Автор: Ломтева Татьяна Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "Смирновская СШ"
Населённый пункт: с. Смирново, Шатковский район, Нижегородская область
Наименование материала: Проект по предмету "Музыка"
Тема: "Роль ритма в музыке"
Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Смирновская средняя школа»
Учебный
материал
по
предмету
«
»
Музыка
«
Роль
ритма в
музыке
и окружающей
»
жизни
Подготовила: Ломтева Т.В.
учитель музыки
Музыковед и фольклорист Константин Брэилоу писал: “Из всех
элементов музыки ни один не возбуждал столько учёных споров, не давал
повода для более отвлечённых и противоречивых суждений, чем ритм. Его
опр5еделения простираются от метафизики до технической точности, тем
не менее его общая теория до сих пор отсутствует”.
В теории существует узкое и широкое толкование понятия ритм. Ритм от
греческого – теку – это временная организация музыки; в более узком
смысле – последовательность длительностей звуков, отвлечённая от
высоты. Музыкальный ритм организован посредством тактов, значит
музыкальное время в качестве единицы размера имело длительность,
являясь метрическим временем, следовательно темп – это скорость,
зависящая от единицы длительности, т.е. одно вытекает из другого и тесно
с ним связано. Каждый звук, каждое слово, как звук, несёт смысловую
нагрузку, поэтому ритм существования одного человека соприкасается с
ритмом другого и тогда возникают те или иные взаимоотношения. Эрнест
Ансерме в статье “Структура ритма” пишет: “наше внутреннее время, то
есть наше психическое время, (а с ним и наша деятельность чувства),
оформляется на основе нашего пульса. В свою очередь, наш пульс
определён ритмом сердца: систола-диастола”. И.П.Павлов утверждал, что
нет ничего более важного в жизни человеческого организма, чем ритм.
Ритмично бьётся сердце, протекают сложные химические превращения
при обмене веществ в организме. Кроме того, благодаря влиянию ритма,
мы значительно экономим энергию, выполняя любую деятельность, в том
числе и умственную работу. В древности считали, что все органы
обладают характерными частотами вибрации и правильно выбранные
частоты внешнего воздействия помогают восстановить организм. Но
также, если чрезмерно воздействовать ритмическим звуковым потоком, а с
физиологической точки зрения любая мелодия представляет собой
совокупность гармонических колебаний в звуковом диапазоне частот, то
можно причинить непоправимый ущерб организму. Поэтому
представляется важным понимание значения ритма при подборе
репертуара для слушания, дошкольных заведениях и в начальной школе,
чтобы наши учащиеся поняли и осознали как положительное воздействие
музыки, так и возможность отрицательного воздействия. “Нельзя просто
услышать ритм. Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его
сопроизводит”, “соделывает”. Воспроизведение ритма с психологической
стороны представляет особый интерес именно потому, что в нём с
чрезвычайной яркостью обнаруживается, что восприятие есть процесс
актинодейственный” - писал Б.М.Теплов
Именно сложность данного понятия для понимания, заставили меня
обратиться к этой теме и провести занятие в форме мастерской.
Мастерская “Ритм - ?”
Цель: углубление понимания учащимися понятия ритма как сути
взаимоотношений.
Возможности для участников:
1.
Смогут обратиться к своим внутренним ощущениям;
2.
Станут участниками небольших инсценировок;
3.
Создать иллюстрации на заданную тему;
4.
Участники смогут осознать многогранность понятия ритм.
Оборудование: бумага, фломастеры, аудиозаписи, диктофон,
музыкальные инструменты.
Ход мастерской
– Сейчас прозвучит музыкальное произведение. Во время звучания
вслушайтесь в свои ощущения и затем постарайтесь их описать.
(звучит ритмичная музыка)
- Опишите, пожалуйста, ваши ощущения.
- Как вы думаете, почему ощущения разные?
Взаимоотношения.
- Напишите, что по-вашему взаимоотношение? Ваши ассоциации.
Работа в группах 4-5 человек.
- Определите в группе какой вид взаимоотношений вы будете показывать.
Средства показа любые кроме слова (пантомима, мимика, театральная
сценка, рисунок и т.д.). через 7 минут группы предъявляются, а мы
определяем какие взаимоотношения вы продемонстрировали и какими
средствами.
б) Предъявление от групп. (десять минут)
в) – Напишите вза-и-мо-от-но-ше-ни-я и составьте наибольшее количество
слов из него.
Вот что получилось: знания, ноша, мания, том, мошна, веяние, вишня,
отношение, я...
- Напишите, опираясь на слова, которые у вас получились, что такое
взаимоотношение, от чего зависит? (пять минут)
– Может ли музыка передать взаимоотношения? Послушайте
произведение и постарайтесь через свои ощущения на этот вопрос.
(звучит двухголосная инвенция И.С.Баха).
- Что передано в музыке и какими средствами?
(ответы записываются на доске: “беседа шла в умеренном темпе, спокойно,
мелодия звучала плавно и т.л.”)
Двигательная импровизация.
- Сейчас вам предлагается подвигаться. Будет звучать музыка, а вы
подвигайтесь так как откликнетесь на неё.
(звучит вальс И.Штрауса)
- Давайте поразмышляем над тем – почему звучало одно произведение для
всех, но характер движений был разный. От чего это зависело?
( внутреннего состояния каждого, от внешней атмосферы
взаимоотношений, от ощущения ритма каждого).
Пишу на доске слово
Р
И
Т
М
- Придумайте ассоциации на каждую букву.
Вот что получилось:
Р – рокот, риск, рывок, редкий...
И – история, идея, игра, искренность...
Т – темп, танец, тема, ток, техника...
М – мама, мелодия, марш, мотив...
- Вам предлагается в разных формах показать, что такое ритм, и дать своё
определение. (пантомима, мимика, танцевальные движения, рисунки и т.д.)
Участники предъявляют и дают свои комментарии.
В заключение предлагается написать рассказ-эссе “Ритм – это...”
Участники мастерской могут зачитывать эссе или вывешивать их на доске.
Рефлексия предлагает продолжить разговор, начатый каждым в эссе 6
роль ритма в жизни человека.