Автор: Равочкина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Улыбка"
Населённый пункт: Тюменская область Пуровский район. п.Ханымей
Наименование материала: Педагогический проект "Почемучки - исследователи"
Тема: Знакомство с окружающим миром посредством опытно - экспериментальной деятельности.й
Раздел: дошкольное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Почемучки – исследователи»
Долгосрочный
Знакомство с окружающим миром
посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Составил: воспитатель
МБДОУ «ДС « Улыбка»
Равочкина Т. Н.
2021 год, п. Ханымей
У Т В Е Р Ж Д А Ю:
Заведующий МБДОУ
«ДС «Улыбка» п. Ханымей
_____________ О. А. Чепелева
Педагогический проект
по ознакомлению детей со свойствами природных материалов
посредством опытно-экспериментальной деятельности.
«Почемучки - исследователи»
Составил: воспитатель
Т. Н. Равочкина
2021 год п. Ханымей
Проблема: согласно рабочей программы группы, проводятся занятия по
экспериментированию, но их мало, чтобы удовлетворить познавательные интересы
воспитанников. Поэтому я решила воспользоваться любознательностью детей и
пополнить их знания через технологию проекта.
Актуальность: дети дошкольного возраста по своей природе исследователи с радостью и
удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поэтому надо
поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для
исследовательской деятельности. Экспериментальная деятельность основывается на
интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на
каждого ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности.
Цель:
ознакомление детей со свойствами природных материалов посредством опытно-
экспериментальной деятельности.
Задачи:
- создать условия для творческого и интеллектуально – личностного развития детей
посредством опытно-экспериментальной деятельности;
- расширять представления детей о свойствами природных материалов;
- развивать мышление, речь в процессе познавательно - исследовательской деятельности;
- развивать творческие способности, фантазию, воображения средствами занимательных
опытов;
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир;
- вовлечь родителей в экспериментальную деятельность, повысить их педагогические
знания в данном направлении.
Основные шаги по реализации проекта:
определение проблемы проекта; постановка цели и задач для ее выполнения;
ожидаемый результат; разработка мониторинга и проведение констатирующего этапа
мониторинга; включение в план проекта занятий, наблюдений, игр и т.д.; продумать
домашние задания для совместной работы родителей и детей; выбрать форму отчета
по проекту.
Ожидаемый результат:
- умение, опытным путем, познавать свойства природных материалов;
- умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные результаты и
свой ветогенный опыт;
- овладение разными способами познания через экспериментирование, способствующими
развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах
деятельности;
- воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам
природы.
Вид проекта:
по времени – долгосрочный (3 месяца)
по количеству участников – коллективный (20 детей)
по контингенту – дети 4-5 лет, средняя группа,
по характеру контактов: групповой,
по направленности – межпредметный,
по характеру деятельности: познавательно – исследовательский
Состав участников: дети, воспитатель, родители.
Основные направления проекта:
- ознакомление детей со свойствами природных материалов через опыты и
эксперименты,
- развитие наблюдательности и умения прослеживать логическую цепочку событий,
- совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем
мире,
- пополнение в группе предметно развивающей среды по экспериментированию и
создание картотеки опытов и экспериментов.
Межпредметные связи:
Название раздела
программы
содержание
цель
Развитие речи
Чтение сказки «Петушок и
бобовое зернышко» зан. №3,
ст. 61.
Цель: познакомить со сказкой
«Петушок и бобовое зернышко».
помочь детям понять опасность
предметов во рту,
совершенствовать анатомические
знания своего организму с опорой
на анатомический атлас
дошкольника .
Ознакомление с
окружающем миром
« Вмире стекла», зан. № 11, ст.
36 (Дыбина).
«Мир комнатных растений
зан. № 13, ст.57
(Соломенникова)
«В мире пластмассы»
зан. № 13, ст.40 (Дыбина).
«Поможем Незнайке вылепить
посуду из глины» зан. 15,
Цель: помочь детям выявить
свойства стекла (прочное,
прозрачное, цветное, гладкое).
Цель: расширять представления
детей о комнатных растениях: их
пользе и строении.
Цель: познакомить детей со
свойствами и качествами
предметов из пластмассы.
Цель: расширять представления
детей о свойствах природных
ст. 64 (Соломенникова)
«Посадка лука» зан. № 12,
ст. 54 (Соломенникова).
«Экологическая тропа весной»
зан. № 16, ст. 66
(Соломенникова).
материалов.
Цель: расширять представления
детей об условиях, необходимых
для роста и развития растения.
Цель: расширять представления
детей о сезонных изменениях в
природе.
Лепка
«Мисочка» из глины. зан. №
63, ст. 66.
Цель: учить детей лепить,
используя уже знакомые приемы
(раскатывание шара,
сплющивание) и новые –
вдавливания и оттягивания краев,
уравнивая их пальцами.
1.
Подготовительный этап:
- определение педагогом темы, цели и задач проекта;
- продумать содержание проекта и предполагаемые результаты;
- разработать мониторинг;
-провести констатирующий этап мониторинга, с опорой на результаты, подготовить
формы и тематику основного этапа реализации проекта;
-вовлечь родителей в работу по проекту, пополнить их педагогические знания по
опытно – экспериментальной деятельности;
- определить содержание деятельности всех участников проекта.
2.
Основной этап реализации проекта
Система мероприятий.
