Напоминание

Ознакомление с традицией. с бытом приленских ямщиков


Автор: Герасимова Клавдия Романовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Ёлочка 19
Населённый пункт: Село Синск Хангаласского улуса РСЯ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ознакомление с традицией. с бытом приленских ямщиков
Раздел: дошкольное образование





Назад




Утверждаю

Приказ______________

От__________________

Зав. МБДОУ д/с «Ёлочка»

_____________Н.А.Родионова

Кружковая работа

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом,

историей и традицией приленских ямщиков села Синск на основе

ознакомление с окружающим»

Воспитатель: Герасимова Клавдия Романовна

2021-2022 г.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детства каждодневное открытие мира и

поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием

человека и Отечества, их красоты, величия. Любовь к Отчизне начинается с

любви к своей малой родине-месту, где родился человек.

Население села Синск Хангаласского улуса многонационально. В селе

проживают якуты, эвенки, долганы, татары, эстонцы, украинцы и русские -

это коренные жители потомки переселенцев, ямщиков, которые сохранили

свою историю, культуру и фольклор.

Основным содержанием духовно – нравственного развития,

патриотического

воспитания

и

социализации

являются

базовые

национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных

традициях, передаем от поколения к поколению В этой связи, как мне

представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с

историческим, культурным, национальным, географическим, природно-

экологическим своеобразием родного села.

Забытые истории, добрые традиции и положительный опыт старших

поколений- всё это требует от нас по-новому взглянуть на место и роль

человека в масштабе социума, региона, страны.

К сожалению, в связи прогрессивных технологических изменений многие

родители забывают о ближайшем окружении и поэтому зачастую наши дети

мало знают о своём селе, в котором родились и живут, редко посещают

памятные места. Между тем каждый уголок нашего села имеет свою

неповторимую историю, славится великими людьми и достижениями.

Воспитывая в

детях духовно-нравственное, патриотическое чувство,

особенно важно не забывать о малой Родине.

Большой вклад в научном обосновании нравственно-патриотического

воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н.В. Виноградова, Е. И.

Радина и др.

Трудно представить себе социально-педагогическую проблему более

актуальную, чем воспитание духовно- нравственного патриотизма у детей

подрастающего поколения.

Цель:

Формирование духовно-нравственных, патриотических чувств у детей

старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с историей,

традицией и культурой приленских ямщиков села Синск.

Задачи:

I- Этап

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Разработать диагностику знаний детей об истории и традиции села .

3. Провести анкетирование с родителями по теме исследования.

II-Этап

1.

Разработать систему занятий для детей старшего дошкольного возраста

по ознакомлению с историями и традициями приленских ямщиков.

2. Активизировать работу детского образовательного учреждения с

родителями.

3. Создать мини-музей в детском саду.

4. Организовать фольклорную студию на базе детского сада.

III- Этап

1. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей.

2. Выход на кустовые, региональные, республиканские чтения.

3. Выпустить публикацию по теме исследования.

4. Организация кустовых, улусных семинаров на базе детского сада

Взаимодействия с социумом

Мониторинг анкетирования родителей.

Участвовали в мониторинге 6 родителей средней группы

Вопросы

Ответы

Да

Не

очень

Нет

1

Вы знаете историю и традиции села?

8%

76%

16%

2

Соблюдаете ли вы семейные традиции,

какие?

60%

-

40%

Библиотека

Детский сад

Родители

Школа

Музей

Народный коллектив

«Реченька»,

Дом музей

Музей с. Едяй

Мини-музей

М. А. Голокова

3

Интересуетесь ли вы историей села?

-

100%

-

4

Рассказываете вы своим детям о

традиции, культуре и истории

своего села?

50%

-

50%

5

Как вы считаете, должны ли знать дети

историю, культуру и традиции

нашего села?

100%

-

-

Мониторинг знаний об истории и традиций села.

Разрабатываемая нами диагностика знаний об истории и традиций села

разделена на 4 блока.

1- блок. История приленских ямщиков.

1. Кто такие Ямщики?

2. На чем раньше перевозили почту и пассажиров в зимнее и летнее время?

Почему?

3. Что такое почтовый тракт?

4. Для чего на дугу лошади вешали колокольчик?

5. Каким промыслом занимались раньше наши дедушки и бабушки?

6. Назови русские музыкальные инструменты?

7. Какие праздники ты знаешь? Назови значения этих праздников?

2-блок. Семейные традиции.

1. Как зовут твоих родителей?

2. Где они работают?

3. Как зовут твоих бабушек и дедушек?

4. Кем они работают или работали?

5. Чем вы занимаетесь со своей семьёй в свободное время?

6. Ваше хобби?

7. Какие семейные традиции, есть вашей семье?

3-блок. Родное село.

1. Как называется твоё село?

2. Назови адрес, где ты проживаешь?

3. Какая река и речка протекает рядом с твоим селом?

4. Почему село назвали Синском?

5. Какие достопримечательности села ты знаешь?

6. Назови здания, которые есть в твоём селе?

