Автор: Странадко Мария Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Интерактивное занятие "Я и мир профессий"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства
«Эдельвейс» Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Интерактивное занятие
«Я и мир профессий»
Автор:
Странадко Мария Владимировна
Санкт-Петербург
2021г.
Интерактивное занятие
«Я и мир профессий»
Цель:
- оказание методической помощи учащимся старшего школьного возраста в осознанном выборе
профессионального пути.
Задачи:
- формирование у учащихся представлений о мире профессий и их требованиях;
- активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
- формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Оборудование:
Компьютер + проектор, слайды, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, выставка книг о
профессиях, выставка поделок учащихся.
План мероприятия:
Вступительное слово
Теоретический материал:
Кто я?
Профессиональный план
Многообразие мира профессий
Пути получения профессионального образования
Викторина «Угадай профессию»
Тестирование
Подведение итогов викторины, награждение победителей.
Ход мероприятия:
Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы
вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в
жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь?
Ответы на эти и другие вопросы, связанные с профессиональным самоопределением, мы с вами
попробуем найти в нашем интерактивном занятии «Я и мир профессий».
Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала необходимо
всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества,
которые нужно сформировать, т.е. изучить собственное «Я».
Профессиональный план.
Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод «проб и ошибок»: человек ищет
вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для
того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень
трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
Возможен другой путь: изучить самого себя, познакомиться с миром профессий, узнать
предъявляемые к профессии требования, а затем соотнести их со своими личностными качествами и
своими ожиданиями, т.е. составить свой профессиональный план.
Интересы и склонности, возможности личности.
К личностным особенностям человека можно отнести его интересы и склонности, его
возможности, здоровье, темперамент, характер, волевые качества, способности и многое другое.
Многообразие мира профессий.
Разделение труда.
2
Общее разделение:
промышленность,
сельское хозяйство,
торговля, здравоохранение,
просвещение,
культура
и
др.
Частное
разделение:
промышленность
на
добывающую
и
обрабатывающую. Единичное: цехи, участки, бригады и т.д.
Функциональное разделение труда.
В
рамках
единичного
происходит
функциональное
разделение
труда:
основные
и
вспомогательные группы работников. Внутри функционального происходит профессиональное
разделение труда. А профессии, в свою очередь, делятся на специальности и т.д.
Классификация профессий по Климову. Ориентировать в мире профессий позволяет
систематизация, классификация профессий и специальностей.
Профессиограмма профессий. Для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо
иметь как можно больше информации об избираемой профессии. Источником таких знаний могут
быть учебные занятия, экскурсии, беседы со специалистами, изучение литературы и т.д. одним из
важных источников информации о профессиях являются профессиограммы.
Пути получения профессионального образования. Сориентировавшись в выборе
профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие профессионального
образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше
уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в
обществе, достичь успехов в карьере, стать успешным. Образование в России делится на общее
(начальное общее, основное полное, полное общее) и профессиональное. Разобраться в том, какое
профессиональное образование можно получить в нашей стране и в каких учебных заведениях,
поможет эта таблица.
Викторина «Угадай профессию»:
- представление команд, защита;
- игровая разминка «Придумай профессию»;
- игра «Угадай профессию». Изобразить следующие профессии:
повар, врач, швея, плотник, пилот, художник, учитель, пожарный, фотомодель
- игра «Самая-самая».
Ответы: самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др.;
Самая сладкая – кондитер, продавец в кондитерском отделе;
Самая денежная – банкир, боксеры, модели;
Самая волосатая – парикмахер;
Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель;
Самая смешная – клоун, пародист;
Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник;
Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог;
Самая опасная – сапер, каскадер;
Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь
- конкурс «Профголоволомки».
Ответы: акванавт, врач, полевод, наборщик, ветеринар, заправщик, повар, дворник,
- пословица: «Труд человека кормит, а лень портит»,
- поговорка: «Ударная работа человека красит»;
- игра «13 Я»: 1 – адаптация, 2 – акция, 3 – ассоциация, 4 – инвестиция, 5 – инфляция, 6 –
конкуренция, 7 – консультация, 8 – корпорация, 9 – миграция, 10 – облигация, 11 – приватизация, 12
– организация, 13 – профессия;
конкурс «Закончи пословицу».
- Мини-викторина для болельщиков:
В каком году и кем впервые была создана швейная машина? (В 1755 году англ изобретателем
Вайзенталем).
Кто первый: мужчины или женщины – начали вязать на спицах? (Мужчины)
Как называется прямой товарообмен? (Бартер)
Как называется документ, с помощью которого можно оформить человека на работу? (Контракт)
Кто из русских царей владел 14-ю ремеслами? (Петр 1)
Кем по профессии был А.П.Чехов? (Врач)
В этой фамилии спряталось название профессии: Стралужин. (Журналист)
3
Что производят в Бразилии? (Бразильцев)
Как удвоить количество ваших денег? (посмотреть на них в зеркало)
Какой человек одной рукой может остановить автомобиль? (Инспектор ГИБДД)
Какая разница между блохой и собакой? (собаки могут иметь блох, а блохи собак – нет)
Перед кем люди всегда снимают шляпы? (парикмахером)
Кто работает спустя рукава? (пожарник)
Кто ходит сидя? (шахматист)
Кто завез в Европу мороженное? (Венецианский путешественник Марко Поло)
Как сварить вкусную кашу без масла? (с любовью)
То назад, то вперед ходит, бродит пароход. Остановишь – горе. Продырявит море. (Утюг)
- Тестирование.