деятельность
тема
пособия
Познавательная
«Окружающий мир»
« В мире стекла»
«Мир комнатных растений»
«В мире пластмассы»
«Поможем Незнайке вылепить посуду из глины»
«Посадка лука»
«Экологическая тропа весной»
- стеклянные
предметы, палочки,
стакан;
- комнатные растения;
- пластмассовые
предметы, палочки;
- глина, доска для
лепки, стека;
- земля, стаканчики,
лейка с водой,
фартуки;
- объекты
экологической тропы.
Опытно –
экспериментальная
деятельность
«Как достать скрепку из воды не намочив рук»
«Поможем Золушке перебрать крупу»
«Как покрасить песок?»
«Как движется сухой песок?»
«Какими свойствами обладает глина?»
«Зачем нужна земля?»
«Как сравнить влажный песок и влажную глину?»
«Как разделить смеси?»
«Расческа и тени»
«Игры с цветными стеклышками»
- тазик с водой,
железные предметы
- магниты, гречка,
скрепки, кнопки,
гаечки
- емкости с
прозрачной и цветной
водой, палочки для
размешивания песка,
мерные ложечки,
баночки с песком,
мелкие формочки
- сухой песок,
лопатки, песочные
часы, воронки
большая и маленькая,
пластиковые бутылки
с красным и желтым
кружками
- глина, дощечки для
лепки, слепленные
фигурки из глины,
шарики из влажной и
сухой глины, баночки
с водой, кусочки
глины
- емкости с землей,
палочки, лейка с
водой, сито, горшочек
с песком и завядший в
нем росточек
растения
- емкость с влажным
песком и влажной
глиной, дощечки,
лупа, вода
- песок, вода, масло ,
сахар, ложечки,
бумажные полотенца,
пластиковые
стаканчики
- лампа, бумага,
расческа
- солнце защитные
очки, стекляшки
разного цвета,
принадлежности для
рисования
Игровая
- п/и «Снежинки»;
- д/и «Чудесный мешочек» природные материалы;
-материал для игры
- мешочек, разные
природные материалы
- д/и «Разноцветные капли».
-раскрашенные
ячейки для льда,
пипетки, пузырьки с
окрашенной водой
этих же цветов
Художественно-
речевая
Чтение сказок: «Петушок и бобовое зернышко»,
- «Как небо собиралось в гости к Земле»
- «Как солнышко заболело»
- дет. худ. литература
- текст
- текст
Продуктивная
деятельность
Лепка из глины «Мисочки для трех медведей».
- глина, доски,
салфетки, миска
Пальчиковая
гимнастика
- «Грибы да ягоды»
- «Солнце»
текст
Индивидуальна
работа по проекту
- по желанию ребенка
Вовлечение
родителей
- консультации: «Воспитание у детей любви к природе»,
«Опытно – экспериментальная деятельность детей дома»;
- рекомендации
- домашнее задание: совместные работы по опытно – экспериментальной
деятельности детей и родителей по проекту на произвольную тему;
- выставки фотографий и описаний семейной ОЭД по проекту после их
выполнения;
- подборка фото детей в процессе выполнения работ для интернет группы
«Радужка».
Познавательная деятельность
Тема: «В мире стекла»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла ( прозрачное, цветное,
прочное, хрупкое, гладкое).
Задачи:
Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать,
делать выводы;
Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;
Расширять словарный запас детей;
Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.
Материалы: лампочка, подсвечник цветной, цветные камешки, кружка, тарелка,
флакон из-под духов, вода, кружки и бумажные стаканы по количеству детей.
Тема: «Мир комнатных растений»
Цель. Расширять представление детей о комнатных растениях: их пользе и строении.
Учить различать комнатные растения по внешнему виду.
Задачи:
1.
Дать понять, что такое комнатные растения, какие они бывают.
2.
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования
комнатных растений.
3.
Воспитать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о
них.
Материалы: комнатные растения: фиалка, герань, бегония, бальзамин («огонек»),
аспидистра, фикус.
Тема: «В мире пластмассы»
Цель: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.
Задачи:
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами
материала и способом его использования через игры-эксперименты, а также развивать
любознательность.
- совершенствовать зрительно-моторную координацию.
- воспитывать бережное отношение к вещам.
Материалы: чашки, блюдца, машинка, стакан, мячик, тазик с водой. Видео об
Тема: «Поможем Незнайке вылепить посуду из глины»
Цель : расширять представление воспитанников о свойствах
природных материалов (песка и глины.)
Задачи:
-учить сравнивать свойства песка и глины;
-формировать представление о том, что из глины можно лепить;
-закреплять умение лепить из глины;
-
развивать логическое мышление, мелкую моторику рук;
-учить отгадывать загадки;
-активизировать словарь по данной теме;
-воспитывать любознательность, любовь к окружающему миру;
-воспитывать самостоятельность и творчество;
-формирование навыков аккуратной работы.
Материалы: кукла Незнайка, розетки с сухим песком, сухой глиной,
комочками песка и глины, влажным песком и глиной, салфетки и вода,
формочки для песка. Дымковские и филимоновские игрушки, изделия из
глины, вылепленные детьми.
Тема: «Посадка лука»
Цель: учить детей сажать лук.
Задачи:
1. Познакомить детей с процессом посадки лука.
2. Закрепить знания о строении лука, об условиях, необходимых для роста растения;
3. Закрепить знания цвета, формы предмета и уметь определять по его признакам;
4. Упражнять детей в правильных приемах посадки луковиц и умения поливать растения.
