Автор: Воля Анастасия Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №43 г. Ставрополя им. Героя РФ В.Д.Нужного
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе
Раздел: среднее образование
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время существуют множество подходов в организации
процессов обучения и воспитания учащихся. Учителя, стремясь повысить
качество обучения, в своей практике используют различные педагогические
технологии. В своей работе я стараюсь использовать различные методы,
чтобы заинтересовать учащихся, повысить мотивацию, включить их в
процесс
обучения.
Но
отдаю
предпочтение
проектной
деятельности
учащихся. Уже несколько лет я осуществляю проектную деятельность в
своей работе, это позволяет мне сделать вывод о том, что у учеников в
процессе обучения развивается умение извлечь и понять информацию,
выделить главную мысль, а также обобщить данные. Проектная деятельность
дает возможность ученикам глубже изучить определенную тему, значительно
расширить их кругозор, учит общению.
Метод проектов хорошо вписывается в учебный процесс, не затрагивая
содержания обучения. Он позволяет учащимся работать индивидуально, в
паре или группе, анализировать итоги своей деятельности. Данный метод
позволяет
развивать
одновременно
все
четыре
основные
умения:
аудирование, говорение, письмо и чтение[1].
Е.С. Полат выделяет следующие умения, способствующие успешному
овладению проектной деятельностью [3]:
интеллектуальные - умение работать с информацией, с текстом
(выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте),
анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение
работать с разнообразными справочными материалами);
творческие - умение генерировать идеи, для чего требуются
знания в различных областях; умение находить не один, а несколько
вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или
иного решения;
коммуникативные - умение вести дискуссию, слушать и слышать
своего
собеседника,
отстаивать
свою
точку
зрения,
подкреплённую
аргументами;
умение
находить
компромисс
с
собеседником;
умение
лаконично излагать свою мысль.
Во время выполнения проектов, ученики получают возможность
выразить свои идеи в удобной для них форме. Это может быть изготовление
презентаций,
плакатов,
книг,
коллажей,
альбомов
с
последующим
оформлением и т.д. В процессе проектной деятельности на ученика
возлагается
ответственность
за
обучение.
Главное,
что
ребёнок
самостоятельно определяет содержание, форму, ход и презентацию своего
проекта.
Проекты различаются по длительности (некоторые занимают весь урок,
некоторые-часть). Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, а
некоторые – на уроке в классе при помощи учителя.
Проектная деятельность включает в себя несколько этапов [3]:
1. Подготовка к проекту.
Выбор темы проекта, формулировка проблемы, учитель предлагает
учащимся идею, и она обсуждается с учениками. Обязательно принимаются
во внимание индивидуальные способности, интересы, желания и опыт
каждого ученика.
2. Организация участников проекта.
Формируются группы учащихся, перед каждым ставится своя задача,
все
обязанности
распределяются
между
учениками,
учитывая
их
индивидуальные способности. Каждый должен четко понимать свою роль в
проекте, цели, задачи. Должен быть составлен четкий план действий.
3. Выполнение проекта.
Происходит поиск и сбор необходимой информации, ее обсуждение,
выбор способов реализации проекта, оформление (конечный результат –
плакаты, поделки, альбомы, чертежи, презентации и др.). Главное – создать
ситуацию «успеха» на уроке, нельзя подавлять инициативу учеников,
необходимо относиться с уважением к их идеям.
4. Презентация проекта.
Весь
отработанный,
оформленный
материал
надо
представить
одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики
обучения важны способы выполнения и представления проекта. Проекты
могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя
выставку, единый альбом, коллаж, либо это индивидуальные работы каждого
учащегося.
5. Подведение итогов проектной работы.
Учащиеся анализируют свою деятельность, дают ей оценку.
Количество этапов от принятия идеи проекта до его презентации
зависит от его сложности.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, выделяют
следующие виды проектов в области изучения иностранного языка [3]:
1)
Конструктивно-практические
проекты
(дневник
наблюдений,
создание игры и её описание).
2)
Игровые – ролевые проекты (разыгрывание фрагментов урока в
школе
(программы
практики
устной
речи,
грамматики,
фонетики),
драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы
страны изучаемого языка).
3)
Информативно-исследовательские проекты («Изучение какой-
либо страны», «Изучение образовательной системы в разных странах»,
«Изучение правил поведения в разных местах», «Путеводитель по стране
изучаемого языка»).
4)
Сценарные проекты (сценарий внеклассного мероприятия для
школы или класса).
5)
Творческие работы (свободное сочинение, литературный перевод
произведения на родной язык).
6)
Издательские проекты (плакаты, газеты, материалы для стендов).
Проекты предполагают активизацию всех учащихся: они должны
писать, вырезать, наклеивать, искать информацию в справочниках и
интернете, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и
т.д. Ученики с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в
проектной деятельности в соответствии с их возможностями. Например,
ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может
прекрасно находить и систематизировать информацию, рисовать, работать с
компьютером и создавать презентации в различных программах.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в
школу с различным социальным опытом, разным уровнем готовности к
обучению.
