Напоминание

Музыкальное искусство в системе средств социализации учащихся


Автор: Мельникова Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкальное искусство в системе средств социализации учащихся
Дата публикации: 25.11.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт-Петербурга

Статья

«Музыкальное искусство в системе средств

социализации учащихся»

Автор:

Мельникова Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2021

Музыка… Никогда не устаревающее искусство. С древнейших времен

и до сегодняшнего дня она окружает человека.

Если обратиться к научным источникам, то в Советской музыкальной

энциклопедии мы сможем найти следующее определение этого вида

искусства.

Музыка (греч. µουσα

– муза) – вид искусства, который отражает

действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и

особым образом организованных по высоте и по времени звуковых

последований. Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме,

музыкальное искусство служит средством общения людей и воздействия на

их психику.

Будучи

«искусством

интонируемого

смысла»

(Б.В.

Асафьев),

музыкальное искусство существует и функционирует в обществе только в

живом звучании, в непосредственном исполнении. Энциклопедия

Когда и где возникло музыкальное искусство? Над данным вопросом

люди задумывались с давних пор. Неудивительно, что у большинства

народов существовало и существует немало легенд, рассказывающих о

происхождении музыки, о богах и героях, открывших ее людям.

С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их

возникновение он чаще всего приписывал сверхъестественным силам. Ему

казалось, что звуки эти издают некие таинственные и невидимые существа.

Например, как повествует немецкий эпос, раскаты грома ассоциировались у

народа со злым духом Тором, который рассердившись на людей, посылает

на землю свои раскаты-проклятья. В журчащих водах реки или водопада

слышался ласковый и нежный Нек, поющий русалкам свою размеренную

песню, а в глубине шумящего леса можно было представить, как смеется

Пан или рычит Рюбецаль...

Древние греки считали музыку великим даром богов. Ведь, согласно

одному из широко известных мифов, Артемида, выстрелив однажды из лука,

2

первой обнаружила, что свист пущенной тетивы очень красив. Открытие

Артемиды так понравилось Аполлону, что он и сам стал извлекать из

«мужеубийственного» оружия, как гласит миф, очаровательные звуки.

Но из источников греческих мифов, а именно Аполлодор в своей

«Мифологической библиотеке» утверждает, что сначала на свет появились

музы, а потом уже их сводные брат и сестра — Аполлон и Артемида.

Музы (в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса

«могучегремящего», которому подчиняются все божества Олимпа, все

главные

принципы

во

Вселенной,

и

Мнемосины,

богини

памяти,

покровительницы поэзии, искусств и наук, — олицетворяют все то, что

позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном.

По преданию, муз было девять, причем пять из которых имели

непосредственное отношение к музыке: Эвтерпа – муза лирической поэзии и

музыки, покровительницей всего музыкального искусства, Мельпомена -

муза пения и похоронной музыки, Терпсихора —покровительница танцев и

хорового пения, Эрато — муза любовных песен, Полигимния — муза

торжественных гимнов в честь богов и героев. И как явствует из мифологии,

музы проявили себя в искусстве звуков все же раньше, чем Аполлон, обычно

именуемый покровителем искусств или Аполлоном Мусагетом.

Поэтичны и разнообразны мифы, легенды и сказания древних народов о

происхождении музыки. Но кто в наши дни поверит, что музыку людям

ниспослали боги и духи?

В конце XIX

и начале XX

веков были выдвинуты определенные

гипотезы, согласно которым истоками музыкального искусства являлись

интонации эмоционально возбужденной речи (Г. Спенсер), пение птиц и

звуки животных (Ч. Дарвин), ритмы работы первобытных людей (К. Бюхер),

их звуковые сигналы (К. Штумпф), магические заклинания (Ж. Комбарье).

Первоначально

хаотичные,

неорганизованные,

охватывающие

широкий

диапазон последования большого количества звуков неопределённой высоты

3

сменились напевами и наигрышами, которые впоследствии сформировались

в простейшие музыкально-звуковые системы.

В период разложения первобытнообщинного строя рождается музыка,

как самостоятельный вид искусства. В мифологической литературе разных

народов музыкальное искусство было наделено могучей силой, способной

влиять на природу, укрощать диких зверей, исцелять человека. С ростом

разделения

труда

и

возникновением

классов

музыкальное

искусство

начинает подразделяться на культуру господствующего класса и культуру

народа. С этого момента начинается развитие музыкального искусства, как

народного

непрофессионального

искусства.

Музыкальное

творчество

народных масс становится в дальнейшем фундаментом музыкальной

культуры

общества

в

целом,

богатейшим

источником

образов

и

выразительных средств для композиторов.