5. Учить, подготавливать рабочее место и убирать за собой.
6. Закрепить представления о последовательности трудового процесса посадки лука.
7. Привить любовь к труду.
Материалы: стаканчики с землей лейки с водой, лук, фартуки, клеёнка, лопаточки,
влажные салфетки, веник с совочком.
Тема: «Экологическая тропа весной»
Цель: расширение представления детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
- упражнять детей в умении различать и называть деревья лиственные, хвойные, фруктовые
на территории детского сада;
- закреплять бережное отношение к природе.
Материал: объекты экологической тропы.
Опытно – экспериментальная деятельность:
Тема: «Как достать скрепку из воды не намочив рук»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Материал: тазик с водой, железные предметы.
Ход.
Убирая скрепки после экспериментов детей Узнайка «случайно» роняет часть из них в
тазик с водой (такой тазик с плавающими в нем игрушками «случайно» оказывается
неподалеку от стола, за которым дети экспериментируют с магнитами).
Возникает вопрос: Как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом?
После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется,
что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.
Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже
если они разделены с ним водой.
Тема: «Поможем Золушке перебрать крупу».
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми
свойствами магнита.
Материал : магниты, гречка, скрепки, кнопки, гаечки.
Ход.
На тарелочках гречка, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из гречки
убираем.
- Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки очистили
крупу. Какие предметы волшебный магнит помог найти и достать из крупы? (Гайки,
шурупы, болты, скрепки, булавки).
- Почему они притянулись к магниту? (Эти предметы из железа - они металлические).
- Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические.
Вывод. Еще один секрет разгадали, магнит действует через крупу (рисунок).
- А что если бы, в крупе были резиновые, бумажные, стеклянные предметы, смогли бы вы
очистить крупу? (нет)
- Почему? (объяснения детей)
- Возможно, ли очистить крупу, если в ней находятся золотые изделия? (Нет)
- Почему нет? (объяснения детей)
Вывод: предметы, которые не притягиваются, называются немагнетические.
Тема: «Как покрасить песок?»
Цель:
познакомить детей со способом изготовления цветного песка.
Материал: емкости с прозрачной и цветной водой (с добавлением гуаши), палочки для
размешивания песка, мерные ложечки, баночки с песком, мелкие формочки.
Ход.
- Ребята, что-то Незнайка сегодня к нам задерживается. Наверно, у него важные дела.
- А давайте придумаем для него что-нибудь интересное.
- С чем всегда любит играть Незнайка? (ответы детей).
- Давайте сделаем ему подарок из песка.
Вопросы:
- Ребята, что произойдёт, если я налью в сухой песок воду?
- Куда спрячется вода?
- Каким станет песок? (Сухой песок впитает воду и станет мокрым).
- Какого цвета песок?
- Ребята песок может быть не только мокрым или сухим, но и разноцветным.
- А как вы думаете как его можно покрасить в разные цвета? (ответы детей)
- Песок покрасить кисточкой нельзя, так как песчинки песка прилипнут к мокрой кисточки.
- Я вам покажу очень интересный эксперимент как покрасить песок.
(добавляю в песок мерной ложечкой красную воду).
Вопросы на закрепление:
- Поменял ли песок цвет? (Да).
- Каким он стал? (Красным).
- Почему он стал красным? ( Потому что добавили красную краску).
- Куда исчезла красная вода? ( Песок впитал красную воду).
Игровое упражнение «Делаем цветные куличики».
- Возьмите по баночке с песком, добавьте в песок любую окрашенную воду, размешайте
палочкой песок и сделайте куличик. Воды добавляйте мерной ложечкой.
Затем приходит Незнайка и расспрашивает детей о получившихся поделках:
- Ребята, что вы делали?
- Из чего получились такие куличики?
- Почему они разноцветные?
- Как сделать цветной песок? Незнайка благодарит детей за красивые подарки.
Вывод: песок окрашивается цветной водой.
Тема: «Как движется сухой песок?»
Цель
:
продолжать знакомить детей со свойствами сухого песка (сухой песок может
сыпаться с разной скоростью - быстро и медленно.
Материал: сухой песок, лопатки, песочные часы, воронки большая и маленькая,
пластиковые бутылки с красным и желтым кружками.
Ход.
Незнайка приносит в группу песочные часы и предлагает детям их рассмотреть.
- Эти часы необычные, без стрелок и цифр. А песок в этих часах пересыпается и
показывает определённое время.
- Ребята, а давайте сделаем свои песочные часы. В воронки с разными отверстиями мы
будем насыпать песок и смотреть, как он высыпается.
Вопросы:
- Какой песок надо насыпать в воронки?
- Сухой или сырой?
-Почему сухой? (он рассыпчатый).
Игровые действия детей с песком.
Вопросы:
- Одинаково ли сыпется песок в бутылках? (Нет).
- Как сыпется песок в бутылке с красным кружком? (Быстро).
- Как сыпется песок в бутылке с желтым кружком? (Медленно).
- Как вы думаете, почему в бутылках песок сыпется по - разному? ( Потому что воронки
имеют разные отверстия).
- С какой воронкой песок сыпется быстрее? ( У которой большое отверстие).
- Какая бутылка быстрее заполнится песком? ( С красным кружком).
- Какая медленнее? (С желтым кружком).