Начальное
образование
помогает
реализовать
способности
каждого
ребенка
и
создает
условия
для
индивидуального
развития.
Проектная деятельность привлекает учеников своей новизной, возможностью
проявить себя в различной деятельности, а также разными способами
представления
материала.
Постепенно
ученик
приобретает
опыт,
знакомиться с этапами выполнения проектов, включается в собственный
исследовательский опыт.
Целесообразно использовать данный метод с
постепенного внедрения элементов проектной деятельности и поэтапного
ознакомления с ней, от развития навыков презентации до реализации
долгосрочных проектов [2].
В начальной школе мои учащиеся в основном выполняют мини-
проекты: составляют тематические проекты, плакаты, коллажи, альбомы и
открытки. Во 2 классе это небольшие элементы проектной деятельности,
занимающие 3-5 минут урока, а к 4 классу задания постепенно усложняются.
На данном этапе обучения необходимо развивать творческие способности,
уметь фантазировать и логически строить предложения. В своей работе я
предлагаю детям выполнить проекты по темам, которые мы проходим в
течении всего года. Так, во 2 классе дети выполняют проекты по темам:
«Алфавит», «Моя семья», «Мои увлечения», «Мой дом», «Здоровье и еда»,
«Континенты», «Страны и города». В 3 классе предусмотрены такие
проектные работы, как «Что я люблю /умею», «Мой день рождения», «Мир
профессий»,
«Времена года и погода». В 4 классе дети выполняют
следующие проектные задания: «Мое семейное древо», «Мой день», «Моя
комната», «Моя классная комната», «Наши любимые блюда», «Любимое
время года», «Выходные моей семьи».
Но, помимо запланированной проектной деятельности по КТП, я
провожу мини-проекты на обобщающих уроках, уроках систематизации и
актуализации знаний, по темам «Я вижу…», «Мебель» и т.д. Мы можем
включить в проект пройденную лексику и грамматические конструкции.
Например, во 2 классе на обобщающем уроке ученикам предлагается сделать
плакат и разместить в лесу все предметы, необходимые Билли для кемпинга.
Look! It`s Billy. He is in the wood. Посмотрите, это Билли. Он в лесу. Но он
забыл все свои вещи, давайте ему поможем! Вы должны разместить картинку
на то место, где найдете соответствующее слово! Let`s check! Давайте
сравним правильный вариант с вашим. Все у вас правильно получилось,
ребята? And now, please, describe the picture. What can you see? Опишите
картинку, что вы на ней можете увидеть? I can see… Или в 4 классе,
ученикам предлагается составить план комнаты, расставить в помещении
мебель, согласно инструкции. Сейчас мы будем работать в группах, вы
получите макеты гостиных и вам необходимо расставить мебель по заданной
инструкции – There is a table in the middle of the room. There is a lamp in the left
corner of the room. Вы можете взять мебель на столе и приклеить ее в нужное
место.
Работая над проектом, мы можем столкнуться с рядом трудностей.
Часто ученики не готовы или не способны осуществить проектную
деятельность: вести поиск и отбор материала, обсудить организационные
вопросы, выбрать форму и конечный результат работы, излагать ход своих
мыслей без языковых трудностей и т.д. Исходя из этого, перед разработкой
проекта, на подготовительном этапе необходимо повторение и обобщение
лексического
и
грамматического
материала.
Проекты
целесообразно
проводить на заключительном этапе работы над темой, когда учителем
созданы условия для свободной работы с речевым и языковым материалом.
Вся деятельность должна отслеживаться и контролироваться учителем, ведь
от этого зависит успешность всей работы.
Используя в своей работе проектную деятельность, я пришла к
следующему
выводу:
данный
метод
эффективен
при
повторении,
закреплении и обобщении учебного материала. Положительным моментом
является повышение мотивационной сферы учащегося. Выполняемый проект
должен увлекать учеников, вызывать у них энтузиазм. Происходит развитие
самостоятельности, ребенок учится работать индивидуально, в паре или
группе, учится планировать, выполнять, анализировать и оценивать свою
деятельность. Совершенствуются умения письменной и устной речи,
коммуникативные навыки и навыки работы с компьютерными программами,
происходит
расширение
кругозора
ребенка.
Все
это
доказывает
целесообразность
использования
проектной
деятельности
на
уроках
английского языка в начальной школе [4].
Список литературы:
1.
Борисова
Н.В.
Образовательные
технологии
как
объект
педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.
2.
Никишина
И.В.
Инновационная
деятельность
современного
педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград:
Учитель, 2007.
3.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка; 2007.
4.
Сергеев
И.С.
Как
организовать
проектную
деятельность
учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных
учреждений. – М., 2008.