Напоминание

Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива


Автор: Дрюк Наталья Леонидовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств
Населённый пункт: п. Чегдомын, Хабаровский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива
Раздел: дополнительное образование





Назад




Применение инновационных технологий в образовательной деятельности

хореографического коллектива.

В настоящее время в обществе установилось новое осмысление главной цели

образования:

готовность

к

саморазвитию,

обуславливающая

интеграцию

личности

в

национальную и мировую культуру, познание ее прошлого, настоящего и будущего,

готовность к активной, продуктивной деятельности, систематизации процесса самореализации.

В этой связи, очевидно, что современное образование нуждается в инновациях,

в

инновационных образовательных технологиях. В педагогических инновациях нуждается и

существующая система дополнительного образования детей. Об этом свидетельствуют новый

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Концепция модернизации

дополнительного образования детей Российской Федерации.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое

способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих

участников; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

Впервые в России новые цели образования были представлены в начале 60-х годов XX

века в работах Л.В. Занкова. Он на первый план ставит личность ученика, изучая знания не как

самоцель, а как средство развития личностных особенностей: ума, воли, эмоций, чувств,

творческих

способностей

и

мотивов

деятельности.

Занков

Л.В.

разработал

систему

развивающего обучения, в которой на первое место ставится обучение на высоком уровне

трудности, преодолеваемой учащимися в ходе их учебной деятельности. Развитие личности

проходит ряд этапов. Каждый тесно связан в предыдущим, ранее достигнутый органически

включается в образование более высокого. В 70-е годы XX века В.В. Давыдов выдвигает идею

саморазвития. Согласно этой идее, ученик перестает быть только объектом учебно-

воспитательного влияния, а начинает выступать как субъект собственной индивидуальной

деятельности. Таким образом, ученик самостоятельно начинает поиск истины и своим трудом и

старанием ее «открывает».

В совершенствовании и обновлении педагогических технологий, выдвижение новых

педагогических систем и инновационных подходов к обучению и творческому развитию

подрастающей личности нуждается и структура хореографической подготовки в условиях

дополнительного образования детей.

Внедрение инновационных педагогических идей и программ в практику

хореографического обучения, в условиях дополнительного образования детей, переход на

более совершенные технологии обучения – сложный процесс. Это объясняется сугубо

творческим характером педагогической деятельности, которую невозможно описать как

простой производственный процесс на конвейере. Педагогическая деятельность всегда

осуществляется в динамичной ситуации и предполагает значительный простор для творческого

поиска, вариативность применения тех или иных приемов работы в зависимости от реально

существующей «здесь и сейчас» ситуации.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные

педагогические

технологии

развития

лидерских

и

диалогических

способностей;

педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в

коллективе;

интеграцию

в

процессе

создания

коллективного

творческого

продукта

танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.

Для развития танцевальных способностей на занятиях по хореографии у учащихся

применяю комплексный способ разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от

простого к сложному». Поэтому ведущей технологией является технология обучения в

сотрудничестве и развивающее обучение.

Развитие личности проходит ряд этапов. Каждый тесно связан в предыдущим, ранее

достигнутый органически включается в образование более высокого. В своей работе, иду от

простого к сложному, последовательно и систематично. Развивая у детей на первом году

обучения – выворотность ног, подъем стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела

партерной гимнастикой. Я сразу учу детей элементарным танцевальным движениям (это

галопы, подскоки, танцевальный бег).

На основе выученного материала строятся более

сложные танцевальные комбинации, этюды, что у детей развивает мышечную память,

музыкальность, чувство ритма, работоспособность. На протяжении всех лет обучения

хореографией, дети продолжают развивать и совершенствовать навыки и умения, полученные

ранее.

Для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого

творческого результата использую следующие формы занятий:

групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, группа может состоять

из участников какого-либо танца или этюда);

коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций,

ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных

групп);

индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма

также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

Технология игрового обучения

В отечественной психологии принята концепция игры, построенная Д. Б. Элькониным.

Ребенок в играх отражает действительность и моделирует окружающий его мир. На занятиях по

хореографии я использую игру как средство обучения и воспитания, моделирую различные

условные ситуации, которые дети должны сами решить в процессе игры.

Применение на занятиях хореографией игр, позволяет снять психологические зажимы,

обогащает эмоциональный опыт ребенка. Игра помогает многим ребятам преодолеть

излишнюю скромность, стеснительность и закрепощенность, а чувство сотрудничества и

гармоничное взаимодействие с группой сверстников придает им уверенность в себе.

Проведение занятий в игровой форме удерживает интерес воспитанников и включает их в

активную работу.

Здоровьесберегающие технологии

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема

здоровья детей приобретает глобальный характер. Формирование образа жизни человека

начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, основы его закладываются в

период детства и юношества. Поэтому очень важно именно в школьные годы воспитать у

ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который

способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни. Говоря о

здоровом образе жизни, на первое место следует поставить достаточную двигательную

активность, которая хорошо проявляется на занятиях хореографией. Хореографическое

искусство очень популярно среди детей, широко и глубоко захватывает различные сферы

личности ребенка,

эффективно воздействует на эмоционально-психическое и физическое его

развитие

.

