Напоминание

«Формирование певческого звука на основе резонансного пения у детей младшего школьного возраста в процессе работы над хоровым унисоном»


Автор: Пономарева Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №8" города Иркутска
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Формирование певческого звука на основе резонансного пения у детей младшего школьного возраста в процессе работы над хоровым унисоном»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 8» города Иркутска

Методическая разработка:

«Формирование певческого звука на основе резонансного

пения

у детей младшего школьного возраста

в процессе работы над хоровым унисоном»

Выполнила: преподаватель хора и

теоретических дисциплин ДШИ №8

Пономарева Светлана Леонидовна

2021

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования певческого звука у детей

младшего школьного возраста на основе резонансного пения

1.1 Понятие резонансное пение в музыкально-педагогической литературе

1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

1.3 Особенности

формирования

певческого

звука

в

унисонном

пении

у

детей младшего школьного возраста

1.4 Выводы

Глава 2. Формирование компонентов певческого звука у детей младшего

школьного возраста в процессе работы над хоровым унисоном

Заключение

Литература

Введение.

Основная задача школьного и дошкольного эстетического воспитания

состоит в

приобщении детей

к прекрасному миру

музыки,

пробуждении интереса к музыкальному творчеству. И

пение хорошо служит этим целям как наиболее доступный вид

музыкального творчества.

Хоровое пение - наиболее активная, действенная и доступная форма

музыкального обучения. В процессе хорового исполнительства формируются

не только музыкальные способности, такие, как слух, память, чувство ритма,

но способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности

младших

школьников:

воображение,

творческая

активность,

целеустремленность, взаимовыручка.

Пение в хоре благотворно сказывается на физическом состоянии

поющих. По мнению врачей, оно является лучшей формой дыхательной

гимнастики.

А

она

укрепляет

здоровье.

Также

певческая

деятельность

способствует формированию правильной осанки. Кроме того, хоровое пение

содействует овладению культурой речи, выработке четкого, выразительного

произношения.

Исполняемые

хоровые

произведения

расширяют

представление детей о музыкальном искусстве, музыкальных жанрах, о силе

воздействия музыки на людей.

Актуальность развития детского голоса в настоящее время продиктована

задачами наиболее полного раскрытия способностей каждого ребенка в

условиях коллективного обучения. Решение проблемы развития детского

голоса

зависит,

прежде

всего,

от

разработки

теоретических

основ

формирования качественного певческого звука у детей. Основной задачей

является профессиональный подход к вокальной работе с детьми.

Качественный

певческий

звук

характеризуется

наличием

в

нем

звонкости,

полетности, округлости, объемности,

вибратности. У детей

младшего школьного возраста, для того, чтобы голос был озвучен (слышен),

В характеристике певческого

голоса должны присутствовать

звонкость,

полетность, округлость.

До настоящего времени вокальные методики, связанные с детским хором,

как

правило, базировались на связочной теории голосообразования, в

меньшей

степени

обращая

внимание

на

резонирующую

систему,

усиливающую звучание голоса. Принципы резонансного пения, в основе

которых лежит активизация резонаторной системы, позволили нам взять их

на вооружение для работы с детьми младшего школьного возраста.

Сложность вокального обучения детей состоит в том, чтобы при помощи

рациональных и оптимальных методов сформировать у детей младшего

школьного возраста качественный певческий звук. И резонансная теория

пения открывает новый путь в работе над формированием певческого звука.

Цель

работы:

разработать

эффективные

методы,

формирующие

певческий

звук в процессе хоровой работы над

унисоном у учащихся

младших классов на основе резонансного пения.

Задачи:

1.

Изучить

психологическую, педагогическую

и вокально-методическую

литературу по данной теме, провести сравнительный анализ.

2.

Подобрать

вокально-хоровые

упражнения,

активизирующие

вибрационные ощущения в области головного резонатора.

Методологической основой методической разработки является:

Резонансная теория искусства пения (Морозов В. П.), работы ВГ. Асеева,

Г.М.

Цыпина,

рассмотревших

возрастные

особенности

эмоциональной

сферы ребенка.

Методы исследования:

Метод

анализа

психологической,

музыкально-психологической,

вокальной

литературы

по

проблеме исследования,

метод наблюдения и

сопоставления.

Общедидактические методы:

а) словесные методы (показ)

б) метод создания проблемно-поисковых ситуаций Специальные вокальные

методы:

а)

метод

активизации

резонаторных

полостей

б)

эмоционально-образный

метод

в) метод сравнительного анализа

г) наглядный метод (слуховая, вокальная наглядность)

Теоретическая значимость работы: систематизированы оптимальные

методы формирования качественного певческого звука в процессе хоровой

работы над унисоном с детьми младшего школьного возраста на основе

резонансной теории пения.

Практическая новизна исследования: систематизированы вокально-хоровые

упражнения,

активизирующие

головное

резонирование

и

закрепляющие

вибрационные ощущения в головном и грудном резонаторе.

1.

Теоретические аспекты проблемы формирования певческого

звука у детей младшего школьного возраста

2.

на основе резонансного пения.

1.1

Понятие

резонансное

пение

в

музыкально-педагогической

литературе. Резонансная теория искусства пения — это научно-

практическая теория.

Практический аспект состоит в том, что она возникла из практики

выдающихся певцов и направлена на совершенствование практики работы

над голосом. Научный аспект — она восполняет исторически сложившийся

дефицит

научных знаний о роли резонанса в искусстве пения. Резонансное

пение это то, что придает голосу совершенно особое певческое качество,

независимо от типа голоса и его силы.

Голосовой аппарат, как известно, состоит из трех основных частей и,

соответственно, певческий процесс обеспечивается слаженной работой - это

дыхание,

гортань

и

резонаторы.

Таким

образом,

все

части

голосового

аппарата нужны и необходимы, без них нет пения.

Но вторая половина ХХ века оставила как бы в тени проблемы дыхания и

резонанса. Приоритет науки был отдан в основном гортани и голосовым

связкам. Традиционная миоэластическая теория рассматривает образование

голоса как результат упругих механических колебаний голосовых связок под

действием проходящего через их сомкнутые края тока воздуха из легких.

Одним словом, в науке и в массовом вокально-методическом сознании в

последнее пятидесятилетие сформировался известный дисбаланс в пользу

гортани в понимании роли в пении неразрывно взаимосвязанной триады:

«дыхание — гортань — резонаторы».

Между тем практика выдающихся мастеров вокального искусства и

значительной части опытных педагогов до сих пор хранит «особое мнение»

относительно роли в пении дыхания, гортани и резонаторов, отдавая в этой

триаде безоговорочное и что особенно важно психологическое предпочтение

— дыханию и резонаторам.

В результате создалась парадоксальная ситуация: наука акцентировала

внимание на гортани, оставляя в тени дыхание и резонаторы, а великие

певцы наоборот — основное внимание направляли на особую организацию

дыхания

и

максимальную активизацию резонаторов, оставляя гортань с

голосовыми связками как бы в тени сознания.

Что касается резонансной теории искусства пения, то она рассматривает

голосовой аппарат певца как целостную систему, но с акцентом на

роль

резонаторов. Она объясняет возможность достижения при минимальных

физических

напряжениях

органов

голосообразования

большой

силы

певческого голоса, красоты тембра, звонкости и полетности звука, высоких

фонетических качеств вокальной речи — дикции, легкости и неутомимости

голосообразования, долговечности профессиональной деятельности.

