Напоминание

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы с ТНР для детей 6-7 лет по лексической теме "Мебель"


Авторы: Конькова Наталья Васильевна, Новикова Лариса Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы с ТНР для детей 6-7 лет по лексической теме "Мебель"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы Новиковой Ларисы Васильевны и Коньковой Натальи

Васильевны, учителей-логопедов высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска.

Взаимосвязь

учителя-логопеда

с

воспитателями

комбинированной

группы для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет.

Данный материал представляет собой практическое пособие для

непосредственной образовательной деятельности воспитателей

комбинированной группы для детей 6-7 летнего возраста с тяжелыми

нарушениями речи. Оно включает в себя подборку подвижных игр и игр малой

подвижности с речевым сопровождением, пальчиковые гимнастики, большое

количество потешек, считалок, стихотворений по лексической теме «Мебель».

Подобраны упражнения на развитие артикуляционной моторики, на развитие

лексико-грамматических категорий, фонематических процессов, развитие

слухового и зрительного внимания и памяти, помогут педагогу в организации

занятий по данной теме.

Данный материал ориентирован на выполнение Программы воспитания и

обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.

Комаровой и программ коррекционного обучения и воспитания детей

с нарушениями речи под редакцией Г.В. Чиркиной. Соответствует ФГОС.

Лексическая тема «Мебель»

Развитие общих речевых навыков

Работа над интонационной выразительностью Работа над четкостью

дикции,

речи, совершенствование навыка голосоведения речевым дыханием.

Загадки о мебели.

на мягкой атаке. Отрывок из стихотворения

«Откуда стол пришел?»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Наша квартира»

В нашей комнате – столовой На каждое название мебели

дети загибают по

Есть отличный стол дубовый, одному пальцу сначала на

правой, потом на

Стулья – спинки все резные, левой руке.

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет «Мебель»

Для варенья и конфет. Мебель я начну считать:

В комнате для взрослых – спальне Кресло, стол, диван,

кровать,

Есть для платьев шкаф зеркальный, Полка, тумбочка, буфет,

Две широкие кровати Шкаф, комод и табурет.

С одеялами на вате Много мебели назвал

И березовый комод, Десять пальчиков зажал!

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть.

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

Н. Нищева

Развитие общей моторики

Считалка под мяч «Мебель».

На каждое слово считалки – удар мячом об пол.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

Развитие связной речи

Беседа по теме. Составление сравнительного рассказа-описания о серванте и

шкафе. Составление рассказа «Как я убрал в комнате». Составление рассказа-

описания «Обставляем комнату (спальню, кухню). Чтение стихов: С. Маршак,

В Лебедев «Откуда стол пришел?», В. Степанов «Столяр», С.Маршак «Кошкин

дом». Загадки. Считалки.

Лексика

Мебель. Материалы, из которых она сделана. Части мебели.

Существительные: диван, стол, кресло, кресло-кровать, кровать, отдых,

сервант, стеллаж, стол, софа, стул, табурет, тумба, шкаф, ванная, гостиная,

детская, спальня, кухня. Профессии: лесоруб, пильщик, столяр, полировщик,

сборщик, краснодеревщик. Детали и составные части: ножка, крышка,

подлокотник, дверца.

Глаголы: кушать, лежать, ломать, отдыхать, протирать, сидеть, спать, чинить,

полировать, чинить, собирать, расставлять.

Прилагательные: деревянный, детский, журнальный, книжный, компьютерный,

кухонный, мягкий, складной, спальный, удобный, вместительный,

полированный, красивый, школьная.

Наречия: жестко, мягко, удобно, комфортно, красиво.

Развитие лексико-грамматических процессов

«Какая?». Подбор определений к слову мебель: деревянная,

пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, кухонная, красивая,

модная, богатая, комнатная, офисная.

«Для чего?» Упражнять в подборе слов, обозначающих действие

предмета. Для чего нужен стол? Стол нужен для того, чтобы за ним

кушать, сидеть, читать, писать, рисовать, работать и т.д.

«Что с чем?». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.

Стул с ножками и сиденьем, кровать с матрацем и с ножками и т.д.

«Найди предмет». Усвоение предлога для. Крышка нужна для … (стола).

«Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.

«Что общего и чем отличаются?» Активизация словаря. Стол и стул.

Стул и кресло. Диван и кресло.

«Собери предложение». Составление текста из деформированных

предложений. Пролил, стол, на, молоко, малыш. В, бабушка, кресле,

сидит, вяжет, и, носки. Диване, на сидит, семья, вся.

«Один, два, пять». Согласование прилагательных и числительных с

существительными в роде, числе, падеже. Один книжный шкаф… Один

детский стульчик, Одно новое кресло…

«Употреби слово в нужной форме». Упражнять в правильном

употреблении падежей.

Что? – Стол. В доме нет чего? ... Я подошел к чему? … Накрывать что? …

Ваза стоит на чем? … Кошка сидит под чем? …

«Назови части целого». Активизация словарного запаса. У стула есть (4

ножки, сиденье, спинка). У шкафа есть … У дивана есть …

«Измени по образцу». Образование относительных прилагательных.

Шкаф из дерева – деревянный, кровать из железа - …, кресло из кожи -

…, стулья из пластмассы - …

«Измени по образцу». Образование притяжательных прилагательных.

Стол для письма – письменных. Стол для кухни – кухонный.

«Наоборот». Подбор антонимов. Кресло мягкое, а стул жесткий. Шкаф

большой, а тумбочка маленькая.

«Что делает? Что сделал?» Дифференциация глаголов совершенного и

несовершенного вида. Мастерит – смастерил, пилит – выпилил,

прибивает – прибил, сидит – посидел.

Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления

«Что лишнее?» «Найди одинаковые предметы».

«Какое слово не подходит?» (Табурет, стол, стул, кресло)

«Доскажи словечко». «Нарисуй такие полки в шкафах, как на образце».

«Хитрые вопросы» Может ли стоять стол, у которого отвинтили две

ножки? Почему? Во что превратится: стул без спинки, диван без спинки,

стол без ножек?

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

«Что есть в доме?» Слоговой анализ слов – названия мебели.

Составление и анализ предложений о квартире (с опорой на картинки).

«Кто больше слов составит?» Синтез названий мебели из данных слогов.

«Определи место звука в слове». Изографы.

«Какое слово самое короткое?» Кресло, сервант, стул, кровать.

Работа над слоговой структурой слова

Работа над четырехсложными словами из открытых слогов.

Задания по самокоррекции

Фигурки из палочек. Штриховка изображения шкафа. Работа с

конструктором «Мебель для куклы». Аппликация «Красивый ковер для

гостиной». Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями).



В раздел образования