Авторы: Конькова Наталья Васильевна, Новикова Лариса Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 388
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей комбинированной группы с ТНР для детей 6-7 лет по лексической теме "Мебель"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы Новиковой Ларисы Васильевны и Коньковой Натальи
Васильевны, учителей-логопедов высшей квалификационной категории
МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска.
Взаимосвязь
учителя-логопеда
с
воспитателями
комбинированной
группы для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет.
Данный материал представляет собой практическое пособие для
непосредственной образовательной деятельности воспитателей
комбинированной группы для детей 6-7 летнего возраста с тяжелыми
нарушениями речи. Оно включает в себя подборку подвижных игр и игр малой
подвижности с речевым сопровождением, пальчиковые гимнастики, большое
количество потешек, считалок, стихотворений по лексической теме «Мебель».
Подобраны упражнения на развитие артикуляционной моторики, на развитие
лексико-грамматических категорий, фонематических процессов, развитие
слухового и зрительного внимания и памяти, помогут педагогу в организации
занятий по данной теме.
Данный материал ориентирован на выполнение Программы воспитания и
обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.
Комаровой и программ коррекционного обучения и воспитания детей
с нарушениями речи под редакцией Г.В. Чиркиной. Соответствует ФГОС.
Лексическая тема «Мебель»
Развитие общих речевых навыков
Работа над интонационной выразительностью Работа над четкостью
дикции,
речи, совершенствование навыка голосоведения речевым дыханием.
Загадки о мебели.
на мягкой атаке. Отрывок из стихотворения
«Откуда стол пришел?»
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Наша квартира»
В нашей комнате – столовой На каждое название мебели
дети загибают по
Есть отличный стол дубовый, одному пальцу сначала на
правой, потом на
Стулья – спинки все резные, левой руке.
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет «Мебель»
Для варенья и конфет. Мебель я начну считать:
В комнате для взрослых – спальне Кресло, стол, диван,
кровать,
Есть для платьев шкаф зеркальный, Полка, тумбочка, буфет,
Две широкие кровати Шкаф, комод и табурет.
С одеялами на вате Много мебели назвал
И березовый комод, Десять пальчиков зажал!
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть.
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
Н. Нищева
Развитие общей моторики
Считалка под мяч «Мебель».
На каждое слово считалки – удар мячом об пол.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мебель мы считать:
Кресло, стул, диван, кушетка,
Полка, шкаф, кровать, банкетка.
Развитие связной речи
Беседа по теме. Составление сравнительного рассказа-описания о серванте и
шкафе. Составление рассказа «Как я убрал в комнате». Составление рассказа-
описания «Обставляем комнату (спальню, кухню). Чтение стихов: С. Маршак,
В Лебедев «Откуда стол пришел?», В. Степанов «Столяр», С.Маршак «Кошкин
дом». Загадки. Считалки.
Лексика
Мебель. Материалы, из которых она сделана. Части мебели.
Существительные: диван, стол, кресло, кресло-кровать, кровать, отдых,
сервант, стеллаж, стол, софа, стул, табурет, тумба, шкаф, ванная, гостиная,
детская, спальня, кухня. Профессии: лесоруб, пильщик, столяр, полировщик,
сборщик, краснодеревщик. Детали и составные части: ножка, крышка,
подлокотник, дверца.
Глаголы: кушать, лежать, ломать, отдыхать, протирать, сидеть, спать, чинить,
полировать, чинить, собирать, расставлять.
Прилагательные: деревянный, детский, журнальный, книжный, компьютерный,
кухонный, мягкий, складной, спальный, удобный, вместительный,
полированный, красивый, школьная.
Наречия: жестко, мягко, удобно, комфортно, красиво.
Развитие лексико-грамматических процессов
«Какая?». Подбор определений к слову мебель: деревянная,
пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, кухонная, красивая,
модная, богатая, комнатная, офисная.
«Для чего?» Упражнять в подборе слов, обозначающих действие
предмета. Для чего нужен стол? Стол нужен для того, чтобы за ним
кушать, сидеть, читать, писать, рисовать, работать и т.д.
«Что с чем?». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.
Стул с ножками и сиденьем, кровать с матрацем и с ножками и т.д.
«Найди предмет». Усвоение предлога для. Крышка нужна для … (стола).
«Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.
«Что общего и чем отличаются?» Активизация словаря. Стол и стул.
Стул и кресло. Диван и кресло.
«Собери предложение». Составление текста из деформированных
предложений. Пролил, стол, на, молоко, малыш. В, бабушка, кресле,
сидит, вяжет, и, носки. Диване, на сидит, семья, вся.
«Один, два, пять». Согласование прилагательных и числительных с
существительными в роде, числе, падеже. Один книжный шкаф… Один
детский стульчик, Одно новое кресло…
«Употреби слово в нужной форме». Упражнять в правильном
употреблении падежей.
Что? – Стол. В доме нет чего? ... Я подошел к чему? … Накрывать что? …
Ваза стоит на чем? … Кошка сидит под чем? …
«Назови части целого». Активизация словарного запаса. У стула есть (4
ножки, сиденье, спинка). У шкафа есть … У дивана есть …
«Измени по образцу». Образование относительных прилагательных.
Шкаф из дерева – деревянный, кровать из железа - …, кресло из кожи -
…, стулья из пластмассы - …
«Измени по образцу». Образование притяжательных прилагательных.
Стол для письма – письменных. Стол для кухни – кухонный.
«Наоборот». Подбор антонимов. Кресло мягкое, а стул жесткий. Шкаф
большой, а тумбочка маленькая.
«Что делает? Что сделал?» Дифференциация глаголов совершенного и
несовершенного вида. Мастерит – смастерил, пилит – выпилил,
прибивает – прибил, сидит – посидел.
Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления
«Что лишнее?» «Найди одинаковые предметы».
«Какое слово не подходит?» (Табурет, стол, стул, кресло)
«Доскажи словечко». «Нарисуй такие полки в шкафах, как на образце».
«Хитрые вопросы» Может ли стоять стол, у которого отвинтили две
ножки? Почему? Во что превратится: стул без спинки, диван без спинки,
стол без ножек?
Развитие навыков языкового анализа и синтеза
«Что есть в доме?» Слоговой анализ слов – названия мебели.
Составление и анализ предложений о квартире (с опорой на картинки).
«Кто больше слов составит?» Синтез названий мебели из данных слогов.
«Определи место звука в слове». Изографы.
«Какое слово самое короткое?» Кресло, сервант, стул, кровать.
Работа над слоговой структурой слова
Работа над четырехсложными словами из открытых слогов.
Задания по самокоррекции
Фигурки из палочек. Штриховка изображения шкафа. Работа с
конструктором «Мебель для куклы». Аппликация «Красивый ковер для
гостиной». Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями).