Напоминание

"Мастер гармоний"


Автор: Ольга Васильевна Раченко
Должность: преподаватель истории искусства
Учебное заведение: МАУ ДО "ТДХШ им.С.И.Блонской"
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "Мастер гармоний"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мастер гармоний

Николай Ливада, известный таганрогский художник,

человек необычайно широких творческих интересов. Мы знаем

его, прежде всего, как сценографа. Им разработано множество

эскизов к различным постановкам. Специфика театральной работы

способствовала сложению неповторимого пластического языка, в

основу которого легли графическая заострённость и живописный

лаконизм. Активная работа с цветом способствовала тому, что

одновременно со становлением Ливады, как театрального

художника, он формировался и как живописец, глубоко

понимающим специфику станкового искусства. Художник много

экспонировал свои произведения, будучи участником различных

выставок. Его почерк всегда узнаваем эффектным цветовым

решением, яркой образностью, некоторой театральностью и

неизменным изяществом. Живопись соединяет в себе

непосредственность переживания и цельность декоративной

формы. Подобно режиссёру, он создавал свои «картины-

спектакли», оставаясь, всегда подчеркнуто элегантным и

современным.

Пейзаж всегда занимал в творчестве Ливады значительное

место и как чистый жанр и, как важный элемент тематических

композиций. С пейзажем связаны многие живописные завоевания

художника последних лет.

Почему же именно этот жанр так привлек мастера, по плечу

которого создание сложных сюжетных композиций? Возможно,

объяснение этому можно найти в том, что пейзаж способствует

самовыражению автора, несет в себе большие выразительные

возможности для раскрытия понятий философского звучания. Как и

многие известные мастера нашего времени, черпающие

вдохновение у природы, Ливада ищет перемены, которые вносит

время в нашу жизнь. Он воспринимает город как живой сложный

организм, в котором переплетаются прошлое и настоящее.

Скрытый занавесом времен, Таганрог не торопится открывать свои

тайны. И только пристальный взгляд художника способен увидеть

его поэзию, уловить в его глазах грусть и потаенную радость –

залог грядущих обновлений. Современность в понимании

художника проявляется в динамике форм и ритмов, остроте в

подаче традиционных мотивов. Поэтому работе над композицией

художник придает особое значение. Одним из любимых приемов

является использование высокой или низкой линии горизонта,

разномасштабности изобразительных элементов. Все

случайное, мимолетное, несущественное безжалостно

отбрасывается. Первоначальный замысел, намеченный в эскизах, во

время работы претерпевает, порой, значительные изменения.

Достигнутая композиционная завершенность сообщает пейзажам

картинность. Точный выбор цветового строя во многом определяет

замысел произведения. Художник скуп в выборе изобразительных

средств, отдавая предпочтение цветовому пятну, большим тоновым

отношениям. Импульсивный мазок делает акцент на значимых

элементах картины. Нанося последовательно красочные слои,

художник достигает определенного, достаточно условного

пространственного решения, исключающего передачу

иллюзорности. Артистизм художника проявился в умении

соединить эмоциональность с цельностью живописного языка. У

каждого произведения своя история создания. Одни полотна

пишутся по памяти. Она удерживает многочисленные детали,

придающие пейзажам конкретность и узнаваемость. Другие

создаются на основе натурного материала – этюдов, зарисовок. Но

одно остается постоянным: полученные впечатления живописец

соотносит с собственными задачами и видением проблемы. Он

уходит от литературности и стремится найти художественные

средства, способные передать образ города величавым и

спокойным. Таганрог Н.Ливады отдыхает от каждодневной суеты,

вдыхая чистый утренний воздух, любуясь красотой заката.

Главными героями пейзажа являются улицы, дома,

деревья. Их благородные формы сообщают произведениям

поэтическую приподнятость. Погруженная в сложную гамму

цветовых переходов, архитектура, лишается графической чёткости,

но не утрачивает конструктивности. Нередко пейзажи оживляют

силуэты одиноких человеческих фигур. Они стаффажны и их

присутствие объясняется чисто композиционными задачами.

