Напоминание

Диагностика


Автор: Смоленцева Полина Геннадьевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразоваьнльная школа № 22
Населённый пункт: города Южно-Сахалинска
Наименование материала: Диагностика трудновоспитуемости и отклоняющегося поведения подростков
Тема: Диагностика
Дата публикации: 14.11.2021
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДИАГНОСТИКА ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ

И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Проявление отклонений

Нарушения

поведения

Проявления

Нарушения отношения к учебной

деятельности

Рассеянность, невнимательность на уроках, невыполнение домашнего задания, отказы отвечать на уроках,

неуспеваемость, недисциплинированность на уроках, опоздания, пропуски занятий, постоянное списывание,

плохое состояние книг, тетрадей, других учебных пособий

Нарушения отношений с учителем Конфликтность, грубость, агрессивность, невыполнение требований, нарушение дисциплины, угодливость,

вранье, игнорирование обращения, несдержанность, избегание контакта, демонстративность

Нарушения отношений с

товарищами по учебе

Враждебность, мрачность, некоммуникабельность, обидчивость, демонстративность поведения, отказ

участвовать в делах, неестественная веселость, отстраненность

Нарушение отношений в семье

Нежелание идти домой, побеги из дома, нежелание говорить о родителях, пренебрежительные или злые

высказывания о семье или о ком-то из близких, семейные конфликты, отказ в помощи

Нарушение отношения к

общественно-полезной

деятельности

Равнодушие к мнению и делам коллектива, демонстративное отсутствие на мероприятиях класса, полная

пассивность, безынициативность, отказ выполнять поручения, робость, растерянность перед любым поручением

Включенность в

дезадаптированную

неформальную группу

Хвастовство своими друзьями вне школы, побеги из дома, наличие вредных привычек, нехарактерных для семьи

и школьных друзей, внешний вид, соответствующий определенным неформальным объединениям, увлечение

делами, нехарактерными для школьной группы (футбольный фанатизм, музыкальные фанаты, религиозные секты

и др.)

Нарушение отношений с

окружающими

Неумение найти контакт с людьми, постоянные отрицательные поступки в отношении окружающих (стремление

обидеть малышей, слабых животных), отказ сделать что-либо полезное для других, циничные высказывания,

разговоры о ненужности жизни

Нарушение отношения к себе

При заниженной самооценке – робость, скованность, некоммуникабельность, молчаливость, отказ участвовать в

делах класса, боязнь отвечать на уроках, излишняя робость при обращении. При завышенной самооценке –

наглое поведение, выпячивание своего «Я» по любому поводу, недовольство оценкой знаний, стремление быть

замеченным, подстрекательство к отрицательным поступкам

Возрастные особенности и трудновоспитуемость

Возрастные особенности

подростков

Ошибки и недостатки воспитания, искажающие возрастные

особенности

Какие отрицательные качества могут при этом

возникнуть

Социализация подростка,

расширение сферы общения и

изменение характера

взаимоотношений. Чувство

потребности в общении

Несформированность первичного коллектива, узость сферы

общения, излишняя педагогическая опека или бесконтрольность

поведения

Индивидуализм, эгоизм,

недисциплинированность, зависть, черствость,

невнимание к людям, неуважение к старшим

Интенсивное развитие

самосознания

Отсутствие возможности применить в общих интересах свои силы

и способности; пренебрежение индивидуальными особенностями,

своеобразием подростка, отсутствие обучения методике

самопознания и самовоспитания

Неадекватная самооценка, низкая

требовательность к себе и завышенная к

другим, неуверенность или самоуверенность

Рост физических сил, развитие

трудового опыта

Нерегулярность труда и общественных поручений,

нетребовательность к результатам работы

Трудовая и общественная пассивность, лень,

иждивенчество, безответственность

Обостренная потребность в

самовыражении и

самоутверждении

Сковывание детской инициативы, самостоятельность, бедность

духовной жизни классного коллектива

Стремление к уходу из поля педагогического

контроля, безнадзорность, своеволие

Методы диагностики дезадаптации

Метод

Качество

Вопросник А. Басса и А. Дарк

Агрессия: физическая, косвенная, раздражение, негативизм, обидчивость,

подозрительность, чувство ненависти

Модификация теста Розенцвейга

Фрустрация

Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

Конфликтность

Патохарактерологический диагностический опросник

Акцентуация

Тест-опросник Шмишека

Акцентуация

Личностная шкала проявления тревожности

Тревожность

Тест школьной тревожности

Тревожность

Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник

Спилбергера)

Тревожность

Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)

Невротизация, психопатизация

Психодиагностический тест В. Мельникова и Л. Ямпольского

Невротизм, психопатизм, расторможенность, робость

Тест на определение чувства неуверенности в себе

Неуверенность в себе

Шкала одиночества (Д. Рассе, Л. Пепо, М. Фергюсон)

Одиночество: тревожность, социальная изоляция, депрессия, скука

Шкала депрессии (модификация Т. Балашевой)

Депрессия



В раздел образования