рассчитать величину фигур так, чтобы перепутать отверстие для них было невозможно, то есть, чтобы кружок нельзя было положить в квадрат, овал в кружок и так далее.
И еще об одной игре
хочу рассказать Нужно взять несколько игрушек (в зависимости от возраста - три, пять, семь). Поставить их перед ребенком в ряд. Рассмотреть, перечислить. Потом попросить малыша отвернуться и в этот момент убрать одну игрушку. Повернувшись, ребенок должен ответить, какой игрушки нет. Развивая внимание и память, можно вспоминать цвета и формы. Например: посадить трех зайцев разного цвета - тогда для правильного ответа ребенок должен сказать: "Нет зайчика такого-то цвета". В следующий раз положить разные фигуры: круг, квадрат, овал, крестик. В этом случае ответ ребенка будет таким: "Нет кружочка". Многих родителей волнует вопрос: чем занять малыша дома, как отвлечь от капризов и баловства? Маленькие дети начинают себя "плохо" вести, когда им скучно. А так как пока они не могут сами себя занимать играми или, если могут, то недолго, предлагаю родителям поиграть вместе с малышом
Развиваем память, внимание

"Найди куклу!"
Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, взрослый в это время прячет куклу, потом говорит ребенку: - Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Петя, Петя (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку. 
"Какой игрушки не хватает?"
Перед ребенком раскладывается 5-6 игрушек, он их рассматривает около минуты, затем отворачивается. Взрослый убирает одну или 2 игрушки, остальные можно переставить. Ребенок должен вспомнить, какой игрушки не хватает. В эту игру можно играть часто, меняя набор игрушек, усложняя (раскладывать большее количество игрушек, убирать 2-3).

Развиваем восприятие величины, формы

"Мячи"
Берем мячи различной величины (для малыша 2-х лет достаточно 3-4 мяча, для ребенка постарше можно взять больше). Взрослый стоит вдалеке от ребенка (несколько метров) и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и подает его. Если он не ошибся, обязательно похвалите и продолжайте игру, мячи снова перемешиваются и ребенок должен выбрать самый маленький. Если малыш ошибся, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать маленький и большой мячи, обвести по окружности. Так можно играть не только с мячами, но и с кубиками, мягкими игрушками, для детей после 2-х лет можно предложить картинки (бабочки, матрешки, куклы и т.д.). 
Игры с мозаикой.
Используйте элементы крупной мозаики, заранее откладывая необходимое для игры количество и цвет. 
"Курочка и цыплята"
Возьмите 6 элементов желтого цвета и один - белого, несколько элементов других цветов. Начинам с чтения потешки: - Курочка-рябушечка, куда пошла? - На речку. - Курочка-рябушечка, за чем ты пошла? - За водичкой. - Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить? - Пи-пи-пи-пи-пи-пи! Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: "Курочка у нас будет белого цвета", демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: "Желтого цвета будут цыплятки". В отверстие игровой панели взрослый вставляет белую мозаику, напоминая, что это - курочка, за ней идут цыплятки, ставит желтый элемент, затем просит ребенка еще поставить цыпленка следом за мамой - курочкой. Если малыш неуверенно выполняет задание, можно ему помочь. Ребенок должен выстроить всех "цыплят" желтого цвета. Потом взрослый предлагает малышу самостоятельно поставить курочку и цыплят. Эта игра хорошо тренирует знание и различие цветов. 
"Елочки и грибочки"
(В этой игре малыш учится чередовать предметы по цвету.) Необходимо взять 10 элементов зеленого цвета, 10 - красного, по 5 штук белого, желтого и синего. Взрослый показывает элементы мозаики и, объясняя, что елочки бывают зеленого цвета, размещает на панели "елочку". Потом показывает красный элемент, говорит, что грибочки бывают красными. Взрослый размещает на панели елочку - грибочек - елочку - грибочек, при этом читает: "Елочки нарядные встали все в рядок, и за каждой елочкой - красненький грибок!" Затем ребенок продолжает выкладывать ряд самостоятельно. Если он ошибается, взрослый говорит: "Проверь, все ли у тебя правильно. Почему два грибка вместе?" некоторые дети размещают 2- 3 пары правильно, а затем начинают ошибаться. Если ребенку трудно выполнять
задание, взрослый диктует последовательность элементов: "Елочка, грибочек, елочка, грибочек…" Постепенно ребенок должен выполнять задание самостоятельно. 
"Гуси с гусятами"
Задача усложняется: нужно выбрать три цвета из пяти предложенных. Взять 10 элементов желтого, 10 белого, по 5 синего, красного, зеленого. Взрослый показывает синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем размещает все элементы синего цвета на панели слева, сверху вниз - получилась речка. Показывая один белый и один желтый элементы, взрослый говорит, что это гусь и гусенок. Размещаем на панели белый элемент, за ним - желтый: "Гусь пошел и гусенка повел". После ребенку предлагается самому найти гуся и гусенка, разместить их на панели. Во время выполнения взрослый читает стихотворение про гусей, например: Белые гуси на речку идут, Белые гуси гусяток ведут. Белые гуси вышли на луга, Крикнули гуси: "Га-га-га!"(Н. Клокова) Затем ребенок выполняет все самостоятельно (от речки и до гусей), сам выбирает нужные цвета, расставляет. При затруднении взрослый может помочь либо продиктовать очередность элементов. Таким образом, можно самим придумывать сюжеты, подбирать стишки, цветовые сочетания. Фантазируйте!
Развиваем двигательную активность, координацию