Учитывая современную социокультурную ситуацию в стране, которая,

к сожалению, характеризуется резким снижением ценностной значимости

высокохудожественных достижений искусства и культуры (особенно среди

молодежи), огромную роль для развития общества приобретает эстетическое

и духовное воспитание подрастающего поколения.

Проблема развития творчества, формирования креативных свойств

личности особенно актуальна для нынешней молодежи, среди которой остро

стоит

вопрос

личностного

самоопределения,

реализации

собственных

интересов, признания ценности своей жизни.

В ряду искусств музыка занимает особое место, так как обладает особо

высоким «педагогическим» потенциалом. К каким бы векам, эпохам,

народам, расам мы ни обратились — живительное искусство музыки стоит на

первом месте или в ряду самых дорогих человеку искусств.

В философии педагогики мы можем увидеть различные высказывания,

характеризующие предназначение музыкального искусства в обществе.

С одной стороны, музыка является одним из основных средств

воздействия на индивида, способствуя развитию его художественного,

4

эстетического,

нравственного

потенциала.

Согласно

другой

позиции,

приобщаясь к музыкальному искусству необходимо воспитывать прежде

всего ценностное отношение к самой музыке, ибо музыка вполне достойна

того, чтобы утверждать собственные приоритеты.

В целом очевидна целесообразность такого подхода, в котором нашло

бы отражение взаимодополнения этих двух позиций. Тем самым могло бы

быть достигнуто столь необходимое в наше время понимание значимости

музыкального искусства как самобытного музыкального феномена и его

возможностей, влияющих на развитие личности и общества в целом.

Музыка окружает человека с первых дней его жизни, воздействуя на его

эмоциональный, внутренний мир, обогащая и расширяя его.

По мнению Э.Б. Абдуллина, музыкальное искусство выполняет ряд

определенных общественных функций. С позиции педагогики музыкального

образования

эти

функции

выступают

как

основные

ориентиры

при

определении направленности музыкального воспитания, обучения и развития

ребенка.

В

содержательном

отношении

наиболее

близок

подход

к

классификации функций музыкального искусства, предложенный в работах

В.Н.

Холоповой.

Исследователь

выделяет

следующие

функции:

коммуникативную, отражения действительности, этическую, эстетическую,

каноническую, эвристическую, познавательно-просветительскую, в итоге –

общественно-преобразующую.

Каждая из этих функций, с одной стороны, вступает во взаимодействие с

другими функциями, а с другой стороны имеет свою направленность и

специфику.

Среди перечисленных выше функций музыки необходимо особо

выделить коммуникативную. Особенность музыкального общения состоит в

единении людей. Это свойство музыки было замечено еще в глубочайшей

древности. Формирование людской общности в музыке (также, как и во

всяком другом виде искусства) не устраняет личности, не растворяет

5

индивидуальность в социуме. В.Н. Холопова подчеркивает, что воздействие

искусства носит двунаправленный лично-социальный характер, причем

социальное дается в индивидуальных ощущениях личности. Особенностью

музыки как самого непосредственно эмоционального из искусств является

то, что благодаря силе индивидуальных ощущений объективно-социальное

содержание произведения приобретает для воспринимающего повышенную

личную убедительность.

Познавательное значение музыки определяется тем, что она помогает

лучше слышать жизнь, ее звуковые проявления. Именно через слух,

посредством ассоциаций, человеческое сознание познает незвуковые и

неслуховые стороны жизни, что расширяет возможности музыки. Таким

образом, музыка обладает целым рядом незаменимых качеств, которые

обеспечивают ей одно из самых мощных эстетических воздействий.

В процессе музыкальных занятий активно реализуется как общественно-

преобразующая, так и личностно-формирующая функция, действующие в

диалектическом

единстве.

Направленное

воздействие

музыкального

искусства на личность носит творческий характер, в процессе которого

активно развиваются эмоциональная, интеллектуальная и волевая сферы

подростков, которые в итоге и изменяются в процессе общения с

музыкальным искусством.

Приобщение к музыкальному искусству способствует развитию таких

способностей,

как

память,

логическое

мышление,

аналитические

способности.

В настоящее время интерес к музыке достаточно высок. Ни одна другая

сфера творческой деятельности не занимает в социальной жизни человека

такого значительного места. По данным социологических исследований

именно музыкальное искусство занимает ведущее место среди молодежных

предпочтений, обладая действенным средством воспитательного воздействия

даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны. Музыка

6

развивает сферу чувств, способствуя самопознанию. Гармоническое развитие

личности невозможно без постижения гармонии звуков, ритмов.

