Автор: Дрюк Наталья Леонидовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств
Населённый пункт: п. Чегдомын, Хабаровский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива
Раздел: дополнительное образование
Применение инновационных технологий в образовательной деятельности
хореографического коллектива.
В настоящее время в обществе установилось новое осмысление главной цели
образования:
готовность
к
саморазвитию,
обуславливающая
интеграцию
личности
в
национальную и мировую культуру, познание ее прошлого, настоящего и будущего,
готовность к активной, продуктивной деятельности, систематизации процесса самореализации.
В этой связи, очевидно, что современное образование нуждается в инновациях,
в
инновационных образовательных технологиях. В педагогических инновациях нуждается и
существующая система дополнительного образования детей. Об этом свидетельствуют новый
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Концепция модернизации
дополнительного образования детей Российской Федерации.
Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое
способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих
участников; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
Впервые в России новые цели образования были представлены в начале 60-х годов XX
века в работах Л.В. Занкова. Он на первый план ставит личность ученика, изучая знания не как
самоцель, а как средство развития личностных особенностей: ума, воли, эмоций, чувств,
творческих
способностей
и
мотивов
деятельности.
Занков
Л.В.
разработал
систему
развивающего обучения, в которой на первое место ставится обучение на высоком уровне
трудности, преодолеваемой учащимися в ходе их учебной деятельности. Развитие личности
проходит ряд этапов. Каждый тесно связан в предыдущим, ранее достигнутый органически
включается в образование более высокого. В 70-е годы XX века В.В. Давыдов выдвигает идею
саморазвития. Согласно этой идее, ученик перестает быть только объектом учебно-
воспитательного влияния, а начинает выступать как субъект собственной индивидуальной
деятельности. Таким образом, ученик самостоятельно начинает поиск истины и своим трудом и
старанием ее «открывает».
В совершенствовании и обновлении педагогических технологий, выдвижение новых
педагогических систем и инновационных подходов к обучению и творческому развитию
подрастающей личности нуждается и структура хореографической подготовки в условиях
дополнительного образования детей.
Внедрение инновационных педагогических идей и программ в практику
хореографического обучения, в условиях дополнительного образования детей, переход на
более совершенные технологии обучения – сложный процесс. Это объясняется сугубо
творческим характером педагогической деятельности, которую невозможно описать как
простой производственный процесс на конвейере. Педагогическая деятельность всегда
осуществляется в динамичной ситуации и предполагает значительный простор для творческого
поиска, вариативность применения тех или иных приемов работы в зависимости от реально
существующей «здесь и сейчас» ситуации.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные
педагогические
технологии
развития
лидерских
и
диалогических
способностей;
педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в
коллективе;
интеграцию
в
процессе
создания
коллективного
творческого
продукта
танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
Для развития танцевальных способностей на занятиях по хореографии у учащихся
применяю комплексный способ разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от
простого к сложному». Поэтому ведущей технологией является технология обучения в
сотрудничестве и развивающее обучение.
Развитие личности проходит ряд этапов. Каждый тесно связан в предыдущим, ранее
достигнутый органически включается в образование более высокого. В своей работе, иду от
простого к сложному, последовательно и систематично. Развивая у детей на первом году
обучения – выворотность ног, подъем стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела
партерной гимнастикой. Я сразу учу детей элементарным танцевальным движениям (это
галопы, подскоки, танцевальный бег).
На основе выученного материала строятся более
сложные танцевальные комбинации, этюды, что у детей развивает мышечную память,
музыкальность, чувство ритма, работоспособность. На протяжении всех лет обучения
хореографией, дети продолжают развивать и совершенствовать навыки и умения, полученные
ранее.
Для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого
творческого результата использую следующие формы занятий:
групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, группа может состоять
из участников какого-либо танца или этюда);
коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций,
ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных
групп);
индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма
также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).
Технология игрового обучения
В отечественной психологии принята концепция игры, построенная Д. Б. Элькониным.
Ребенок в играх отражает действительность и моделирует окружающий его мир. На занятиях по
хореографии я использую игру как средство обучения и воспитания, моделирую различные
условные ситуации, которые дети должны сами решить в процессе игры.
Применение на занятиях хореографией игр, позволяет снять психологические зажимы,
обогащает эмоциональный опыт ребенка. Игра помогает многим ребятам преодолеть
излишнюю скромность, стеснительность и закрепощенность, а чувство сотрудничества и
гармоничное взаимодействие с группой сверстников придает им уверенность в себе.
Проведение занятий в игровой форме удерживает интерес воспитанников и включает их в
активную работу.
Здоровьесберегающие технологии
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема
здоровья детей приобретает глобальный характер. Формирование образа жизни человека
начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, основы его закладываются в
период детства и юношества. Поэтому очень важно именно в школьные годы воспитать у
ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который
способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни. Говоря о
здоровом образе жизни, на первое место следует поставить достаточную двигательную
активность, которая хорошо проявляется на занятиях хореографией. Хореографическое
искусство очень популярно среди детей, широко и глубоко захватывает различные сферы
личности ребенка,
эффективно воздействует на эмоционально-психическое и физическое его
развитие
.