- Что сделать с бутылкой, чтобы она снова стала пустой? ( Высыпать из неё песок).
Вывод: сухой песок сыпется быстро и медленно.
Когда сыпется быстрее песок, а когда медленнее? ( ответы детей ).
Незнайка благодарит детей за красивые подарки
Тема: «Какими свойствами обладает глина?»
Цель: дать детям представление о глине; помочь определить её качества и свойства (мягкая,
пластичная, мнётся, бьётся и размокает).
Материал: глина, дощечки для лепки, слепленные фигурки из глины, шарики из влажной и
сухой глины, баночки с водой, кусочки глины,
Ход.
1 часть.
Незнайка приносит детям коробку с игрушками:
- Ребята, вчера я целый день делал вам игрушки, занимался лепкой и подарю их вам, если
вы скажите мне из какого материала они изготовлены.
Педагог:
- Как вы думаете, из чего я сделал все эти предметы? (Ответы детей).
- Оказывается, лепить можно не только из пластилина.
- Есть такой материал, который называется глина.
- Хотите узнать, какая глина и как из неё лепить?
Дети рассматривают глину, обследуют её пальчиками.
Вопросы:
- Как вы думаете, на что похожа глина? (На песок).
- Каким она цветом? (Коричневая).
- Глина твёрдая или мягкая? (Мягкая)».
Сравнение шариков из сырой и сухой глины.
- Давайте сравним два шарика из глины .
- Шарики одинаковые или разные?
- Чем они отличаются?
- Какой шарик можно сжать?
- Что будет с шариками, если бросить их на пол? (Один изменит форму, другой
раскрошится на кусочки)
- Глина бывает влажной и сухой. Из влажной глины можно лепить, она мягкая, пластичная,
вязкая, сухая глина твёрдая, может крошиться.
Игровое задание: «Найди шарик из сухой и влажной глины».
Игровые действия с кусочками глины.
- Получится ли у вас отщипнуть маленькие кусочки? (Да).
- Получится ли скатать шарики, колбаски? Почему? (Глина мягкая, пластичная).
Предлагаю отложить слепленные изделия на полочку.
Вывод: влажная глина мягкая, вязкая, пластичная.
2 часть. Рассматриваю с детьми высохшие слепленные изделия из глины, проводим с
ними обследовательские действия.
- Потрогайте свои поделки. Какие они стали на ощупь? (Твёрдые).
- Как вы думаете, почему? (Глина засыхает).
- Изменился ли цвет поделок? Каким он стал? (Светлым)
- Постучите немного своей поделкой по столу.
- Что происходит? (Глина крошится).
- Почему? (Глина сухая)
Вывод: сухая глина твёрдая, крошится, светлее тёмной.
Незнайка: - Молодцы ребята вы мне рассказали не только из какого материала сделаны
игрушки, но и о свойствах глины. Эти игрушки теперь принадлежат вам! До свидания.
Тема: «Зачем нужна земля?»
Цель: формировать представления детей о свойствах земли, как почвы (мягкая, состоит из
мелких комочков, легко пропускает воду, бывает сухой и влажной).
Материал: емкость с землёй, палочки, лейка с водой, сито, горшочек с песком и завядший
в нём росточек растения.
Ход.
Незнайка приходит в группу и рассматривает комнатные растения.
- Ребята, сколько у вас в группе комнатных растений и все такие красивые, зелёные.
- А я вот посадил растение в горшок, поливал его каждый день, а оно сразу завяло и
засохло. И я не знаю, почему.
- Незнайка, покажи нам своё растение. Ребятки, посмотрите, как вы думаете, почему завяло
растение?
- Куда Незнайка посадил растение? (в песок).
- Где должны расти растения?
- Вспомните, растут ли растения в нашей песочнице и почему?
Незнайка: - А какая земля? Как она выглядит? Ребята, вы мне расскажите?
Игровое действие «Разомни комочек».
Воспитатель: - Я насыпала на стол землю. Земля состоит из разных комочков. Попробуем
размять комочки.
- У вас получается? Почему? Какие комочки на ощупь? (Мягкие)»
Игровое упражнение «Пересыпание и просеивание».
Воспитатель: - Пересыпьте землю в стаканчики. Пересыпается ли земля?
- Земля пересыпается, потому что она сухая. Давайте пропустим землю через сито.
- Просеивается ли земля? (Не вся).
- Что остаётся на дне сита? (Комочки). Разомнём эти комочки пальчиками.
Игровое упражнение «Волшебная палочка».
Воспитатель: - Поводите палочками по сухой земле. Остаётся ли земля на палочке? (Нет).
- Сухая земля не липнет. Теперь я полью землю водой. Куда спряталась водичка?
- Какой стала сухая земля? (Сухая земля впитала воду и стала влажной).
- Теперь поводите палочкой по влажной земле. Какой стала палочка? (Грязной).
- Почему? Влажная земля липнет.
- Какой цвет у влажной земли? (Чёрный).
- Давайте просеем влажную землю через сито. Просевается ли земля? (Нет).
Вывод: мокрая земля не просеивается и не рассыпается, она влажная.
Незнайка:
- Теперь я все понял. Буду сажать растения в землю потому, что только в ее составе есть
все необходимое питание для жизни растений и буду следить, чтобы земля была
влажная, а для этого нужно своевременно ее поливать.
Тема: «Как сравнить влажный песок и влажную глину?»