Иногда группы фигур образуют уличные сценки, и пейзажи

приобретают жанровый характер. ( «Городской пейзаж»; «Теплая

зима»; «Зимнее утро»; «Сумерки»; «Казачий рынок» .2009) Трудно

сказать какому времени года отдаёт предпочтение живописец. Его

увлекает тёплая снежная зима, пленяют нежными красками весна и

осень, очаровывает многоцветием лето. Условная обобщённость

ранних работ сменяется в поздних пейзажах более тонкой цветовой

проработкой. Привычная сдержанность, оправданная

сосредоточенной вдумчивостью, обогащается всплесками сильного

глубокого чувства. (« Летний день»; «Утро».2009) Если в

изображении города заметно доминируют зимние мотивы, то в

живописи окрестностей преобладает весна. Оказавшись на окраине

города, Ливада – урбанист превращается в почти сентиментального

лирика. Пейзажи согреты теплым чувством детских воспоминаний,

когда всё до боли знакомо: цветущие сады, дикий кустарник,

рыбацкие лодки, пасущиеся козы. Неожиданные цветовые

сочетания точно передают состояние природы. Несколько

высветленная цветовая гамма не лишает их звучности и сообщает

романтическую взволнованность. Подолгу наблюдая за природой,

художник в случайности видит закономерность, в сюиминутности

угадывает вечность. Его беседы с травами, цветами, деревьями

искренни и доверительны. Следуя великому мастеру, художник

может сказать: «Только цветущая слива знает меня». («Весна на

Миусе»; «Весна»; «Покровское»; «Весенний пейзаж».2008)

Не будучи маринистом, Ливада делает замечательные

находки в передаче воды. Все та же неожиданная точка зрения

вносит свежесть и новизну в изображении Азовского моря.

Особенно пленителен пейзаж с чайкой. Не отрываясь от изящного

силуэта птицы, покачивающейся на волнах, художник, словно

задает себе вопрос:

« Чего у воды хочу я,

Чего не хочу найти…»

Рядом с реалистическими образами пейзажи населяют образы-

символы. Мы можем увидеть летящих рыб-комет. («Богудония».

2009) Они рассекают вечернее небо, стремительно проносясь над

городом. Их огненные тела рождают восторженные и тревожные

ассоциации. Символика рыбы в искусстве сложна и многогранна. У

многих культур она символизирует плодородие, удачу,

материнство, молчание, известна она как христианский символ. В

творчестве Ливады этот образ имеет глубинный смысл. Рыба

встречается не только в его пейзажах, но и в многочисленных

композициях символического характера. В экспозицию выставки

включены работы, связанные с пейзажным жанром

опосредованно. Эти картины несут на себе печать личных

переживаний.. Художник погружается в атмосферу воспоминаний

и в его сознании всплывают милые сердцу места, близкие люди.

Связь с ними никогда не прерывалась и с годами становится еще

сильнее. Они живут в его памяти, сердце и вот теперь, облеченные

в зримые формы, существуют в пространстве картины. Невесомые

светлые силуэты фигур обитают в некой пространственной

среде .Едва намеченные пейзажи - островки памяти, вносят в

бессюжетную композицию конкретность и событийную

достоверность. Вертикали фигур объединяет рыба – корабль

жизни, вбирающая в себя земное и небесное. Размышляя о вечном,

художник силой своего чувства разрушает границы между жизнью

и смертью. ( «Ноев ковчег»2008)

Пейзаж нередко присутствует в качестве фона в

натюрмортах Ливады. Мотив открытого окна, часто используемый

живописцем, вносит в натюрморт много света. Солнечные потоки

преображают предметы - цветы, фрукты, сосуды, сообщая

застывшим формам подвижность. Натюрморты-элегии создают

ностальгические настроения, навевая мысли о чем-то приятном и

бесконечно далеком. (Натюрморт «Весенний» 2008)

Посетители выставки, наверное, могут поймать себя на мысли, что

тот или иной уголок природы им хорошо знаком, однако, таким,

каким его сумел запечатлеть художник, они видят впервые.

Николай Ливада умеет быть неожиданным. Оставаясь верным себе,

он много работает, размышляет. Знакомство с его новыми

работами оставляет приятное чувство общения с подлинным

искусством.

О. Раченко

Н.Ливада. Пейзаж.1990 –е годы



В раздел образования