Поэтому в своей работе огромное значение уделяю здоровьесберегающим
технологиям. В хореографический класс зачисляются все желающие дети, без специального
отбора, у многих из них полностью отсутствуют специальные физические данные, поэтому
занятия проводятся с учетом их возможностей, но с медицинским допуском врача. Учитывая
физиологические особенности детей, применяю дифференцированный подход: увеличение или
уменьшение частоты и количества повторения движения.
Применяя
данную
технологию,
ставлю
перед
собой
следующие
задачи:
1) организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
2)
создание
условий
ощущения
у
детей
радости
в
процессе
обучения;
3) мотивация на здоровый образ жизни;
4) формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ
поддержания здоровья, развития тела.
В младшем школьном возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной
системы:
скелета,
мускулатуры,
суставно-связочного
аппарата.
Неправильная
посадка,
длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения — все это может
привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, это важно знать и учитывать при
организации занятий с детьми. Для этого на своих занятиях я использую упражнения для
укрепления всего мышечного корсета, позвоночника, для голеностопного сустава, на гибкость,
для растяжки, которые являются стержневым компонентом в хореографии, а так же в
укреплении физического здоровья. (Упражнения: мостик, березка, кузнечик, шпагат).
Музыкально-ритмические упражнения
В зависимости от темы занятия подбираю и провожу музыкально-ритмические
упражнения («Полька зверей», «Порхание бабочки», «Прогулка по сказочному лесу»,
«Зеркало» и др.). Музыкально-ритмические упражнения влияют на уровень двигательной
активности учащихся. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную
функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и
утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение,
улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-
психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко устанавливать дружеские связи с
другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект.
Танцевальная импровизация
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск
активности благотворно действует на психику человека, а значит, а значит, а на его физическое
здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение танцевальной импровизации на
занятиях является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического
состояния обучающихся. В процессе музыкального творчества происходит более полное
познания ребенком самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального,
чувственного контакта с окружающим миром.
Улыбкотерапия.
Новое направление, с помощью которого, как считают медики, здоровье детей станет
крепче от улыбок педагогов. Улыбка это внешний показатель нашего внутреннего состояния.
Мы улыбаемся, когда счастливы, влюблены, у нас хорошее настроение, наша жизнь наполнена
радостью. Если вы радуетесь — приходят в тонус все внутренние железы, вырабатываются
гормоны, которые активизируют тело, придают быстроту уму и легкость решениям. Как
полагают врачи, в улыбающемся педагоге дети видят друга, и учиться им нравится больше.
Очень важна на занятии и улыбка самого ребёнка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой
внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Музыкотерапия.
Важная
составляющая
оздоровительной
работы.
Это
создание
такого
музыкального
сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе
их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает
иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль,
восстанавливает спокойное дыхание.
Все это помогает учащимся быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими
детьми и дает психотерапевтический эффект:
• Эмоциональную разрядку
• Снятие умственной перегрузки
• Снижение нервно- психического напряжения
• Восстановления положительного энергетического тонуса
• Способствует формированию навыков здорового образа жизни.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышают
результативность
воспитательно-образовательного
процесса,
формируют
ценностные
ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Хореография для детей – это:
- музыкальные игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, различать ритмический
рисунок, развивают музыкальный слух, овладевают основами танца;
- общее развитие всего организма – и физическое и психическое (концентрации, воли,
внимания, восприятия, мышления, памяти, уравновешенности процессов);
- ребёнок учится владеть своим телом, лучше ориентируется в пространстве, улучшается
координация движений;
-хореография для детей – это правильная осанка, красивая походка, лёгкость в движениях,
гибкость и грациозность, эластичность связок…
-хореография для детей – это польза и радость одновременно. Это занятия, которые обязательно
оставят свой след в жизни ребёнка.
Информационные технологии
В своей работе данные технологии мною используются не как образовательные для детей,
а как вспомогательные для обеспечения материально-технического оснащения.
Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и
практико-ориентированных проектов, обучающиеся могут выполнять как в группах, так и
индивидуально.
Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение
концертных
выступлений
воспитанников.
Для
качественного
звучания
танцевальных
фонограмм,
соответствующих
современным
техническим
требованиям
используются
компьютерные технологии.
Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото - и видеоматериалы коллектива.
Компьютер даёт возможность: активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
эффективно осуществлять поиск и переработку информации.
Следует помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе на
уроках
хореографии станет эффективным, если будет обеспечена органическая связь и
сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения. Применение средств ИКТ в
системе дополнительного образования направлено на совершенствование существующих
технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и
аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным
средством
повышения
познавательного
интереса
обучающихся,
создают
условия
для
построения
индивидуальных
образовательных
траекторий
школьников.
В заключении хотелось бы отметить, что в современном образовании сегодня
провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам
учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В
этом направлении идет прогресс образования: разработка и практическое обоснование новых
идей и технологий.