Цель
:
на основе сравнения выявить отличительные свойства влажного песка и влажной
глины.
Материал: емкости с влажным песком и влажной глиной, дощечки, лупа, вода.
Ход.
Незнайка приносит в группу две баночки (одна с песком, другая с глиной). И просит
детей отгадать, что в них находится.
Воспитатель:
- Как вы думаете, что общего есть у глины и песка?
- Глина с песком внешне похожи друг на друга, бывают сухие и влажные, они как брат с
сестрой. Но у каждого свои особенности, отличия. Сегодня мы узнаем, чем отличаются
влажный песок и влажная глина.
- Рассматривание через лупу. Лупа- это предмет, который помогает увеличить предмет.
Лупа поможет нам рассмотреть частички песка и глины.
Работа с лупой.
- Одинаковые ли частички песка и глины по размеру? (Они разные).
Какие частички у песка? (Мелкие). Как они располагаются? ( Не плотно прижаты друг к
другу).
- У глины частички крупнее и все разного размера, они тесно прижаты друг к другу».
Игровое действие «Как дружит вода с песком и глиной».
- Нальём воду в песок и глину? Где видна вода? (В глине).
- Почему? (Глина плохо пропускает воду). Частички глины плотно прижаты друг к другу.
- Почему в песке не видно воды? ( Песок быстро пропускает воду). Частички песка не
сильно прижаты друг к другу».
Игровое упражнение « Лепится- не лепится».
- Попробуйте слепить из глины и песка колбаски. Из чего легче лепить?
- Почему? (Глина вязкая, плотная).
- Какаю колбаску можно согнуть? (Из глины). Глина пластичная, мнётся».
Вывод: влажный песок сохраняет форму, пропускает воду; влажная глина медленно
впитывает воду, она пластичная и плотная.
_________________________________________________________________
Вечером рассмотреть постройки из глины и песка.
- Какие постройки рассыпаются? Почему? (песок высыхает и постройка рассыпается).
- Какие на ощупь постройки из глины? (Твёрдые). Почему? (Глина сохнет и твердеет).
Тема: «Как разделить смеси?»
Цель: дать детям представление о разделении смесей.
Материалы: песок, вода, масло, сахар, ложечка, бумажные полотенца, пластиковые
стаканчики.
Ход.
Попробуем сделать смеси: 1)песок с водой. 2) сахар с водой. 3)масло с водой.
- Подумайте можно ли их разделить, если можно, то как?
(Масло легче воды и всплывёт, можно отделить ложкой).
- Что бы разделить песок с водой нужно из бумажного полотенца сделать фильтр. Песок
останется на фильтре.
Сахар растворяется в воде и простым механическим способом не разделить. Нужно воду
выпарить. На дне сосуда останется сахар.
Вывод: смеси можно разделить: масло ложечкой, воду с песком отфильтровать, сахар
выпарить из воды.
Тема: «Расческа и тени»
Цель: дать представление о неизвестных свойствах известных вещей.
Материалы: лампа, бумага, расчёска.
Ход.
Выключаю свет, включаю настольную лампу, ставлю расческу ребром (между листом
бумаги и лампой).
- Что видите на листе бумаги? (тень от расчески)
- На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др)
- Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с
тенями на листе бумаги?
Вывод
: свет "бежит" от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все
направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим
тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между
тенями от лучей, они становятся почти параллельными.
Тема: «Игры с цветными стеклышками»
Цель: учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего
окружения.
Материалы: солнце защитные очки, стеклышки разного цвета или пластиковые листы
разного цвета – по количеству детей, принадлежности для рисования.
Ход.
Рассмотреть окружающие детей предметы, и сказать какого они цвета; посмотреть на
оконное стекло и сказать, какое оно (прозрачное, бесцветное).
Сравнить разноцветные стеклышки с оконным стеклом.
Посмотреть на окружающие предметы через стекла, и определить какого цвета стали эти
предметы.
Предложить детям из цветных стекол выложить панно и зарисовать его на альбомных
листочках.
Вывод: если смотреть через цветное стеклышко на окружающие предметы, то они будут
такого цвета, какого цвета стекло.
Игровая деятельность:
Подвижная игра «Снежинки»
На полянку, на лужок Движения согласно тексту
Тихо падает снежок,
Падают снежинки,
Белые пушинки.
Полетели, понеслись
И на землю улеглись.
Тихо спят снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок –
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать тактильное восприятие, закреплять умение на ощупь различать
предметы.
Материал: мешочек, разные природные материалы.
Ход игры: природные материалы сложены в мешочек . воспитатель просит ребенка
подойти в мешочек опустить руку, определить на ощупь, назвать материал и показать
детям. Так же выходят другие дети и определяют материалы на ощупь.
Дидактическая игра « Разноцветные капли»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, различать
цвета, концентрировать внимание.
Материал: раскрашенные ячейки для льда, пипетки, пузырьки с окрашенной водой
этих же цветов.
Ход игры: ребенок с помощью пипеток капля за каплей переносит окрашенную воду из
каждого пузырька в ячейки соответствующего цвета. Затем воду таким же образом нужно
перелить в пузырьки.
Художественно – речевая деятельность:
Сказка «Как Небо собиралось в гости к Земле»
Небо никогда не ходило к Земле в гости, но ему так этого хотелось. Сверху смотрело оно
на моря, реки, поля, луга, леса, людей: все это ему очень нравилось. Небо замечало, что и
люди довольно часто смотрят на него, но не знало, нравится ли оно им.
