Напоминание

«Использование цифровых сервисов педагогами школ в период обучения с применением дистанционных технологий: плюсы и минусы»


Автор: Трошин Николай Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ - гимназия №34 г. Орла
Населённый пункт: г. Орел, Орловская область
Наименование материала: научная статья
Тема: «Использование цифровых сервисов педагогами школ в период обучения с применением дистанционных технологий: плюсы и минусы»
Дата публикации: 22.11.2021
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование цифровых сервисов педагогами школ в период обучения с

применением дистанционных технологий: плюсы и минусы»

В условиях пандемии в апреле – мае 2020 года практически все российские школы

перешли на обучение с применением дистанционных технологий. Для реализации данной

формы обучения общеобразовательные организации были готовы как в рамках

нормативно-правовой деятельности, так и техническом оснащении. Педагоги,

обладающие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий,

владеющие основами работы в сети Интернет, оказались готовыми к новым условиям и

требованиям дистанционного обучения. Большую помощь оказала ИСОУ «Виртуальная

школа», на базе которой практически во всех школах Орловской области на тот момент

уже велся электронный журнал.

Педагоги готовят материал для изучения, высылают теоретические и практические

задания с помощью электронных журналов, используют в работе образовательные

платформы. Школьники выходят на связь с педагогами с помощью различных

мессенджеров и по телефону, обязательно высылают выполненные задания и, таким

образом, посещают учебные занятия по расписанию, не выходя из дома.

Социальный заказ общества в области образования заключается в том, чтобы повысить

качество образовательных результатов у учащихся посредством внедрения современных

образовательных технологий в учебно-воспитательном пространстве.

Одной из задач качественного образования -это создание условий для формирования

положительной учебной мотивации и развитие её у школьников.

Сегодня уже всем знакомы понятия – дистанционное обучение, виртуальное обучение,

веб-обучение и т.д.

Электронное обучение подразумевает использование информации, содержащейся в базах

данных, а также применение информационных технологий и сетей для ее обработки и

передачи между учениками и учителями.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные

технологии, реализуемые в основном с применением информационно-

телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии

обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение не требует

взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Организовать учебную работу дистанционно — значит не только предоставить ученику

новую информацию по предмету, но и получить обратную связь для учета степени

усвоения знаний обучающимся. Учителю необходимо помнить, что школьник

самостоятельно должен разобраться с новыми изучаемыми темами. А для этого у ученика

должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с

которой мы работаем. И весь образовательный процесс из привычных кабинетов

переместился в виртуальную образовательную среду.

Виртуальная образовательная среда - это многофункциональная система, которая

включает в себя инновационные технологии, информационные ресурсы и средства

электронной коммуникации.

Виртуальная образовательная среда нужна прежде всего для эффективной коммуникации

всех участников образовательного процесса и здесь необходимо учесть навыки владения

информационными технологиями и профессиональная компетентность.

Для реализации учебных задач, с целью повышения качества образования, используются –

онлайн-сервисы или образовательные платформы, которые дают реальную возможность

использовать информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе

с целью повышения образовательных результатов младших школьников.

Образовательная платформа - это ограниченный, личностно-ориентированный

Интернет-ресурс, посвященный вопросам образования и саморазвития и

содержащий учебные материалы, которые предоставляются пользователям на тех или

иных условиях.

Педагоги нашей гимназии выбрали несколько онлайн-сервисов для реализации

образовательных программ. Предлагаю сегодня ознакомится с образовательными

платформами, рекомендованными Министерством образования Челябинской области,

использование которых возможно на уроках, во внеурочное время, а также в период

обучения с применением дистанционных технологий.

Московская электронная школа — это уникальное сочетание традиционного

образования и цифровых технологий, которое дает возможность учить и учиться по-

новому.

Плюсы:

«МЭШ» сокращает время на подготовку уроков, поиск информации и ее проверку. Уже

сейчас в библиотеку «МЭШ» загружены в открытом доступе более 800 тысяч аудио-,

видео- и текстовых файлов, свыше 42 тысяч сценариев уроков, более тысячи учебных

пособий, 348 учебников издательств, более 100 тысяч образовательных приложений и 240

художественных книг.

Минусы: большинство уроков и сервисов данного сайта доступны только московским

учителям и ученикам.

Яндекс.Учебник – российская образовательная платформа для учителей и

учеников. Сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять

домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса,

индивидуально работать с успешными и отстающими учениками.

Плюсы:

- Единый доступ к заданиям из разных учебников и рабочих тетрадей;

- Удобный инструмент для подготовки к уроку, проведения контрольных и

самостоятельных работ;

- Аналитические инструменты для наблюдения за результатами и прогрессом каждого

ученика;

- Экономия времени на подготовку к урокам и проверку выполненных заданий;

- Автоматизированная проверка домашних работ;

- Интересные, интерактивные задания повышают интерес и мотивацию к занятиям;

- Домашняя работа в электронном виде занимает меньше времени;

- Результат можно увидеть сразу после решения;

- Легко наверстать учебную программу, если пропустил занятие.

Минусы:

Все устройства, на которых будут работать учителя и ученики, должны быть подключены

к интернету. Для работы на платформе нужен стабильный интернет со скоростью не ниже

5 Мбит/с.

Удобным вариантом ведения дистанционного онлайн-обучения является ведение уроков

через цифровые сервисы.

Moodle - то одна из наиболее популярных систем дистанционного обучения в России.

Плюсы:

- полностью бесплатен – его можно свободно скачивать, устанавливать, изменять и т.д.;

- подходит для организации дистанционного обучения любого уровня;

- содержит мощный аппарат тестирования;

- позволяет реализовать дифференцированное обучение;

- содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу – запись

только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.

Минусы:

- очень требователен к серверу;

- потребляет много ресурсов, что может увеличить финансовые затраты;

- слишком громоздкий – многие инструменты Moodle не используются даже в вузе;

- требует серьезного изучения – метод «научного тыка» не пройдет.

Zoom – это сервис, с помощью которого педагоги могут организовывать удаленное

обучение школьников.

Плюсы:

- организатор может управлять процессом, включая и выключая микрофон или видео у

любого участника;

- наличие интерактивной доски, можно переключать с экрана на доску;

- мультиплатформа, позволяющая участвовать в видеосеансах с компьютера, планшета

или телефона. Также можно сменить устройство во время конференции без потери связи;

- для приглашения участников достаточно скопировать прямую ссылку созданной

конференции и отправить ее адресатам.

Минусы:

- ограничение продолжительности конференции и количества участников;

- в качестве организатора может выступать только один человек. Для назначения хотя бы

двух модераторов необходимо дополнительно оплатить такую функцию.

Но самой популярной платформой для ведения дистанционного обучения стала

социальная сеть ВКонтакте.

Плюсы:

- удобно распространять электронные книги, учебники, пособия и дополнительные

материалы, которых нет в библиотеке. Учитель может вести свою страницу и размещать

на ней материалы для учащихся различного уровня;

- разбор и анализ темы, затронутой на уроке и не выясненной до конца, может быть

перенесен в онлайн-режим;

- возможность записывать и выкладывать аудио- и видеофайлы с уроками или просто

интересными фактами;

Минусы:

- существуют факторы, отвлекающие учеников от образовательного ресурса;

- сложность с созданием видеосеанса с участниками.

Сегодня мы должны четко понимать, что существует множество различных

образовательных платформ и цифровых сервисов, которые можно эффективно

использовать на уроках, во внеурочной деятельности, во время обучения с

использованием дистанционных технологий без снижения качества образования

обучающихся.



В раздел образования