Автор: Вострикова Ирина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 1 г. Черемхово"
Населённый пункт: Иркутская область, г. Черемхово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Две половины этого мира"
Раздел: дошкольное образование
Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности
в средней группе
Тема: «Я-девочка, ты мальчик».
Автор конспекта: Вострикова Ирина Павловна
Цель: формирование представлений детей о полоролевом сходстве и различии образа мальчика и девочки; понятия о положительных чертах
характера и поступках мальчиков и девочек.
Задачи приоритетной образовательной области «Социализация»:
- систематизировать знания детей о том, что люди бывают мужского и женского пола (мальчики и девочки); способствовать первым
проявлениям полового самосознания на основании таких признаков, как одежда и причёска.
Задачи ОО в интеграции:
ОО «Познавательное развитие»:
- способствовать развитию наблюдательности, внимания;
- создавать благоприятные условия для обогащения, систематизации знаний, представлений об окружающем мире и собственном - Я
(физическом, психическом и социальном).
ОО «Развитие речи»:
- совершенствовать умение грамматически правильно оформлять речевые высказывания;
- развивать умение владеть своим телом, ориентироваться в своей внешности и внешности других детей;
Задачи ОО в интеграции:
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать музыкальный и эстетический вкус;
- формирование творческого отношения к собственной деятельности;
ОО «Социально- коммуникативное развитие»:
- воспитывать эмоционально-положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола;
- формировать моральные формы взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитывать культуру поведения.
- продолжать формировать умение детей работать в коллективе, воспитывать доброжелательность;
ОО «Физическое развитие»:
- развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
- продолжать развивать умение координировать речь с движениями;
Предпосылки учебной деятельности:
Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с конкретной ролью, Формировать умение оценивать свою деятельность.
Познавательные: умение пользоваться простейшими инструментами для выполнения действий в роли, умение узнавать, называть и
определять объекты окружающей действительности
Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания монологичное высказывание и диалоговую речь, договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: освоение детьми социальных норм выражения чувств и нравственных ориентиров (любовь к братьям нашим меньшим, и
забота
о них), формирование умения прийти на помощь больному животному
Предварительная работа: беседы о человеке, и членах семьи разного пола, «Мальчики и девочки»; рассматривание иллюстраций и
сюжетных картин; чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, прослушивание песни «Из чего же, из чего же…»
Ю. Чичкова, Я. Хелемского; дидактические игры: «Кому, что нужно»; «Мир профессий»; сюжетно-ролевые игры по теме: «Женские и
мужские профессии».
Оборудование: ноутбук, проектор, экран (презентация по теме: «Мы такие разные, но всё-таки похожие»); мнемотаблица для описательного
рассказа; клоуны 2 шт, вывеска «Творческая мастерская»; цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, мелки, пластилин, заготовки
для украшения: стразы, пайетки, сердечки, цветная бумага, клей, ножницы, цветные ленты, листы бумаги по количеству детей с
изображением игрушек для девочек и мальчиков, детали конструкторов, природный материал.
Ход непрерывной непосредственной образовательной деятельности:
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап):
Содержание
Образовательн
ая область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательн
ые
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристик
и)
I.
Вводная часть: Эмоциональный настрой.
В группе полукругом расставлены стульчики, по количеству
воспитанников. На одних стульчиках наклеены цветочки, а на других
– винтики. Дети входят в группу под музыкальное сопровождение
(«Мы – друзья», Барбарики)
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, как я, рада видеть всех вас!
Социально-
коммуникативно
е развитие
(коммуникативн
ая, игровая)
Приветст
вие
Слово
Сформировать
эмоциональный
настрой детей на
последующую
деятельность и
заинтересованно
Воспитывать
культуру
общения со
взрослыми и
сверстниками
Дети: - Здравствуйте, Ирина Павловна! Давайте поприветствуем друг
друга!
1. Приветствие (дети произносят приветствие хором)
- Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука (дети берутся за
руки)
- Здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй весь наш дружный
круг!