Резонансная

теория

пения

родилась

как

противовес

засилью

связочногортанных концепций. Резонаторы не просто усиливают звук, не

требуя при этом никакой дополнительной энергии, но к тому же берут под

защиту эти слабые

мышечные

образования

голосовые

связки,

облегчая

колебательную

функцию

путем обратного,

так называемого

реактивного

воздействия на вибратор.

Как же происходит это чудо превращения нашего слабого голосового

аппарата в легко, мощно и красиво звучащий музыкальный инструмент?

Каков механизм настройки певческих резонаторов и управления резонансом?

Резонанс весьма распространенное и вместе с тем удивительное

явление.

Слово резонанс происходит от фр.

resjnance

— звучать откликаться и

resonantia

отголосок, отзвук. Резонировать могут всевозможные упругие

физические тела —

твердые,

жидкие,

газообразные

(воздух).

Важным

условием

возникновения резонанса является наличие у того или иного тела

так называемой собственной резонансной частоты. Собственная резонансная

частота — это такая частота колебаний, с которой данное физическое тело

начнет колебаться, будучи выведенным из состояния покоя.

Резонансом называется явление возникновения и усиления колебаний

какого- либо тела под действием возбуждающей эти колебания внешней

силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной

частотой данного тела.

Акустическим

резонатором

является

любой

пустотелый

сосуд,

наполненный

воздухом,

сообщающийся

с

окружающим

пространством

одним или несколькими отверстиями и отвечающий — т.е. резонирующий

— на звуки определенной высоты.

Голосовой аппарат певца принято делить на три части в соответствии

с

особым функциональным назначением этих частей.

1.

Гортань с

голосовыми

связками. Этот орган

называем вибратором и

возбудителем слуха.

2.

Дыхательный аппарат включает легкие, трахею, бронхи, дыхательные

мышцы, диафрагму, гладкую мускулатуру бронхов. Дыхание — изначальный

поставщик энергии голосу.

3.

Резонаторы все резонаторы в процессе пения объединяются в единую

взаимосвязанную систему, т.е. единый звучащий комплекс.

Звучащим телом в певческих резонаторах является воздух, ограниченный

стенками дыхательного тракта, а не сами стенки, как иногда приходится

слышать. Другое дело, что стенки голосового тракта приходят в соколебание

с резонирующим в полостях воздухом и певец ощущает эти колебания.

Таким образом, обе форманты оказываются важными для голоса, и

нарушение гармонического баланса между уровнями этих формант приводит

к ухудшению его эстетических качеств.

Эстетические свойства нашего голоса, в значительной степени зависящие и

от

наших природных данных, и от приобретенной вокальной техники,

определяются

во

многом

и

нашим

эстетическим

эталоном,

т.е.

художественным вкусом. В связи с

проблемой

эстетического

идеала

певческого

голоса

огромная

роль

принадлежит

обращению

к

творчеству

мастеров классического вокального искусства.

Практика выдающихся мастеров показывает, что максимальная

активизация

резонансных

процессов

в

голосовом

аппарате

обеспечивает

высокие профессиональные эстетические качества певческого голоса красоту

тембра, звонкость, яркость, полетность звука как способность его озвучивать

концертные

залы,

а

также

неутомимость

голоса,

его

профессиональную

выносливость и певческое долголетие.

Певческий голос — это то, что мы о нем думаем, т.е. каков наш

эстетический идеал, эталон певческого звука и, главное, - технологический

принцип

его

образования.

Представление

певцом

механизма

голосообразования

рождает

соответствующие

движения

его

голосового

аппарата.

Физиологическая сущность резонаторных ощ

у

щений такова:

колебания

воздуха вызывают раздражение нервных окончаний, большое скопление

которых находится в местах резонирования — стенках ротовой и носовой

полостей, придаточных пазухах носа и слизистой мягкого неба.

Психофизической

основой

этого

явления

служат

сильнейшие

вибрационные опущения певцов в области лица, головы, груди и во всем

теле. Огромную

роль здесь играет психология: куда, на какие ощущения,

ориентиры направлено наше

внимание,

сознание:

на

гортань

или

на

резонаторы?

Огромную

роль

в

формировании

этих

представлений

играет

наша

эмоциональная

сфера.

Организующая

роль

эмоций,

важнейшая

роль

эмоциональной образной вокальной терминологии как средства оптимальной

настройки певческого голоса — это один из главных разделов резонансной

теории пения.

Эмоции это волшебный ключ, которым легко и свободно открываются

потайные клады голосовых чудес, подсознательные механизмы управления

певческим процессом, достигается оптимальная и скоординированная работа

дыхания, гортани, и резонаторов. Эмоция в искусстве пения это не только

художественно-эстетический

феномен

вокального

искусства,

но

и

инструмент, которым достигается чисто техническое совершенство голоса,

т.е. овладение резонансной техникой пения.

Состояние эмоциональной сферы — одна из важнейших педагогических

задач на пути овладения резонансной техникой пения. Эмоция радости — это

средство на

пути овладения резонансной теорией пения. Поэтому перед

педагогом встает задача

психологической переориентации учащегося от

пассивно-равнодушного к активно- оптимистическому состоянию его души и

тела.

Особое

место

здесь

занимают

образные

выражения,

связанные

с

резонансными

вибрационными

ощущениями.

Активность

верхних

резонаторов породила термины: «маска», «головной звук», «близкий звук»,

«высокая позиция»,

«звук висит на кончике носа». Ощущение нижнего резонатора связанно

с

терминами: «грудной звук», «опора звука».

Здесь широко используется эмоционально-образный метод «как будто». И

все мгновенно организуется наилучшим и естественным образом. Важно

только, чтобы метод «как будто» и эмоциональный, подчас фантастический

образ, заложенный в термине «как будто», соответствовал правильному, а не

ложному пониманию педагогом естественной природы певческого голоса и

резонансному принципу его образования.

Эффективность этого метода не означает, что он абсолютно во всех

случаях принесет пользу. Ибо он с той же эффективностью может служить

воспитанию у певца физиологически неверных, нерациональных навыков

пения. Певческие ощущения весьма разнообразны. Они формируются при

участии разных органов

чувств,

порождаются разными физическими

причинами (звук, вибрация, мышечная активность) и распространяются на

всю «географию» тела певца. Здесь возникает важнейшая проблема: что

главное в этих ощущениях для управления певческим голосом и куда должен

быть направлен главный фокус внимания певца, а

что следует держать в

тени нашего сознания.

Резонансная теория искусства пения — это новая психофизиологическая

концепция профессионального певческого голосообразования, основанная на

научно-экспериментальном

доказательстве

ведущей

роли

резонаторной

системы

голосового аппарата в формировании высоких технических и

эстетических качеств

голоса, а также на обобщении опыта выдающихся

мастеров вокального искусства — певцов и вокальных педагогов.

Резонансная теория искусства пения объясняет возможность достижения

при

минимальных физических напряжениях органов голосообразования

большей силы певческого голоса, красоты тембра, звонкости, полетности

звука, высоких фонетических качеств вокальной речи — дикции, легкости и

неутомимости голосообразования.

Защитная функция певческих резонаторов, реализуемая при условии

владения

певцом

резонансной

техники

пения,

проявляется

в

защите

голосовых

связок

и

гортани от перегрузок и от профессиональных

заболеваний. В.П. Морозов выделяет семь защитных механизмов:

1.

Певческие

резонаторы

при

определенной

оптимальной

настройке

способны во много раз усилить первичный звук голосовых связок за счет

повышения

КПД голосового адаптера и тем самым избавить певца от

необходимости перенапрягать гортань для достижения большой силы звука.