7. Какие музеи есть в селе?

4-блок. Экология села Синск.

1. Какие деревья растут на территории села?

2. Назови кустарники, растущие на территории села?

3. Какие животные обитают в лесу?

4. Назови ягоды, которые растут в нашей местности?

5. Какие цветы растут на территории нашей местности?

6. Назови рыб, которые обитают в наших озерах, и в реке?

7. Назови птиц, обитающих на нашей территории?

Критерии оценки уровня знаний об истории и традиции села

1 балл – односложные ответы, 2 балла – неполный ответ, 3 балла – полный

ответ.

Блоки

Высокий %

Средний %

Низкий %

1-

блок

0

25

75

2-

блок

8

59

33

3-блок

17

50

33

4-блок

25

50

25

1 Блок

2 Блок

3 Блок

4 Блок

0

10

20

30

40

50

60

70

80

высокий

средний

низкий

Учебно-тематический план

Группа

В месяц

В год

Старшая

25 мин

2ч 25 мин

Подготовительная

30 мин

3ч 10 мин

Список детей

1.

Макарова Арина

2.

Никодимов Костя

3.

Соловьев Арсений

4.

Соловьёва София

5.

Слепцова Алина

6.

Шадрин Костя

Перспективный план работы на 2021-2022 гг

Старшая группа

Время

Тема

Пр. содержание

сентябрь

Древо жизни

Развивать интерес к семейным традициям,

осознание ценностей семьи.

Формирование толерантности к другим

народам

октябрь

Русский народный

костюм

Формировать представления у детей о

народных костюмах. Развивать у детей

вкус.

ноябрь

Ямщицкое подворье

Формировать представления о труде

взрослых в семьях в старину, активизация

познавательного интереса к истории

родного села

декабрь

Мое родное село

Формировать интерес к истории и

традициям родного села. Воспитывать

любовь и чувство патриотизма к своей

малой Родине.

январь

Предметы быта

ямщиков «Русская

печь», «Самовар»

Дать представление о русской печи его

предназначении, о разжигания простого

самовара.

февраль

фольклор

Знакомство с фольклорным жанром

«Частушки»

март

Масленица

Дать представление детям о значении

праздника «Масленица»

апрель

Почтовый тракт

Дать представление о почтовом тракте, о

том кто такой ямщик.

май

Экскурсия Дом

музей

Формирование образа музея, как особого

места, в котором хранятся имеющие

культурно-историческое значения

Перспективный план работы на 2021-2022 гг

Подготовительная группа

Время

Тема

Пр. содержание

сентябрь

Создание мини-макета

«Ямщицкое подворье»

Закрепить представление о ямщицком

подворье. Развивать творческие

способности детей.

октябрь

фольклор

Организовать детскую фольклорную

студию. Продолжать знакомить

фольклорными жанрами, «Прибаутки»,

«Заклички», «хороводы»

ноябрь

Ямщицкое подворье

Углубление знаний детей об

особенностях предметов старинного

русского быта.

декабрь

Почтовый тракт

Углубление знаний о почтовом тракте и

ямщиках их роль в развитии села.

январь

Колядки

Дать представления о коляде. Рассказать

о значении праздника.

февраль

Предметы быта

ямщиков

Дать представления о народных

промыслах. Скотоводство, кузница, и.

т. д

март

Посещение музея села

Едяй

Приобщение детей к миру искусства

через социокультурную среду музея.

Рассказать о том, как создаются

коллекции музеев.

апрель

Пасха

Дать представления о празднике Пасха.

Для чего красили яйца и чем.

май

Фольклор

Продолжение знакомства с народными

традициями, обычаем, обрядами

поддержания интереса через народный

коллектив «Реченька» и детский

коллектив «Родничок».

Ожидаемые результаты

формирование любви к малой Родине, воспитание интереса к прошлому и

настоящему.

- развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, селу,

улусу.

- воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё,

что происходит в селе сопричастности к этому.

- развивать бережное отношение к селу (достопримечательности, культуре,

природе).

- Расширение возможностей для приобщения детей старшего дошкольного

возраста к этнокультурным ценностям приленских ямщиков;

- Получение комплекса знаний и навыков фольклорного пения; знаний по

музыкальной культуре и истории приленских ямщиков.

Использованная литература

1

.

Возращение истокам. Управление культуры и духовного развития МО

«Хангаласский улус» Информационно-методический центр. Автор

составитель Макарова Г. С. 2007г

2. Ямщицкий перезвон. Автор составитель Макарова Г. С. Якутск 2007г

3. Фольклор русского населения Якутии. Якутский научный центр СОРАН

1994г

4. Культурное взаимодействие народов республики Саха (Якутия): история

и современность-Якутск: Институт гуманитарных исследований 1995г.

5. Песни ямщицких деревень Хангаласского улуса. Составители Тараненко

Д. К. Киселёва Г. Н.2005г.

6. Материалы музея истории села Синск.

7. Материалы музея истории села Едяй.



В раздел образования