- Я люблю свой детский сад, в нем полным-полно ребят!
- Может сто, а может двести, хорошо, когда мы вместе!
- Все на месте, все ли тут? Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись! (дети дарят друг другу улыбки)
Воспитатель: - Молодцы и девочки, и мальчики! Проходите и
присаживайтесь на стульчики! Ой, что это? (Воспитатель указывает
на картинки с изображением цветов и винтиков)
Дети: - Это стульчики для девочек и для мальчиков!
Воспитатель: - Верно, ребята! Так, кто же присядет на стульчики
первыми?
Дети: - Наши девочки!
(Дети рассаживаются на стульчики, которые расставлены по обе
стороны, для девочек и для мальчиков)
Речевое
развитие
(коммуникативн
ая)
Социально-
коммуникативно
е развитие
Беседа
Постанов
ка
проблемы
Слово,
движения
Слово
сть.
Раскрыть знание
слов
приветствия
Развивать
классификацион
ные умения на
примере
предметов (для
мальчиков и
девочек)
Условия для
развития и
стимулирования
речевой
активности.
Игровая
ситуация для
проявления
инициативы
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД
Образовательн
ая область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательн
ые
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристик
и)
II.
Основная часть: сюрпризный момент.
1.
(в групповой комнате подготовлена ширма, для появления
двух клоунов Бибочки и Боба. Младший воспитатель
озвучивает роли клоунов). Ширма открывается, появляются
Социально-
коммуникатив
ное развитие
Сюрпризн
ый
момент
Слово,
эмоции
Работать над
взаимодействие
м с детьми,
формировать
Развитие
творческой
фантазии, приём
активизации
два клоуна.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости!
Кто это?
Дети: Это клоуны.
Воспитатель: - Давайте поздороваемся и спросим, как их зовут?
Дети: - Здравствуйте, как вас зовут?
Клоуны хором: Я, Бибочка, а я - Боба!
Воспитатель: Ребята, Бибочка и Боба, пришли сегодня к нам на
занятие и приготовила для вас, что-то интересное! Что же это?
Клоун 2 Боба: Мы приготовили для вас, интересный фильм, который
называется: «Мы все такие разные, но всё-таки похожие». Мы
посмотрели фильм и запутались совсем, кто такие девочки, а кто
такие мальчики. Чем они любят заниматься, во что играть.
Воспитатель: Что же, давайте вместе с Бибочкой и Бобом, посмотрим
фильм и расскажем, кто такие девочки, мальчики.
2.Просмотр презентации для дошкольников: «Мы все такие
разные, но всё-таки похожие».
Беседа об увиденном
- О ком, мы смотрели презентацию? Кто такие мальчики? Девочки?
Чем они похожи? Чем отличаются? Что любят?
-
В: Ребята, давайте расскажем Бибочке и Бобу, кто такие девочки и
мальчики.
Дети: Давайте!
1.Чтение стихотворений (команда девочек и команда мальчиков)
Воспитатель: - Девочки, что вы можете сказать о себе?
Мы - девчонки, это значит –
Скромные, приятные
И во всех делах,
Очень аккуратные.
Любим в куклы и посуду,
Мы с подружками играть
(коммуникативн
ая, игровая)
Познавательное
развитие
(коммуникативн
ая)
Художественно-
эстетическое
развитие
Речевое
развитие
(ситуация
новизны)
ИКТ
Просмотр
презентац
ии по
теме
Постанов
ка
проблемы
Слово
Наглядност
ь
Рассказыва
ние
стихотворе
ний
мотивацию на
предстоящую
деятельность
Развитие у детей
устойчивого
познавательного
интереса к
обучению
Обогащение
образной речи,
поэтического
слуха, этических
и нравственных
понятий
детей
Проявление
любознательнос
ти, установление
причинно-
следственных
связей (как?
Почему? Зачем?)
Формирование
положительных
эмоций при
прослушивании
стихотворений
И подснежники весною
На пригорке собирать
А поплачем мы немножко –
Это не считается.
