Напоминание

Рисование как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи


Автор: Ягодина Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №7 "Жар-птица"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Рисование как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рисование как средство развития речи

детей дошкольного возраста с

нарушениями речи

Ягодина Елена Александровна,

учитель-логопед

1. Коррекция нарушений речи у дошкольников через развивающие возможности

детского рисования

Система образования независимо от того, какая технология (программа) обучения

выбрана, рассчитана на то, что дошкольник должен прийти в школу без каких-либо

нарушений речи и мыслительной деятельности.

На практике это далеко не так. Общеизвестно, что в последние годы количество

детей с нарушениями речи постоянно растёт. Недостатки речевого развития вызывают

много трудностей в усвоении школьной программы в полном её объёме, в частности, в

обучении чтению и письму, приводят к затруднению в общении между детьми и

дальнейшей их социализации.

Детское рисование, как один из видов продуктивной деятельности, заключает в

себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного,

эмоционально-эстетического,

волевого

развития

детей.

В

процессе

рисования

совершенствуются и развиваются все психические функции.

Системность в предъявлении заданий и упражнений по рисованию определяет

эффективность их применения в коррекции речевых нарушений у дошкольников. В

этой

работе

сложилась

определенная

система

в

предъявлении

заданий

и

упражнений по рисованию на логопедических занятиях. Она основана на

дидактическом принципе предъявления задач: от простого к сложному и на

концентрическом типе построения художественно-творческих задач, где каждая новая

ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом

уровне сложности. Эта сформировавшаяся система обосновала целесообразность

выполнения рисунков в порядке, описанном ниже.

1. Рисование линий.

Проведение различных линий, в разном направлении, различной конфигурации

сначала на листе в клеточку, затем на чистом листе. Этот вид заданий знакомит

ребёнка с тетрадным листом в крупную клетку; учит ориентировке в клетке, вести

волнообразные линии, не отрывая карандаша или ручки от листа бумаги, что

способствует развитию кистевых движений.

2. Работа с трафаретами.

Виды заданий: обведение рисунков – трафаретов, штриховка трафаретных рисунков,

заполнение

картинки

трафарета

той

буквой,

обозначающей

звук,

на который начинается название картинки. Своеобразная штриховка рисунка буквами.

Первоначальное использование трафаретов,

а не собственно самостоятельных

рисунков, помогает детям научиться рисовать видеть и не выходить за границы

предмета.

1

3. Работа с геометрическими объектами.

Виды

заданий:

обведение

сплошной

линией

пунктирного

изображения

геометрических фигур с последующей их закраской разными яркими цветами;

использование в рисунке только одного вида геометрических фигур, например:

кругов, квадратов, треугольников; использование в рисунке разных геометрических

форм; рисование симметричных рисунков, где даётся для дорисовки половина

геометрической фигурки или рисунка; повторение предложенного рисунка в

зеркальном отражении; творческое задание на продуцирование множества образов из

множества кругов или других геометрических фигур.

Выполняя эти упражнения и задания, дети знакомятся или закрепляют понятия о

геометрических фигурах, дифференцируют их между собой. При выполнении этих

заданий у детей формируется навык планирования хода выполнения рисунка,

развивается сенсорная сфера.

4. Использование рисунков для развития фонематических представлений,

расширения словарного запаса, развития связной речи.

4.1. Знакомство с определённым звуком и буквой его обозначающей.

Виды заданий: выбор картинок на заданный звук, представленных на наборном

полотне с последующей их зарисовкой в тетрадях (на следующем этапе дети

самостоятельно

придумывают

рисунки

на

определённые

звуки).

Затем:

1-й этап работы – написание в центре каждой картинки одной большой буквы,

обозначающей звук, на который начинается название этой картинки. 2-й этап работы –

плотное заполнение всей картинки буквами (своеобразная штриховка буквами),

обозначающими звук, на который начинается название этой картинки.

Принципиально важно в этих заданий прописывание сначала крупных, а затем мелких

букв в рисунках. Это соотносится с развитием у ребёнка сначала крупной, а затем

только мелкой моторики.

4.2. Помощь рисования в дифференциации звуков и букв по различным основаниям.

Виды заданий: выбор и дифференциация картинок представленных на наборном

полотне и последующее срисовывание их в тетрадь по различению - парных гласных

звуков; кинестетически сходных букв; твёрдых и мягких согласных звуков; парных

согласных звуков по глухости – звонкости; звуков – аффрикат «Ч» и «Ц».

При выполнении задания предлагается заполнить рисунки буквами, обозначающими

звуки, на которые начинаются названия этих картинок. Аналогичное задание,

выполненное самостоятельно (без зрительной опоры).

4.3. Анализ и синтез звукового состава слова.

Виды заданий: придумать и нарисовать такие картинки, чтобы по первым (или по

последним) звукам их названий можно было составить новое слово, затем нарисовать

его.

5. Применение рисунков для развития словарного запаса и связной речи.

Виды заданий: составление предложений по картинкам, нарисованным учениками;

составляя, и записывая предложение, заменить одно или два слова (как правило,

ключевых)

в

нём

рисунками;

разнообразное

сочинение

коллективных

и

индивидуальных рассказов с опорой на собственные сюжетные рисунки по

определённой теме.

На этом этапе работы с рисунками дети «оречевляют» свои творческие замыслы.

2

6. Использование рисунков для заучивания стихотворений

Виды заданий: кодировка (рисование картинок-символов, обозначающих ключевые

слова) стихотворений при их заучивании.

Здесь рисунки играют роль наглядного плана или подсказки в заучивании стихов.

Таким образом, ДЕТСКИЙ РИСУНОК на логопедических занятиях:

успешно восполняет «психологическую базу речи»;

является

средством

умственного,

графо-моторного,

эмоционально-

эстетического, волевого развития детей;

это продление детства ребёнка, комфортный переход к учебной деятельности

после детского сада;

выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных

событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивая эмоционально-

положительное состояние;

способствует развитию и совершенствованию средней и мелкой моторики

движения;

помогает осуществлять связь между школьными предметами;

снимает авторитарный стиль ведения занятия;

помогает самореализации личности ребёнка в процессе рисования;

эффективно помогает коррекции имеющихся у детей нарушений и недоразвития

устной и письменной речи.

3



В раздел образования