- Подведение итогов викторины и награждение победителей.
Тестирование
При растущих темпах внедрения рынка не исключено появление новых миллионеров.
Попробуйте узнать, есть ли у вас способность делать миллионы.
Вопросы 1. Каким способом легче всего делать деньги:
а) много работать, быть хорошо информированным, рисковать и, конечно же, вкладывать
имеющиеся деньги в дело;
б) надеяться на «дядюшкино» наследство, пытать счастье в лотерее;
в) постепенно делать карьеру, пройдя все ступени вплоть до руководящей, или же заняться
политикой?
2. Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у вас самую большую улыбку?
а) Дональд Дак;
б) Густав Ганс;
в) Догоберт Дак.
3. Какой размер прибыли может, по вашему мнению, побудить богатейших людей мира заключить
сделку?
а) от 0,5 млн. до 1 млн.;
б) до 10 млн.;
в) десятки миллионов и выше.
4. С каким из этих высказываний вы согласны?
а) чем больше денег, тем больше удовольствия;
б) деньги означают власть;
в) деньги вызывают много зависти.
5. Известна ли вам так называемая игра «по письму»? Вы кладете в конверт небольшую сумму,
ищите жертву, которая также платит, и в конечном счете ваше капиталовложение возвращается к вам
в многократном размере. Какую роль вы готовы при этом играть?
а) не участвовать;
б) участвовать и зарабатывать при этом;
в) быть инициатором игры.
6. Придаете ли вы значение тому, чтобы о вас упоминали в разделе «Светская жизнь» в различных
газетах?
а) я был бы очень этому рад;
б) нет;
в) обо мне и так часто пишут.
7. Каким способом можно выигрывать на скачках?
а) рисковать высокими ставками;
б) экономить деньги, ограничиваясь лишь присутствием на скачках;
4
в) купить лошадь-победитель.
8. Кто, на ваш Взгляд, имеет наибольший шанс быстро и надежно стать богачом?
а) режиссер, актер, писатель, художник, спортсмен-рекордсмен; •
б) адвокат, врач, маклер, политик;
в) глава фирмы, издатель.
9. Как вы относитесь к бизнесу между приятелями?
а) я готов ссудить своих приятелей деньгами. Когда-нибудь и они дадут мне взаймы;
:
б) деньги и дружба несовместимы;
в) я готов брать взаймы у друзей, но не давать.
10. Будьте откровенны. Если бы вам удалось стать миллионером, наслаждались бы вы этим
ощущением?
а) разумеется, я бы наслаждался этим;
б) я бы продемонстрировал свое наслаждение всем тем, кто мне не доверял или смотрел на меня
свысока;
в) нет.
11. Куда вложили бы вы свои миллионы?
а) в недвижимость, имущество, собрание предметов искусства;
б) в акции и другие ценные бумаги;
в) я сделаю так, как решит моя жена (муж).
12. Если у вас уже есть 2 млн., будете ли вы стремиться заработать дополнительно?
а) не обязательно мелкую сумму, но от крупной не откажусь;
б) конечно;
в) нет, поскольку мне хватает.
Подсчитайте очки, исходя из следующих данных:
1. а) 6, б) 0, в) 3
2. а) 3, б) 0, в) 6
3. а) 0, б) 3, в) 6
4. а) 6, б) 3, в) О
5. а) 3, б) 0, в) 6
6. а) 0, б) 6, в) 3
7. а) 0, б) 3, в) 6
8. а) 0, б) 3, в) 6
9. а) 3, б) 6, в) О
10. а) 0, б) 3, в) 6
11. а) 3, б) 6, в) О
12. а) 3, б) 6, в) О
Сложите все набранные очки.
Если вы набрали от 0 до 23 очков, то это означает, что лучший способ разбогатеть лично для вас —
либо удачно жениться, получить наследство, либо, наконец, играть в лотерею.
От 24 до 48 очков — богатство связано для вас с трудом. Избегайте финансовых спекуляций. Лучше
всего делайте карьеру и займите кресло шефа. Даже если это не принесет вам желаемых миллионов,
ваша жизнь все равно будет обеспечена в материальном аспекте.
От 49 до 72 очков — у вас самые лучшие шансы когда-нибудь стать миллионером. У вас
коммерческий склад ума, вы разделяете деньги и дружбу. Вы не намерены хвастаться своим
роскошным образом жизни, а склонны терпеливо умножать свое богатство.
- Награждение участников
5