Поэтому в своей работе огромное значение уделяю здоровьесберегающим

технологиям. В хореографический класс зачисляются все желающие дети, без специального

отбора, у многих из них полностью отсутствуют специальные физические данные, поэтому

занятия проводятся с учетом их возможностей, но с медицинским допуском врача. Учитывая

физиологические особенности детей, применяю дифференцированный подход: увеличение или

уменьшение частоты и количества повторения движения.

Применяя

данную

технологию,

ставлю

перед

собой

следующие

задачи:

1) организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

2)

создание

условий

ощущения

у

детей

радости

в

процессе

обучения;

3) мотивация на здоровый образ жизни;

4) формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ

поддержания здоровья, развития тела.

В младшем школьном возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной

системы:

скелета,

мускулатуры,

суставно-связочного

аппарата.

Неправильная

посадка,

длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения — все это может

привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, это важно знать и учитывать при

организации занятий с детьми. Для этого на своих занятиях я использую упражнения для

укрепления всего мышечного корсета, позвоночника, для голеностопного сустава, на гибкость,

для растяжки, которые являются стержневым компонентом в хореографии, а так же в

укреплении физического здоровья. (Упражнения: мостик, березка, кузнечик, шпагат).

Музыкально-ритмические упражнения

В зависимости от темы занятия подбираю и провожу музыкально-ритмические

упражнения («Полька зверей», «Порхание бабочки», «Прогулка по сказочному лесу»,

«Зеркало» и др.). Музыкально-ритмические упражнения влияют на уровень двигательной

активности учащихся. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную

функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и

утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение,

улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-

психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко устанавливать дружеские связи с

другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект.

Танцевальная импровизация

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск

активности благотворно действует на психику человека, а значит, а значит, а на его физическое

здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение танцевальной импровизации на

занятиях является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического

состояния обучающихся. В процессе музыкального творчества происходит более полное

познания ребенком самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального,

чувственного контакта с окружающим миром.

Улыбкотерапия.

Новое направление, с помощью которого, как считают медики, здоровье детей станет

крепче от улыбок педагогов. Улыбка это внешний показатель нашего внутреннего состояния.

Мы улыбаемся, когда счастливы, влюблены, у нас хорошее настроение, наша жизнь наполнена

радостью. Если вы радуетесь — приходят в тонус все внутренние железы, вырабатываются

гормоны, которые активизируют тело, придают быстроту уму и легкость решениям. Как

полагают врачи, в улыбающемся педагоге дети видят друга, и учиться им нравится больше.

Очень важна на занятии и улыбка самого ребёнка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой

внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Музыкотерапия.

Важная

составляющая

оздоровительной

работы.

Это

создание

такого

музыкального

сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе

их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает

иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль,

восстанавливает спокойное дыхание.

Все это помогает учащимся быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими

детьми и дает психотерапевтический эффект:

• Эмоциональную разрядку

• Снятие умственной перегрузки

• Снижение нервно- психического напряжения

• Восстановления положительного энергетического тонуса

• Способствует формированию навыков здорового образа жизни.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышают

результативность

воспитательно-образовательного

процесса,

формируют

ценностные

ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Хореография для детей – это:

- музыкальные игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, различать ритмический

рисунок, развивают музыкальный слух, овладевают основами танца;

- общее развитие всего организма – и физическое и психическое (концентрации, воли,

внимания, восприятия, мышления, памяти, уравновешенности процессов);

- ребёнок учится владеть своим телом, лучше ориентируется в пространстве, улучшается

координация движений;

-хореография для детей – это правильная осанка, красивая походка, лёгкость в движениях,

гибкость и грациозность, эластичность связок…

-хореография для детей – это польза и радость одновременно. Это занятия, которые обязательно

оставят свой след в жизни ребёнка.

Информационные технологии

В своей работе данные технологии мною используются не как образовательные для детей,

а как вспомогательные для обеспечения материально-технического оснащения.

Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и

практико-ориентированных проектов, обучающиеся могут выполнять как в группах, так и

индивидуально.

Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение

концертных

выступлений

воспитанников.

Для

качественного

звучания

танцевальных

фонограмм,

соответствующих

современным

техническим

требованиям

используются

компьютерные технологии.

Применение компьютера позволяет:

- накапливать и хранить музыкальные файлы;

- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;

- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;

- хранить фото - и видеоматериалы коллектива.

Компьютер даёт возможность: активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;

эффективно осуществлять поиск и переработку информации.

Следует помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе на

уроках

хореографии станет эффективным, если будет обеспечена органическая связь и

сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения. Применение средств ИКТ в

системе дополнительного образования направлено на совершенствование существующих

технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и

аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным

средством

повышения

познавательного

интереса

обучающихся,

создают

условия

для

построения

индивидуальных

образовательных

траекторий

школьников.

В заключении хотелось бы отметить, что в современном образовании сегодня

провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам

учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В

этом направлении идет прогресс образования: разработка и практическое обоснование новых

идей и технологий.



В раздел образования