2.

Певческие резонаторы перераспределяют спектральную энергию голоса

певца таким образом, что значительная ее часть оказывается в зоне

максимальной

чувствительности

слуха, т.е.

в

зоне

высокой

певческой

форманты (2500-3000Гц).

З.

Сильнейшее

обратное

воздействие

резонаторов

на

колеблющиеся

голосовые

связки,

что

при

определенных

условиях

приводит

к

значительному

облегчению

их

колебательного

процесса,

такое

взаимодействие вибратора и резонаторов называется

автоколебательной

системой и является важнейшей основой устройства и работы всех духовых и

музыкальных инструментов и голосового аппарата певца.

4.

Активизирующая функция резонаторов проявляется в том, что вибрация

их стенок оказывает стимулирующее воздействие на голосовую функцию,

прежде всего на сами резонаторы, на работу гортани и голосовых связок.

Раздражение

виброрецепторов

через

центральную

нервную

систему

приводит

к

повышению

тонуса

и фонаторной активности голосового

аппарата певца.

5.

Особая организация дыхательной функции певца во время фонационного

выдоха, обеспечение вдыхательной установки. Согласно РТИП, оптимальная

вдыхательная установка осуществляется с непременным участием

диафрагмы, которая благодаря нервным рефлекторным связям с гортанью,

освобождает ее от «зажатия» и активизирует ее фонационную активность.

6.

Психологический механизм защиты гортани и голосовых связок от

перегрузок

связан

с

перенесением

главного

фокуса

внимания

певца

на

вибрационные ощущения, отражающие работу резонаторной системы и

«резонирующего» диафрагматического певческого дыхания.

7.

Певческое

вибрато,

связанное

с

периодической

активностью

экологортанных мышц и артикуляционного аппарата певца, происходящей с

периодичностью

вибрато

(6-7

колебаний

в

секунду).

Периодическая

активность окологортанных мышц, гортани, языка, губных мышц оказывает

благоприятное

влияние

на работу гортани,

поскольку

известно,

что

колебательный

динамический

режим

любой

мышечной

системы

с

физиологической точки зрения более экономичен и менее утомителен, чем

режим

статического

напряжения,

приводящей

к быстрой

утомляемости

мышц.

В

хоровом

и ансамблевом

пении проблема

резонанса имеет

ряд

специфических особенностей.

Во-первых, певцу в хоре важно не только обеспечить резонансное

звучание собственного голоса, но и согласовать его со звучанием других

голосов. При этом хороший ансамбль хорового звучания, например, унисона,

достигается не только

синхронизацией

основного

тона

голоса,

но

и

их

обертонового

состава. Отсюда понятно, что при пении в хоре хороший

ансамбль достигается далеко не просто, он

зависит от звуковысотного

совпадения не только основных тонов голоса отдельных

певцов,

но

и

обертонов (далеко не все певцы способны изменять обертоновый состав).

Способность

к

слиянию

тембров

на

основе

совпадения

обертонов,

безусловно, тренируемое свойство.

Во-вторых, особенностью резонансного пения в хоре является проблема

контроля

собственного

голоса.

Она

возникает

ввиду

значительной

маскировки голоса каждого из хористов голосами других певцов, вследствие

чего

роль

внутренних

ощущений

певцом

собственного

процесса

голосообразования существенно возрастает ввиду затрудненного слухового

самоконтроля.

Какой же техникой пения должен быть оснащен дирижер-хормейстер для

того, чтобы решать вокальную работу в хоре с наибольшей пользой для

голосов хористов?

Основной задачей вокальной организации хора для хормейстера будет

тренировка хористов в слиянии тембров на основе совпадения обертонов

голосов и

специальная ориентация их на собственные вибрационные

ощущения, на развитие виброчувствительности.

По-настоящему резонансно звучащий хор — это большая редкость и

большой праздник для истинных любителей вокально-хорового искусства.

Он доставляет неизъяснимое удовольствие слуху и наполняет радостью.

1.2

Возрастные особенности детей

младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется

важным

внешним

обстоятельством в

жизни ребенка поступлением

в школу.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое

место

в

системе

отношений людей: у него появляются постоянные

обязанности, связанные с учебной деятельностью.

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что он представляет собой

некую индивидуальность. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения

изменять себя, присваивая коллективные знаки, понятия, знания и умения,

которые существуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от

других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди

взрослых и сверстников.

К моменту поступления в школу ребенок отдает себе отчет в том, какое

место занимает среди людей, открывает для себя новое место в социальном

пространстве

человеческих

отношений.

Он

умеет

строить

отношения

с

взрослыми

и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить

себя

обстоятельствам,

быть

непреклонным

в

своих

желаниях.

Он

уже

понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его

собственным отношением к самому себе, но, прежде всего тем, как его

поступки выглядят в глазах окружающих людей.

Развитый младший школьник знает доступные его разумению нормы

поведения.

Эти знания

усваиваются

в

практике

общения

с

взрослыми,

сверстниками и

детьми

других

возрастов.

Ребенок

знает

обязанности

и

понимает их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно

вести себя тем или иным образом. Один из важнейших итогов психического

развития

в

период

дошкольного детства — псхологическая готовность

ребенка

к школьному обучению.

Младший

школьный

возраст

обещает

ребенку достижения в новой сфере человеческой деятельности — учении.

Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка.

Отличительная особенность положения ученика состоит в том, что его учеба

является обязательной,

общественно

значимой

деятельностью.

Жизнь

ученика

подчинена

системе

строгих, одинаковых для всех школьников

правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для

всех детей.

Адаптация к школе — особая проблема. Перед школой каждый ребенок

испытывает чрезвычайное волнение. Новая социальная ситуация вводит

ребенка в

строго

нормированный

мир

отношений

и

требует

от

него

организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие

исполнительских

действий,

связанных

с

обретением

навыков

учебной

деятельности, а также за умственное развитие.

В детские годы здоровье имеет наиважнейшее значение. Ребенок должен

быть

изначально

здоров.

Именно

физическая

здоровье

определяет

успешность развития

психической

и

социальной

активности,

определит

продвижение ребенка в умственном и личностном отношении.

Уровень психического развития ребенка также позволяет ему успешно

справляться с теми требованиями, которые предъявляет школа. У детей этого

возраста хорошо развиты все основные психические процессы, они обладают

довольно широким кругом представлений и знаний, которые, хотя и носят

еще житейский характер, но, тем не менее, дают основу для формирования

научных понятий.

Маленькие школьники способны к работе по заданию, они могут

подчиняться

требованиям дисциплины и сдерживать свои желания; они

обладают достаточно

высоким

уровнем

речевого

развития

и

другими

психологическими

качествами,

необходимыми для обучения в школе.

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии

речи,

памяти,

воображения

и

мышления;

создает

новые

условия

для

личностного развития ребенка.

Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает

для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу,

повышается

психическая напряженность.

Это отражается не только на

физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в

новую систему отношений с окружающими его людьми.

Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с

необходимостью

учиться в школе, выполнять домашние задания, строго

организовывать режим дня.

Ужесточение

требований

к

ребенку,

даже

в

самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого

себя.

Начинается

трудный

период

испытания

ребенка

не

только

необходимостью

ходить

в

школу,

быть

дисциплинированным,

но

и

необходимостью организации своего дня дома, в семье.

Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего

детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в

речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от

«собственной

программы» обучения речи к программе, предлагаемой

школой. Она предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого

развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой

по мысли, выразительной,

Особенность здоровой психики ребенка — познавательная активность.