Стало Небо прихорашиваться, чтобы понравиться Земле и ее обитателям. Сшило себе
голубое платье, украсило кружевом из облаков, вместо короны надело солнечный обруч,
вместо пояса подпоясалось семицветной Радугой.
— Ах, какое сегодня красивое небо! — восхищались люди. — Так бы и смотрели, не
отрываясь. Вот бы превратиться в птиц и полетать в таком небе!
Обрадовалось Небо, стало еще больше стараться. Сшило оно себе черное бархатное
платье, разбросало по юбке серебристые Звезды, на грудь прикололо желтоглазую Луну, а
на голову водрузило ясный Месяц. Залюбовались Небом тихие реки, ночные птицы,
светлячки включили свои огоньки, чтобы лучше его рассмотреть. Ночное Небо было
царственным, торжественным. Звезды во тьме мерцали и манили к себе, желтая Луна
подмигивала одним глазом, освещая лунную дорожку на реке, а Месяц — сын Луны
подплясывал от гордости за Небо.
Настало утро, а у Неба опять новое платье! Восход Солнца осветил белоснежные облака
розовым цветом. Солнце все поднималось выше, а Небо становилось все красивее.
Ликовали все растения, животные и люди, которые проснулись вместе с Солнцем.
— Возьми нас к себе, Небо! — просили они. — Мы полюбили тебя! Оставайся всегда
таким же красивым!
Птицы и насекомые устремлялись ввысь, чтобы полюбоваться Небом наверху. Люди
поднимались к Небу на самолетах, вертолетах, дельтопланах и воздушных шарах. Им так
хотелось потрогать его руками, дотронуться до его розового платья.
Но тут стали собираться черные тучи. Они заляпали грязью все прекрасное платье Неба.
Оно очень огорчилось.
«Все теперь отвернутся от меня! — подумало Небо. — Надо что-то срочно делать».
Небо достало огромную электрическую иглу-молнию и бросило ее в Тучу, чтобы
разогнать ее. Туча, испугавшись, так сильно закричала, что ее услышал Гром и ответил ей,
грозно пророкотав. От испуга Туча заплакала, она таяла на глазах, и совсем скоро грязное
платье Неба снова стало чистым, но уже голубым.
Небо влюбило в себя всех жителей Земли. Наконец- то оно пришло в гости к Земле, но
это было возможно лишь на горизонте.
Сказка «Как Солнышко заболело»
Высоко на Небе, куда и рукой не достать, и птице не долететь, жило в великолепном
золотом дворце Солнце. Оно было таким огромным, что могло своим теплом обогревать
всю Землю. Телом оно походило на Колобок — такое же круглое, поэтому могло катиться
по небу с Востока на Запад.
Солнце видело абсолютно все, что происходило днем на Земле. Однако посплетничать
об этом ни с кем не могло, потому что никто не смел приблизиться к нему из-за страха
сгореть. Такое оно было огненное. А кричать издали неудобно. Да и Ветер все время мешал
своим шуршанием. Грустно и скучно, когда никому ничего нельзя сказать, поделиться
своими мыслями, впечатлениями. Но что поделаешь, короли часто бывают одинокими. А
Солнце на небе было настоящим королем! Если бы его величество однажды погасло,
перестало светить и греть, то все живое на Земле погибло бы.
Характер у Солнца был и мужской и женский, потому что имя «Солнце» среднего рода
— оно.
Когда оно было добрым и нежным, все живое на Земле радовалось, ликовало, росло,
благоухало, нежилось под ласковыми лучами. Когда же Солнце сердилось, злилось, на
земле выгорала вся растительность, высыхали реки и озера, мелели даже моря, земля
становилась похожей на треснувшую корку.
Когда настроение у Солнца менялось, оно само выбирало, где ему греть сильнее, а где
совсем не греть. Поэтому в Африке было так жарко, что даже кожа у людей стала
коричневого цвета, а земля похожей на красную пыль, а на севере несколько месяцев
Солнца не видели вообще, господствовала полярная ночь. На юге оно светило и грело
круглый год, а на востоке и западе согревало людей, животных и растения только весной и
летом, а зимой было почти холодным.
Когда у Солнца болела голова или живот, а это было похоже на ураган, на Земле все
живое и разные приборы чувствовали это. У людей тоже начинала болеть голова, а
приборы отказывались работать правильно.
Утром, когда Солнышко вставало, оно не нежилось в постели, как все мы. Из-за
множества дел ему некогда было залеживаться. Оно умывалось капельками, взятыми из
облаков, расчесывало свои длинные волосы-лучи золотым гребнем, выпивало из золотого
кубка золотой напиток, доставало свою подзорную трубу и начинало рассматривать Землю,
продумывать, что нужно сделать сегодня.
— Так, так, так, — записывало в свою солнечную книжечку Солнышко, — здесь люди
что-то замерзли из-за холодных дождей, надо погреть; а в этом районе плохо растут
растения, надо добавить света и тепла; а в море уже пора купаться, надо воду подогреть да
песок на пляже; в этой части Земли я, пожалуй, убавлю свой пыл, а то и так все высохло,
дам место ветру и дождю; ну а здесь пора будить животных, весну начинать.
