Напоминание

Готов ли Ваш ребенок к школе?


Автор: Халкевич Елена Олеговна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 950
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья-тест
Тема: Готов ли Ваш ребенок к школе?
Раздел: начальное образование





Назад





Как узнать, готов ли ребенок к школе.

статья-тест
Учитель-дефектолог Халкевич Е.О. Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики можно использовать , чтобы определить готовность Вашего ребенка к обучению в школе ? Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на следующие вопросы .
Оценка развития познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)? 2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)? 3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории? 4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)? 5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта
6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу? 7. Был ли малыш в библиотеке? 8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее? 9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории? 10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби ?
Оценка языкового развития
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? 12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых? 13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник? 14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.? 15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай? 16. Четко ли ребенок выговаривает слова? 17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики? 18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития
19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников? 20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? 21. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности? 22. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общаться
23.Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними? 24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? 25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
26. Хорошо ли ребенок слышит? 27. Хорошо ли он видит? 28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила…)? 30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? 31 Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Зрительное различение
32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)? 33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?
Зрительная память
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать? 35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок? 37. Понимает ли он, что читают слева направо? 38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов? 39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
Уровень слуховых способностей
40. Может ли ребенок рифмовать слова? 41. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес? 42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр? 43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? 45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух? 46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?
После

того,

как

Вы

ответили

на

приведенные

выше

вопросы,

проанализировали результаты, можно провести ряд тестов

Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение.

Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.
1.
Тестовая беседа (
степень психосоциальной зрелости (кругозор) Ребенок должен ответить на следующие вопросы: 1. Назови свои фамилию, имя, отчество. 2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. 3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей? 4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше? 5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? 6. Сейчас утро или вечер (день или утро)? 7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем? 8. Что бывает раньше – обед или ужин? 9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 10.Кем работает твой папа, твоя мама? 11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 14. Почему снег бывает зимой, а не летом? 15. Что делает почтальон, врач, учитель? 16. Зачем в школе нужна парта, звонок? 17. Ты хочешь пойти в школу? 18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 19. Каких животных ты знаешь? 20. Каких птиц ты знаешь? 21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки? 22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух. 23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов.
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”. К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 16, 22. Они оцениваются так: №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла, №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл, №16 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл, №22 – за правильный ответ - 2 балла, №17 оценивается совместно с №15 и №22; если в №15 ребенок набрал 3 балла и в №17 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: если ребенок получил 24-29 баллов - он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости. В этом случае рекомендуется обратиться к специалистам Психолого-педагогической службы Школы.
2. Тест "Найди отличия» (
Выявляет уровень развития наблюдательности ). Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях). Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.
3. Тест "Десять слов".(
Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.) Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака. Условие проведения теста – тишина. В начале скажите: “Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу,
повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке”. Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов: “Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь”. Перед пятым предъявлением скажите: “Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”. Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать. Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста)
4. Тест "Чего не хватает?"(
Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память). Используются игрушки, различные предметы или картинки. Перед ребенком выкладываются картинки ( или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.
5. Тест "Четвертый – лишний".(
Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.) Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд. Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор. Подготовьте картинки или слова, например, изображение : - белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора; - кастрюля, чашка, ложка, шкаф; - стол, стул, кровать, кукла. Возможные словесные варианты: - собака, ветер, смерч, ураган; - смелый, храбрый, решительный, злой; - смеяться, сидеть, хмуриться, плакать; - молоко, сыр, сало, простокваша; - мел, ручка, сад, карандаш; - щенок, котенок, лошадь, поросенок; - тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.
Если использовать эту методику как развивающую игру ,
можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).
6. Тест "Классификация".(
Исследование логического мышления). Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда,
игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д. Ребенку предлагается разложить картинки ( предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так ( часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки ) Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы ( “домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи”т.д.)
7. Тест "Составление рассказа по картинкам". (
Часто используется для выявления у р о в н я р а з в и т и я р е ч и , л о г и ч е с к о г о м ы ш л е н и я . ) Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом. Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева н а п р а в о , п о п о р я д к у , р я д о м , в д л и н н у ю п о л о с к у . Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.
Еще раз напоминаю, что:
o все предложенные методики могут быть использованы как развивающие игры; o при поступлении ребенка в школу не обязательно использование всех перечисленных тестов, выбирают самые информативные и простые в исполнении; o не обязательно выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких дней; o сейчас в продаже появились пакеты подобных методик, включающие в себя не только описание, но и наглядный материал. При покупке такого пакета, пожалуйста, обратите внимание на набор методик, качество выполнения рисунков и издательство.


В раздел образования