Автор: Ягодина Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №7 "Жар-птица"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Рисование как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Рисование как средство развития речи
детей дошкольного возраста с
нарушениями речи
Ягодина Елена Александровна,
учитель-логопед
1. Коррекция нарушений речи у дошкольников через развивающие возможности
детского рисования
Система образования независимо от того, какая технология (программа) обучения
выбрана, рассчитана на то, что дошкольник должен прийти в школу без каких-либо
нарушений речи и мыслительной деятельности.
На практике это далеко не так. Общеизвестно, что в последние годы количество
детей с нарушениями речи постоянно растёт. Недостатки речевого развития вызывают
много трудностей в усвоении школьной программы в полном её объёме, в частности, в
обучении чтению и письму, приводят к затруднению в общении между детьми и
дальнейшей их социализации.
Детское рисование, как один из видов продуктивной деятельности, заключает в
себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного,
эмоционально-эстетического,
волевого
развития
детей.
В
процессе
рисования
совершенствуются и развиваются все психические функции.
Системность в предъявлении заданий и упражнений по рисованию определяет
эффективность их применения в коррекции речевых нарушений у дошкольников. В
этой
работе
сложилась
определенная
система
в
предъявлении
заданий
и
упражнений по рисованию на логопедических занятиях. Она основана на
дидактическом принципе предъявления задач: от простого к сложному и на
концентрическом типе построения художественно-творческих задач, где каждая новая
ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом
уровне сложности. Эта сформировавшаяся система обосновала целесообразность
выполнения рисунков в порядке, описанном ниже.
1. Рисование линий.
Проведение различных линий, в разном направлении, различной конфигурации
сначала на листе в клеточку, затем на чистом листе. Этот вид заданий знакомит
ребёнка с тетрадным листом в крупную клетку; учит ориентировке в клетке, вести
волнообразные линии, не отрывая карандаша или ручки от листа бумаги, что
способствует развитию кистевых движений.
2. Работа с трафаретами.
Виды заданий: обведение рисунков – трафаретов, штриховка трафаретных рисунков,
заполнение
картинки
–
трафарета
той
буквой,
обозначающей
звук,
на который начинается название картинки. Своеобразная штриховка рисунка буквами.
Первоначальное использование трафаретов,
а не собственно самостоятельных
рисунков, помогает детям научиться рисовать видеть и не выходить за границы
предмета.
1
3. Работа с геометрическими объектами.
Виды
заданий:
обведение
сплошной
линией
пунктирного
изображения
геометрических фигур с последующей их закраской разными яркими цветами;
использование в рисунке только одного вида геометрических фигур, например:
кругов, квадратов, треугольников; использование в рисунке разных геометрических
форм; рисование симметричных рисунков, где даётся для дорисовки половина
геометрической фигурки или рисунка; повторение предложенного рисунка в
зеркальном отражении; творческое задание на продуцирование множества образов из
множества кругов или других геометрических фигур.
Выполняя эти упражнения и задания, дети знакомятся или закрепляют понятия о
геометрических фигурах, дифференцируют их между собой. При выполнении этих
заданий у детей формируется навык планирования хода выполнения рисунка,
развивается сенсорная сфера.
4. Использование рисунков для развития фонематических представлений,
расширения словарного запаса, развития связной речи.
4.1. Знакомство с определённым звуком и буквой его обозначающей.
Виды заданий: выбор картинок на заданный звук, представленных на наборном
полотне с последующей их зарисовкой в тетрадях (на следующем этапе дети
самостоятельно
придумывают
рисунки
на
определённые
звуки).
Затем:
1-й этап работы – написание в центре каждой картинки одной большой буквы,
обозначающей звук, на который начинается название этой картинки. 2-й этап работы –
плотное заполнение всей картинки буквами (своеобразная штриховка буквами),
обозначающими звук, на который начинается название этой картинки.
Принципиально важно в этих заданий прописывание сначала крупных, а затем мелких
букв в рисунках. Это соотносится с развитием у ребёнка сначала крупной, а затем
только мелкой моторики.
4.2. Помощь рисования в дифференциации звуков и букв по различным основаниям.
Виды заданий: выбор и дифференциация картинок представленных на наборном
полотне и последующее срисовывание их в тетрадь по различению - парных гласных
звуков; кинестетически сходных букв; твёрдых и мягких согласных звуков; парных
согласных звуков по глухости – звонкости; звуков – аффрикат «Ч» и «Ц».
При выполнении задания предлагается заполнить рисунки буквами, обозначающими
звуки, на которые начинаются названия этих картинок. Аналогичное задание,
выполненное самостоятельно (без зрительной опоры).
4.3. Анализ и синтез звукового состава слова.
Виды заданий: придумать и нарисовать такие картинки, чтобы по первым (или по
последним) звукам их названий можно было составить новое слово, затем нарисовать
его.
5. Применение рисунков для развития словарного запаса и связной речи.
Виды заданий: составление предложений по картинкам, нарисованным учениками;
составляя, и записывая предложение, заменить одно или два слова (как правило,
ключевых)
в
нём
рисунками;
разнообразное
сочинение
коллективных
и
индивидуальных рассказов с опорой на собственные сюжетные рисунки по
определённой теме.
На этом этапе работы с рисунками дети «оречевляют» свои творческие замыслы.
2
6. Использование рисунков для заучивания стихотворений
Виды заданий: кодировка (рисование картинок-символов, обозначающих ключевые
слова) стихотворений при их заучивании.
Здесь рисунки играют роль наглядного плана или подсказки в заучивании стихов.
Таким образом, ДЕТСКИЙ РИСУНОК на логопедических занятиях:
успешно восполняет «психологическую базу речи»;
является
средством
умственного,
графо-моторного,
эмоционально-
эстетического, волевого развития детей;
это продление детства ребёнка, комфортный переход к учебной деятельности
после детского сада;
выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных
событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивая эмоционально-
положительное состояние;
способствует развитию и совершенствованию средней и мелкой моторики
движения;
помогает осуществлять связь между школьными предметами;
снимает авторитарный стиль ведения занятия;
помогает самореализации личности ребёнка в процессе рисования;
эффективно помогает коррекции имеющихся у детей нарушений и недоразвития
устной и письменной речи.
3