Солнце видело весь земной шар, поэтому работы у него было очень много. За день оно
так уставало, что, скатываясь вниз по небосклону поздно вечером, не умываясь и не
раздеваясь, сразу закатывалось на кровать и засыпало крепким сном до утра. И так каждый
день.
Однажды Солнце заболело от такого изнурительного труда. Оно не встало утром как
обычно и не стало обходить свои владения. Первыми забили тревогу животные и люди.
Они очень испугались, что Солнце не появится на небосклоне, ведь от него зависит их
жизнь. Стали взрослые люди выходить из домов и просить Солнышко скорее выйти.
Издавна народ придумал много закличек, песенок про Солнце. Но оно не слышало людей,
так как крепко спало. Тогда взрослые позвали детей. Дети стали так громко звать
Солнышко, петь про него песни, водить хороводы, что Солнце проснулось, открыло глаза и
посмотрело вниз.
«Почему все животные и люди так громко кричат?! — подумало Солнце. — Надо
послушать, что они хотят». Оно прислушалось.
— Да это они меня зовут! — воскликнуло Солнце. — Я же проспало свой восход! Как же
я так могло сделать! Ведь все живое так меня любит, так во мне нуждается! За такую
любовь не жалко и себя отдать. Хватит хандрить. Надо приниматься за дело!
И Солнышко начало потихоньку всходить и освещать своими лучами все вокруг. А
люди, животные и растения заулыбались, захлопали в ладоши от радости и закричали кто
как мог: «Спасибо тебе, Солнышко, что согреваешь нас! Мы все тебя любим! Мы желаем
тебе здоровья! Никогда не болей!»
От таких слов Солнце окончательно выздоровело и принялось за свой нелегкий труд.
Продуктивная деятельность
Лепка из глины «Мисочки для трех медведей».
Цель: учить детей лепить миски для трёх медведей разные по величине.
Задачи: Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к лепке
атрибутов для сказочных героев. Формировать умение планировать работу – делить
материал на 3 не равные части используя стеку.
Материал: клеенки, пластилин, стеки, доски, миски под пластилин, салфетки бумажные.
Предварительная работа: чтение сказки Л.Н. Толстого «Три медведя», рассматривание
иллюстраций к сказке, знакомство с художником и поэтом.
Ход.
- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришёл?! Сегодня я пришла в детский сад и
услышала, что кто – то плачет, смотрю, а это кукла Машенька. И она мне рассказала, как
она пошла гулять по лесу и заблудилась, а пока искала дорогу очутилась возле красивого
дома – избы. Зашла туда и увидела стол, а на столе 3 миски стоят, и все разные по размеру.
И она из всех мисок поела кашу, и одну разбила. Ребята, скажите, вы узнали из какой это
сказке? (Ответы детей)
- Правильно ребята, это сказка называется «Три медведя»! Друзья, а давайте поможем
Машеньке и сделаем много разных мисочек для медведей! Вы хотите помочь Машеньке?
(Ответ детей)
- Отлично ребята, давайте тогда вспомним из чего же можно сделать мисочки?
Обратите внимание на мой стол и посмотрите, что я для вас приготовила под красивым
платочком! 3 разные мисочки: большая, чуть меньше и самая маленькая. Давайте
вспомним, кому какая миска принадлежит? (Ответы детей)
- Молодцы ребятки! А скажите, пожалуйста, так из чего же миски сделаны? (Ответы
детей)
- А мы можем сделать из стекла? (Ответы детей)
- А почему? (Ответы детей)
- А из пластмассы мы можем сделать миски? (Ответы детей)
- Правильно, зато у нас есть пластилин, и из него мы уж точно сможем сделать миски
для медведей. Итак, давайте вспомним последовательность, сначала нужно размять кусок
пластилина и поделить стекой на какие 3 части? (Ответы детей)
- Правильно ребята! Затем скатываем между ладонями каждый кусочек пластилина в
шарик и затем сплющиваем пальчиками шарик в диск (лепёшку). Скажите ребята, а можно
ли такую мисочку налить супчик? (ответы детей)
- А почему? (Ответы детей)
- Правильно ребята! И что же нам нужно сделать, чтобы она получилась глубокой?
(Ответы детей)
- Верно ребята, вот и получилась у нас мисочка! Запомнили ребята?
Отлично! А теперь давайте немножко отдохнём!
Физминутка
Три медведя шли домой
Папа был большой, большой
Мама чуть поменьше ростом
Ну а сын, малютка просто!
Очень маленьким он был
С погремушками дружил!
- Молодцы ребята! А теперь садитесь за столы, и приступим к работе.
- Друзья, а что мы сегодня с вами делали? Вам понравилось помогать? Как вы
думаете, мы помогли Машеньке? А давайте подарим мисочки?! (Ответы детей)
Спасибо ребята! Вы такие молодцы, у вас всё получилось!
Пальчиковая гимнастика
Грибы да ягоды
Я в лесу нашел грибок Ладонь одной руки лежит на кулаке другой .
(меняем)
Я срвать его не смог:
Дождь грибочек поливал, Пальцы ласково гладят по щекам
И грибочек подрастал. Руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая .
круг
Ягода
росла
в
лесу.
Кулак
одной
руки
лежит
на
ладони
другой
(меняем)
Я домой ее несу. Соединить руки ладонями вверх
Солнце ягодку согрело, Пальцы ласково гладят по щекам
Наша ягодка поспела.
Делаем круги, соединяя по очереди все пальцы
большим, одновременно на двух руках
Солнце.