Любознательность

ребенка

постоянно

направлена

на

познание

окружающего мира.

Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает

вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Достаточно ярко выражена у младших школьников и такая особенность

личности как подражательность. Дети этого возраста

имеют

предрасположенность к подражанию взрослым и сверстникам.

Младший школьный возраст отличается повышенной

впечатлительностью

и отзывчивостью. Это период «впитывания», накопления и усвоения знаний.

Учебная деятельность требует развития высших психических функций —

произвольности

внимания,

памяти,

воображения.

Внимание,

память,

воображение

младшего

школьника

уже

приобретают

самостоятельность

ребенок

научается

владеть специальными действиями, которые дают

возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти

увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки

воспринятого раньше.

Младшие школьники уже могут произвольно регулировать свое поведение,

но

непроизвольное

внимание

еще

преобладает.

Детям

трудно

сосредоточиться

на

однообразной

и

малопривлекательной

для

них

деятельности

или

на деятельности

для

них

интересной,

но

требующей

умственного напряжения.

Хорошая развитость органов чувств и достаточный художественный опыт,

прекрасное воображение в сочетании с возрастающими возможностями

восприятия,

внимания

и

памяти

создает

оптимальные

условия

для

художественного

развития,

занятий

различными

видами

искусства

и

творчества.

Учителя художественных

дисциплин

отмечают

необычайную

талантливость большинства учащихся начальной школы, их многочисленные

способности: они с удовольствием поют и танцуют, рисуют и лепят, читают

и слушают чтение других,

участвуют

в

инсценировках,

а

уж

какие

это

благодарные зрители и слушатели.

Младший школьный возраст - это определяющий этап в формировании

личности. От того, какой «фундамент» будет заложен в данном возрасте,

зависит

все

дальнейшее

развитие

ребенка.

Это

касается

как

его

общечеловеческих качеств, так и его музыкального развития, в частности,

готовности к певческой деятельности.

Характерной особенностью сенсорной сферы младших школьников

является быстрое развитие у них способности к различению высоты звуков.

Именно в этом возрасте идет интенсивное формирование звуковысотного

слуха, чему в немалой степени способствуют занятия музыкой и пением.

Формирование

сферы

музыкальной

восприятия

у

младших

школьников

должно

исходить,

прежде

всего,

из

присущих

им

психофизических

особенностей и свойств.

Было установлено, что «насвистывание мелодии песни включает в работу

только правое полушарие, чтение стихов — левое, а пение включает в

активное функционирование оба полушария головного мозга человека».

Основные различия в функционировании различных отделов головного

мозга состоят в

том,

что в

левом

полушарии

сосредоточены

центры

переработки «вербально-знаковой информации в ее экспрессивной форме»,

речи, дискретно- аналитической оценки, а также наиболее крупные опорно-

двигательные центры, а в совокупности и центры агрессии. К функциям

правого полушария

относятся

центры невербального,

наглядно-образного

восприятия

и

оценки,

«распознания

сложных

объектов, в частности,

человеческих лиц», центры высших психических функций, в особенности

эмоциональный, «как противоядие против агрессии». Оба полушария

способны переработать поступающую информацию, однако они различаются

способами ее организации и характером переработки.

Принципиальным моментом является неравномерность «созревания»

функций правого и левого полушарий. Это видно в постепенном переходе от

конкретного,

наглядно-образного

мышления

ребенка

к

вербальнологическому мышлению взрослого. Период обучения в начальных

классах

характеризуется

постепенным

переходом

от

эмоциональной

доминанты к более рациональной, контролируемой.

Роль

правополушарной

деятельности

в

детском

возрасте

является

определяющей.

Эмоциональные

реакции

учащихся

7-8

лет

отличаются

непосредственностью, яркостью, открытостью; многие из них носят пока

неосознанный характер, ребенок пытается выразить свои впечатления, но

средств для этого у него пока еще явно недостаточно, поэтому в ход идут

мимика, движения, междометия.

Превращению эмоций в чувства во многом способствует искусство.

Младший школьник открыт для художественных занятий, он с готовностью

включается

в

сам

процесс

изобразительной

деятельности,

хоровых

репетиций. Даже не результат, а сам процесс занятий способен приносить

ребенку чувство удовлетворения, радости, неудовольствия или огорчения.

Именно к семи годам ребенок достигает такого развития, которое

рассматривается

физиологами

и

психологами

как

необходимая

база

для

дальнейшего

развития

психики

в

новых

для

него

условиях:

в

общеобразовательной

школе,

во

внешкольных

учебных

заведениях,

в

частности, в детских хоровых коллективах.

Обучение пению — это не только обучение данному виду искусства. В

процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются

воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности

школьника

и его общего развития.

Исполнение музыки,

связанной с

литературным

текстом

создает

условия,

при

которых

учащемуся

легче,

проще понять содержание музыкального материала.

Детские голоса звучат нежно, легко и не отличаются силой,

насыщенностью тембра, отличаются небольшой силой звучности — от пиано

до

меццо-форте.

Существенного

различия

между

голосами

мальчиков

и

девочек еще нет. При нормальном воспитании голос развивается плавно как

у девочек, так и у мальчиков.

Рабочий диапазон младших школьных хоров — в пределах первой октавы

с

охватом нескольких звуков второй октавы. Хоры младшего детского

возраста

имеют

в

репертуаре

главным

образом

одно-двухголосные

произведения. В этом, по сути начальном, периоде хорового воспитания

закладываются

необходимые

профессиональные

навыки

пения

точное

интонирование, формировании качественного певческого звука, элементы

вокальной техники, и т.д.

Хормейстер с первых же занятий должен строить свою работу с младшим

хором так, чтобы в поле его зрения находились все дети, чтобы хоровые

занятия

носили

форму

стройной

системы,

чтобы

в

процессе

занятий

не

только отрабатывались отдельные вокально-хоровые приемы и навыки, но и

накапливался опыт, развивались музыкальные способности, воспитывался

устойчивый интерес к

музыке,

к

хоровому

пению,

формировалась

ярко

выраженная направленность к хоровой деятельности.

Педагогу

обязательно

нужно

учитывать

психологические

и

физиологические

особенности

младшего

школьного

возраста.

Младший

школьный возраст - это период, который должен вобрать в себя то, что

наиболее характерно для условий

воспитания ребенка, укреплять все

полезное для дальнейшего обучения и создавать благоприятные условия для

усвоения того нового, что вытекает из обстоятельств и условий на новой

ступени развития ребенка.

В работе с малышами обязательно надо учитывать то обстоятельство, что

им трудно долгое время усидеть на месте; они быстро устают и отключаются

от учебного процесса, поэтому необходима частая смена заданий, песен,

упражнений. С их помощью руководитель, как правило, добивается очень

важного момента в коллективной деятельности

атмосферы эмоциональной

отзывчивости. В это время он может достичь с хористами выполнения таких

задач, на решение которых в других условиях потребуются многие часы

репетиционных

занятий.

Интерес

к

занятиям

поднимает

эмоциональный

тонус обучающихся.

Педагог должен обладать большим терпением и тактом в

кропотливой

хоровой работе, уметь находить верные слова, рождающие ассоциации с

близкими и понятными ребенку явлениями, поддерживать и ободрять своих

певцов, чтобы они чувствовали свою победу над трудностями.