Именно высочайшая мера обобщенности художественного смысла в

сочетании с условной общепонятностью ее языка способствуют тому, что

музыкальное высказывание и продуцируемые с его помощью образы, идеалы

и художественные коллизии проникают в глубины сознания каждого

человека, умеющего ее слышать.

Каждый человек, в том числе и ребенок, чувствует, выражает и осознает

музыку по-своему. Это общение носит творческий характер, при котором

каждый слышит то, что важно лично для него. Один наслаждается гармонией

звуков, у другого рождаются яркие образы, третий ищет и находит способ

самовыражения и самопознания.

Одним из основных условий развития творческого мышления является

создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений.

Зона творческого развития близко соотносится с зоной ближайшего развития

личности.

Л.С. Выготский замечает, что творчество на деле существует не только

там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где

человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое, какой бы

крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев.

Существует несколько представлений о роли музыкального искусства в

процессе развитии детей. Д.Б. Кабалевский рассматривал музыку, как

действенное средство, способствующее духовному развитию человека,

другие представители говорят о ее арттерапевтическом воздействии, о ее

способности снимать эмоциональные стрессы, регулировать психическое

состояние,

гармонизировать

эмоционально-интеллектуальное

развитие

личности,

ее

волевые

проявления.

В

России

изучение

и

развитие

музыкотерапии связано с именами таких крупных ученых, как И. Догель, И.

Тарханов. В. Люстрицкий, В. Спиртов.

7

Русский учёный А.М. Бехтерев в начале ХХ века создал «Общество для

выяснения лечебного значения музыки».

Давно было замечено, что музыка активно взаимодействует с сознанием

человека, может проникать в область бессознательного.

Роль музыкального искусства в современном культурном пространстве

не только очень велика, но и чрезвычайно специфична. Рядом с тенденцией

визуализации культуры, особенно массовой, расширяется и зона влияния

музыкальной, акустической культуры. Само по себе музыкальное искусство,

имея неоднородный характер, может использоваться в очень разных

функциях

от

воплощения

высоких

чувств

и

глубоких

идей

до

удовлетворения чисто физиологических процессов.

Не секрет, что на

формирование музыкальных интересов и предпочтений молодого поколения

большое влияние оказывают средства массовой информации. Для того,

чтобы музыка могла оказывать положительное влияние на развитие

подрастающего поколения, необходимо научить детей любить и понимать

музыку, создать необходимые условия для формирования потребности в

общении с ней. Педагогический процесс должен быть направлен на

гармоничное развитие индивидуальных способностей ребенка, на раскрытие

его потенциала и возможностей.

Б.А. Титов, в своих работах говорит о том, что развитие творческих

способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие

личности. Привыкая проводить в движение все умения и умственные силы в

процессе занятия искусством, ребёнок впоследствии распространяет эту

способность и на другие виды деятельности. Так, творческие способности,

проявившиеся у обучающихся в области музыки и получившие социальное

развитие, способствуют также развитию на этой основе таких свойств

личности, которые помогут ребёнку творчески осваивать и многие другие

виды деятельности.

Таким

образом,

музыкальное

искусство,

обладая

огромной

эмоциональной силой психологического и физиологического воздействия на

8

человека, является мощным средством, влияющим на процесс социализации

учащихся.

В отличие от других педагогических средств, музыкальное искусство

обладает еще и собственной ценностной значимостью – приобщаясь к

музыке, ребенок всегда имеет дело с высокохудожественными образцами

искусства.

Занимаясь музыкой, он также участвует в творческом процессе, получая

некий художественный результат, который ценен сам по себе, а не только как

средство воспитания и развития личности.

Список литературы

1.

Ансерме Э. Беседы о музыке/ Э. Ансерме; Под ред. В.Н. Гуркова; Пер.

В.Н.Александрова,

Е.Ф. Бронфин; Предисл. Е.Ф. Бронфина; Примеч.

В.Н.Александровой.– Л.: Музыка, 1976. –112с.

2.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы

развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368

с., ил.

3.

Тельчакова-Куренкова

Р.А.

Методологические

и

теоретические

проблемы музыкального образования //Вопросы подготовки музыканта-

педагога. – Магнитогорск, 1997.

4.

Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере

досуга / Б.А. Титов; С.-Петерб. гос. акад. культуры, Рос. акад. образования,

Центр соц. педагогики.

СПб., 1997.

275 с.

5.

Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие.– СПб.: Лань,

2000.– 320с.

9

10



В раздел образования