Напоминание

Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя как условие повышения качества современного образования


Автор: Галина Александровна Фуфалдина
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет" Многопрофильный колледж
Населённый пункт: город Тюмень Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя как условие повышения качества современного образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя как условие

повышения качества современного образования

Фуфалдина Галина Александровна, Тюменский индустриальный университет,

Многопрофильный колледж, преподаватель.

В статье говорится о роли преподавателя в образовательном процессе, об уровне

его профессионализма. О том, что путь профессионального успеха преподавателя в

первую очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций. Выделены

наиболее

значимые

компетентности.

Что

должен

уметь

преподаватель

и

чего

остерегаться.

«Заинтересовать педагога в профессиональном развитии – значит надолго, обеспечить

успех в развитии своего образовательного учреждения» (Ли Яккока)

Ключевой

фигурой,

определяющей

состояние

образования

и

не

только

образования, выступает личность преподавателя. От уровня его профессионализма,

способности к профессиональному развитию, личностных качеств зависит успешность

обучающегося. Вся профессиональная деятельность преподавателя протекает в условиях

повышенного внимания родителей и обучающихся. Поэтому, чтобы отвечать запросам

обучающихся и родителей, надо непрерывно работать над собой, находясь в постоянном

поиске нового. Важным средством профессионального развития преподавателя является

самообразование.

Главная

задача

образования

на

современном

этапе

состоит

в

подготовке

высококвалифицированного педагога, способного непрерывно совершенствовать своё

мастерство, мобильно реагировать на изменения, происходящие в мире. От уровня его

профессиональной

компетентности,

способности

к

профессиональному

развитию,

личностных качеств напрямую зависят результаты успешности обучающегося. Задача

состоит в том, чтобы направление профессионального развития преподавателя совпало с

личностной

потребностью

в

развитии;

с

требованиями

к

профессиональной

компетентности. Решение этой задачи предполагает включение преподавателя в систему

непрерывного образования на протяжении всей педагогической деятельности, когда идет

формирование и совершенствование профессиональной компетентности. Обучая, учитель

развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь

профессионального успеха, который в свою очередь, зависит от степени развития

профессиональных компетенций:

Конструктивная – способность проектировать личность обучающегося, отбирать и

компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными

способностями обучащихся.

Организаторская – способность включать обучащихся в различные виды деятельности и

создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.

Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные

взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием обучащихся.

Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит

педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.

Необходимо учитывать и условия педагогического творчества:

Способность к самоанализу, к саморазмышлению.

Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения обучающихся.

Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов,

фактов лепить целостный образ.

Восприимчивость к новаторам.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска,

напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность

преподавателя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а

целостное

динамическое

образование.

Быть

компетентным

означает

умение

мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт. Из всех компетенций,

необходимых преподавателю в профессиональной деятельности, можно выделить

несколько наиболее значимых.

Социально-психологическая

компетенция,

связанная

с

готовностью

решать

профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

Профессионально-коммуникативная

компетенция,

определяющая

степень

успешности

педагогического

общения

и

взаимодействия

с

субъектами

образовательного процесса.

Общепедагогическая

профессиональная

компетенция,

включающая

в

себя

психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной

деятельности.

Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области

преподаваемого предмета, методики его преподавания.

Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить

цели, планировать и организовывать деятельность.

Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной

педагогической деятельности

Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в

сфере ИК-технологий.

Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как

экспериментатора.

Креативная компетенция, т.е. умения преподавателя выводить деятельность на

творческий, исследовательский уровень.

Что должен уметь компетентный преподаватель?

- Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность

и ответственность;

- ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются обучающимся,

чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице

профессионального успеха;

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами обучающихся;

- закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

- планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов

учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и

проектно-исследовательских методов;

- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с обучающимися;

- в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам

недостаточно компетентен;

- оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Преподаватель должен понимать, что:

- нужно быть готовым к постоянным переменам;

- строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и

вчерашнего опыта невозможно;

- главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни

своих обучающихся, поэтому родители – самые верные союзники преподавателя;

Педагог должен остерегаться:

- по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

- передавать обучающимся свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как

был воспитан сам;

- придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные

способы правильного и неправильного решения различных проблем;

- следовать мелочным правилам и инструкциям.

Таким

образом, компетентность

преподавателя

это

синтез

профессионализма,

(специальная,

методическая,

психолого-педагогическая

подготовка)

творчества,

(творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств,

приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

Из

профессиональных

компетенций

я

хочу

выделить

психолого-педагогическую

компетенцию. Основными компонентами являются:

Грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными).

Умения как способность преподавателя использовать имеющиеся у него знания

педагогической деятельности, в организации взаимодействия.

Профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от

самого процесса педагогической деятельности.

Преподаватель не должен научить на всю жизнь – преподаватель должен научить учиться

всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В

современных

условиях

только

активная

жизненная

позиция,

повышение

профессионального мастерства помогает преподавателю обеспечить одно из главнейших

прав обучающихся – право на качественное образование.



В раздел образования