"Мы ногами топ-топ-топ!"
Дети поют вместе со взрослым и повторяют за ним движения: Мы ногами топ-топ-топ, (ходим по комнате, высоко поднимаем ноги) А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп! (хлопаем в ладоши) Ай да малыши, ай да крепыши! По дорожке мы шагаем (идем по комнате) И в ладошки ударяем. (хлопаем в ладоши) Топ-топ, ножки, топ! (стоя на месте, топаем) Хлоп, хлоп, ручки, хлоп! (и хлопаем) Ай да малыши! (руки на пояс, кружимся) Ай да крепыши! (А. Ануфриева) 
"Вот сидит наш пес Барбос"
Взрослый сиди на стуле, в руках у него игрушечная собачка, она "спит". Взрослый говорит: Вот сидит наш пес Барбос, В лапы спрятал черный нос.(ребенок подходит к собачке) Ну, Барбос, скорей вставай! И Наташу(имя ребенка) догоняй! (Е. Тихеева) Взрослый с собачкой бежит за ребенком, говорит "Гав, гав!", ловит его. В игре могут принимать участие несколько детей. Подобные игры можно придумать и самим, подбирая стишки и придумывая движения. Одна из любимых игр - "Паровоз", дети "ездят "по кабинету или
групповому помещению, напевая песенку. Полезно изображать разных животных: зайчика, лягушку, лисичку, птичку; как они двигаются, "говорят". Для детей постарше можно попробовать изобразить паровоз, самолет, какие-либо неодушевленные предметы.
Развиваем кисть, мелкую моторику
Приведу несколько примеров на пальчиковые игры . Напоминаю, что взрослый говорит слова и показывает, сначала ребенок повторяет, а потом сам, без помощи, рассказывает и показывает. 
"Мой Мизинчик"
Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, С Указательным запел. А Большой меня встречал И конфетой угощал. Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой. Средний брат несет рюкзак, Безымянный ходит так, А Мизинец стал играть: Братьев слушать приглашать. Правый же Большой плясал И на танец приглашал. Раз-два-три-четыре-пять! (М. Кальцова) 
"Пальчик о пальчик"
Пальчик о пальчик тук да тук!(ладошки сложены вместе, пальчики стучат, указательный по указательному) Хлопай, хлопай, хлопай!(хлопки в ладоши) Ножками топай, топай! (топаем 2 раза) Спрятались, спрятались! (закрыть лицо руками) Пальчик о пальчик тук да тук!..(повторяем) Можно использовать это упражнение для отвлечения и при усталости малыша.


В раздел образования