Дети приходят в хор, и учиться хоровому пению, и получать эстетическое

наслаждение

от

всего

творческого

процесса:

от

знакомства

с

новыми

произведениями, исполнения их, общения с руководителем хора, со своими

сверстниками.

1.3

Особенности формирования певческого звука

в унисоном пении у детей младшего школьного возраста

Управлять процессом формирования певческого звука у детей младшего

школьного

возраста

это

не

подавлять,

не

навязывать

какой-то

ход,

противоречащий его природе, а, наоборот, максимально учитывая природу

естественно протекающего процесса, согласовывать каждое воздействие на

данный процесс с его внутренней логикой.

Качественный певческий звук характеризуется наличием звонкости,

полетности, округлости, объемности, вибратности. Без этих составляющих

голос не будет слышен. У детей младшего школьного возраста в процессе

вокально-хоровой работы можно достичь звонкости, полетности, округлости

(это связанно с возрастными особенностями). Для того чтобы эти качества

певческого

звука

появились,

важно развивать

у

детей легкое,

головное

звучание.

Резонансное пение у детей — это, безусловно, особая и очень важная

научно-практическая

проблема.

Число

обучающихся

пению

детей,

пожалуй, даже больше, чем взрослых, поскольку дети обучаются не только в

специализированных

музыкальных

школах

и

училищах, но

также в

общеобразовательных школах и в системе дошкольного воспитания. Детский

голос, привитый ребенку механизм певческого голосообразования — это

основа голоса будущего взрослого человека.

Унисон в хоре основная забота хормейстера. Пение чистых унисонов

всегда

сопряжено

с правильным звукообразованием,

единой

вокальной

манерой.

Унисон одновременное звучание двух или нескольких звуков одной и той

же высоты. Унисон в хоровом пении имеет историческое значение. Хоровое

исполнительство в своей первоначальной форме организовывалось именно

через унисон.

На качество унисона влияют самые разнообразные факторы. И, прежде

всего однородность певческих тембров. Например, голоса светлого, легкого

тембра не сливаются с темноокрашенными голосами, поскольку звучат в

различных резонаторных полостях. Поэтому основной задачей вокальной

организации хора для хормейстера будет тренировка хористов в слиянии

тембров на основе совпадения

обертонов голосов и ориентация на

собственные вибрационные ощущения. У детей

младшего

школьного

возраста

мы

обращаем

внимание

в

первую

очередь

на

вибрационные

ощущения в головном резонаторе.

Детский голос сам по себе слаб. Он усиливается и получает тембровую

окраску благодаря резонаторам, Любой грамотный педагог, в том числе по

детскому голосу, восприняв и приняв идеологию резонансного пения, т.е. его

основные принципы, сможет успешно претворить их в своей работе с учетом

возрастных и

индивидуальных

особенностей

каждого

ребенка.

Каким

образом можно воздействовать на резонаторную систему?

Конечно, проще управлять подвижными резонаторами, которые могут

изменять форму и объем — это полости рта и глотки (ротоглоточный рупор).

В работе с детьми младшего школьного возраста нужно обратить внимание

детей на то, что в пении не так, как в обычной речи открывается рот, иное

положение занимает язык, слегка поднято мягкое небо. Критерием при этом

всегда является качество певческого звука.

Вокальная организация хора не просто распевание, тренировка голосовых

связок и разогрев голосового аппарата

хористов, а настрой их голосового

аппарата

на

активизацию

резонаторной

системы.

В

процессе

вокальной

организации

унифицируются индивидуальные особенности поющих. В

результате этой работы рождается качественный певческий звук.

Формирование у детей качественного певческого звука происходит в

определенном порядке и последовательности с постепенным усложнением

заданий:

на

первоначальном

этапе

занятий

используются

упражнения,

которые помогают ощутить вибрацию в области головного резонатора.

Параллельно в работу включаются вокально-хоровые упражнения,

активизирующие вибрационные ощущения в головном резонаторе — для

появления звонкости и полетности. На втором этапе в работу включают

упражнения, активизирующие вибрационные ощущения грудного резонатора

— эти упражнения дают возможность на более позднем этапе формировать у

детей объемность в звуке.

Важнейшей основой для развития звонкости и полетности является

отсутствие

форсированного пения, напряжения лицевых и дыхательных

мышц, максимальное

использование

резонаторных

систем,

постоянное

внимание к эмоциональному состоянию детей.

Громкое, форсированное пение искажает естественный тембр голоса,

отрицательно влияет на интонацию. Голос теряет необходимую легкость и

приобретает неприятный горловой звук. Хормейстер должен знать, что

красота и

прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости,

полетности, округлости. Не следует увлекаться нюансом форте. Слишком

громкое пение ведет к форсированному звучанию, что приносит вред голосу.

Заметим тут же, что перенапряжение голоса убивает пение, потому что

подавляет резонансный механизм голосообразования.

Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от

которых

зависит округлость звука - одни дети поют открытым звуком;

другие, наоборот, зажимают челюсть. Поэтому, обучая детей пению, надо

учить их хорошо раскрывать рот в единой манере ротоглоточного рупора.

Важным

условием

в

хоровой

работе

начального

периода

является

ориентированность

детей

в

твердом

унисонном

звучании.

Это

серьезная

очень важная задача, потому что хороший унисон в хоре — основа

чистого

многоголосного пения в будущем.

С детьми младшего школьного возраста целесообразно начинать работу

над унисоном (эталоном певческого звука) с развития легкого, головного

звучания, т. е.

активизации

работы

головного

резонатора.

При

этом

хормейстер добивается звонкости, полетности, округлости, выравнивается

тембр голоса. Однако мы не можем прямо воздействовать на неподвижные

резонаторы,

форма

которых

не

меняется. На их функционирование мы

можем влиять при помощи своеобразных внутренних ощущений их работы.

Качества певческого голоса напрямую зависят от эмоционального

состояния

ребенка.

Эмоционально

окрашенное

пение

содействует

активизации вокальных процессов, влияет на певческую интонацию. Кроме

того, положительные эмоции,

возникающие во время занятий, создают

условия для готовности всего организма к пению.

На

начальном этапе работы над унисоном хормейстер

определяет

качественное

состояние

голоса

каждого

ребенка:

способность

к

интонационному ансамблированию, его внимательное отношение к любой

ноте, поющейся в унисон. В этот период решается наиболее существенная

задача — установление в хоре чистого унисонного звучания. Не секрет, что

именно работа над унисоном в хоре

сопровождает весь репетиционный

процесс, и не только в начинающем коллективе, но и в хоре опытном.

Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети

еще

не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и

переходят на громкое пение. А громкие звуки воспринимаются труднее, чем

тихие, и поэтому при громком пении ослабевает слуховое внимание. Нюанс

пиано можно использовать в

хоре

как

метод

работы

над

трудными

интонационными местами в произведении.

Интонационная восприимчивость юных хористов на раннем этапе

их

становления бывает разной и воспитывается долго. Очень редко бывает так,

чтобы все дети в хоре были примерно одинаковых способностей, равных

вокальных

данных.

Чаще

встречается

обратное.

В

хоре

могут

быть

группы детей с различными вокально-слуховыми ощущениями:

-дети, подвинутые и быстро схватывающие, с интонационной устойчивостью;

-дети средних музыкальных способностей, работающие уверенно лишь при

наличии сильных, активно слышащих и ведущих в хоровой партии ребят;

-малочисленная группа детей, у которых нет взаимосвязи между голосом и

слухом, так называемые «гудошники». Они, возможно, слышат правильно,

но управлять голосом в интонационном пространстве не могут.

