Напоминание

Современные педагогические технологии на уроках музыки


Автор: Инна Мухамедхановна Тхазеплова
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2 им..Х. К. Шидова
Населённый пункт: город Нарткала , КБР
Наименование материала: Статья
Тема: Современные педагогические технологии на уроках музыки
Дата публикации: 20.11.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Современные педагогические технологии на уроках музыки

Двадцать

первый

век-это

век

информационных

технологий.

Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы

жизни, среди них и народное образование. В настоящее время большое

количество информационных технологий применяется в учебном процессе.

Использование информационных технологий в образовательном процессе дает

учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более

увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать

на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть,

обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный

уровень.

Самый доступный способ применения информационных технологий на

уроке музыке – это использование мультимедийной установки. Одним из

инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная

программа

PowerPoint,

которую

очень

эффективно

и

творчески

можно

использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются

презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при

проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно

использовать

и

во

внеклассной

работе.

Презентация

позволяет

учителю

иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а

самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно.

Презентации

можно

применять

на

различных

этапах

урока,

зрительное

восприятие

изучаемого

материала

позволяет

учащимся

эффективнее

воспринимать излагаемый учителем материал. При создании слайдов возможно

использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения

материала. С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся

на главном в изучаемом материале.

Технология продуктивно-творческой деятельности

В технологии продуктивно - творческой деятельности предусматривается

качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного

материала.

Основное

новообразование

в

принципе

подбора

музыкальных

произведений заключается в технологическом подходе « от прошлого -

к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть

любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и

современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать

его существование в будущем. И неважно, если первый опыт по созданию своей

авторской песни будет не совсем удачным, главное, что он состоялся.

Здоровьесберегающие технологии

Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие

технологии.

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-

психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его

жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.

Неудивительно поэтому, что в наше время много школ работает с

применением технологии здоровье сбережения.

Цель

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

обучения

-

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в

школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому

образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И

музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья

школьников.

По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является

стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства

настроение и мироощущение своих учеников.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет

музыкотерапия или оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением,

которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально

доказано,

что

музыка

может

успокоить,

но

может

привести

в

крайне

возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к

снижению

заболеваемости,

улучшается

обмен

веществ,

активнее

идут

восстановительные

процессы,

и

человек

выздоравливает.

Благодаря

исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки,

можно считать твердо установленными следующие факты:

Эту

особенность

оздоравливающего

воздействия

музыкальных

произведений на организм человека можно использовать не только на уроках

музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной

части урока.

Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять

раздражительность,

нервное

напряжение.

Многие

произведения

школьной

программы входят в список полезной классической музыки, составленный на

основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных

музыкальных характеристик на мозг ребёнка.

Логоритмическая гимнастика - это форма активного отдыха, наиболее

благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные

физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга,

усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее

возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание

детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Фольклорная арттерапия. Русский песенный фольклор - это естественная

система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением,

драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению

целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее

начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный

слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских

танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы

накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок - обряд, урок-

концерт, урок-праздник, урок путешествие) значительную роль играет терапия

русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

В процессе использования технологий на уроке музыки дети узнают,

постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить

музыку.

Все

это

расширяет

кругозор

учащихся,

раздвигает

горизонты

исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень

исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

Все технологии помогают формировать навыки активного восприятия

музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом

является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Используемая литература

-. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе -

М.: Просвещение, 2015 г.

- Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 1989 г.

Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 1960 г.

-Зотов Ю.Б. / Под редакцией Пидкасистого П.И./ Организация современного

урока М.: Просвещение, 1989 г.

- Сухомлинский В.А. О воспитании - М.: Просвещение, 1975 г.

-Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987 г.



В раздел образования