Напоминание

Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста.


Автор: Чуткова Алена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №127 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние дидактической игры на развитие речи детей раннего возраста.

Правильная, хорошо развитая речь - важнейшее условие гармоничного,

полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем

легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании

окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со

сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании

речи детей, начиная с раннего детства.

Ранний возраст имеет огромное значение для развития речи ребенка и

определяется как оптимальный и наиболее чувствительный период для усвоения

речи. Он оказывает влияние на формирования основ будущей взрослой личности.

В раннем детстве темпы речевого развития намного выше, чем в последующие

годы.

Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе

общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие

коммуникативной

функции

речи. Это

предполагает

совершенствование

понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью.

Очень важно также уделять внимание развитию у детей фонематического

слуха (способности различать звуки и звукосочетания), так как он является одним

из важных условий, которые определяют способность ребенка понимать речь,

воспроизводить звуковые образцы взрослого, самостоятельно произносить слова

и фразы.

Какие факторы влияют на развитие речи:

Биологические: наследственность; правильное функционирование

центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха

и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое

физическое и психическое развитие после рождения.

Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни

ребенка, благоприятная развивающая среда.

В раннем возрасте существуют специфические особенности развития речи,

которые становятся содержанием работы воспитателей и определяют основные

направления развития речи детей раннего возраста.

С развитием речи ребенок более осмысленно и точнее воспринимает предметы и

явлений окружающей действительности. Следовательно, речь имеет прямое

отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку передаются

определенные знания, умения и навыки. Чтобы он развивался, необходимо

общение со взрослым, который способствует формированию речи малыша,

развитию его познавательной активности.

Огромное значение в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -

важнейшему

виду

деятельности.

Она

является

эффективным

средством

формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре

реализуются потребность воздействия на мир.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие

педагоги и психологи (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, А.Н.

Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Дидактическая игра - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая

дидактическая игра имеет свое программное содержание (закрепляет знание о

цвете, пространстве, времени, счете и т.д.). Поэтому в программное содержание

игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.

Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Для играющих детей воспитательно-образовательное значение реализуется через

игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию

познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих

собой основу обучения.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три

основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом):

Игры с предметами или игрушками - направлены на развитие тактильных

ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками,

развивают творческое воображение, мышление.

- настольно-печатные:

Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной

памяти и внимания.

- словесные:

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством

развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания

выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение,

закрепление и активизацию словаря.

Многократно участвуя в игре, дети прочно усваивают знания, которыми они

оперируют. Решая умственную задачу в игре, дошкольники раннего возраста

упражняются в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации

предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств

предметов, в определении их по отдельным признакам.

В дидактических играх перед ребёнком ставятся разного рода задачи, решение

которых требует внимания, сосредоточенности, умственного усилия, умения

преодолеть трудности, осмыслить правила, последовательность действий. Они

содействуют развитию у ребёнка восприятий и ощущений, усвоению знаний,

формированию представлений. Эти игры дают возможность обучать детей

разнообразным способам решения тех или иных практических и умственных

задач. В этом состоит их развивающая роль.

А.В.Запорожец, рассматривая роль дидактической игры, отмечает, что нужно

добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения

отдельных умений и знаний, но и способствовала бы общему развитию детей,

служила формированию их способностей.

Игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям

ребёнка-дошкольника. Она является лучшим средством для обогащения словаря.

Игра также незаменима как средство воспитания памяти, наблюдательности,

сообразительности.

Важно помнить, что дидактические игры должны создавать у детей хорошее

настроение, вызвать радость. Эта радость является залогом успешного развития

детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дошкольного

воспитания.

Можно сделать вывод, что дидактические игры – это обучающие игры, которые

влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего возраста. Игра

отвечает

естественным

потребностям

ребёнка

раннего

возраста.

Игра

способствует нормальному развитию психических познавательных процессов:

восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

Детство без игры невозможно. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение

его главного источника развития. Для детей игра – это продолжение жизни.

Благодаря игре ребёнок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.



В раздел образования