Автор: Галина Александровна Фуфалдина
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет" Многопрофильный колледж
Населённый пункт: город Тюмень Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя как условие повышения качества современного образования
Раздел: среднее профессиональное
Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя как условие
повышения качества современного образования
Фуфалдина Галина Александровна, Тюменский индустриальный университет,
Многопрофильный колледж, преподаватель.
В статье говорится о роли преподавателя в образовательном процессе, об уровне
его профессионализма. О том, что путь профессионального успеха преподавателя в
первую очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций. Выделены
наиболее
значимые
компетентности.
Что
должен
уметь
преподаватель
и
чего
остерегаться.
«Заинтересовать педагога в профессиональном развитии – значит надолго, обеспечить
успех в развитии своего образовательного учреждения» (Ли Яккока)
Ключевой
фигурой,
определяющей
состояние
образования
и
не
только
образования, выступает личность преподавателя. От уровня его профессионализма,
способности к профессиональному развитию, личностных качеств зависит успешность
обучающегося. Вся профессиональная деятельность преподавателя протекает в условиях
повышенного внимания родителей и обучающихся. Поэтому, чтобы отвечать запросам
обучающихся и родителей, надо непрерывно работать над собой, находясь в постоянном
поиске нового. Важным средством профессионального развития преподавателя является
самообразование.
Главная
задача
образования
на
современном
этапе
состоит
в
подготовке
высококвалифицированного педагога, способного непрерывно совершенствовать своё
мастерство, мобильно реагировать на изменения, происходящие в мире. От уровня его
профессиональной
компетентности,
способности
к
профессиональному
развитию,
личностных качеств напрямую зависят результаты успешности обучающегося. Задача
состоит в том, чтобы направление профессионального развития преподавателя совпало с
личностной
потребностью
в
развитии;
с
требованиями
к
профессиональной
компетентности. Решение этой задачи предполагает включение преподавателя в систему
непрерывного образования на протяжении всей педагогической деятельности, когда идет
формирование и совершенствование профессиональной компетентности. Обучая, учитель
развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь
профессионального успеха, который в свою очередь, зависит от степени развития
профессиональных компетенций:
Конструктивная – способность проектировать личность обучающегося, отбирать и
компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными
способностями обучащихся.
Организаторская – способность включать обучащихся в различные виды деятельности и
создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.
Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные
взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием обучащихся.
Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит
педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.
Необходимо учитывать и условия педагогического творчества:
Способность к самоанализу, к саморазмышлению.
Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения обучающихся.
Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов,
фактов лепить целостный образ.
Восприимчивость к новаторам.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска,
напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность
преподавателя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а
целостное
динамическое
образование.
Быть
компетентным
означает
умение
мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт. Из всех компетенций,
необходимых преподавателю в профессиональной деятельности, можно выделить
несколько наиболее значимых.
Социально-психологическая
компетенция,
связанная
с
готовностью
решать
профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
Профессионально-коммуникативная
компетенция,
определяющая
степень
успешности
педагогического
общения
и
взаимодействия
с
субъектами
образовательного процесса.
Общепедагогическая
профессиональная
компетенция,
включающая
в
себя
психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной
деятельности.
Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области
преподаваемого предмета, методики его преподавания.
Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить
цели, планировать и организовывать деятельность.
Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной
педагогической деятельности
Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в
сфере ИК-технологий.
Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как
экспериментатора.
Креативная компетенция, т.е. умения преподавателя выводить деятельность на
творческий, исследовательский уровень.
Что должен уметь компетентный преподаватель?
- Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность
и ответственность;
- ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются обучающимся,
чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице
профессионального успеха;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами обучающихся;
- закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
- планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов
учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и
проектно-исследовательских методов;
- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с обучающимися;
- в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам
недостаточно компетентен;
- оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Преподаватель должен понимать, что:
- нужно быть готовым к постоянным переменам;
- строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и
вчерашнего опыта невозможно;
- главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни
своих обучающихся, поэтому родители – самые верные союзники преподавателя;
Педагог должен остерегаться:
- по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
- передавать обучающимся свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как
был воспитан сам;
- придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные
способы правильного и неправильного решения различных проблем;
- следовать мелочным правилам и инструкциям.
Таким
образом, компетентность
преподавателя
–
это
синтез
профессионализма,
(специальная,
методическая,
психолого-педагогическая
подготовка)
творчества,
(творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств,
приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
Из
профессиональных
компетенций
я
хочу
выделить
психолого-педагогическую
компетенцию. Основными компонентами являются:
Грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными).
Умения как способность преподавателя использовать имеющиеся у него знания
педагогической деятельности, в организации взаимодействия.
Профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от
самого процесса педагогической деятельности.
Преподаватель не должен научить на всю жизнь – преподаватель должен научить учиться
всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.
В
современных
условиях
только
активная
жизненная
позиция,
повышение
профессионального мастерства помогает преподавателю обеспечить одно из главнейших
прав обучающихся – право на качественное образование.