Решение данной проблемы зависит от правильного понимания истинной

причины голосовых затруднений ребенка. В ряде случаев это действительно

происходит из-за низкого уровня развития способности к восприятию

высоты тона. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах

23-х звуков, поэтому их и называют «гудошниками».

Из опыта практической работы замечено,

что работа

по

налаживанию координации между слухом и голосом у детей идет легко и

быстро лишь до определенного

возраста:

примерно

до

8

лет,

причем

существует такая

закономерность:

чем

моложе

ребенок,

тем

легче

он

перестраивается.

После 10

После 8 лет исправить «гудошника» уже труднее.

Опыт работы со школьными хорами подсказывает, что не следует бояться

принимать в хор детей с недостаточно развитыми интонационнопевческими

данными. Большинство фальшиво поющих детей постепенно сами по себе

«выравниваются» в пении. Коллективное пение приучает детей слушать друг

друга.

Многие ведущие педагоги считают, что не существует детей, не

способных к пению,

что по прошествии некоторого времени ребенок,

участвуя в хоровой работе, рано или поздно обязательно адаптируются к

воспроизведению

звуковысотности. Главное — это желание детей петь в

хоре и их внутренняя музыкальность.

В работе над качественным певческим звуком (унисоном) большое

внимание

надо

уделять

распеванию,

т.е.

включать

вокально-хоровые

упражнения, которые являются вспомогательным материалом при обучении

пению.

С помощью таких

упражнений

у

детей

активизируется

работа

головного

частично

грудного)

резонаторов. В постоянной работе над

упражнениями

дети

младшего

школьного

возраста

приобретают

и

закрепляют вибрационные ощущения

и достигают точного

и

свободно

льющегося

звучания

голоса,

который

обладает

такими

качествами

певческого звука, как звонкость, полетность, округлость

1.4 Выводы

Вокальная работа в детском хоре — одна из сложнейших проблем.

Чтобы достигнуть совершенства в художественном исполнении,

необходимо пройти сложный путь формирования качественного певческого

звука.

Лучшие качества детского голоса проявляются в звонкости, полетности,

округлости, что возможно при пении в близкой вокальной позиции и

ощущением резонирования «маски». При наличии этих составляющих можно

говорить о том, что в хоре появился эталон певческого звука — унисон.

Использование вокально-хоровых упражнений поможет активизировать

работу головного (позднее грудного) резонирования у детей младшего

школьного возраста. Включение в работу упражнений, помогающих ощутить

и закрепить вибрационные ощущения, дадут возможность быстрее настроить

голоса

детей

младшего

школьного

возраста

на

правильное

голосообразование, в основе которого лежит резонансная теория пения.

Использование эмоционально-образного метода

поможет добиться

результатов в более короткие сроки.

Младший школьный возраст это определяющий этап в формировании

личности. От того, какой «фундамент» будет заложен в данном возрасте,

зависит все дальнейшее развитие ребенка.

Работа над качеством звука имеет очень важное, даже решающее значение

для

точности

и

чистоты

интонации,

тембральной

слитности

голосов

и

появлению унисона в хоре.

Глава 2

Формирование компонентов певческого звука в унисонном пении у детей

младшего школьного возраста на основе резонансного пения

Вокальная

работа в хоре проводится в соответствии с психофизиологическими

особенностями

детей

разных

возрастных

групп.

Организуя

детский

хор,

руководитель

должен

обязательно

учитывать

эти

особенности,

придерживаться однородности возрастного состава коллектива.

Природные вокальные данные, как исходный уровень обнаруживаются,

прежде всего:

1.

по некоторым признакам речи — высоте, тембру, диапазону.

2.

по спонтанному пению, т.е. импровизированному пению знакомой песни,

которое оценивается по следующим параметрам: озвученное и не озвученное

пение, гибкость и упругость голоса и его тембра, напевность.

У детей склонность к пению мы можем определить не только по звуковым

данным (пропевание песни), но и по результатам чтения стихотворений -

логические

ударения, динамика, выразительное исполнение. В том, как

ребенок передает свои мысли и чувства, через яркость и выразительность

слова мы можем судить о гибкости и податливости его голоса. Анализ

результатов

прочтения

стихотворений

говорит

об

эмоциональной

отзывчивости

ребенка

и

его

большей

или

меньшей

расположенности к

озвученному, качественному пению.

Обучение хористов связанно с необходимостью привить им определенный

комплекс вокально-технических навыков. Звукообразование в певческом

голосе

-

сложный

процесс.

Это

результат

взаимодействия

дыхания

(энергетической системы) с голосовыми связками (источниками звука) и

резонаторами

(системой,

преобразующей

звук).

В

пении

все

части

голосового аппарата должны работать согласованно.

Сначала мы определили эталон певческого звука — звонкость, полетность,

округлость, объемность, вибратность.

В работе с детьми младшего школьного возраста мы можем добиться

звонкости, полетности и округлости. Звонкость и полетность появятся за

счет работы головных резонаторов. Эти качества нужны для того, чтобы

голос

был слышен.

Округлость

за

счет

единой

манеры

ротоглоточного

рупора

и

единообразия

в

формировании

гласных.

Оно

нам

нужно

для

академической манеры исполнения.

При наличии этих трех составляющих (звонкость, полетность, округлость)

мы

сможем выстроить унисон в младшем хоре. Он и будет эталоном

певческого звука в младшем хоре.

Дети младшего возраста чутко реагируют на образную характеристику

звука и сами способны анализировать звучание своего голоса.

Воспитание сознательного отношения певцов к звучанию голоса

происходит на всех уровнях певческого развития, но наиболее благодатной

почвой для этого является именно начальный этап обучения, т. к. методы

работы здесь более индивидуализированы.

Можно

ли

научить

юных

хоровых

певцов

воздействию

на

голосообразование при помощи внутренних резонаторных ощущений?

Ответ на этот вопрос мы находим у Сафоновой В.И.: «Да, можно. В своей

практике

я

пользовалась

сравнением

резонаторов

со

своеобразными

микрофончиками,

данными

нам

природой.

Певцам

объясняла,

что

если

звук «попадает» в микрофончик, он становится ярче и красивее. Предлагала

им анализировать сопутствующие тому собственные внутренние ощущения и

запоминать те из них, которые сопровождали лучшее звучание. Этот

метод

позволяет сохранять правильную вокальную позицию... Конечно, от природы

резонаторная чувствительность у разных певцов неодинакова. Однако ее

можно развить с помощью специальных упражнений. Каждое упражнение

обязательно исполняется с определенным эмоциональным подтекстом.

Практика свидетельствует, что в хоровой работе чрезвычайно плодотворно

обращение к эмоциям, особенно в работе с детьми».

На эти ощущения мы и будем опираться в своей работе с детьми младшего

школьного возраста в первой группе.

Для воспитания навыка использования ощущения звука с позиции

резонаторов применяются сонорные согласные звуки «М», «Н», «Л», «Р».

Они имеют преимущества для воспитания голоса. При произнесении

сонорных

согласных

звуков

объем

глоточных

резонаторов

сужен,

увеличивается громкость звука, создаются вибрационные ощущения. Они

являются сигналом правильного использования звука с позиции резонаторов.

Вибрации,

вызываемые

сонорными

звуками, раздражают нервные

окончания, что влияет на дыхание, кровоснабжение, усиливает деятельность

не только полости лицевого костяка, но и органов грудной клетки. Отсюда

увеличивается звонкость, красота и полетность голоса. При произнесении

сонорных согласных отдельно и в сочетании с гласными следует следить за

ощущением вибрации в резонаторном пространстве.