Потому, что мы - девчонки,
Нам это разрешается.
Воспитатель: - А что мальчики могут рассказать о себе?
(стихотворение)
Нельзя мне больше плакать
Есть важная причина -
Вчера сказал мне папа,
Что я уже мужчина.
Мужчины не боятся
Без мамы оставаться.
Мужчины закаляются
И сами одеваются.
3.Введение нового знания.
Воспитатель: - Ребята, все люди друг на друга похожи. Они похожи
тем, что у них есть туловище, голова, две руки и две ноги. Чем ещё
похожи люди?
Дети: Есть волосы на голове, уши, пара глаз, нос, шея.
Воспитатель: - Верно, ребята, этим и похожи люди, но у них есть сои
отличия. У людей бывает разный цвет и длина волос, цвет глаз, свои
привычки и увлечения, имена, а также они различаются по половому
признаку, то есть девочка или мальчик. Именно от этого признака
зависит, как будет выглядеть человек, какими увлечениями
заниматься.
Физминутка (под музыкальное сопровождение)
Воспитатель: - Давайте отдохнём немножко! Мальчики будут
выполнять движения папы и братика Севы, а девочки – движения
мамы и дочери. (Повторить 2 раза)
Познавательное
развитие
- Речевое
развитие
Физическое
развитие
Словесны
й рассказ
педагога
Беседа
(вопросно
- ответная
форма)
Музыкаль
ная физ.
минутка
Слово
Слово
Физически
е
Систематизация
знаний детей о
человеке, его
схожестью и
отличиями друг
с другом
Создание
условий для
смены
деятельности
дошкольников
Условия для
развития и
стимулирования
речевой
активности.
(выявление
жизненного
опыта
воспитанников)
Совершенствова
ние умений в
синхронном
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим, (маршируют под музыку)
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку, (построение в круг)
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, (девочки поднимают руки вверх,
встают на носочки)
Папа бодро приседает, (мальчики приседают)
Повороты в право – влево, (повороты туловища в право, влево)
Делает мой братик Сева. (повороты туловища делают мальчики)
Я сама бегу трусцой и качаю головой! (девочки бегут трусцой и
качают головой)
4.Составление описательного рассказа о внешности человека.
Воспитатель: Сейчас, мы с вами попробуем составить небольшой
рассказ о себе, но сначала послушайте рассказ об одном мальчике.
Для составления рассказа используется мнемотаблица
Клоун 2: Очень, очень интересно! Послушаем?
Дети: Да!
Воспитатель: Это мальчик. Он низкого роста. У него зелёные глаза,
рыжие короткие волосы, курносый нос. Он любит надевать рубашки
и шорты, любимая обувь – кеды, коллекционирует машинки, любит
играть в футбол.
Воспитатель: Как вы думаете, о ком шла речь?
Дети: О Бобе!!!
Воспитатель: Верно, ребята! Я описала именно Боба. Мой рассказ
совпадал с его внешностью, поэтому, вы поняли о ком идёт речь. Кто
желает рассказать рассказ о себе или своём друге?
(Выслушиваются два описательных рассказа детей по желанию)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Замечательные рассказы у вас
получились.
5. Практическая часть. Работа в творческой мастерской
(изготовление подарков для Бибочки и Боба)
Дети делятся на две команды (мальчиков и девочек)
Познавательное
развитие
Речевое
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Речевое
развитие
Социально-
коммуникативно
е развитие
Показ
педагога
Игра
Рассказ
педагога
Разъяснен
ие
Образец
рассказа
педагога
Объяснен
ие
упражнени
я
.
Нагляд -
ность
(мнемотабл
ица)
Слово
Наглядност
(отдых)
Формировать
умение
составлять
описательный
рассказ с опорой
на
мнемотаблицу
Научить
создавать
выполнении
физических
упражнений;
выполнять
движения в
соответствии с
текстом
Умение связно
выражать свои
мысли,
использовать в
рассказе все
части речи
Формирование
позитивных
Воспитатель: Ребята, нашим гостям Бибочке и Бобу, пора
отправляться в цирк и мне бы хотелось подарить им подарки,
которые будут напоминать им о нашей встрече. Посмотрите, сколько
всего интересного есть в нашей мастерской для изготовления
подарков. Мальчики будут делать подарки для Боба, а девочки – для
Бибочки.