- Утро красное пришло,
- Солнце ясное взошло. (поднимаем вверх руки сжав кулачки)
- Стали лучики светить
- Малых деток веселить. (разжимаем по очереди пальчики)
- Прилетели тучки
- Спрятались лучики. (пальчики прячутся в кулачок)
Индивидуальная работа по проекту
№
п/п
имя ребенка
название работы
результат
Вовлечение родителей.
Консультации: «Воспитание у детей любви к природе»,
«Опытно – экспериментальная деятельность детей дома»
Рекомендации по теме проекта.
Домашнее задание: совместные работы детей и родителей по проекту на произвольную
тему.
Форма отчета по проекту:
Фото отчет о проделанной работе.
Оформление выставки детских работ и семейного творчества.
Участие детей со своими работами в детских творческих конкурсах,
получение дипломов.
Мониторинг
достижения детьми планируемых результатов
по освоению проекта
«Почемучки - исследователи»
Инструментарий выявления уровня знаний детей по проекту
в средней группе
Образовательная область – «Познание».
1. Наличие интереса к познанию через экспериментирование
2. Имеет представление о свойствах магнита
3. Имеет представление о свойствах глины
4. Имеет представление о свойствах песка
5. Имеет представление о свойствах земли
6. Имеет представление о свойствах стекла
7. Умеет использовать опытно - экспериментальные принадлежности по назначению.
8. Применяет полученные знания и навыки в игровой, познавательной деятельности.
9. Сформированы элементарные знания об окружающем мире по темам проекта.*
10. Получает положительный эмоциональный отклик от работы.
Критерии оценки:
Итого:
начальные
по
окончанию
проекта
3 балла - Высокий: (ребенок отвечает на вопросы и выполняет
задание самостоятельно и правильно,
допускаются незначительные ошибки)
1
2 балла - Средний: (отвечает на вопросы и выполняет задание
правильно, но иногда путается и нуждается в
помощи педагога)
1 балл - Низкий: ребенок не дает правильных ответов, путается
в ответах и выполняет задания с ошибками
Рекомендации: при затруднении, необходимо задавать детям наводящие вопросы и предложить
выполнить дополнительно определенный прием.
Обработка результатов: Необходимо сложить все баллы и разделить их на количество параметров (3) и
по получившемуся баллу определить уровень освоения раздела: высокий – 3 балла; средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
Консультация
для родителей
по экологическому воспитанию детей
на тему:
«Воспитание у детей любви к природе»
Подготовил: воспитатель Т. Н. Равочкина
2021г.
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе –
это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет
человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы
объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие
навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое
отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание
сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек
оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали
всех леса и озёра, поля и реки.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей.
Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок –
всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне
нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего
нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со
временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной
среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами.
Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их
поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению
новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие
растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов.
Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать,
доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины
или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что
получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое
растение и полакомиться его плодами?
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у
ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней. Большое
воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или
озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту
и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В
непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность,
любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая
ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты,
направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо
живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и
трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на
формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С
животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с
братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически.
Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и
координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.
Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из
глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и
природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это
способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать
красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал,
повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать
и видеть красоту и богатство природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье
существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте
своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на
чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во
взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на
Земле.
Консультация для родителей
«Опытно - экспериментальная деятельность детей дома»
В каждом ребенке заложено стремление
познавать окружающий мир. Дети каждый день
стараются узнать что-то новое, и у них всегда
много вопросов. Им можно объяснять некоторые
явления, а можно наглядно показать, как работает
та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный
инструмент для этого – опыты и эксперименты.
Опыты помогают развивать речь, мышление,
логику, творчество ребенка, наглядно показывать
связи между живым и неживым в природе.
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития
дошкольников. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя
живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к
экспериментированию. В процессе экспериментирования дошкольник получает
возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество
интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя
учёным, исследователем, первооткрывателем.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности
дошкольника.
Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут
обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения
предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности
приобретать знания самостоятельно.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно,
некоторые научные знания.
любое место в квартире может стать метом для эксперимента.
Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о
свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится:
морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п. Разрешите ребенку
играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Поинтересуйтесь, куда больше
воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать,
чтобы флакончик утонул?
Другой пример - кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит
еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными
физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям
растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у
детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно
только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного
(научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться
объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности:
- Уборка комнаты – Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты
сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь?
Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать
необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы.
- Поливка цветов – Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие
растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?
- Ремонт в комнате – Какого цвета обои ты бы хотел видеть? Почему? Где лучше повесить
твои рисунки? Где удобнее поставить твой столик?
Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать,
аргументировать свою точку зрения.
-Ребёнок рисует (него кончилась зелёная краска)- Что будет, если смешать синюю и
желтую краску?
Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все
предположения ребенка, при этом необходимо учитывать
каждое предположение, его верность, точность, логичность.
Если ребенок затрудняется выказать способы решения
задачи, можно предложить самим.
Чем больше вы с малышом
будите экспериментировать, тем быстрее он познает
окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно
проявлять познавательный интерес.
Приложение
1.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание,
зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные
задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных
пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений,
таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к
самостоятельным выводам по результатам исследования.
2.
Примерная структура занятия-экспериментирования:
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления
экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.