Ощущать вибрацию можно при помощи слуха, внутреннего вибрационного

ощущения, при помощи осязания; для ощущения головного резонирования

прикладывая руку к темени, к лицевому костяку, затылку. Для ощущения

грудного резонирования — положив руку на грудь.

Использование сонорных согласных М-Н-Л-Р на первых этапах воспитания

речевого голоса является залогом правильной дальнейшей работы по

формированию качественного певческого звука.

Азами голосовой тренировки является правильная легкая

имитация «мычания» (М-М-М) или «нычания» (Н-Н-Н). При правильном

образовании звука ребенок почувствует вибрацию в области носозубного

резонатора, щекотание на губах. В качестве дополнительной стимуляции мы

рекомендуем детям проводить точечный массаж.

1.

Произнести

протяжно

М-М-М,

одновременно

легко

постукивая

кончиками пальцев по ноздрям. Повторить 5-6 раз.

2.

Произнести

протяжно

М-М-М,

одновременно

проделать

небольшой

точечный массаж около ноздрей. Повторить 5-6 раз.

З. Произнести протяжно М-М-М Н-Н-Н, одновременно кончиками пальцев

легко постукивая по всему лицу.

4.

«Вырасти большим». Исходное положение стоя, ноги вместе. Поднять

руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох. На выдохе

опустить руки, протяжно признося З-М-М-М. повторить 3 раза.

5.

Протяжно произнеси ЗМММММ или ГМММММ, постукивая кончиками

пальцев в области носа (от ноздрей вверх), вокруг глаз и опять к ноздрям.

Первая трудность, с которой сталкиваются дети при обучении пению в

хоре, это переход от речи к пению. Поэтому на начальном этапе обучения

полезно применять пение в верхнем регистре, которое резко отличается от

речевой манеры звукообразования. Нужно объяснить детям, что при пении

не так, как в обычной речи, открывается рот, иное положение занимает язык,

слегка поднято мягкое небо.

Все

эти

советы

помогают

создать

более

оптимальную

конфигурацию

ротоглоточного

резонатора.

Критерием

при

этом всегда является качество певческого звука.

Большое место в системе вокально-хоровой работы с детьми занимают

вокально-хоровые

упражнения

это

многократно

повторяемые

специально

организованные вокальные действия. Основная их цель заключается в

выработке

специальных

певческих

навыков.

Пение

упражнений

служит

своеобразной

настройкой голоса,

помогает

приведению

его в

рабочее

состояние.

На первоначальном этапе нашей работы мы взяли упражнения на

активизацию вибрационных ощущений в области головного резонатора.

На первом этапе нашей работы мы возьмем упражнения, способствующие

усилению резонаторных ощущений в области головы.

Упр. 1: Пение на одном звуке.

У - у (ю-ю, ку-ку)

Упр. 2: Пение по большим секундам вверх и вниз.

Эти упражнения исполняются в средней тесситуре на гласные «У», «Ю»,

слог «КУ» при динамике р и тр. Эмоциональный настрой: петь светло,

безмятежно,

с

радостным

удивлением.

Задача

учащихся

попытаться

контролировать

ровность,

экономность

и

длительность

выдоха.

Цель

упражнения состоит в том, чтобы добиться легкого головного звучания и

зафиксировать вибрационные ощущения в средней части небного свода.

Иотирований гласный «ю» и слог «ку» способствуют активизации этих

ощущений.

Упр. 3: Пение с закрытым ртом на согласные «М», «Н», «ХН» одного и двух

соседних звуков при динамике р. Ощущение радостного удивления и легкой

досады на «хн» - «хныканье» (воздух выходит толчкообразно).

М— м (н-н, хн-хн)

м — м (н-н, хн-хн) Пение закрытым ртом.

Упр. 4: Пение быстро чередующихся соседних звуков, перемежая слоги

«РИ»,

«ЛИ», «Ни» с гласной «Я».

Ри — я — ри — я — ри (ли-я-ли-я-ли, ни-я-ни-я-ни)

Упр .5: Пение быстро чередующихся соседних звуков по ступеням мажорного

трезвучия вверх и возвращение к исходному звуку.

Упражнения исполняются в средней и высокой тесситуре (от ля1 до ми2)

при динамике тр на эмоциональном настрое радости, торжества, восторга.

Упр. 3, 4 5 следует петь более насыщенным звуком, чем в предыдущих

упражнениях, активно

подавая дыхание. Задача хормейстера следить за

единообразием гласных, части твердого неба, а также в полости носа и его

придаточных пазухах. Этому способствуют сонорные согласные «м», «н»,

при которых звуковые волны излучаются через нос и усиливают вибрации в

нем и его придаточных полостях. Сочетание сонорных согласных «р», «л»,

«н» и гласной «и» усиливает резонаторные ощущения в передней части

твердого неба и вызывает интенсивное отзвучивание резонаторов в области

«маски». Яркость ощущений возрастает в высокой тесситуре.

В работе с детьми младшего школьного возраста мы применили метод

активизации резонаторных полостей. Для того чтобы усилить вибрационные

ощущения

в

области

головы,

детям

предлагались

такие

сравнения

как

звучание

голоса

словно

«ручеек»,

«колокольчик»,

«фейерверк».

Дети

анализировали при этом свои ощущения и запоминали те из них, которые

сопровождали лучшее звучание. Этот метод помогал сохранять правильную

вокальную позицию.

Все упражнения рекомендуется исполнять с чередованием штрихов legato

и staccato.

Практика свидетельствует, что в хоровой работе с детьми чрезвычайно

плодотворно обращение к эмоциям. Стоит попросить их спеть «радостно»

или «гневно», «похныкать» и т.д., и в звуке изменится многое.

Упр.6 пение с первой на третью ступень мажора и возвращение к исходному

звуку на согласный «м» и слоги» ми», «ре», «да». Динамика mр и mf . Атака

мягкая. Штрих Legato. Эмоциональный настрой: петь спокойно и уверенно.

Необходимо соблюдать ровность звучания, следить за активной, но мягкой

подачей дыхания. Цель упражнения — ощутить вибрацию в полости носа и

его придаточных пазухах.

Слоги «ми», «да» способствуют усилению

вибрационных эщущений в «маске» и передней части твердого неба.

Упр. 7 Пение верхнего тетрахорда мажорной гаммы вниз, с возвращением к

исходному звуку. Исполнять на слоги — «тра — ля — ля». Мягкая атака,

штрих marcato. Эмоциональный настрой: петь следует радостно и бодро, звук

яркий

и

полный,

дыхание

подавать

активно.

Цель

упражнения

единообразие звучания и вибрационные ощущения в области твердого неба.

Активизации этих ощущений способствует слог «тра», при произнесении

которого кончик языка смыкается и вибрирует у альвеол верхних зубов. Слог

«ля» помогает сохранить эти ощущения.

Упр 8. Пение мажорной гаммы сверху вниз Legato с названием нот и поп

Legato на слоги «ри — ро - ра» («ми-мо-ма»). При пении поп Legato каждый

слог следует атакировать с помощью быстрого сокращения и последующим

расслаблением мышц живота. Диапазон - реп — фа2. эмоциональный

настрой - петь уверенно, настойчиво и бодро.

Ри, ро, ра (ми,мо,ма)

Упражнения, способствующие усилению резонаторных ощущений в области

груди (для появления объемности в звуке).

