Автор: Чуткова Алена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №127 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование
Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста.
Правильная, хорошо развитая речь - важнейшее условие гармоничного,
полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем
легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании
речи детей, начиная с раннего детства.
Ранний возраст имеет огромное значение для развития речи ребенка и
определяется как оптимальный и наиболее чувствительный период для усвоения
речи. Он оказывает влияние на формирования основ будущей взрослой личности.
В раннем детстве темпы речевого развития намного выше, чем в последующие
годы.
Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе
общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие
коммуникативной
функции
речи. Это
предполагает
совершенствование
понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью.
Очень важно также уделять внимание развитию у детей фонематического
слуха (способности различать звуки и звукосочетания), так как он является одним
из важных условий, которые определяют способность ребенка понимать речь,
воспроизводить звуковые образцы взрослого, самостоятельно произносить слова
и фразы.
Какие факторы влияют на развитие речи:
Биологические: наследственность; правильное функционирование
центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха
и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое
физическое и психическое развитие после рождения.
Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни
ребенка, благоприятная развивающая среда.
В раннем возрасте существуют специфические особенности развития речи,
которые становятся содержанием работы воспитателей и определяют основные
направления развития речи детей раннего возраста.
С развитием речи ребенок более осмысленно и точнее воспринимает предметы и
явлений окружающей действительности. Следовательно, речь имеет прямое
отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку передаются
определенные знания, умения и навыки. Чтобы он развивался, необходимо
общение со взрослым, который способствует формированию речи малыша,
развитию его познавательной активности.
Огромное значение в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -
важнейшему
виду
деятельности.
Она
является
эффективным
средством
формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре
реализуются потребность воздействия на мир.
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие
педагоги и психологи (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Дидактическая игра - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая
дидактическая игра имеет свое программное содержание (закрепляет знание о
цвете, пространстве, времени, счете и т.д.). Поэтому в программное содержание
игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.
Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.
Для играющих детей воспитательно-образовательное значение реализуется через
игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию
познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих
собой основу обучения.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три
основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом):
Игры с предметами или игрушками - направлены на развитие тактильных
ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками,
развивают творческое воображение, мышление.
- настольно-печатные:
Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной
памяти и внимания.
- словесные:
Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством
развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания
выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение,
закрепление и активизацию словаря.
Многократно участвуя в игре, дети прочно усваивают знания, которыми они
оперируют. Решая умственную задачу в игре, дошкольники раннего возраста
упражняются в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации
предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств
предметов, в определении их по отдельным признакам.
В дидактических играх перед ребёнком ставятся разного рода задачи, решение
которых требует внимания, сосредоточенности, умственного усилия, умения
преодолеть трудности, осмыслить правила, последовательность действий. Они
содействуют развитию у ребёнка восприятий и ощущений, усвоению знаний,
формированию представлений. Эти игры дают возможность обучать детей
разнообразным способам решения тех или иных практических и умственных
задач. В этом состоит их развивающая роль.
А.В.Запорожец, рассматривая роль дидактической игры, отмечает, что нужно
добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения
отдельных умений и знаний, но и способствовала бы общему развитию детей,
служила формированию их способностей.
Игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям
ребёнка-дошкольника. Она является лучшим средством для обогащения словаря.
Игра также незаменима как средство воспитания памяти, наблюдательности,
сообразительности.
Важно помнить, что дидактические игры должны создавать у детей хорошее
настроение, вызвать радость. Эта радость является залогом успешного развития
детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дошкольного
воспитания.
Можно сделать вывод, что дидактические игры – это обучающие игры, которые
влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего возраста. Игра
отвечает
естественным
потребностям
ребёнка
раннего
возраста.
Игра
способствует нормальному развитию психических познавательных процессов:
восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
Детство без игры невозможно. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение
его главного источника развития. Для детей игра – это продолжение жизни.
Благодаря игре ребёнок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.