Воспитатель: Но, сначала, мы подготовим наши пальчики к работе и
выполним несколько упражнений (использование
нейропсихологических упражнений)
1.«Зайка, колечко, цепочка»
2.«Ухо, нос, хлопок»
Самостоятельная деятельность детей
(Звучит плавная мелодия, под которую дети приступают к работе.
Педагог стимулирует творческую активность воспитанников,
оказывает индивидуальную помощь)
Воспитатель: - Катя, что ты нарисовала (раскрасила) для Бибочки?
- Как можно украсить твою работу?
- Какие цвета использовала? Почему?
Воспитатель: - Артём, что ты хочешь подарить Бобу? Почему выбрал
именно такой подарок? О чём он может напомнить?
(Дети выполняют работы как в традиционной технике рисования, так
и в нетрадиционной)
Художественно-
эстетическое
развитие
Социально-
коммуникативно
е развитие
Физическое
развитие
Речевое
развитие
Физическое
развитие
Социально -
коммуникативно
е развитие
(коммуникативн
ая)
Закреплен
ие
техники
безопасно
сти при
работе с
орудиями
труда
Разъяснен
ие
Показ
Индивиду
альная
помощь
Беседа
ь
Упражнени
я
Слово
Художеств
енные
атрибуты
для
детского
творчества
Итоговый
продукт
подарки,
применяя ранее
полученные
знания и умения.
Использование
нейропсихологи
ческих
упражнений для
коррекции
межполушарных
связей
Организовать
самостоятельну
ю деятельность
детей. Развитие
волевых усилий
для достижения
поставленной
цели
установок к
различным
видам труда и
творчества
Создание
условий для
развития мелкой
моторики
Проявление
инициативы и
самостоятельнос
ти при
выполнении
задания
Художественно-
эстетическое
развитие
Заключительная часть (рефлексивный этап):
Содержание ННОД
Образовательн
ая область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательн
ые
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристик
и)
III Итог образовательной деятельности. Итог и рефлексия
Воспитатель: Бибочка, Боба посмотрите, какие замечательные
рисунки и поделки для вас выполнили ребята!
Клоун 1: Вот это красота!
Воспитатель: Девочки, какие поделки и рисунки, вы подарите
Бибочке?
Дети: Я подарю ей, вот эту куколку с красивыми лентами, а я –
красивое платье, украшенное стразами и сердечками и т.д.
Воспитатель: Мальчики какие подарки, вы приготовили для Боба?
Дети: машинку из пластилина, рисунок самолёта, красивую рубашку
в клетку, аппликация робота и т.д.
Клоун 2: Какие замечательные подарки! Теперь, я точно запомню,
кто такие девочки и мальчики! Спасибо большое, ребята!
До свидания! До новых встреч!
Воспитатель и дети: До свидания, Бибочка и Боба!
Воспитатель: Наше занятие заканчивается, но прежде, давайте
подумаем, чему научились, что мы поняли сегодня, что понравилось
на занятии, а что, может быть, было слишком трудным.
(Ответы детей).
Воспитатель: Конечно, мы поняли, что девочки и мальчики бывают
очень разными, но все они должны помогать друг другу, заботится и
дружить друг с другом! Наше занятие окончено, спасибо вам, за
Социально-
коммуникативно
е развитие
(коммуникативн
ая)
Беседа
Выставка
работ
Слово
Детские
работы
Формировать
умение
оценивать свою
деятельность.
Умение
выражать свои
мысли, эмоции
при
рассматривании
творческих
работ
хорошее настроение.
Заведующий МДОУ № 1 г. Черемхово _______________ Тисленко В. В