Протянуть сочетания звуков: ДАЛПЛ, ЗТЛЛЛ БМММ ВМОЛЛ, проделать

вибрационный массаж грудной клетки (кончиками пальцев постукивать во

время произнесения звуков).

Упр. 1 Пение одного звука на слоги «ми-мэ-ма-мо-мо». Штрихи legato и поп

legato. Исполняется спокойно, величаво.

Ми — мэ — ма — мо — мо

Упр.2 Пение одного и двух соседних звуков слоги те же, поп legato.

Сначала исполнять отдельно каждый звук, затем объединить legato по два

звука.

Упр.З Пение мажорного трезвучия вверх и вниз на слоги «ми-а». Штрих

поп legato. Следует объединить legato по два звука.

Ми — а - ми — а — ми

Упр.2 и З исполняются с досадой, с ощущением «стона», драматически.

Дыхание необходимо «подавать» очень активно. При пении поп legato

каждый слог атакировать

с

помощью

быстрого

сокращения

мышц

низа

живота и последующим их расслаблением. Упражнения поются в средней и

низкой тесситуре (фа1 — си-ля м). Динамика mf-f.

Цель упражнений выработать насыщенное звучание и зафиксировать

вибрационные ощущения в области груди. В работе с детьми младшего

школьного возраста над упражнениями на развитие грудного резонирования

могут возникнуть сложности. Поэтому целесообразнее сначала проговорить

эти упражнения в низкой тесситуре, а затем попробовать их спеть.

Для концентрации внимания и активизации вибрационных ощущений мы

использовали следующие вспомогательные приемы:

Во время пения прикасаться к резонаторам, чтобы ощущать их вибрацию -

этот

прием

помогает

концентрировать

внимание

на

необходимых

ощущениях.

После проведения упражнений, активизирующих у детей вибрационные

ощущения

и

позволяющих

почувствовать

головное

резонирование

дальнейшая работа продолжалась на произведениях из репертуара младшего

хора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многогранна и ответственна деятельность руководителя детского хора,

взявшего на себя благородный труд не только научить детей петь, но и

способствовать

воспитанию

молодого

поколения

средствами

хорового

искусства.

Хоровое пение одно из могучих средств формирования личности

учащихся, развития их творческих способностей и музыкального вкуса -

требует

высокого

художественного

уровня

исполнения.

Художественное

исполнение

зависит

от

воспитания

способности

тонкого

переживания,

живого

восприятия

окружающей

действительности,

осмысления

художественных

образов

произведения,

умелого

использования

средств

музыкальной выразительности.

Навыки пения приобретаются постепенно и последовательно в процессе

коллективного обучения, где на качество пения каждого учащегося, на

развитие

его

голоса

должно

быть

обращено

большое

внимание.

Руководитель детского хора должен знать особенности развития певческого

голоса

ребёнка,

те

требования,

которые

можно

к

нему

предъявлять

в

процессе

обучения,

и

твёрдо

соблюдать

условия,

необходимые

для

нормального развития детского голоса.

В вокальной работе с хором дирижер должен всегда слышать внутренним

ухом тот эталон хорового звучания, к которому он, в конечном счете, хочет

прийти. Он должен знать, как этого добиться в перспективе и что можно

требовать от хора сегодня, на данной репетиции. Попытки добиться во что

бы то ни стало всего на одном уроке заранее обречены на неудачу, так как

перед певцами неизбежно ставят

непосильные задачи.

Постепенность,

движение от простого к сложному должны стать основными принципами в

работе над качественным певческим звуком в хоре.

Вокальная работа в детском хоре, помимо художественных задач, должна

быть направлена на формирование певческого звука детей. Наибольший

результат дает работа с таким детским хором, который развивается в ходе

регулярных занятий, на протяжении многих лет, охватывая все периоды

роста детей, начиная с младшего возраста и кончая старшей возрастной

группой.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие

ребёнка

с

раннего

возраста

должны

быть

неразрывны,

дополнять

одно

другое,

постоянно

совершенствоваться.

Сложность

работы

с

хором

заключается в том, что это не только единый творческий коллектив с общими

чувствами и звучанием, но и содружество индивидуальностей с различными

музыкальными и вокальными данными.

Педагог-хормейстер постоянно решает две взаимосвязанные задачи:

создаёт музыкальный коллектив со всеми присущими ему техническими

качествами и учит

каждого

его

участника

владеть

своим

инструментом

певческим голосом. И резонансная теория пения не только объясняет, но и

указывает пути достижения вокального совершенства.

Литература

1.

Асеев ВГ. Возрастная психология. Иркутск: Ш*ПУ, 1989.

2.

Багадуров

В.А.

Вокальное

воспитание

детей.

М.:

Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1953, 95 с.

З. Беркман Л. Т., Грищенко КС. Музыкальное развитие учащихся в

процессе обучения пению. М.: издательство академии педагогических наук,

1961, С. 3-46.

4.

Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе.

- М.: Музыка, 197, 34 с.

5.

Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре.

- М.: Музыка, 1987, 89 с.

6.

Козлянинова И.П., Чарели ЭМ. Тайны нашего голоса. Екатеринбург:

1992 — 211 с.

7.

Малюков

А.Н.

психология

переживания

и

художественное

развитие

личности. — Дубна: Феникс, 1999. 397с.

8.

Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми.// Музыкальное

воспитание в школе, вып. 13, сост. Апраксина О.А.

М.: Музыка, 1978 - С. 28-37.

9.

Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М-л.: Музыка, 1965.

10.

Морозов В.П. Искусство резонансного пения. — М.,2002 - 496с.

11.

Мухина ВС. Возрастная психология. — М.: Academia, 1997.

12.

Мухин В.

Вокальная

работа

в

хоре.//

Развитие

детского

голоса,

ред. Шацкой В.— М.: Академия педагогических наук, 1963, С. 154-167.

13.

0сеннева М.С., СамаринВ.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским

вокально-хоровым коллективом. — М.: Academia, 1999. - 217с.

14.

Психология музыкальной деятельности./Под редакцией Г.М. Цыпина -

М.: Academia, 2003. -С. 76-82, 168-173

15.

Романовский НВ. Хоровой словарь. — Л.: Музыка, 1972, 80 с.

16.

Работа

с

детским

хором,

сборник

статей.

М.:

Музыка,

1981.

17

Сафонова

В.И.Особенности

вокальной

работы

в

хоре

(активизация

резонаторной

системы

певца

хора)

НТеория

и

практика

хорового

исполнительства.

Певческое

развитие

ребенка:

Научно-методические

материалы

по

итогам

Всероссийской

научно-практической конференции

„Теория и практика хорового исполнительства, певческое развитие ребенка„.

— М., 1999, С.60-66

18.

Струве Г.А. Школьный хор. — М.: Просвещение, 1981. 190 с.

19.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.:

Прометей. — 1992. 269 с.

20.

Стулова Г.П. Хоровой класс. — М.: Просвещение, 1988. — 125 с.

21.

Тевлина

ВК.

Вокально-хоровая

работа

//Музыкальное

воспитание

в

школе, вып. 15, сост. Апраксина. — М.: Музыка, 1982, - С. 43 - 77

22.

Теория

и

практика

хорового

исполнительства.

Певческое

развитие

ребенка (составитель Калиш ИВ.) — М.: 1999.

23.

Халабузарь

П.В.,

Попов

ВС.,

Добровольская

Н.Н.

Методика

музыкального воспитания — М.: Музыка, 1990, С.54 — 117.

24.

Шамина Л. работа с самодеятельным коллективом. — М.: Музыка, 1985,

с 80 - 90.



В раздел образования