Напоминание

"Роль ритма в музыке"


Автор: Ломтева Татьяна Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "Смирновская СШ"
Населённый пункт: с. Смирново, Шатковский район, Нижегородская область
Наименование материала: Проект по предмету "Музыка"
Тема: "Роль ритма в музыке"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

«Смирновская средняя школа»

Учебный

материал

по

предмету

«

»

Музыка

«

Роль

ритма в

музыке

и окружающей

»

жизни

Подготовила: Ломтева Т.В.

учитель музыки

Музыковед и фольклорист Константин Брэилоу писал: “Из всех

элементов музыки ни один не возбуждал столько учёных споров, не давал

повода для более отвлечённых и противоречивых суждений, чем ритм. Его

опр5еделения простираются от метафизики до технической точности, тем

не менее его общая теория до сих пор отсутствует”.

В теории существует узкое и широкое толкование понятия ритм. Ритм от

греческого – теку – это временная организация музыки; в более узком

смысле – последовательность длительностей звуков, отвлечённая от

высоты. Музыкальный ритм организован посредством тактов, значит

музыкальное время в качестве единицы размера имело длительность,

являясь метрическим временем, следовательно темп – это скорость,

зависящая от единицы длительности, т.е. одно вытекает из другого и тесно

с ним связано. Каждый звук, каждое слово, как звук, несёт смысловую

нагрузку, поэтому ритм существования одного человека соприкасается с

ритмом другого и тогда возникают те или иные взаимоотношения. Эрнест

Ансерме в статье “Структура ритма” пишет: “наше внутреннее время, то

есть наше психическое время, (а с ним и наша деятельность чувства),

оформляется на основе нашего пульса. В свою очередь, наш пульс

определён ритмом сердца: систола-диастола”. И.П.Павлов утверждал, что

нет ничего более важного в жизни человеческого организма, чем ритм.

Ритмично бьётся сердце, протекают сложные химические превращения

при обмене веществ в организме. Кроме того, благодаря влиянию ритма,

мы значительно экономим энергию, выполняя любую деятельность, в том

числе и умственную работу. В древности считали, что все органы

обладают характерными частотами вибрации и правильно выбранные

частоты внешнего воздействия помогают восстановить организм. Но

также, если чрезмерно воздействовать ритмическим звуковым потоком, а с

физиологической точки зрения любая мелодия представляет собой

совокупность гармонических колебаний в звуковом диапазоне частот, то

можно причинить непоправимый ущерб организму. Поэтому

представляется важным понимание значения ритма при подборе

репертуара для слушания, дошкольных заведениях и в начальной школе,

чтобы наши учащиеся поняли и осознали как положительное воздействие

музыки, так и возможность отрицательного воздействия. “Нельзя просто

услышать ритм. Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его

сопроизводит”, “соделывает”. Воспроизведение ритма с психологической

стороны представляет особый интерес именно потому, что в нём с

чрезвычайной яркостью обнаруживается, что восприятие есть процесс

актинодейственный” - писал Б.М.Теплов

Именно сложность данного понятия для понимания, заставили меня

обратиться к этой теме и провести занятие в форме мастерской.

Мастерская “Ритм - ?”

Цель: углубление понимания учащимися понятия ритма как сути

взаимоотношений.

Возможности для участников:

1.

Смогут обратиться к своим внутренним ощущениям;

2.

Станут участниками небольших инсценировок;

3.

Создать иллюстрации на заданную тему;

4.

Участники смогут осознать многогранность понятия ритм.

Оборудование: бумага, фломастеры, аудиозаписи, диктофон,

музыкальные инструменты.

Ход мастерской

– Сейчас прозвучит музыкальное произведение. Во время звучания

вслушайтесь в свои ощущения и затем постарайтесь их описать.

(звучит ритмичная музыка)

- Опишите, пожалуйста, ваши ощущения.

- Как вы думаете, почему ощущения разные?

Взаимоотношения.

- Напишите, что по-вашему взаимоотношение? Ваши ассоциации.

Работа в группах 4-5 человек.

- Определите в группе какой вид взаимоотношений вы будете показывать.

Средства показа любые кроме слова (пантомима, мимика, театральная

сценка, рисунок и т.д.). через 7 минут группы предъявляются, а мы

определяем какие взаимоотношения вы продемонстрировали и какими

средствами.

б) Предъявление от групп. (десять минут)

в) – Напишите вза-и-мо-от-но-ше-ни-я и составьте наибольшее количество

слов из него.

Вот что получилось: знания, ноша, мания, том, мошна, веяние, вишня,

отношение, я...

- Напишите, опираясь на слова, которые у вас получились, что такое

взаимоотношение, от чего зависит? (пять минут)

– Может ли музыка передать взаимоотношения? Послушайте

произведение и постарайтесь через свои ощущения на этот вопрос.

(звучит двухголосная инвенция И.С.Баха).

- Что передано в музыке и какими средствами?

(ответы записываются на доске: “беседа шла в умеренном темпе, спокойно,

мелодия звучала плавно и т.л.”)

Двигательная импровизация.

- Сейчас вам предлагается подвигаться. Будет звучать музыка, а вы

подвигайтесь так как откликнетесь на неё.

(звучит вальс И.Штрауса)

- Давайте поразмышляем над тем – почему звучало одно произведение для

всех, но характер движений был разный. От чего это зависело?

( внутреннего состояния каждого, от внешней атмосферы

взаимоотношений, от ощущения ритма каждого).

Пишу на доске слово

Р

И

Т

М

- Придумайте ассоциации на каждую букву.

Вот что получилось:

Р – рокот, риск, рывок, редкий...

И – история, идея, игра, искренность...

Т – темп, танец, тема, ток, техника...

М – мама, мелодия, марш, мотив...

- Вам предлагается в разных формах показать, что такое ритм, и дать своё

определение. (пантомима, мимика, танцевальные движения, рисунки и т.д.)

Участники предъявляют и дают свои комментарии.

В заключение предлагается написать рассказ-эссе “Ритм – это...”

Участники мастерской могут зачитывать эссе или вывешивать их на доске.

Рефлексия предлагает продолжить разговор, начатый каждым в эссе 6

роль ритма в жизни человека.



В раздел образования